• Преподавателю
  • Математика
  • МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗГОТОВЛЕНИЮ И ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ДИДАКТИЧЕСКОГО И НАГЛЯДНОГО МАТЕРИАЛА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗГОТОВЛЕНИЮ И ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ДИДАКТИЧЕСКОГО И НАГЛЯДНОГО МАТЕРИАЛА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Е.А.Кохан

Учитель математики, высшей категории

ГБОУ РК «ССШИ№1» Симферополь


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗГОТОВЛЕНИЮ И ИСПОЛЬЗОВАНИЮ

ДИДАКТИЧЕСКОГО И НАГЛЯДНОГО МАТЕРИАЛА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

Нарушения зрения , являются причиной ряда особенностей в психическом развитии и влияет на становление познавательной деятельности таких детей. Замедленное и своеобразное восприятие учебного материала у слабовидящих детей , его отсутствие у слепых отрицательно сказывается на развитии логических приёмов мышления , при помощи которых учащиеся находят пути решения задач , усложняет формирование пространственных представлений , точных измерительных действий , физических явлений.

Определенные особенности наблюдаются у детей с нарушением зрения во время отработки графических навыков - написания цифр , знаков математической символики , выполнения и чтения схем , рисунков , оперирования системой условных обозначений.

Зрительное и общее утомление детей с нарушением зрения снижает умственную и физическую работоспособность. Темп работы этих детей более замедленный по сравнению со зрячими сверстниками , поэтому при формировании

физических и математических представлений у детей с нарушением зрения , основное внимание должно быть сосредоточено на размере , цвете , пространстве.

И это не случайно , так как именно эти свойства имеют главное значение при формировании зрительных представлений о предметах и явлениях действительности. Целенаправленное развитие представлений у таких детей должно охватывать такие этапы :

-обучение способам обследования предметов ;

- развитие аналитического восприятия: ориентировка в пространстве, анализ формы предмета, выделение отдельных измерительных величин;

- формирование сенсорных эталонов стойких , закреплённых в озвучивании представлений о цвете , форме , размере и размещении в пространстве;

Так при изготовлении наглядного и дидактического материала следует учитывать : - формат индивидуальных карточек;

- их цвет( белый, бледно - жёлтый, матовая поверхность , без бликов, может быть чёрный фон с белым изображением);

- увеличенный шрифт от 14 и выше , Arial ( размер шрифта зависит от индивидуальной остроты зрения );

- шрифты без засечек, облегчают восприятие и чтение текста;

- чёткие, жирные, контрастные линии строк, наличие вспомогательных линий для ориентира высоты строчных букв, при низкой остроте зрения, увеличенная толщина линий;

- достаточное количество места для ответов , если это тестовые задания;

- не загромождать карточку излишней информацией , чтобы зрение ученика

«не распылялось» по всей плоскости карточки;

- увеличенные размеры клеток, контрастность, понятность условных обозначений.

При изготовлении геометрических моделей , следует учитывать :

- фигуры с чёткими контурами ;

- возможны рельефные изображения ;

- допустимо изготовление моделей из проволоки, картона, оргстекла, пластмассы,

дерева, в виде развёртки ;

- окрашены модели в яркие контрастные цвета ;

- могут быть подвижные модели;

- изготавливать модели могут учащиеся под руководством учителя

или родителей, с целью развития пространственного воображения и изучения

свойств фигур.

При использовании дидактического и наглядного материала необходимо обратить внимание на такие этапы:

- демонстрация геометрических фигур , тел и их назначение;

- исследование фигур и тел с одновременным озвучиванием;

- сравнение фигур и физических тел , которые отличаются по цвету и размеру, при этом следует обратить внимание на то , что форма не зависит от размера и цвета;

- проведение аналогии с предметами встречающимися в быту и окружающей среде;

- закрепление свойств , путём рисования , штриховки, выделения определённых

элементов контрастными цветами.

В процессе организации занятий педагогам необходимо:

- больше внимания уделять устному детальному, последовательному объяснению заданий;

- увеличить время для рассмотрения объекта ( карточка, рисунок, объект)

- организовать его обследование с помощью разных анализаторов;

- учитывать расстояние . на котором более чётко воспринимается объект;

- выделять объекты, обводить контуры;

- подбирать раздаточный и демонстрационный материал наиболее чёткий . увеличенный . объёмный, контрастных цветов;

- обращать внимание на освещённость во время индивидуальной , групповой работы во время демонстрации.

Разработанные индивидуальные , дидактические и наглядные материалы:

- стимулируют познавательный интерес у учащихся;

- за счёт заданий разной степени сложности возможность индивидуального ,

дифференцированного подхода ;

- активизируется совместная работа учитель - ученик ;

- появляется возможность контроля и самоконтроля ;

- возможность закрепления полученных дополнительных знаний;

- более полно проявляется самостоятельность учащихся;

- развивается логическое мышление , воображение, память.









© 2010-2022