ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЕ: ПРОБЛЕМЫ И ВОЗМОЖНОСТИ

В данной разработке представляю свою статью, в которой поднимались основные проблемы использования ИКТ на уроках математики в сельских школах. Особенно актуальна эта статья для малокомплектых сельских школ, в которых зачастую не хватает материальной базы или очень слабый Интернет.
Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

В СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЕ: ПРОБЛЕМЫ И ВОЗМОЖНОСТИ

Е.Б. Сморчкова

МКОУ Аношкинская СОШ Лискинского муниципального района Воронежской области

На современном этапе развития школьного образования проблема подготовки выпускников, хорошо владеющих компьютерными технологиями, приобретает особо важное значение в связи с высокими темпами развития и совершенствования науки и техники, потребностью общества в людях, способных быстро ориентироваться в обстановке, способных мыслить самостоятельно и свободных от стереотипов. Применение этих технологий в обучении математике объясняется также необходимостью решения проблемы поиска путей и средств активизации познавательного интереса учащихся, развития их творческих способностей, стимуляции умственной деятельности. Особенностью учебного процесса с применением компьютерных средств является то, что центром деятельности становится ученик, который исходя из своих индивидуальных способностей и интересов, выстраивает процесс познания. Учитель часто выступает в роли помощника, консультанта, поощряющего оригинальные находки, стимулирующего активность, инициативу, самостоятельность.

Я работаю в малочисленной сельской школе. В школе имеется компьютерный класс, интернет, в каждом классе оборудовано рабочее место учителя. Интерактивная доска пока только в начальных классах. В селе нет мобильной связи, скоростного интернета. Половина учащихся школы из малообеспеченных семей, родители которых часто не имеют возможности купить компьютер. Поэтому мы стараемся организовать учебный процесс так, чтобы использовать наши возможности по максимуму. Компьютер на уроке является средством, позволяющим учащимся лучше познать самих себя, индивидуальные особенности своего учения, способствующим развитию их самостоятельности. Учащийся может наблюдать на экране, что получается после осуществления той или иной операции, как меняется значение выражения, когда меняется тот или иной параметр.

Использование готовых презентаций при проведении уроков стало привычным в наше время. Интернет дает возможность находить презентации ко многим урокам. Кроме того использую диски с готовыми презентациями и мультимедийными приложениями: уроки геометрии 7-9 классы . Издательство «Планета»; уроки алгебры. Функции: графики и свойства. 7-11 классы. Издательство «Планета»; уроки математики 5-10 классы . Издательство «Глобус»; алгебра 8 класс (приложение к учебнику). Разрабатываю необходимые презентации сама. Применяю их на различных этапах урока: при объяснении нового материала, при закреплении его, при организации тестового контроля. Воздействие учебного материала на учащихся во многом зависит от степени и уровня иллюстративности устного материала. Визуальная насыщенность учебного материала делает его ярким, убедительным, способствует лучшему его усвоению и запоминанию.
После объяснения темы ученики решают устные упражнения, затем в тетрадях решают задания более сложные. Предлагаемые задания также представлены на слайдах. Особенностью применения компьютерных презентаций является наличие автоматического контроля и ограничение времени демонстрации слайд - фильма, сочетание устного лекционного материала с демонстрацией слайдов позволяет концентрировать визуальное внимание учащихся на особо значимых моментах учебного материала.
В прошлом учебном году приобрела диски с видеоуроками Игоря Жаборовского по алгебре 7,8 класса, геометрии 7-9 классов, решение задач по геометрии в 10,11 классах. Видеоуроки применяю при объяснении нового материала. Детям нравятся видеоролики, но они должны быть непродолжительными, в противном случае дети устают и не могут воспринимать информацию на должном уровне. Использую диски к учебникам Макарычева Ю.Н. Алгебра 8 кл., Колмогорова А.Н. Алгебра и начала анализа 10-11 класс. При подготовке уроков просматриваю видеоролики: где-то нужно приостановить и акцентировать внимание, где-то ограничить во времени.
На этих же дисках имеются тесты, которые используются при контроле. Возможны две формы организации тестов, которые условно можно назвать «выбери ответ из предлагаемых вариантов» и «напиши правильный ответ». Организация теста по принципу «выбери ответ из предлагаемых» обеспечивает быстроту прохождения теста, так как не требует от учащегося особых навыков работы на компьютере. Для выдачи ответа достаточно нажать клавишу с номером правильного ответа, выбрав его среди предложенных. Организация теста по принципу «напиши правильный ответ» предполагает хорошую начальную подготовку учащегося как пользователя персонального компьютера. Выдача ответа осуществляется его набором и требует хорошего знания клавиатуры, в том числе «переключения на английский язык» и умения набирать формулы с помощью специальных программ. Такие разработки формируют позитивное отношение учащихся к учению, предполагают ненавязчивый способ оказания помощи, возможность выбрать индивидуальный темп обучения учащихся.
Тестирование в режиме оп-liпе можем проводить только в школе. Проблема в том, что у учащихся дома нет интернета, а если и есть, то скорость его очень мала. Проведение такого тестирования проводится в 9,10-11 классах, особенно при подготовке к ЕГЭ и ГИА. Решаем задания в Открытом банке заданий на сайте ФИПИ, на сайтах uztest.ru, «Решу ЕГЭ» и другие. Чаще распечатываю тесты для учащихся. В этом отношении удобен сайт «Решу ЕГЭ», на котором можно сформировать и распечатать задания по любым разделам и темам, любого количества. Решая тренировочные тесты, ученик может получить консультацию по решению задачи.
ИКТ помогают организовать проектную деятельность учащихся. В 7 классе начинаем с элементов метода проектов: за 2-3 урока ученик получает задание подготовить сообщение по конкретному вопросу. Он подбирает информацию, используя литературу и интернет, получает консультацию учителя, готовит 2-3 слайды, которые демонстрирует сам на уроке с пояснениями и выводами. Например, учащимися подготовлены сообщения с презентациями по темам «Взаимное расположение графиков линейной функции», « Евклид», «Способы разложения на множители», «Задачи на проценты» и другие. Другой ученик готовит вопросы, устные задания по данной теме. На каждом уроке проводится устный счет, для которого готовят примеры также учащиеся, размещая их на слайдах. Они же и проводят пятиминутки с устными упражнениями вычислительного характера. Таким образом собрана коллекция слайдов с заданиями для устного счета. Именно метод проектов в дополнении к урочной практике предоставляет учащимся уникальную возможность проявить свои способности, желать творить, выдумывать, пробовать, не боясь ошибиться и получить «2», а учителю - привлечь ребят к науке математике, помочь им в самоопределении. В 8 классе организую работу в группах по подготовке проектов с презентациями по различным темам: «Устное решение квадратных уравнений», «Площади фигур», «Задачи на движение» и другие. К презентациям постепенно добавляются новые слайды, которые могут подготовить учащиеся 9 класса.
В связи с модернизацией системы образования и переходом школ на предпрофильную подготовку и профильное обучение метод проектов становится приоритетной технологией обучения в 9-11 классах. Особенно удобно и оправданно его использовать на элективных курсах. Тогда продуктом учебного проекта может стать, например , математическая газета по теме курса, работы учащихся «Рисуем графиками», тесты по темам с использованием ИКТ. При подготовке презентаций, газет, тестов, учащиеся работают в парах или в тройках. Результативность такой деятельности подтверждается практикой. Изменяется микроклимат в классе, формируются и развиваются толерантные, доброжелательные взаимоотношения. Совместная деятельность воспитывает самостоятельность, ответственность за себя и товарищей, взаимопомощь, взаимовыручку. Отношение к предмету переходит на более высокий, практический уровень школьники начинают действительно осознавать прикладной характер математики как части общечеловеческой культуры. Развивается критичность мышления на уровне, необходимом для будущей профессиональней деятельности.
Внеклассная работа по предмету: подготовка проектов для выступления на ученических конференциях, подготовка математических газет, участие в олимпиадах (Кенгуру, Эрудит, Летописец, Эврика , конкурс «Инфоурок» и др.) также предполагает применение ИКТ.
Опыт работы показывает, что использование компьютерных технологий в обучении математике позволяет дифференцировать учебную деятельность на уроках, активизирует познавательный интерес учащихся, развивает их творческие способности, стимулирует умственную деятельность, побуждает к исследовательской деятельности. Урок математики становится менее абстрактным и более наглядным, визуальным, что способствует лучшему пониманию и усвоению учащимися изучаемого материала.

Литература

  1. Бобель Ю.А., Слобожанинова Е.В. Уроки алгебры с применением информационных технологий. Функции: графики и свойства. - М.: «Планета», 2011.

  2. Савченко Е.М. Уроки геометрии с применением информационных технологий. 7-9 классы. - М.: «Планета», 2011.


4


© 2010-2022