- Преподавателю
- Математика
- Возведение в квадрат суммы и разности двух выражений
Возведение в квадрат суммы и разности двух выражений
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Кайшаури Ц.Г. |
Дата | 20.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА АЛГЕБРЫ 7 КЛАСС
Возведение в квадрат суммы и разности двух выражений
Цель урока:
Формирование системы знаний и способов деятельности по теме «Формулы сокращенного умножения», создание условий для осознанного и уверенного навыка в применении формул (а+в)2=а2+2ав+в2 в преобразованиях целых выражений в многочлены.
Задачи:
обучающие
-
Систематизировать знания, с помощью наглядного примера и абстрактно-теоретического рассуждения вывести формулу возведения в квадрат суммы двух выражений;
-
Выработать умение применять формулу квадрата суммы;
-
Развивать математическую культуру в чтении и оформлении записи выражений;
-
Организовать поисковую познавательную деятельность учащихся;
-
Создать условия контроля (самоконтроля, взаимоконтроля) усвоения знаний и умений.
развивающие
-
Развивать математическое мышление, память, внимание;
-
Развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, строить умозаключения, делать выводы;
-
Развивать коммуникативные навыки; навыки самостоятельной работы;
-
Развивать устную и письменную речь учащихся;
-
Прививать любовь к предмету, желание познать новое.
воспитательные
-
Воспитывать культуру умственного труда;
-
Воспитывать культуру коллективной работы;
-
Воспитывать информационную культуру;
-
Воспитывать дисциплинированность при организации работы на уроке;
-
Воспитывать у учащихся настойчивость, целеустремленность в учебе;
-
Воспитывать навыки самоконтроля и взаимоконтроля, развитие самостоятельности и творчества.
Тип урока
Урок новых знаний, комбинированный урок.
Формы работы учащихся
Индивидуальная, фронтальная работа, парная работа, групповая (коллективная) деятельность.
Необходимое техническое оборудование
Компьютер, проектор, экран, презентация;
Раздаточный материал: сигнальная карточка (у каждого учащегося), листы учета знаний, карточки.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№
Этап урока
Название используемых ЭОР
(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)
Деятельность учителя
(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)
Деятельность ученика
Время
(в мин.)
1
2
3
5
6
7
1. Введение.
Организационный момент.
Предъявление темы и постановка задач урока.
Презентация. Слайд № 1.
Рассказ.
Внимательно слушают.
1 мин.
2.Обобщение и систематизация знаний.
Устная работа.
Презентация. Слайд № 2.
- Анаграммы давайте вместе разгадаем
Ученики проговаривают ответы:
Формула,
Квадрат,
Уравнение,
Тождество,
Выражение.
3 мин.
Презентация. Слайд №3.
- Вспомним, что значит выражение в квадрате?
-Значит умноженное само на себя.
- Найдите квадраты одночленов: 2; 3; 5; 7; х; у; 4а; 8b.
- Найдите удвоенное произведение: ху; 3х; аb; 4b.
Ученики отвечают.
- Объясните «Как умножить многочлен на многочлен?»
Каждый член одного многочлена умножить на…..
Объяснение нового материала.
Презентация.
Слайд№1
Беседа
Открыли тетради.
Записали число: Тема урока: « Возведение в квадрат суммы и разности двух выражений».
Учащиеся записывают число и тему урока
Сегодня мы продолжим изучение темы «Умножение многочленов».
Еще в глубокой древности было подмечено, что некоторые многочлены можно умножать короче, быстрее, чем все остальные. Так появилась формула сокращенного умножения. Их несколько. Сегодня нам предстоит сыграть роль исследователей и «открыть» две из этих формул.
Внимательно слушают.
- Объединитесь в группы, найдите произведение многочленов, а затем полученный ответ запишите
на доске
(ответы скрыты)
3) (x+y) (x+y) = (x+y)2
4) (p-4) (p-4) = (p-4)2
6) (n+5) (n+5) = (n+5)2
Дети пишут ответы:
= x2+2xy+b2
= p2-8p+16
= n2+10n+25
- Ребята, посмотрите. Есть ли что-то общее в условиях и ответах предложенных упражнений?
Да, во всех случаях результатом умножения служит трехчлен, у которого первый член - квадрат первого слагаемого, второй - удвоенное произведение первого и второго слагаемого, третий - квадрат второго слагаемого.
- Ребята, посмотрите внимательно на левый столбик, а можно ли эти выражения записать короче? (ответы открыты)
-Да, можно записать как квадрат суммы и квадрат разности.
Историческая справка.
Рассказ
Такие примеры встречаются часто, смотрите, как была длинна процедура преобразования и как прост и изящен результат. Давайте все вместе раз и навсегда докажем в общем виде формулу (а+b)2=а2+2аb+b2
А поможет нам в этом Евклид - ….ученый
А при чем здесь он? Да потому что, что он первый вывел доказательство этой формулы геометрическим путем. Перед Вами квадрат, сторона которого равно а.
а
Найдите S квадрата.
b
а
Площадь прямоугольника?
- S квадрата равна а2
S прямоугольника = аb
3 мин.
Вывод формул сокращенного умножения
№1
Квадрат суммы
Демонстрирует вывод формул.
Просмотр анимации
7 мин.
Презентация.
Слайд№6
(а+ b) 2 =а2+2аb+b2 - это формула квадрата суммы.
- Давайте все вместе её прочитаем: «Квадрат суммы двух выражений, равен квадрату первого выражения, плюс удвоенное произведение первого и второго выражений плюс квадрат второго выражения».
(а - b)2=а2-2аb+b2 - это формула квадрата разности.
- Давайте все вместе её прочитаем: «Квадрат разности двух выражений, равен квадрату первого выражения, минус удвоенное произведение первого и второго выражений плюс квадра второго выражения».
Читают формулы
Работа в тетради.
Закрепление
Исследовательский метод,
Коллективный поиск.
Презентация. Слайд №4.
- Запишем эти формулы в тетрадь
Ученики пишут в тетрадях.
№3
Квадрат суммы и разности
- Подберите слагаемое или коэффициент так, чтобы получился квадрат некоторого выражения
Подбирают слагаемое или коэффициент, записывают выражения в тетрадь
Вывод формул сокращенного умножения
№2
Куб суммы
Демонстрирует вывод формул: куб суммы и разности двух выражений
Просмотр анимации
7 мин
Презентация.
Слайд№4
(а+b)3=а3+3а2b+3ab2+b3 - это формула куба суммы.
- Давайте все вместе её прочитаем …
(а - b)3=а3-3а2b+3ab2 -b3- это формула куба разности.
- Давайте все вместе её прочитаем …
Читают формулы
Работа в тетради.
Презентация. Слайд №4.
Запишем эти формулы в тетрадь
Ученики пишут в тетрадях.
Закрепление
№4
Куб суммы и разности двух выражений
- Подберите слагаемое или коэффициент так, чтобы получился куб некоторого выражения
Подбирают слагаемое или коэффициент, записывают выражения в тетрадь
Работа в тетради.
Решаем № 799(а, в, ж).
Ученики работают в тетрадях.
Контроль, взаимоконтроль.
Презентация. Слайд №5.
Поменяйтесь тетрадями, проверьте все ли правильно у вашего соседа по парте.
Метод взаимопроверки.
5 мин
Самостоятельная работа
Презентация. Слайд №6.
А сейчас проверим, на сколько хорошо вы поняли формулы.
Учащиеся решают на листочках самостоятельную работу.
7 мин.
Проверка
Презентация. Слайд №7.
Рассказ учителя.
Метод взаимопроверки.
4 мин.
Домашнее задание.
Презентация. Слайд № 8.
Инструктаж учителя.
Учащиеся записывают домашнее задание в дневник.
1 мин.
Итог урока.
Рефлексия.
Презентация. Слайд №9.
Подводит итоги урока, выставляет оценки
2 мин.
Таблица 2.
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
№
Название ресурса
Тип, вид ресурса
Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)
Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР
1
Квадрат суммы
Информационный
Анимация
Демонстрация. Формула квадрата суммы. Формула квадрата разности. Доказательство. Наглядное изображение
school-collection.edu.ru/catalog/res/d7a6fd5f-bd0e-4720-8094-de5df902ce50/view/
2
Куб суммы
Информационный
Анимация
school-collection.edu.ru/catalog/res/806b7b19-a9cc-4461-9067-6c9ae42c7eed/view/
3
Квадрат суммы и разности
Возведение в квадрат. Подбор коэффициентов
практический
Тест.
files.school-collection.edu.ru/dlrstore/a2aeac41-c506-4f38-a290-6276f49a9cd6/index_listing.html
4
Куб суммы и разности
Возведение в куб. Подбор коэффициентов
практический
Тест.
files.school-collection.edu.ru/dlrstore/7123b897-4cb7-4e74-917e-f6c50760c313/index_listing.html