Вечер занимательной математики

Математический вечер- это одна из форм внеурочной работы по предмету. Думаю, что добровольное участие ребят  в данном вечере: ü поможет учащимся проверить свои силы, математические  способности; ü как для учителя, так и для ребят определить степень совпадения интересов; ü активизировать познавательную деятельность учащихся  по предмету.                                                                            Материал, предложенный  ребятам, позволит  познакомиться с историей возникновения слова «математика»,                                                  с  биографиями  ученых -математиков, вспомнить старые русские меры, пословицы, решить задачи. Информация  может использоваться во время проведения декад по математике .
Раздел Математика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Вечер математики ( 7- 8 кл.)

Учитель математики МБОУ «СОШ № 11 МО «Ахтубинский район»

Жумазья Джумабаевна Утешева

Вечер занимательной математики

Эпиграф

Вечер занимательной математики

«Математика уступает свои крепости лишь сильным и смелым». А.П. Конфорович

Цели:

  • развитие устойчивого интереса учащихся к математике

  • воспитание высокой культуры математического мышления, чувства коллективизма и умение сочетать индивидуальную работу с коллективной

Форма проведения :

  • вечер

Оформление и оборудование:

проектор, экран, математические газеты, магнитная доска, картина «Трудная задача»,выставка книг «За страницами учебника»

Участники: учащиеся

План вечера

1 Вступление. История возникновения слова «математика».

2. Женщины - математики

3. Старые русские меры и пословицы.

4. Задачи , исторические сведения, притча.

5.Заключение

Ведущий 1: Добрый вечер уважаемые участники и гости. Мы приглашаем Вас на вечер занимательной математики. Познакомимся с биографиями отдельных математиков, историческими сведениями, вам предложим вопросы и задачи.

Ведущий 2: Стихотворение о математике (М . Борзаковский)

Почему торжественность вокруг?

Слышите, как быстро смолкла речь?

Это о царице всех наук

Начинаем мы сегодня вечер.

Ведущий 1 Не случайно ей такой почет.

Это ей дано давать ответы.

Как хороший выполнить расчет

Для постройки здания, ракеты.

Ведущий 2 Есть о математике молва,

Что они в порядок ум приводит,

Потому хорошие слова

Часто говорят о ней в народе.

Ведущий 1 Ты нам, математика, даешь

Для победы трудностей закалку,

Учится с тобою молодежь

Развивать и волю, и смекалку.

Ведущий 2 И за то, что в творческом труде

Выручаешь в трудные моменты,

Мы сегодня искренне тебе

Посылаем гром аплодисментов.

Ведущий 1: Итак, как же возникло слово «математика»? Это слово возникло в Древней Греции примерно в 5 веке до н.э. Происходит оно от слова «матема», что означает «учение» знания, полученные через размышления. Древние греки знали 4 «матема»: учение о числах (арифметика), теория музыки (гармония), учение о фигурах и измерениях (геометрия) и, наконец астрономия и астрология.

В описываемое время среди греческих мыслителей наметилось два направления. Первое из них считало знания своего рода священным писанием, наука по Пифагору - дело тайное, предназначенное только для посвященных. Последователи этого направления назывались акузматиками (акузма-священное изречение)

Ведущий 2: - Второе направление возглавляем древнегреческий ученный Гиппас Метапонский (VI-V в до н.э.). В противовес Пифагору последователи Гиппаса считали, что математика доступна всем, кто способен к продуктивным размышлениям. Они называли себя математиками. В конце концов победило второе направление.

Ведущий 1: О математике и математиках написано немало. Я хочу предложить вам несколько цитат и высказываний о математике. Попрошу ответить - кому же принадлежат эти слова?

Чьи эти слова?

Вечер занимательной математики

Вечер занимательной математики

1.«Как и все другие науки математика возникла из практических нужд людей, из измерения площадей земельных участков и вместимости сосудов, из счисления времени и из механики» (Фридрих Энгельс)

2. «Химия - правая рука физики, математика ее глаза» ( М.В. Ломоносов)

3. Перечислите древних математиков. Назовите три фамилии. (Фалес.Архимед.Евклид)

1 ученик Послушайте об ученом-женщине небольшой рассказ

Ведущий 2:

Вечер занимательной математики

Мы хотим рассказать о замечательной русской женщине-ученом, человеке многогранного таланта -Софье Васильевны Ковалевской - это была выдающейся математик, которая оставила заметный след также в истории русской литературы

15 января 1850 года в семье генерала Василия Васильевича Корвин - Круковского родилась девочка, хотя отец ожидал сына, т,к первой у них была дочь Анюта.

Способности Софии, ей настойчивость и упорство в занятиях математикой радовали отца и было решено, что Софья приступит к занятиям в г.Петербурге. София хотела ехать за границу, но родители не отпускали и тогда она решается на модный в, то время фиктивный брак с Владимиром Онуфриевичем Ковалевским и 15 апреля 1869г. уезжает в Германию в г.Гейдельберг. Вскоре она попадает на занятия к берлинскому профессору математики Вейерштассу, его лекции привлекали слушателей из многих стран мира.

Ведущий 1: Софья Васильевна работала в Швеции -Стокгольме, преподавала высшую математику.

Софья Васильевна была и беспокойной и заботливой матерью - 17 октября 1878г. у них родилась дочь, назвала тоже Софьей.

Имя Софьи Васильевны Ковалевской известно широко, о ней пишут книги, ставят фильмы, перед зданием МГУ есть скульптурное изображение Ковалевской.

Ведущий 2: Перечислю имена женщин - математиков, предшественниц С.В.Ковалевской

Теона Гипатия - гордость Александрии. Гипатия - дочь греческого философа.Гипатия (Ипатия) ( 370 н.э. - 415 н.э.) - математик, астроном, философ. Имя и дела ее достоверно установлены, а потому и считается, что Гипатия - первая в истории человечества женщина-ученый.
Под руководством своего отца, известного математика Теона, она изучила геометрию и астрономию.

Ведущий 1:

Мария Аньези( 1718-1799) - дочь профессора математики Болонского Университета. Яркими математическими способностями и эрудицией обладала итальянка Мария , которая была первой в мире женщиной, занимавшей должность профессора математики в университете, а именно в старейшем Болонском университете.

Ведущий 2:

У Пушкина есть строки Отечество почти я ненавидел

Но вчера Голицыну увидел

И примерен с отчеством моим

Кто же эта женщина? - это Евдокия Ивановна Голицына ( 1780-1850)

Вечер занимательной математики

Евдокия Ивановна Голицына . Говоря о предшественницах Софьи Ковалевской, было бы несправедливо обойти стороной русских женщин. Об одной из них я и расскажу. Евдокия Ивановна Голицына была дочерью русского сенатора. Современники описывали её как женщину образованную и очень красивую. В доме Евдокии Ивановны часто собиралось избранное общество. У неё бывал А.С. Пушкин и его друзья, И.С. Тургенев и другие. Голицына интересовалась литературой, искусством, философией и математикой. Также она автор книги «Анализ понятия силы» на французском языке.

Вот далеко не полный перечень женщин - математиков

Ведущий 1:

Приступим к следующей части нашего вечера

А какие старые русские меры наиболее распространенные вы знаете?

перст- название указательного пальца - ширина 2 м «двенадцатиперстная кишка» - 24 м.

дюйм - 2,54 см.- ширина большого пальца

вершок - ширина 2-х пальцев руки, указательного и среднего, около 4,4 см.

пядь, пядень - т.к кулак или кисть руки

локоть - колеблется от 38 до 46 см.

Вечер занимательной математики

Ведущий 2:

Шаг - 71 см. (немного истории)

Сажень - 213 см. или 3 армена

Верста - 500 саженей

Миля - 7 верст или 7,468 км.

Фунт - 409,5г.

Пуд - 16 кг.

Карат - 0,2 г.

Золотник - 4,3 г.

Дюжина - штуки - 12 штук

Ведущий 1:

Если вы внимательно слушали, то постарайтесь ответить на вопросы?

Сколько аршин в пяти саженях (15 аршин)

Сколько пудов в 160 кг.? (10 пудов)

Ведущий 2:

А какие пословицы вам известны, где упоминаются различные меры

  1. Один, как перст (человек, не имеющий родных, близких, друзей)

  2. От горшка два вершка, а уже указчик.

  3. Сидит, ходит, словно аршин проглотил

  4. Мал золотник, до дорог

  5. Человек узнаешь, когда с ним пуд соли съешь.

Ведущий 1:

Мы хотим вам представить картину Богданова-Бельского «Трудная задача», которая многим известна, но наверное, мало кто вникал в содержание задачи

Устным счетом нужно найти результаты вычисления 102+112 +122+132 +142

365

На рис. изображен профессор Рачинский, покинувший университетскую кафедру, чтобы сделаться рядовым учителем сельской школы.

Вечер занимательной математики

вопрос Кто же может в уме посчитать и выдать результат?

Вечер занимательной математики

Объяснение ответ 2

Числа 10,11,12,13,14 обладают любопытной особенностью 102+112 +122=132+142

[ 365 = 365]

Т.к. 100+121+144=365, то легко рассчитать, что значение выражено на картине равно 2.

Вечер занимательной математики

Ведущий 2:

Учащиеся часто спрашивают: «Почему учителя требуют, чтобы все формулировки мы заучивали наизусть? Прежде , чем дать ответ по существу, расскажу одну старинную историю.

Это произошло в те времена, когда на улицах городов еще не было освящение. Как-то ночью мэр столкнулся с горожанином. Это было неприятно и больно. Тогда мэр отдал приказ, чтобы никто не выходил ночью на улицу без фонаря. Следующей ночью мэр опять столкнулся с тем же горожанином

- вы не читали моего приказа? - спросил мэр сердито

- читал - ответил горожанин. Вот мой фонарь

- но в фонарь у Вас нет ничего

- в приказе об этом же упоминалось

Наутро появился новый при выходе ночью на улицу, вечером мэр опять налетел на того же горожанина

- где фонарь? - закричал мэр

- вот он

- но в нем нет свечи!

- нет, есть. Вот она

- но она не зажжена!

- в приказе ничего не сказано о том, что надо зажигать свечу

- в приказе ничего не сказано о том, что надо записать свечу

И мэру пришлось издать еще один приказ, обязывающий граждан зажигать свечи в фонарях при выходе ночью на улицу.

Теперь, наверное, вам ясно, как следует поступать с формулировками определений, аксиом и теорем, если можете своими словами передать их точный смысл-пожалуйста! Если же нет, то чтобы не уподобляться тому мэру, о котором только что рассказано, следует учить наизусть

Ведущий 1:

Вечер занимательной математики

Предлагаю старинную задачу.

В одной старой восточной сказке

описывается зверинец султана. В зверинец было

всего 21 животное. Вы видите их на рис. За животными

присматривают три сторожа, которые сидят на стене по

трем углам зверинца .зверинце всего шесть клеток-

загонов, в которых должны быть размещены

животные. Они должны разместиться в клетках так, чтобы каждый из сторожей, глядя направо или налево (каждый сторож может видеть три клетки направо и три клетки налево), имел под своим присмотром одинаковое количество животных. Попробуйте это сделать; при этом необходимо учесть, что в одну клетку разных животных поменять нельзя.

Ведущий 2:

Еще немного истории. Кто такой Литр?

Каждый из нас знает, что литр- это мера объема, равная объему килограмма воды при температуре 40 С. Однако мало кому известно, что термин литр введено в честь француза Клода-Эмиля-Жана-Батиста Литра. Он жил в 18 века и занимался производством винных бутылок. К сожалению, о нем мало что известно. Считается, что Литр - первый из тех, кто стал производились лабораторную посуду, он придумал градуированные цилиндры. В 1763г. Литр предложил измерять объемы жидкости с помощью единицы, которую впоследствии и назвали литром. Это нововведение было официально утверждено уже после смерти автора.

Ведущий 1: Снова приглашаю 2 учащихся решить следующее задание.

Задача. Известно, чтоВечер занимательной математики

НайдитеВечер занимательной математики

Решение

Вечер занимательной математикиа2+2а*Вечер занимательной математики=9 Вечер занимательной математики+Вечер занимательной математики а2 + Вечер занимательной математики=7

Вечер занимательной математикиа4+2а2*Вечер занимательной математики= 49 Вечер занимательной математики+Вечер занимательной математики

Вечер занимательной математикиа8 +2а4*Вечер занимательной математики= 2209 Вечер занимательной математики+Вечер занимательной математики

Пока учащиеся работают предлагаю следующую игру

Ведущий 2: Игра на внимание

Приглашаются 10 участников, разделитесь на две команды.

Прикрепили к вам карточки с именами: Юра, Миша, Володя, Саша и Олег. Послушав задачу, вам нужно встать в определенном порядке. А чтобы вы не подсматривали, я предлагаю вам отвернуться. Слушали:

Задача: В очереди стоят Юра, Миша, Володя, Саша и Олег .Юра стоит раньше Миши, но после Олега, Володя и Олег не стоят рядом, а Саша не стоит рядом ни с Олегом, ни с Юрой, ни с Володей. В каком порядке стоят мальчики?

[ Олег, Юра, Володя, Миша, Саша]

Ведущий 1: Благодарим всех участников вечера. Надеемся на дальнейшие встречи.

Гимн математике

Чтоб водить корабли ,
Чтобы в небо взлететь ,
Надо многое знать ,
И при этом , и при этом ,
Вы заметьте-ка ,
Очень важная наука
Ма-те-ма-ти-ка!

Почему корабли
Не садятся на мель ,
А по курсу идут
Сквозь туман и метель ?
Потому что, потому что,
Вы заметьте-ка ,
Капитанам помогает
Ма-те-ма-ти-ка!

Чтоб врачом, моряком
Или лётчиком стать.
Надо прежде всего
Математику знать.
И на свете нет профессий
Вы заметьте-ка,
Где бы вам не пригодилась
Математика!

ПРЕЗЕН 2 МАТЕМ.pptx

© 2010-2022