- Преподавателю
- Математика
- Вечер занимательной математики
Вечер занимательной математики
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Утешева Ж.Д. |
Дата | 13.02.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Вечер математики ( 7- 8 кл.)
Учитель математики МБОУ «СОШ № 11 МО «Ахтубинский район»
Жумазья Джумабаевна Утешева
Эпиграф
«Математика уступает свои крепости лишь сильным и смелым». А.П. Конфорович
Цели:
-
развитие устойчивого интереса учащихся к математике
-
воспитание высокой культуры математического мышления, чувства коллективизма и умение сочетать индивидуальную работу с коллективной
Форма проведения :
-
вечер
Оформление и оборудование:
проектор, экран, математические газеты, магнитная доска, картина «Трудная задача»,выставка книг «За страницами учебника»
Участники: учащиеся
План вечера
1 Вступление. История возникновения слова «математика».
2. Женщины - математики
3. Старые русские меры и пословицы.
4. Задачи , исторические сведения, притча.
5.Заключение
Ведущий 1: Добрый вечер уважаемые участники и гости. Мы приглашаем Вас на вечер занимательной математики. Познакомимся с биографиями отдельных математиков, историческими сведениями, вам предложим вопросы и задачи.
Ведущий 2: Стихотворение о математике (М . Борзаковский)
Почему торжественность вокруг?
Слышите, как быстро смолкла речь?
Это о царице всех наук
Начинаем мы сегодня вечер.
Ведущий 1 Не случайно ей такой почет.
Это ей дано давать ответы.
Как хороший выполнить расчет
Для постройки здания, ракеты.
Ведущий 2 Есть о математике молва,
Что они в порядок ум приводит,
Потому хорошие слова
Часто говорят о ней в народе.
Ведущий 1 Ты нам, математика, даешь
Для победы трудностей закалку,
Учится с тобою молодежь
Развивать и волю, и смекалку.
Ведущий 2 И за то, что в творческом труде
Выручаешь в трудные моменты,
Мы сегодня искренне тебе
Посылаем гром аплодисментов.
Ведущий 1: Итак, как же возникло слово «математика»? Это слово возникло в Древней Греции примерно в 5 веке до н.э. Происходит оно от слова «матема», что означает «учение» знания, полученные через размышления. Древние греки знали 4 «матема»: учение о числах (арифметика), теория музыки (гармония), учение о фигурах и измерениях (геометрия) и, наконец астрономия и астрология.
В описываемое время среди греческих мыслителей наметилось два направления. Первое из них считало знания своего рода священным писанием, наука по Пифагору - дело тайное, предназначенное только для посвященных. Последователи этого направления назывались акузматиками (акузма-священное изречение)
Ведущий 2: - Второе направление возглавляем древнегреческий ученный Гиппас Метапонский (VI-V в до н.э.). В противовес Пифагору последователи Гиппаса считали, что математика доступна всем, кто способен к продуктивным размышлениям. Они называли себя математиками. В конце концов победило второе направление.
Ведущий 1: О математике и математиках написано немало. Я хочу предложить вам несколько цитат и высказываний о математике. Попрошу ответить - кому же принадлежат эти слова?
Чьи эти слова?
1.«Как и все другие науки математика возникла из практических нужд людей, из измерения площадей земельных участков и вместимости сосудов, из счисления времени и из механики» (Фридрих Энгельс)
2. «Химия - правая рука физики, математика ее глаза» ( М.В. Ломоносов)
3. Перечислите древних математиков. Назовите три фамилии. (Фалес.Архимед.Евклид)
1 ученик Послушайте об ученом-женщине небольшой рассказ
Ведущий 2:
Мы хотим рассказать о замечательной русской женщине-ученом, человеке многогранного таланта -Софье Васильевны Ковалевской - это была выдающейся математик, которая оставила заметный след также в истории русской литературы
15 января 1850 года в семье генерала Василия Васильевича Корвин - Круковского родилась девочка, хотя отец ожидал сына, т,к первой у них была дочь Анюта.
Способности Софии, ей настойчивость и упорство в занятиях математикой радовали отца и было решено, что Софья приступит к занятиям в г.Петербурге. София хотела ехать за границу, но родители не отпускали и тогда она решается на модный в, то время фиктивный брак с Владимиром Онуфриевичем Ковалевским и 15 апреля 1869г. уезжает в Германию в г.Гейдельберг. Вскоре она попадает на занятия к берлинскому профессору математики Вейерштассу, его лекции привлекали слушателей из многих стран мира.
Ведущий 1: Софья Васильевна работала в Швеции -Стокгольме, преподавала высшую математику.
Софья Васильевна была и беспокойной и заботливой матерью - 17 октября 1878г. у них родилась дочь, назвала тоже Софьей.
Имя Софьи Васильевны Ковалевской известно широко, о ней пишут книги, ставят фильмы, перед зданием МГУ есть скульптурное изображение Ковалевской.
Ведущий 2: Перечислю имена женщин - математиков, предшественниц С.В.Ковалевской
Теона Гипатия - гордость Александрии. Гипатия - дочь греческого философа.Гипатия (Ипатия) ( 370 н.э. - 415 н.э.) - математик, астроном, философ. Имя и дела ее достоверно установлены, а потому и считается, что Гипатия - первая в истории человечества женщина-ученый.
Под руководством своего отца, известного математика Теона, она изучила геометрию и астрономию.
Ведущий 1:
Мария Аньези( 1718-1799) - дочь профессора математики Болонского Университета. Яркими математическими способностями и эрудицией обладала итальянка Мария , которая была первой в мире женщиной, занимавшей должность профессора математики в университете, а именно в старейшем Болонском университете.
Ведущий 2:
У Пушкина есть строки Отечество почти я ненавидел
Но вчера Голицыну увидел
И примерен с отчеством моим
Кто же эта женщина? - это Евдокия Ивановна Голицына ( 1780-1850)
Евдокия Ивановна Голицына . Говоря о предшественницах Софьи Ковалевской, было бы несправедливо обойти стороной русских женщин. Об одной из них я и расскажу. Евдокия Ивановна Голицына была дочерью русского сенатора. Современники описывали её как женщину образованную и очень красивую. В доме Евдокии Ивановны часто собиралось избранное общество. У неё бывал А.С. Пушкин и его друзья, И.С. Тургенев и другие. Голицына интересовалась литературой, искусством, философией и математикой. Также она автор книги «Анализ понятия силы» на французском языке.
Вот далеко не полный перечень женщин - математиков
Ведущий 1:
Приступим к следующей части нашего вечера
А какие старые русские меры наиболее распространенные вы знаете?
перст- название указательного пальца - ширина 2 м «двенадцатиперстная кишка» - 24 м.
дюйм - 2,54 см.- ширина большого пальца
вершок - ширина 2-х пальцев руки, указательного и среднего, около 4,4 см.
пядь, пядень - т.к кулак или кисть руки
локоть - колеблется от 38 до 46 см.
Ведущий 2:
Шаг - 71 см. (немного истории)
Сажень - 213 см. или 3 армена
Верста - 500 саженей
Миля - 7 верст или 7,468 км.
Фунт - 409,5г.
Пуд - 16 кг.
Карат - 0,2 г.
Золотник - 4,3 г.
Дюжина - штуки - 12 штук
Ведущий 1:
Если вы внимательно слушали, то постарайтесь ответить на вопросы?
Сколько аршин в пяти саженях (15 аршин)
Сколько пудов в 160 кг.? (10 пудов)
Ведущий 2:
А какие пословицы вам известны, где упоминаются различные меры
-
Один, как перст (человек, не имеющий родных, близких, друзей)
-
От горшка два вершка, а уже указчик.
-
Сидит, ходит, словно аршин проглотил
-
Мал золотник, до дорог
-
Человек узнаешь, когда с ним пуд соли съешь.
Ведущий 1:
Мы хотим вам представить картину Богданова-Бельского «Трудная задача», которая многим известна, но наверное, мало кто вникал в содержание задачи
Устным счетом нужно найти результаты вычисления 102+112 +122+132 +142
365
На рис. изображен профессор Рачинский, покинувший университетскую кафедру, чтобы сделаться рядовым учителем сельской школы.
вопрос Кто же может в уме посчитать и выдать результат?
Объяснение ответ 2
Числа 10,11,12,13,14 обладают любопытной особенностью 102+112 +122=132+142
[ 365 = 365]
Т.к. 100+121+144=365, то легко рассчитать, что значение выражено на картине равно 2.
Ведущий 2:
Учащиеся часто спрашивают: «Почему учителя требуют, чтобы все формулировки мы заучивали наизусть? Прежде , чем дать ответ по существу, расскажу одну старинную историю.
Это произошло в те времена, когда на улицах городов еще не было освящение. Как-то ночью мэр столкнулся с горожанином. Это было неприятно и больно. Тогда мэр отдал приказ, чтобы никто не выходил ночью на улицу без фонаря. Следующей ночью мэр опять столкнулся с тем же горожанином
- вы не читали моего приказа? - спросил мэр сердито
- читал - ответил горожанин. Вот мой фонарь
- но в фонарь у Вас нет ничего
- в приказе об этом же упоминалось
Наутро появился новый при выходе ночью на улицу, вечером мэр опять налетел на того же горожанина
- где фонарь? - закричал мэр
- вот он
- но в нем нет свечи!
- нет, есть. Вот она
- но она не зажжена!
- в приказе ничего не сказано о том, что надо зажигать свечу
- в приказе ничего не сказано о том, что надо записать свечу
И мэру пришлось издать еще один приказ, обязывающий граждан зажигать свечи в фонарях при выходе ночью на улицу.
Теперь, наверное, вам ясно, как следует поступать с формулировками определений, аксиом и теорем, если можете своими словами передать их точный смысл-пожалуйста! Если же нет, то чтобы не уподобляться тому мэру, о котором только что рассказано, следует учить наизусть
Ведущий 1:
Предлагаю старинную задачу.
В одной старой восточной сказке
описывается зверинец султана. В зверинец было
всего 21 животное. Вы видите их на рис. За животными
присматривают три сторожа, которые сидят на стене по
трем углам зверинца .зверинце всего шесть клеток-
загонов, в которых должны быть размещены
животные. Они должны разместиться в клетках так, чтобы каждый из сторожей, глядя направо или налево (каждый сторож может видеть три клетки направо и три клетки налево), имел под своим присмотром одинаковое количество животных. Попробуйте это сделать; при этом необходимо учесть, что в одну клетку разных животных поменять нельзя.
Ведущий 2:
Еще немного истории. Кто такой Литр?
Каждый из нас знает, что литр- это мера объема, равная объему килограмма воды при температуре 40 С. Однако мало кому известно, что термин литр введено в честь француза Клода-Эмиля-Жана-Батиста Литра. Он жил в 18 века и занимался производством винных бутылок. К сожалению, о нем мало что известно. Считается, что Литр - первый из тех, кто стал производились лабораторную посуду, он придумал градуированные цилиндры. В 1763г. Литр предложил измерять объемы жидкости с помощью единицы, которую впоследствии и назвали литром. Это нововведение было официально утверждено уже после смерти автора.
Ведущий 1: Снова приглашаю 2 учащихся решить следующее задание.
Задача. Известно, что
Найдите
Решение
а2+2а*=9 + а2 + =7
а4+2а2*= 49 +
а8 +2а4*= 2209 +
Пока учащиеся работают предлагаю следующую игру
Ведущий 2: Игра на внимание
Приглашаются 10 участников, разделитесь на две команды.
Прикрепили к вам карточки с именами: Юра, Миша, Володя, Саша и Олег. Послушав задачу, вам нужно встать в определенном порядке. А чтобы вы не подсматривали, я предлагаю вам отвернуться. Слушали:
Задача: В очереди стоят Юра, Миша, Володя, Саша и Олег .Юра стоит раньше Миши, но после Олега, Володя и Олег не стоят рядом, а Саша не стоит рядом ни с Олегом, ни с Юрой, ни с Володей. В каком порядке стоят мальчики?
[ Олег, Юра, Володя, Миша, Саша]
Ведущий 1: Благодарим всех участников вечера. Надеемся на дальнейшие встречи.
Гимн математике
Чтоб водить корабли ,
Чтобы в небо взлететь ,
Надо многое знать ,
И при этом , и при этом ,
Вы заметьте-ка ,
Очень важная наука
Ма-те-ма-ти-ка!
Почему корабли
Не садятся на мель ,
А по курсу идут
Сквозь туман и метель ?
Потому что, потому что,
Вы заметьте-ка ,
Капитанам помогает
Ма-те-ма-ти-ка!
Чтоб врачом, моряком
Или лётчиком стать.
Надо прежде всего
Математику знать.
И на свете нет профессий
Вы заметьте-ка,
Где бы вам не пригодилась
Математика!
ПРЕЗЕН 2 МАТЕМ.pptx