- Преподавателю
- Математика
- Урок-зачет Тригонометрические функции (1 курс СПО или 10 класс)
Урок-зачет Тригонометрические функции (1 курс СПО или 10 класс)
Раздел | Математика |
Класс | 10 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Ершова Н.А. |
Дата | 02.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Федеральное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования
Ульяновский авиационный колледж
Методическая разработка урока-зачета По дисциплине «Математика» По теме: «Тригонометрические функции» для всех специальностей 1 курса базового и повышенного уровней Разработал преподаватель Ершова Нина Александровна
Ульяновск 2009 |
Технологическая карта мероприятия
Учебная дисциплина: Математика.
Специальность: для всех специальностей 1 курса базового и повышенного уровня.
Тема: Тригонометрические функции.
Цели
-
Дидактическая: повторение, систематизация, обобщение и закрепление материала по теме «Тригонометрические функции»
-
Развивающая: повысить интерес к данной теме и предмету в целом; развить интеллектуальную культуру средствами математики, развить мышление, умение применять полученные знания при решении задач
-
Воспитывающая: воспитать самостоятельность, коллективизм, ответственность за себя и других членов коллектива
Оборудование: плакат с таблицами для этапов «Выбери вопрос» и «Перестрелка», карточки с заданиями для капитанов и для команд, карточки с отдельными заданиями для «Ярмарки задач», бумага для выполнения заданий, таблички с номерами команд (или их названиями), призы для победителей.
План игры:
-
Оргмомент.
-
«Выбери вопрос»
-
Конкурс капитанов.
-
Выполнение заданий.
-
«Перестрелка»
-
«Ярмарка задач».
-
Подведение итогов.
-
Рефлексия.
Ход игры
На первых уроках работы по теме: "Тригонометрические функции" следует сообщить студентам, что итогом обучения будет не только контрольная работа, но и зачет в игровой форме. Для проведения, которого группа разбивается на 5 групп по 5-6 человек, каждая из которых готовится в течение всего модуля. Группы формируются по признаку дружеских привязанностей. Командам можно заранее выбрать капитана и придумать название их команд, а можно расставить таблички с номерами от 1 до 5.
Этап 1. Выбери вопрос.
На первом этапе команды должны выбрать номер вопроса и в течение 10 секунд дать на него ответ. В случае неверного ответа вопрос переходит к другим командам. Баллы за правильный ответ получает правильно ответившая команда.
Вопросы для этого этапа имеют дифференцированный подход. Они расположены по принципу: «от простого к сложному». Баллы начисляются соответственно уровню сложности вопроса.
1
2
3
4
5
1 балл
6
7
8
9
10
2 балла
11
12
13
14
15
3 балла
16
17
18
19
20
4 балла
Вопросы:
-
Назовите период функций синуса и тангенса.
-
Назовите область определения и множество значений функции косинус.
-
Назовите нечетные тригонометрические функции.
-
Назовите знаки тангенса по четвертям единичной окружности.
-
Назовите область определения и множество значений функции котангенс.
-
Назовите формулу двойного аргумента синуса.
-
Назовите формулы двойного аргумента косинуса.
-
Назовите основное тригонометрическое тождество.
-
Назовите синус разности двух аргументов.
-
Назовите косинус суммы двух аргументов.
-
Чему равен арккосинус от отрицательного числа?
-
Чему равен арккотангенс от отрицательного числа?
-
Чему равен арксинус от отрицательного числа?
-
Чему равен артангенс от отрицательного числа?
-
Чему равен арккосинус от ?
-
Запишите решение уравнения sin x = a.
-
Запишите решение уравнения tg x = a.
-
Запишите решение уравнения ctg x = a.
-
Запишите решение уравнения cos x = a.
-
Чему равен секанс аргумента?
Этап 2. Конкурс капитанов.
На втором этапе капитаны команд за отдельным столом выполняют задание по карточкам, включающие 8 заданий. За каждое правильно выполненное задание капитан может принести в копилку своей команды 1 балл. Таким образом, максимальное количество баллов на этом этапе - 8 баллов.
Вариант 1.
-
Синусом угла α называется….
-
Период функции косинус равен…
-
Sin x = а →x =
-
;
-
;
-
.
-
Функция тангенс является…….. (четной/нечетной).
-
Arcsin (- 0,5) + arctg (-1) =
-
; b) ; c) .
-
= …..
-
Tg x = -1 → x =……
-
Упростите: ….
Вариант 2.
-
Котангенсом угла α называется….
-
Период функции синус равен…
-
Соsin x = а →x =
-
;
-
;
-
.
-
Функция косинус является…….. (четной/нечетной).
-
Arccos (-) - arctg (-) =
-
; b) ; c) .
-
= …..
-
Ctg x = 1 → x =……
-
Упростите: ….
Вариант 3.
-
Косинусом угла α называется….
-
Период функции тангенс равен…
-
Tg x = а →x =
-
;
-
;
-
.
-
Функция котангенс является…….. (четной/нечетной).
-
Arcsin (-) - arcctg () =
-
; b) ; c) .
-
= …..
-
Sin x = -1 → x =……
-
Упростите: ….
Вариант 4.
-
Тангенсом угла α называется….
-
Период функции котангенс равен…
-
Ctg x = а →x =
-
;
-
;
-
.
-
Функция синус является…….. (четной/нечетной).
-
Arccos (- ) + arcctg () =
-
; b) c) .
-
= …..
-
Cos x = 1 → x =……
-
Упростите: ….
Вариант 5.
-
Арксинусом числа а называется….
-
Период функции тангенс равен…
-
Sin x = а →x =
-
;
-
;
-
.
-
Функция косинус является…….. (четной/нечетной).
-
Arcsin ( 0,5) - arcсtg (-1) =
-
; b) ; c) .
-
= …..
-
Tg x = 0 → x =……
-
Упростите:
….
Вариант 6.
-
Арккосинусом числа а называется….
-
Период функции косинус равен…
-
Cos x = а →x =
-
;
-
;
-
.
-
Функция синус является…….. (четной/нечетной).
-
Arccos (- 0,5) + arctg (1) =
-
; b) ; c) .
-
= …..
-
cos x = 0 → x =……
-
Упростите: .
Этап 3. Выполнение заданий.
В то время пока капитаны выполняют индивидуальное задание, командам раздаются карточки для командного решения. Каждый участник команды выбирает себе задание и выполняет его на отдельном листе бумаги. Количество заданий в карточке совпадает с количеством оставшихся участников. Время выполнения - 10 минут. После этого студенты сдают листочки по командам ведущему. За каждое верно выполненное задание команда получает 1 балл. Максимальное количество баллов на этом этапе - 6 баллов.
Карточка 1.
-
Определить четность функции: .
-
Упростить: .
-
Найти , если ; четверти.
-
Решить уравнение: .
-
Решить неравенство: .
-
Решить уравнение: .
Карточка 2.
-
Определить четность функции: .
-
Упростить: .
-
Найти , если ; четверти.
-
Решить уравнение: .
-
Решить неравенство: .
-
Решить уравнение: .
Карточка 3.
-
Определить четность функции: .
-
Упростить: .
-
Найти , если ; четверти.
-
Решить уравнение: .
-
Решить неравенство: .
-
Решить уравнение: .
Карточка 4.
-
Определить четность функции: .
-
Упростить: .
-
Найти , если ; четверти.
-
Решить уравнение: .
-
Решить неравенство: .
-
Решить уравнение: .
Карточка 5.
-
Определить четность функции: .
-
Упростить: .
-
Найти , если ; четверти.
-
Решить уравнение: .
-
Решить неравенство: .
-
Решить уравнение: .
Карточка 6.
-
Определить четность функции: .
-
Упростить: .
-
Найти , если ; четверти.
-
Решить уравнение: .
-
Решить неравенство: .
-
Решить уравнение: .
Этап 4. Перестрелка.
Все учащиеся любят играть в Морской бой, и наши студенты не исключение. Поэтому четвертый этап зачета имеет вид этой интересной игры. На доске вешается плакат с таблицей. Команда набравшая большее количество баллов начинает первой. Она называет номер выбранной ячейки и команду, которой адресует это задание. Команда, получившая ячейку, в течение 10 секунд должна дать ответ. Правильный ответ приносит ответившей команде 1 балл.
Все задания на этом этапе основываются на знании и применении тригонометрических формул к преобразованию различных тригонометрических выражений.
1
2
3
4
5
A
B
C
D
Ответы для ведущего.
1
-1
-1
-
1
0
1
Этап 5. Ярмарка задач.
На пятом этапе зачета студенты каждой команды получают листочки для индивидуального решения тригонометрических уравнений и неравенств. На отдельном столе разложены карточки с заданиями. Каждый студент подходит к столу и выбирает любую из карточек. Затем на месте решает задачу. После выполнения задания поднимает руку и называет свой ответ. Ведущий проверяет правильность ответа. Если ответ правильный, то команде начисляется 1 балл. Затем карточка возвращается назад и выбирается другая. Если студент дал неправильный ответ, то он просто берет другое задание.
-
-
2 sin x =
-
Sin 3x = -1
-
Cos 4x = 1
-
Sin 2x = -
-
Tg 5x =
-
Cos x = 7
-
Sin = -2
-
1
-
Tg 2x = 4
-
Ctg x = -10
-
Ctg
-
Sin x = 0.7
-
Cos x = -0.3
-
Ctg x =
-
3 tg x =
-
2 cos x = -1
-
Tg
-
3 ctg x =
-
Ctg
-
2 sin x = 1
-
3
-
2 cos x =
-
Sin
-
Tg
-
Cos
-
Ctg
-
Tg x < 0
-
Sin x ≥ 0
-
Ctg x > 0
-
Cos x < 0
-
Sin x + ≥0
-
Tg x ≥ 1
-
3tg x- ≤ 0
-
Ctg x < -1
-
Cos x ≥
-
1+2cos x≥ 0
-
Tg x <
-
Ctg x + 1 ≥ 0
-
Sin x ≤ 0.5
-
Ctg x >
-
Подведение итогов.
В конце зачета подсчитывается количество баллов в каждой команде и выставляются оценки за зачет.
Рефлексия.
Каждому участнику раздается по три карточки с рожицами (улыбающаяся, ровная и гримаса). Студенты должны выбрать карточку с рожицей соответствующей их состоянию во время мероприятия и положить в коробку на столе.
Литература:
-
Коваленко, В.Г. Дидактические игры на уроках математики: книга для учителя / В.Г. Коваленко. - М: Просвещение, 1990. - 96с.
-
Сиденко, А. Игровой подход в обучении // Народное образование, 2000. - №8.
-
Агеева И.Д. Занимательные материалы по информатике и математике. Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 240 с. (Игровые методы обучения).
-
Материалы журнала «Математика в школе».