Статья на тему: Нестандартные уроки в практике изучения математики

Нетрадиционный урок  - одна из форм организации обучения и воспитания школьников. Эффективность нетрадиционных форм обучения и развития хорошо известна. Такие занятия приближают школьное обучение к реальной действительности. Многие учителя ищут разные способы «оживления» урока, привлечения учащихся к активной работе, разнообразию форм объяснения нового материала. Разумеется, ни в коем случае нельзя отказываться от традиционного урока, как основной формы обучения и воспитания детей. Но придать ур...
Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Нестандартные уроки в практике изучения математики

В современных условиях стремительного развития школьного образования, каждый учитель должен работать творчески. Это значит, проводить уроки разнообразно и увлекательно. С помощью нетрадиционных уроков можно решить проблему дифференциации обучения, организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся, формирования интереса к предмету.

Нетрадиционный урок - одна из форм организации обучения и воспитания школьников. Эффективность нетрадиционных форм обучения и развития хорошо известна. Такие занятия приближают школьное обучение к реальной действительности. Многие учителя ищут разные способы «оживления» урока, привлечения учащихся к активной работе, разнообразию форм объяснения нового материала. Разумеется, ни в коем случае нельзя отказываться от традиционного урока, как основной формы обучения и воспитания детей. Но придать уроку оригинальность полезно для активизации мыслительной деятельности учащихся. Это не замена старых уроков, а их дополнение и переработка, внесение разнообразия, которое повышает интерес, способствуя совершенствованию учебного процесса. На таких уроках ученики увлечены, их работоспособность повышается, результативность урока возрастает.

Урок - сказка - одна из форм творческой деятельности учащихся на уроке. На тех уроках, где находится место сказке, всегда царит хорошее настроение, а это залог продуктивной работы. Сказка дает простор юмору, фантазии, творчеству на уроке, а главное учит детей быть добрыми и справедливыми.

Уроки - сказки, как правило, находят свое применение в 1 - 6 классах и при изучении математики их можно использовать следующим образом. Герои сказки испытывают трудности. Дети пытаются им помочь. Школьники вместе со сказочными персонажами отправляются в путь, преодолевая самые неожиданные препятствия: выполняют различные математические задания, отгадывают загадки, вспоминают пословицы и др.

Преодоление препятствий вместе со сказочными героями придает обучению яркую эмоциональную окраску, что способствует повышению усвоения материала, как математического, так и литературного.

Рассмотрим сюжетный урок математики в 5 классе на тему «Решение уравнений», целью которого является систематизация знаний по теме, отработка навыков решения уравнений, подготовка к контрольной работе.

В начале урока класс делится на три отряда: каждый ряд - это отряд дружины Ивана - царевича, в каждом отряде выбирается воевода - их военачальник.

Учитель: - «В некотором царстве, в некотором государстве жил - был Иван -царевич. И было у него три сестры. Отец и мать у них умерли. Отдал Иван -царевич сестер своих замуж. Целый год он жил без сестер, и стало ему скучно. Решил Иван - царевич проведать сестриц и отправился в путь. По дороге повстречал он Елену Прекрасную. Они полюбили друг друга. Но злой Кощей Бессмертный похитил Елену. И отправился Иван - царевич выручать любимую из Кощеева плена, а с собой взял дружину верную».

- Сегодня, ребята, мы станем дружиной Ивана - царевича, потому что попали мы в необычное царство - Кощей очень хорошо знал математику и решил с её помощью победить Ивана! Но мы - то на что? Мы поможем Ивану-царевичу!

Итак, отправляемся в путь. Перед дальней дорогой надо размяться и проверить, хорошо ли мы подготовились к битве с всезнающим Кощеем.

- «Чей отряд быстрее справится с заданием? Кто будет лучшим помощником Ивану - царевичу?»

Разминка:

  1. Продолжите предложения:

  1. Уравнением называется …

  2. Корнем уравнения называется ...

  3. Ответьте, что значит решить уравнение?

  1. Заполните пропуски:

На партах лежат карточки, пропуски в которых учащиеся заполняют поочередно. Количество примеров совпадает с числом учащихся в каждом отряде. Проверка - на доске 3 плаката с заданиями.

Статья на тему: Нестандартные уроки в практике изучения математики, Статья на тему: Нестандартные уроки в практике изучения математики , Статья на тему: Нестандартные уроки в практике изучения математики , Статья на тему: Нестандартные уроки в практике изучения математики ,

Статья на тему: Нестандартные уроки в практике изучения математики, Статья на тему: Нестандартные уроки в практике изучения математики , Статья на тему: Нестандартные уроки в практике изучения математики , Статья на тему: Нестандартные уроки в практике изучения математики .

Выполнив задание, ученик передает карточку следующему, а сам записывает ответ на плакате и т.д. Оценивается правильность и быстрота выполнения задания.

  1. Решите уравнения и напомните правила нахождения неизвестной величины:

Задание для воеводы каждого отряда, отвечают устно.

Статья на тему: Нестандартные уроки в практике изучения математики,

Статья на тему: Нестандартные уроки в практике изучения математики,

Статья на тему: Нестандартные уроки в практике изучения математики.

Уравнения вывести на экран. Оценивается правильность и быстрота ответа. Распределяются задания: №1 - I отряду, №2 - II отряду, №3 - III отряду.

Решение уравнений:

Учитель: - «Иван - царевич с дружиной отправился в путь. Вышли они к реке, а там огромный камень закрыл дорогу на мост. На камне написано:

«Реши! Камень сдвинется!»

Статья на тему: Нестандартные уроки в практике изучения математики,

Статья на тему: Нестандартные уроки в практике изучения математики,

Статья на тему: Нестандартные уроки в практике изучения математики.

Для решения данных уравнений по очереди к доске вызываются по одному ученику из каждого отряда. Необходимо обратить внимание учащихся на то, что здесь можно применить свойства сложения и вычитания. Каждый отряд решает свое уравнение. Воевода контролирует решение и называет правильный ответ. Проверка с экрана. Комментарии к решению каждого уравнения дают школьники:

  1. Какой компонент находим вначале?

  2. Как найти неизвестное в полученном уравнении?

Учитель: - «Перешла дружина через реку. Долго они шли, пока дорога не привела их к избушке Бабы - Яги. Баба - Яга враждовала с Кощеем и согласилась помочь царевичу, но только, если его воины решат уравнения. Выдала она всем по мешку, где перемешаны правильное и неправильное решения уравнения, и сказала: - «Отделите правильное от неправильного!»

На каждую парту раздаётся конверт, в котором красная карточка с уравнением и белые карточки с правильным и неправильным решением. Оба решения нарезаны по строчкам. Нужно собрать правильное решение. Работа ведётся в парах. Воеводам нужно обойти свой отряд и проверить решение, но в конце провести проверку на экране.

Задание, которое выдаётся в конверте (предварительно разрезать по линиям):



Статья на тему: Нестандартные уроки в практике изучения математики

Статья на тему: Нестандартные уроки в практике изучения математики

Статья на тему: Нестандартные уроки в практике изучения математики

Статья на тему: Нестандартные уроки в практике изучения математики

Статья на тему: Нестандартные уроки в практике изучения математики

Статья на тему: Нестандартные уроки в практике изучения математики

Статья на тему: Нестандартные уроки в практике изучения математики

Статья на тему: Нестандартные уроки в практике изучения математики

Статья на тему: Нестандартные уроки в практике изучения математики

Статья на тему: Нестандартные уроки в практике изучения математики

Статья на тему: Нестандартные уроки в практике изучения математики

Статья на тему: Нестандартные уроки в практике изучения математики

Статья на тему: Нестандартные уроки в практике изучения математики

Учитель: - Баба - Яга ещё хочет проверить ваши знания. Хочет она, чтобы вы решили уравнения.

Уравнения записаны на доске. Воевода назначает дружинника для решения. Остальные члены отряда решают в тетрадях. В конце сверяют решения, если надо исправляют ошибки.

Статья на тему: Нестандартные уроки в практике изучения математики - I отряд

Статья на тему: Нестандартные уроки в практике изучения математики - II отряд

Статья на тему: Нестандартные уроки в практике изучения математики - III отряд

Сверяют полученные решения с решением на экране. Учитель подводит итог: обращает внимание на алгоритм решения уравнений.

Учитель:- «Указала Баба - Яга дорогу к дубу. На том дубе сундук висит, а в сундуке смерть Кощеева. Сказала Баба - Яга: «Дойдёте до дуба, а там сами увидите, что делать». Вот приходит Иван с дружиной к дубу. А Кощей - то думал, что только он математику хорошо знает, вот какую защиту для сундука придумал. Если найдётся молодéц, который задачку решит, то сундук с дуба упадёт.

В одном кошеле у Кощея в пять раз больше монет,

чем в другом. А если к ним добавить ещё 100 монет,

то их станет 4000. Сколько монет в каждом кошеле

Сосчитай!»

Решать задачу с помощью уравнения. Решение самостоятельное. Проверка идёт по этапам. Сначала выяснить, что нужно обозначить за Статья на тему: Нестандартные уроки в практике изучения математики . Затем проверить, какое уравнение составили. Следующая проверка после решения задачи: один ученик рассказывает с места решение. (Решение задачи появляется на экране).

Учитель: - «И вот упал сундук с Кощеевой смертью и разбился, и умер Кощей. И спас Иван - царевич Елену Прекрасную, сыграли они свадьбу, проведали сестриц и вернулись домой. Стали жить - поживать и добра наживать».

Учителю необходимо суммировать набранные баллы каждого отряда. По итогам подсчета определяется отряд - победитель, который будет считаться лучшим помощником Ивана - царевича.

Рефлексия. Включаем светофор

Учитель: - Оцените свою работу на уроке. Учащиеся показывают светофор с выбранным ими цветом.

Таким образом, на интересно построенных уроках, к тому же заполненных различной активной деятельностью, учащимся нескучно, они небезразличны к учебе; на это нет времени - все заняты увлекательным и полезным делом.

Список литературы:

  1. В.Г. Коваленко «Дидактические игры на уроках математики», Москва «Просвещение» 1990.

  2. Зубарева, И.И. Математика. 5 класс: учеб. для учащихся общеобразоват. Учреждений [Текст] / И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович.- 9-е изд. - М.: Мнемозина, 2009. - 270 с.

© 2010-2022