- Преподавателю
- Математика
- Рабочая программа по алгебре (5 класс)
Рабочая программа по алгебре (5 класс)
Раздел | Математика |
Класс | 6 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Федорчук В.Т. |
Дата | 20.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
1.Пояснительная записка
Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 6 класса и реализуется на основе следующих документов:
-
Примерная программа основного общего образования по математике. Математика..Содержание образования. Сборник нормативно-правовых документов и методических материалов. -М.:Вентана-Граф, 2008
-
Государственный стандарт начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. Приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004 г № 1089.
Программа соответствует учебнику «Математика» для пятого и шестого классов образовательных учреждений /Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд--М. Мнемозина, 2009 г.
На преподавание математики в 6 классе отведено 5 часов в неделю, всего 175 часов в год.
На итоговое повторение в 6 классе отведено 7 часов в конце учебного года, остальные часы распределила по всем темам. Считаю, что такое распределение часов наиболее эффективно для данного класса.
Рабочая программа по математике включает разделы: пояснительную записку; цели изучения математики, основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса, требования к уровню подготовки выпускников, календарно-тематическое планирование, литературу
Изучение математики на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
-
овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
-
интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей;
-
формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
-
воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса.
Основные развивающие и воспитательные цели
Развитие:
-
Ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
-
Математической речи;
-
Сенсорной сферы; двигательной моторики;
-
Внимания; памяти;
-
Навыков само и взаимопроверки.
-
Формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов.
-
Воспитание:
-
Культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса;
-
Волевых качеств;
-
Коммуникабельности;
-
Ответственности.
Целью изучения курса математики в 6 классе является:
Систематическое развитие понятия числа, выработка умений выполнять устно и письменно арифметические действия над числами, переводить практические задачи на язык математики, подготовка учащихся к изучению систематических курсов алгебры и геометрии.
В ходе изучения курса учащиеся развивают навыки вычислений с натуральными числами, овладевают навыками действий с обыкновенными и десятичными дробями, получают начальные представления об использовании букв для записи выражений и свойств арифметических действий, составлении уравнений, продолжают знакомство с геометрическими понятиями, приобретают навыки построения геометрических фигур и измерения геометрических величин.
Умножение и деление десятичных дробей. Среднее арифметическое нескольких чисел. Решение текстовых задач.
Начальные сведения о вычислениях на калькуляторе. Проценты. Основные задачи на проценты. Примеры таблиц и диаграмм. Угол, треугольник. Величина (градусная мера) угла.
Единицы измерения углов. Измерение углов. Построение угла заданной величины.
2.Содержание тем учебного курса
Повторение курса математики 5 класса (5ч)
1.Делимость чисел (17ч)
Делители и кратные.
Признаки делимости на 10, 5 и 2.
Признаки делимости на 3 и на 9.
Простые и составные числа.
Разложение на простые множители.
Наибольший общий делитель. Взаимно простые числа.
Наименьшее общее кратное.
2.Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями (25ч)
Основное свойство дроби.
Сокращение дробей.
Приведение дробей к общему знаменателю.
Сравнение дробей с разными знаменателями.
Сложение, вычитание дробей с разными знаменателями.
Сложение и вычитание смешанных чисел.
3.Умножение и деление обыкновенных дробей (31ч)
Умножение дробей.
Нахождение дроби от числа.
Применение распределительного свойства умножения.
Взаимно обратные числа.
Деление.
Нахождение числа по его дроби.
Дробные выражения.
4.Отношения и пропорции (19ч)
Отношения
Пропорции.
Прямая и обратная пропорциональные зависимости.
Масштаб.
Длина окружности, площадь круга.
Шар.
5. Положительные и отрицательные числа (12)
Координаты на прямой.
Противоположные числа.
Модуль числа.
Сравнение чисел.
Изменение величин
6. Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел (12ч)
Сложение чисел с помощью координатной прямой.
Сложение отрицательных чисел.
Сложение чисел с разными знаками.
Вычитание.
7. Умножение и деление положительных и отрицательных чисел (9ч)
Умножение.
Деление.
Рациональные числа.
9. Решение уравнений (18ч)
Раскрытие скобок.
Коэффициент.
Подобные слагаемые.
Решение уравнений.
!0. Координаты на плоскости (13ч)
Параллельные прямые.
Координатная плоскость.
Столбчатые диаграммы.
Графики.
11. Элементы логики и теории вероятности (4 ч)
Первое знакомство с понятием «вероятность».
Первое знакомство с подсчётом вероятности.
Повторение (12ч)
Действия с обыкновенными дробями.
Действия с обыкновенными дробями.
Сложение и вычитание чисел с разными знаками.
Умножение и деление чисел с разными знаками.
Решение уравнений.
Координаты на плоскости.
Графики.
3.Учебно-тематический план
№
п/п
Раздел
Количество часов
Теория
Контрольные
работы
1
Повторение курса математики 5 класс
4
1
2
Делимость чисел
16
1
3
Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями
23
2
4
Умножение и деление обыкновенных дробей
28
3
5
Отношения и пропорции
17
2
6
Положительные и отрицательные числа
12
1
7
Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел
10
1
8
Умножение и деление положительных и отрицательных чисел
11
1
9
Решение уравнений
13
2
10
Координаты на плоскости
12
1
11
Итоговое повторение
13
1
Итого
159
16
4.Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе
В результате изучения курса математики учащиеся должны:
-
Правильно употреблять термины, связанные с различными видами чисел и способами их записи: цельное, дробное, десятичная дробь, переход от одной формы записи к другой (например, проценты в виде десятичной дроби; выделение целой части из неправильной дроби); решать три основные задачи на дроби;
-
Сравнивать числа, упорядочивать наборы чисел, понимать связь отношений «больше», «меньше» с расположением точек на координатной прямой; находить среднее арифметическое нескольких чисел;
-
Выполнять арифметические действия с натуральными числами и десятичными дробями; округлять десятичные дроби;
-
Распознавать на чертежах и моделях геометрические фигуры (отрезки, углы, треугольники, многоугольники, окружность, круг); изображать указанные геометрические фигуры; владеть практическими навыками использования геометрических инструментов для построения и измерения отрезков и углов;
-
Владеть навыками вычисления по формулам, знать основные единицы измерения и уметь перейти от одних единиц измерения к другим в соответствии с условиями задачи;
-
Находить числовые значения буквенных выражений.
В результате изучения математики ученик должен
знать/понимать
-
существо понятия математического доказательства; примеры доказательств;
-
существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;
-
как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;
-
как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
-
как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
-
вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира; примеры статистических закономерностей и выводов;
-
каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;
-
смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализац
уметь
-
выполнять устно арифметические действия: сложение и вычитание двузначных чисел и десятичных дробей с двумя знаками, умножение однозначных чисел, арифметические операции с обыкновенными дробями с однозначным знаменателем и числителем;
-
переходить от одной формы записи чисел к другой, представлять десятичную дробь в виде обыкновенной и в простейших случаях обыкновенную в виде десятичной, проценты - в виде дроби и дробь - в виде процентов; записывать большие и малые числа с использованием целых степеней десятки;
-
выполнять арифметические действия с рациональными числами, сравнивать рациональные и действительные числа; находить в несложных случаях значения степеней с целыми показателями и корней; находить значения числовых выражений;
-
округлять целые числа и десятичные дроби, находить приближения чисел с недостатком и с избытком, выполнять оценку числовых выражений;
-
пользоваться основными единицами длины, массы, времени, скорости, площади, объема; выражать более крупные единицы через более мелкие и наоборот;
-
решать текстовые задачи, включая задачи, связанные с отношением и с пропорциональностью величин, дробями и процентами;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
решения несложных практических расчетных задач, в том числе c использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера;
-
устной прикидки и оценки результата вычислений; проверки результата вычисления с использованием различных приемов;
-
интерпретации результатов решения задач с учетом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений;
Общеучебные цели изучения курса:
-овладение математическими знаниями необходимыми для применения в практической деятельности, для изучения физики и химии , для продолжения образования;
-развитие интереса к предмету, формирование понимания значимости математики ;
-развитие способностей, творческой активности;
-формирование опыта решения разнообразных задач, планирования деятельности;
-ясного, точного и грамотного изложения своих мыслей.
Задачи:
-развить навыки вычислений с натуральными числами, обыкновенными и десятичными дробями, отрицательными и положительными числами ;
-формировать навыки преобразования выражений;
-закрепить и углубить умения решать уравнения и текстовые задачи;
-ввести понятие координатной плоскости и научить изображать точки в координатной плоскости;
-познакомить с видами графиков.
5. Перечень учебно-методического обеспечения
-
Математика: Учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений / Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд. - М.: Мнемозина, 2000.
-
Математика. 5-7 классы: таблицы-тренажеры /авт.-сост. С.В. Токарева. Волгоград: Учитель, 2009.
-
Математика 6 класс. Поурочные планы по учебнику Н.Я. Виленкина и др. В 3 ч. / Сост. Д.Ф. Айвазян. - Волгоград: учитель - АСТ, 2005.
-
Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев: Математика. 5 - 11 кл. / Сост. Кузнецова Г.М., Миндюк Н.Г. - 2-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2001.
-
Уроки математики с применением ИКТ. 5-6 классы. Методическое пособие с электронным приложением /Авт.-сост. М.Н. Каратанова. - М.: Планета, 2010.
-
Рабочая тетрадь .К учебнику Н.Я.Виленкина «Математика 6 класс». Изд. «Экзамен» Москва, 2004
-
Дидактические материалы по математике, 6 класс.А.С.Чесноков, К.И.Изд. «Экзамен» Москва, 2004
-
Дидактические материалы по математике, 6 класс.А.С.Чесноков, К.И.Нешков
6.Календарно-тематическое планирование
№ урока
Содержание учебного материала
Кол-во часов
Дата
План
Факт
Повторение курса математики 5 класс
1
Повторение курса математики 5 класс
1
01.09
2
Повторение курса математики 5 класс
1
02.09
3
Повторение курса математики 5 класс
1
03.09
4
Повторение курса математики 5 класс
1
04.09
5
Вводный контроль
1
05.09
1. Делимость чисел (17ч)
6
Делители и кратные
1
08.09
7
Делители и кратные
1
09.09
8
Свойства делимости
1
10.09
9
Признаки делимости
1
11.09
10
Признаки делимости
1
12.09
11
Признаки делимости
1
15.09
12
Признаки делимости
1
16.09
13
Простые и составные числа
1
17.09
14
Разложение на простые множители
1
18.09
15
Разложение на простые множители
1
19.09
16
Наибольший общий делитель
1
22.09
17
Наибольший общий делитель
1
23.09
18
Взаимно простые числа
1
24.09
19
Наименьшее общее кратное
1
25.09
20
Наименьшее общее кратное
1
26.09
21
Наименьшее общее кратное
1
29.09
22
Контрольная работа №1 по теме «Делимость чисел»
1
30.09
2. Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями (25ч )
23
Анализ к/р.Основное свойство дроби
1
01.10
24
Основное свойство дроби
1
02.10
25
Сокращение дробей
1
03.10
26
Сокращение дробей
1
06.10
27
Сокращение дробей
1
07.10
28
Приведение дробей к общему знаменателю
1
08.11
29
Приведение дробей к общему знаменателю
1
09.11
30
Приведение дробей к общему знаменателю
1
10.11
31
Сравнение дробей с разными знаменателями
1
13.10
32
Сравнение дробей с разными знаменателями
1
14.10
33
Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями
1
15.10
34
Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями
1
16.10
35
Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями
1
17.10
36
Сложение и вычитание дробей с разными
знаменателями
1
20.10
37
Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями
1
21.10
38
Контрольная работа №2 по теме «Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями»
1
22.10
39
Анализ к/р.Сложение и вычитание смешанных чисел
1
23.10
40
Сложение и вычитание смешанных чисел
1
24.10
41
Сложение и вычитание смешанных чисел
1
27.10
42
Сложение и вычитание смешанных чисел
1
28.10
43
Сложение и вычитание смешанных чисел
1
29.10
44
Сложение и вычитание смешанных чисел
1
30.10
45
Сложение и вычитание смешанных чисел
1
31.10
46
Сложение и вычитание смешанных чисел
1
10.11
47
Контрольная работа №3 по теме «Сложение и вычитание смешанных чисел»
1
11.11
3. Умножение и деление обыкновенных дробей
(31урок )
48
Анализ к/р. Умножение дробей
1
12.11
49
Умножение дробей
1
13.11
50
Умножение дробей
1
14.11
51
Умножение дробей
1
17.11
52
Нахождение дроби от числа
1
18.11
53
Нахождение дроби от числа
1
19.11
54
Нахождение дроби от числа
1
20.11
55
Нахождение дроби от числа
1
21.11
56
Применение распределительного свойства умножения
1
24.11
57
Применение распределительного свойства умножения
1
25.11
58
Применение распределительного свойства умножения
1
26.11
59
Применение распределительного свойства умножения
1
27.11
60
Контрольная работа №4 по теме «Умножение дробей»
1
28.11
61
Анализ к/р. Взаимно обратные числа
1
01.12
62
Взаимно обратные числа
1
02.12
63
Деление
1
03.12
64
Деление
1
04.12
65
Деление
1
05.12
66
Деление
1
08.12
67
Деление
1
09.12
68
Контрольная работа №5 по теме: «Деление дробных чисел»
1
10.12
69
Анализ к/р. Нахождение числа по его дроби
1
11.12
70
Нахождение числа по его дроби
1
12.12
71
Нахождение числа по его дроби
1
15.12
72
Нахождение числа по его дроби
1
16.12
73
Нахождение числа по его дроби
1
17.12
74
Дробные выражения
1
18.12
75
Дробные выражения
1
19.12
76
Дробные выражения
1
22.12
77
Дробные выражения
1
23.12
78
Контрольная работа №6 по теме «Деление дробей»
1
24.12
4.Отношения и пропорции (19ч)
79
Анализ к/р Отношения
1
25.12
80
Отношения
1
26.12
81
Отношения
1
12.01
82
Отношения
1
13.01
83
Пропорции
1
14.01
84
Пропорции
1
15.01
85
Пропорции
1
16.01
86
Контрольная работа №7 по теме «Отношения и пропорции»
19.01
87
Анализ к/р .Прямая и обратная пропорциональные зависимости
1
20.01
88
Прямая и обратная пропорциональные зависимости
1
21.01
89
Прямая и обратная пропорциональные зависимости
1
22.01
90
Прямая и обратная пропорциональные зависимости
1
23.01
91
Масштаб
1
26.01
92
Длина окружности и площадь круга
1
27.01
93
Длина окружности и площадь круга
1
28.01
94
Длина окружности и площадь круга
1
29.01
95
Длина окружности и площадь круга
30.01
96
Шар
1
02.02
97
Контрольная работа №8 по теме «Масштаб. Длина окружности и площадь круга»
1
03.02
5. Положительные и отрицательные числа (13 ур )
98
Анализ к/р .Координаты на прямой
1
04.02
99
Координаты на прямой
1
05.02
100
Координаты на прямой
1
06.02
101
Противоположные числа
1
09.02
102
Противоположные числа
1
10.02
103
Модуль числа
1
11.02
104
Модуль числа
1
12.02
105
Сравнение чисел
1
13.02
106
Сравнение чисел
1
16.02
107
Сравнение чисел
1
17.02
108
Изменение величин
1
18.02
109
Изменение величин
1
19.02
110
Контрольная работа №9 по теме «Координаты на прямой»
1
20.02
6. Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел (11 уроков)
111
Анализ к/р .Сложение чисел с помощью координатной прямой
1
23.02
112
Сложение чисел с помощью координатной прямой
1
24.02
113
Сложение отрицательных чисел
1
25.02
114
Сложение отрицательных чисел
1
26.02
115
Сложение чисел с разными знаками
1
27.02
116
Сложение чисел с разными знаками
1
02.03
117
Сложение чисел с разными знаками
1
03.03
118
Вычитание
1
04.03
119
Вычитание
1
05.03
120
Вычитание
1
06.03
121
Контрольная работа №10 по теме «Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел»
1
09.03
7. Умножение и деление положительных и отрицательных чисел (12 уроков )
122
Анализ к/р .Умножение
1
10.03
123
Умножение
1
11.03
124
Умножение
1
12.03
125
Деление
1
13.03
126
Деление
1
16.03
127
Деление
1
17.03
128
Рациональные числа
1
18.03
129
Рациональные числа
1
19.03
130
Контрольная работа №11 по теме «Умножение и деление положительных и отрицательных чисел»
1
20.03
131
Свойства действий с рациональными числами
1
01.04
132
Свойства действий с рациональными числами
1
02.04
133
Свойства действий с рациональными числами
1
03.04
8. Решение уравнений (15 уроков)
06.04
134
Анализ к/р .Раскрытие скобок
1
07.04
135
Раскрытие скобок
1
08.04
136
Раскрытие скобок
1
09.04
137
Раскрытие скобок
1
10.04
138
Коэффициент
1
13.04
139
Коэффициент
1
14.04
140
Подобные слагаемые
1
15.04
141
Подобные слагаемые
1
16.04
142
Подобные слагаемые
1
17.04
143
Контрольная работа №12 по темам «Раскрытие скобок. Подобные слагаемые»
1
20.04
144
Анализ к/р .Решение уравнений
1
21.04
145
Решение уравнений
1
22.04
146
Решение уравнений
1
23.04
147
Решение уравнений
1
24.04
148
Контрольная работа №13 по теме «Решение уравнений»
1
27.04
9. Координаты на плоскости ( 13 уроков )
149
Анализ к/р .Перпендикулярные прямые
1
28.04
150
Перпендикулярные прямые
1
29.04
151
Параллельные прямые
1
30.04
152
Параллельные прямые
1
04.05
153
Координатная плоскость
1
05.05
154
Координатная плоскость
1
06.05
155
Координатная плоскость
1
07.05
156
Столбчатые диаграммы
1
08.05
157
Столбчатые диаграммы
1
11.05
158
Графики
1
12.05
159
Графики
1
13.05
160
Графики
1
14.05
161
Контрольная работа №14 по теме «Координаты на плоскости»
1
15.05
Итоговое повторение (14ч)
162
Анализ к/р .Наибольший общий делитель.
1
18.05
163
Наименьшее общее кратное
1
19.05
164
Сокращение дробей
1
20.05
165
Приведение дробей к общему знаменателю
1
21.05
166
Сравнение, сложение и вычитание дробей с разными знаменателями
1
22.05
167
Сложение и вычитание смешанных чисел
1
25.05
168
Умножение и деление дробей
1
26.05
169
Пропорции
1
27.05
170
Длина окружности и площадь круга
1
28.05
171
Умножение и деление положительных и отрицательных чисел
1
29.05
172
Решение уравнений
1
01.06
173
Итоговая контрольная работа
1
02.06
174
Анализ к/р
1
03.05
175
Итоговое занятие
1
04.06