Деловая игра Биржа математических знаний (5-9 классы)

Раздел Математика
Класс 9 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Казанцева Зоя Васильевна

Учитель математики Деменинского филиала МКОУ «Хомутовская средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением английского языка»

Хомутовского района Курской области

Предметная неделя математики

Деловая игра «Биржа математических знаний»

Цель проведения: Формирование и развитие интереса к математике.


Задачи:

  • Мотивация обучения математики школьниками.

  • Развитие интереса к предмету, расширение представления о математике, ее истории, содержании, прикладном значении предмета.

  • Развитие математических знаний и умений.

  • Формирование и развитие представления школьников о банке, бирже, аукционе и т.п. атрибутах рыночной экономики.

Участники игры: все желающие школьники 5-9 классов

План проведения недели:

Понедельник Открытие Биржи знаний, ознакомление участников с условиями игры.

Вторник: Математическая лотерея (розыгрыш лотереи продолжается в течение всей недели)

Среда: Спринт - олимпиада

Четверг: Аукцион знаний

Пятница: Математический ипподром. Подведение итогов недели. Награждение.

Подготовительный этап игры:

Изготовление «денежных знаков» КМБ (коммерческого математического банка) - доллары и таланты (приложение № 2)

Подготовка заданий - лотерей в соответствии с возрастом и количеством участников. Необходимо заготовить не менее 10 лотерей для каждого участника.

Подготовка справочной и информационной литературы (словари, энциклопедии, справочники, математические журналы, учебники математики разных классов и т. д.). Эта литература раскладывается на отведенных столах в кабинете математики для свободного доступа школьников.

Подготовка карточек для проведения аукциона, олимпиады.

Первый день.

Объявляется открытие Биржи математических знаний. Школьникам объясняется порядок игры, каждому выдается по 10$, поясняется порядок их вложения, условия всей игры.

За «доллары» можно купить лотереи. Они выпускаются по классам в соответствии с изучаемым учебным материалом. Всего должно быть подготовлено не менее 10 лотерей на каждого участника. Каждая лотерея имеет стоимость, определяемую КМБ (коммерческим математическим банком, роль которого исполняет учитель математики). Цена лотереи меняется в зависимости от курса «таланта», она меняется учителем ежедневно. Если школьник купил лотерею и выполнил правильно ее задание, он продает ее за «таланты» КМБ. Начальный, стартовый «капитал» у всех одинаковый - 10$. Но цель игры - получить как можно больше «талантов». Курс «таланта» меняется, в один день он может стоить 10$, в другой - 15$.(см. приложение №1) «Доллары» и «таланты» свободно обмениваются банком по установленному курсу.

С первого дня до начала игры «Математический ипподром» любой ученик может купить лотереи или продать их в КМБ. Если задание непосильно для игрока, он, либо теряет «деньги», либо может перепродать лотерею другому. Но так как семиклассник вряд ли перепродаст свою лотерею пятикласснику, а девятиклассник скорее не будет иметь с ним дело, так как он за лотерею младшего класса получит от КМБ половину выигрыша, перепродажа проходит обычно редко и внутри своего класса.

Учителю желательно иметь контрольный лист с ответами на задания, требующие определенного времени на проверку правильности.

Во второй день продолжается реализация лотерей.

Для стимулирования активности детей следует в первое время КМБ предлагать стоимость лотереи, например, 2 $., а стоимость выигрышной лотереи с правильным ответом - 1«талант». Если их стоимость сблизить, скажем, лотерея - 8$, а выигрышная лотерея 1«талант», то «деловая активность» игроков резко снижается.

Примеры лотерей:

  • по истории математики: назови фамилию ученого, утверждавшего, что числа правят миром;

  • прикладные задания: измерь площадь территории школы и вырази ее в м2 и в га;

  • олимпиадного характера: как пользуясь сосудами емкостью 5л и 2л и водопроводным краном отмерить 1 л воды;

  • на вычислительные навыки: на лужайке пасутся 90 телят и гусей. У всех их 256 ног. Сколько было телят и гусей?

  • головоломки: в клетках квадрата

переставьте числа так, чтобы их сумма

3

5

7

9

11

13

15

17

19по любой вертикали, горизонтали

и диагонали была одна и та же

  • поискового характера: наши фермеры измеряют площадь своей земли в гектарах. Их американские коллеги - в акрах. Узнай, чему равен 1 акр и переведи площадь 100га в акры.

В третий день проводится спринт-олимпиада.

Каждый желающий приобретают карточку участника по установленной КМБ цене.

Заранее заготавливается большая таблица, в которую вносятся фамилии участников и номера вопросов.

Участники спринт-олимпиады

Номера вопросов

итого

1

2

3

4 и т.д.

1. Иванов Иван

+

-

+

1 талант

2. Петров Петр и т.д.

-

+

+

+

2 таланта

Учитель зачитывает вопросы. Участник может поднять свою карточку в знак готовности дать ответ. Отвечает тот, кто первый поднял карточку. Если ответ верный, ученик получает в соответствующей графе (+), если неверный, то (-). При неправильном ответе участник может дать повторный ответ, но за это он должен заплатить, например 1 «доллар». В конце игры подводится итог. Для упрощения подсчета (+) и (-) попарно аннулируются, учитываются оставшиеся (+). Каждый (+) приносит 1 «талант».

Примеры заданий для спринт-олимпиады:

  • как называется ¼ часть года;

  • назови самое маленькое простое число

  • верно ли, что если у четырехугольника все стороны равны, то это квадрат и т.д. (приложение №3)

В четвертый день проводится математический аукцион.

Каждый участник покупает карточку, дающее право на участие в аукционе по установленной цене. На «торги» выставляются 5- 8 лотов. Каждый лот оценивается, например, в 5 «талантов». При участии школьников разных классов задания отбираются только известные всем игрокам. Победителем считается игрок, последним давший верный ответ перед третьим ударом молотка ведущего аукцион.

Примеры лотов аукциона: 1 лот - числа, 2 лот - приборы, необходимые для построения и измерения, 3 лот - геометрические фигуры, 4 лот - меры длины и т.п.

Пример лота числа: целые, натуральные, действительные, кратные, четные, нечетные, положительные, отрицательные, рациональные, иррациональные, совершенные, простые, составные и т.д.

В пятый день проводится «математический ипподром».

Перед началом игры КМБ обнародует результаты. Учитель сообщает: «Всего продано …лотерей на общую сумму … «талантов» …$.

Выигрыш игроков составил … «талантов» …$.

За спринт-олимпиаду КМБ выдал … «талантов».

На аукционе продано … лотов на сумму … «талантов».

Общая сумма реализации составила ….«талантов» …$. Самые крупные держатели «талантов» - ….(называются имена)».

В каждом заезде участвуют 3 игрока. Трое участников, получивших максимальное количество «талантов», имеют право на бесплатное участие в одном заезде. Остальные вынуждены платить. Желающие участвовать в заезде, занимают свои места, остальные имеют право делать ставки на одного или нескольких игроков, которые, по их мнению, должны выиграть. Если ученик поставил на участника заезда, скажем, 5«талантов» и игрок победил, то везунчик получает от КМБ 10 «талантов», если ошибся - ставка идет в доход банка. Сбор ставок и выдачу выигрышей проводят ассистенты. Обычно это учителя других предметов, так как все ученики участвуют в игре.

Победитель заезда получает 3 «таланта», 1 «талант» - занявший второе место.

Количество заездов определяет учитель.

Примеры заданий для заездов:

1 заезд: Выбирается любая буква алфавита, скажем «П», необходимо записать за 1 минуту как можно больше слов, имеющих отношение к математике, начинающихся на эту букву (пять, прямая, прямоугольник, Пифагор, пядь и т.п.)

2 заезд: Зрителям показывают записанное заранее слово, обозначающее какую-либо величину, например ПУД. Участники заезда должны угадать это слово. Они поочередно задают вопросы зрителям, на которые они отвечают «да» или «нет» (для определения вида величины), или «больше», «меньше» (для определения ее конкретного значения)

3 заезд: За три минуты вспомнить и записать пословицы, где есть числительные (семь пядей во лбу, семеро одного не ждут и т.п.)

Число заездов определяет учитель.

В конце игры учитель подводит итоги и результаты недели, награждает победителей, отмечает наиболее активных участников.

ПРИМЕЧАНИЯ:


  1. Данная игра проводится ежегодно в конце ноября много лет подряд. Все попытки предложить проведение других форм предметной недели встречают категорическое несогласие школьников.


  1. В игре с удовольствием участвуют все школьники 5-9 классов, в том числе и те, кто не блещет интересом к наукам и успехами в учебе.


  1. В первый раз необходимо очень четко разъяснить правила игры, в дальнейшем дети прекрасно в ней ориентируются, умудряется устраивать хитроумные «биржевые» комбинации, особенно в ставках в заездах в математическом ипподроме.


  1. Конечно, все термины (биржа, коммерческий банк, аукцион и пр.) достаточно условны, но все же дают некоторую реальную картину данных составляющих рынка.


  1. Главная трудность проведения игры в сельской малокомплектной школе - разнообразный состав участников. Поэтому необходимо крайне аккуратно подбирать общие задания, чтобы они были посильны для школьников 5 - 9 классов.


Приложение №1

Деловая игра Биржа математических знаний (5-9 классы)



дата

Курс таланта

1 талант = 10$.

Стоимость лотереи _3 $.


Стоимость выигрышной

лотереи _15 $.

Спринт - олимпиада ___ $.

Математический аукцион ____$.

Ипподром ____ $.


КМБ



ПРИЛОЖЕНИЕ № 2 Образцы таланта и доллара

Деловая игра Биржа математических знаний (5-9 классы)

ТАЛАНТ

К М Б № 16201115

СДеловая игра Биржа математических знаний (5-9 классы). Деменино

Деловая игра Биржа математических знаний (5-9 классы)


ТАЛАНТОВ

с. Деменино

КМБ № 16201115

1 $

one dollar

с.Деменино

К М Б № 16201115


ЛОТЕРЕЯ 5 кл.

Деловая игра Биржа математических знаний (5-9 классы)

Вопрос. Вслед за кем мы горделиво восклицаем:

«Дайте мне точку опоры, и я переверну Землю»?



Приложение№3

Спринт - олимпиада

  1. Сколько цифр в математике?(10)

  2. Делится ли 3282 на 3? (да) .

  3. Что больше: произведение цифр или их сумма? (сумма)

  4. Сколько концов у пяти с половиной палок?(12)

  5. Какое число делится без остатка на любое положительное или отрицательное число?(0)

  6. Числа, употребляемые при счете предметов. (натуральные)

  7. Наглядное представление разных числовых данных.(Диаграмма)

  8. Число, показывающее, на сколько равных частей разделено целое. (делитель)

  9. Наука об измерении Земли. (геометрия)

10. Наибольшее целое отрицательное число. ( - 1)
11. Чему равно произведение 13 • 258 • 0 • 0.01. (0)
12. 1% от рубля. (Ответ: копейка)
13. Частное двух чисел. (Ответ: отношение)
14. Способ построения прямой на местности (провешивание)

15. Найдите цифру в слове «смесь»

16. Как называется третья координата точки в пространстве? (Аппликата)

17. Сколько поворотов в нашей местности? (Два: направо, налево)

18. Кому принадлежат эти слова: «Математику уже затем надо учить, что она ум в порядок приводит»? (М.В.Ломоносову)

19. Кто придумал метод, с помощью которого можно находить простые числа в их естественном порядке? (III век до н.э., Эратосфен из Кирены, великий древнегреческий математик. «Решето Эратосфена»).

20. Какой знак надо поставить между 2 и 3, чтобы получилось число, меньше 3, но больше 2? (,)

21. Чему равен 1 пуд? (16 кг)

22. Наука, изучающая свойство фигур в пространстве? (Стереометрия)

23. Первая женщина - математик. (С.Ковалевская).

25. Назовите единицу массы драгоценных камней. (Карат)


Деловая игра Биржа математических знаний (5-9 классы)

16.11. - 20.11.

Деловая игра Биржа математических знаний (5-9 классы)

план


16.11. ОТКРЫТИЕ НЕДЕЛИ

17.11. МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ЛОТЕРЕЯ


18.11. СПРИНТ - ОЛИМПИАДА


19.11. МАТЕМАТИЧЕСКИЙ АУКЦИОН


20.11. И П П О Д Р О М.

/ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ. НАГРАЖДЕНИЯ


© 2010-2022