- Преподавателю
- Математика
- Статья на тему: Нестандартные уроки в практике изучения математики
Статья на тему: Нестандартные уроки в практике изучения математики
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Пыхтунова Т.А. |
Дата | 12.02.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Нестандартные уроки в практике изучения математики
В современных условиях стремительного развития школьного образования, каждый учитель должен работать творчески. Это значит, проводить уроки разнообразно и увлекательно. С помощью нетрадиционных уроков можно решить проблему дифференциации обучения, организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся, формирования интереса к предмету.
Нетрадиционный урок - одна из форм организации обучения и воспитания школьников. Эффективность нетрадиционных форм обучения и развития хорошо известна. Такие занятия приближают школьное обучение к реальной действительности. Многие учителя ищут разные способы «оживления» урока, привлечения учащихся к активной работе, разнообразию форм объяснения нового материала. Разумеется, ни в коем случае нельзя отказываться от традиционного урока, как основной формы обучения и воспитания детей. Но придать уроку оригинальность полезно для активизации мыслительной деятельности учащихся. Это не замена старых уроков, а их дополнение и переработка, внесение разнообразия, которое повышает интерес, способствуя совершенствованию учебного процесса. На таких уроках ученики увлечены, их работоспособность повышается, результативность урока возрастает.
Урок - сказка - одна из форм творческой деятельности учащихся на уроке. На тех уроках, где находится место сказке, всегда царит хорошее настроение, а это залог продуктивной работы. Сказка дает простор юмору, фантазии, творчеству на уроке, а главное учит детей быть добрыми и справедливыми.
Уроки - сказки, как правило, находят свое применение в 1 - 6 классах и при изучении математики их можно использовать следующим образом. Герои сказки испытывают трудности. Дети пытаются им помочь. Школьники вместе со сказочными персонажами отправляются в путь, преодолевая самые неожиданные препятствия: выполняют различные математические задания, отгадывают загадки, вспоминают пословицы и др.
Преодоление препятствий вместе со сказочными героями придает обучению яркую эмоциональную окраску, что способствует повышению усвоения материала, как математического, так и литературного.
Рассмотрим сюжетный урок математики в 5 классе на тему «Решение уравнений», целью которого является систематизация знаний по теме, отработка навыков решения уравнений, подготовка к контрольной работе.
В начале урока класс делится на три отряда: каждый ряд - это отряд дружины Ивана - царевича, в каждом отряде выбирается воевода - их военачальник.
Учитель: - «В некотором царстве, в некотором государстве жил - был Иван -царевич. И было у него три сестры. Отец и мать у них умерли. Отдал Иван -царевич сестер своих замуж. Целый год он жил без сестер, и стало ему скучно. Решил Иван - царевич проведать сестриц и отправился в путь. По дороге повстречал он Елену Прекрасную. Они полюбили друг друга. Но злой Кощей Бессмертный похитил Елену. И отправился Иван - царевич выручать любимую из Кощеева плена, а с собой взял дружину верную».
- Сегодня, ребята, мы станем дружиной Ивана - царевича, потому что попали мы в необычное царство - Кощей очень хорошо знал математику и решил с её помощью победить Ивана! Но мы - то на что? Мы поможем Ивану-царевичу!
Итак, отправляемся в путь. Перед дальней дорогой надо размяться и проверить, хорошо ли мы подготовились к битве с всезнающим Кощеем.
- «Чей отряд быстрее справится с заданием? Кто будет лучшим помощником Ивану - царевичу?»
Разминка:
-
Продолжите предложения:
-
Уравнением называется …
-
Корнем уравнения называется ...
-
Ответьте, что значит решить уравнение?
-
Заполните пропуски:
На партах лежат карточки, пропуски в которых учащиеся заполняют поочередно. Количество примеров совпадает с числом учащихся в каждом отряде. Проверка - на доске 3 плаката с заданиями.
, , , ,
, , , .
Выполнив задание, ученик передает карточку следующему, а сам записывает ответ на плакате и т.д. Оценивается правильность и быстрота выполнения задания.
-
Решите уравнения и напомните правила нахождения неизвестной величины:
Задание для воеводы каждого отряда, отвечают устно.
,
,
.
Уравнения вывести на экран. Оценивается правильность и быстрота ответа. Распределяются задания: №1 - I отряду, №2 - II отряду, №3 - III отряду.
Решение уравнений:
Учитель: - «Иван - царевич с дружиной отправился в путь. Вышли они к реке, а там огромный камень закрыл дорогу на мост. На камне написано:
«Реши! Камень сдвинется!»
,
,
.
Для решения данных уравнений по очереди к доске вызываются по одному ученику из каждого отряда. Необходимо обратить внимание учащихся на то, что здесь можно применить свойства сложения и вычитания. Каждый отряд решает свое уравнение. Воевода контролирует решение и называет правильный ответ. Проверка с экрана. Комментарии к решению каждого уравнения дают школьники:
-
Какой компонент находим вначале?
-
Как найти неизвестное в полученном уравнении?
Учитель: - «Перешла дружина через реку. Долго они шли, пока дорога не привела их к избушке Бабы - Яги. Баба - Яга враждовала с Кощеем и согласилась помочь царевичу, но только, если его воины решат уравнения. Выдала она всем по мешку, где перемешаны правильное и неправильное решения уравнения, и сказала: - «Отделите правильное от неправильного!»
На каждую парту раздаётся конверт, в котором красная карточка с уравнением и белые карточки с правильным и неправильным решением. Оба решения нарезаны по строчкам. Нужно собрать правильное решение. Работа ведётся в парах. Воеводам нужно обойти свой отряд и проверить решение, но в конце провести проверку на экране.
Задание, которое выдаётся в конверте (предварительно разрезать по линиям):
Учитель: - Баба - Яга ещё хочет проверить ваши знания. Хочет она, чтобы вы решили уравнения.
Уравнения записаны на доске. Воевода назначает дружинника для решения. Остальные члены отряда решают в тетрадях. В конце сверяют решения, если надо исправляют ошибки.
- I отряд
- II отряд
- III отряд
Сверяют полученные решения с решением на экране. Учитель подводит итог: обращает внимание на алгоритм решения уравнений.
Учитель:- «Указала Баба - Яга дорогу к дубу. На том дубе сундук висит, а в сундуке смерть Кощеева. Сказала Баба - Яга: «Дойдёте до дуба, а там сами увидите, что делать». Вот приходит Иван с дружиной к дубу. А Кощей - то думал, что только он математику хорошо знает, вот какую защиту для сундука придумал. Если найдётся молодéц, который задачку решит, то сундук с дуба упадёт.
В одном кошеле у Кощея в пять раз больше монет,
чем в другом. А если к ним добавить ещё 100 монет,
то их станет 4000. Сколько монет в каждом кошеле
Сосчитай!»
Решать задачу с помощью уравнения. Решение самостоятельное. Проверка идёт по этапам. Сначала выяснить, что нужно обозначить за . Затем проверить, какое уравнение составили. Следующая проверка после решения задачи: один ученик рассказывает с места решение. (Решение задачи появляется на экране).
Учитель: - «И вот упал сундук с Кощеевой смертью и разбился, и умер Кощей. И спас Иван - царевич Елену Прекрасную, сыграли они свадьбу, проведали сестриц и вернулись домой. Стали жить - поживать и добра наживать».
Учителю необходимо суммировать набранные баллы каждого отряда. По итогам подсчета определяется отряд - победитель, который будет считаться лучшим помощником Ивана - царевича.
Рефлексия. Включаем светофор
Учитель: - Оцените свою работу на уроке. Учащиеся показывают светофор с выбранным ими цветом.
Таким образом, на интересно построенных уроках, к тому же заполненных различной активной деятельностью, учащимся нескучно, они небезразличны к учебе; на это нет времени - все заняты увлекательным и полезным делом.
Список литературы:
-
В.Г. Коваленко «Дидактические игры на уроках математики», Москва «Просвещение» 1990.
-
Зубарева, И.И. Математика. 5 класс: учеб. для учащихся общеобразоват. Учреждений [Текст] / И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович.- 9-е изд. - М.: Мнемозина, 2009. - 270 с.