Программа по геометрии для 9 класса по учебнику Л. С. Атанасяна и др

Календарно – тематическое планирование. Геометрия 9 класс     № п/п   Наименование разделов и тем Тип урока Кол-во часов Вид самостоятельной работы Дата План. Факт.   Вводное повторение Повторение и обобщение пройденного 1         Повторение. Решение задач. Повторение и обобщение пройденного 1 СР     1. Глава IX. Векторы   8       1.1 Понятие вектора Изучение нового 1       1.2. Откладывание вектора от данной точки Изучение нового 1       1.3 Сумма двух векторов Изучение нового 1       1.4 Сумма нескольких векторов Изучение нового 1 СР     1.5 Вычитание векторов Изучение нового 1       1.6 Умножение вектора на число Изучение нового 1   СР     1.7 Применение векторов к решению задач Формирование умений и навыков 1 Решение задач     1.8 Применение векторов к решению задач Формирование умений и навыков 1 Тест     2. Глава X. Метод координат   10       2.1 Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам Изучение нового 1       2.2 Координаты вектора Изучение нового 1       2.3 Простейшие задачи в координатах Изучение нового 1       2.4 Простейшие задачи в координатах Закрепление новых знаний 1 СР     2.5 Решение задач методом координат Закрепление новых знаний 1       2.6 Уравнение окружности Изучение нового 1       2.7 Уравнение прямой Изучение нового   1         2.8 Уравнение окружности и прямой. Решение задач Закрепление новых знаний 1 Тест     2.9 Урок подготовки к контрольной работе Формирование умений и навыков 1 СР     2.10 Контрольная работа №1 «Метод координат» Проверка знаний 1 КР     3 Глава XI. Соотношение между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов   11       3.1 Синус, косинус и тангенс угла Изучение нового 1       3.2 Синус, косинус и тангенс угла Закрепление новых знаний 1       3.3   Синус, косинус и тангенс угла Формирование умений и навыков 1 Тест     3.4 Теорема о площади треугольника Изучение нового 1       3.5 Теоремы синусов и косинусов Изучение нового 1       3.6 Решение треугольников   Изучение нового 1 МД     3.7 Измерительные работы Закрепление новых знаний 1       3.8 Скалярное произведение векторов Изучение нового 1       3.9 Скалярное произведение в координатах Закрепление новых знаний 1       3.10 Решение задач Формирование умений и навыков 1 Тест     3.11 Контрольная работа №2 « Соотношение между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов» Проверка знаний 1 КР     4 Глава XII. Длина окружности и площадь круга   12       4.1 Правильные многоугольники Изучение нового 1         4.2 Окружность, описанная около правильного многоугольника и вписанная в правильный многоугольник Изучение нового   1       4.3 Формулы для вычисления площади правильного многоугольника, его стороны и радиуса вписанной окружности Изучение нового 1       4.4 Решение задач по теме «Правильные многоугольники» Закрепление новых знаний 1 СР     4.5 Длина окружности Изучение нового 1       4.6 Длина окружности. Решение задач Закрепление новых знаний 1 МД     4.7 Площадь круга и кругового сектора Изучение нового 1       4.8 Площадь круга и кругового сектора. Решение задач Закрепление новых знаний 1 МД     4.9 Обобщение темы «Длина окружности. Площадь круга» Формирование умений и навыков 1       4.10 Решение задач по теме «Длина окружности. Площадь круга» Формирование умений и навыков 1 СР     4.11 Подготовка к контрольной работе Повторение и обобщение пройденного 1       4.12   Контрольная работа №3 «Длина окружности и площадь круга» Проверка знаний 1 КР     5 Глава XIII. Движения   8       5.1 Понятие движения Изучение нового 1       5.2 Свойства движений Изучение нового 1       5.3 Решение задач по теме «Понятие движения. Осевая и центральная симметрии» Закрепление новых знаний 1 СР     5.4 Параллельный перенос Изучение нового 1       5.5 Поворот Изучение нового 1       5.6 Решение задач по теме «Параллельный перенос. Поворот» Закрепление новых знаний   1 МД     5.7 Решение задач по теме «Движения» (50урок) Формирование умений и навыков 1 СР     5.8 Контрольная работа №4 «Движения» Проверка знаний 1 КР     6 Глава XIV. Стереометрия   8       6.1 Предмет стереометрии. Многогранник Изучение нового 1       6.2 Призма. Параллелепипед Изучение нового 1       6.3 Объём тела. Свойства прямоугольного параллелепипеда Изучение нового 1 СР     6.4 Пирамида Изучение нового 1       6.5 Цилиндр Изучение нового 1 СР     6.6 Конус Изучение нового 1       6.7 Сфера и шар Изучение нового 1       6.8 Решение задач по теме «Сфера и шар» Закрепление новых знаний 1 СР       Об аксиомах планиметрии   2         Повторение. Решение задач   7       1 Повторение по теме «Начальные геометрические сведения. Параллельные прямые» Повторение и обобщение пройденного 1 СР     2 Треугольники Повторение и обобщение пройденного 1       3 Треугольники   Повторение и обобщение пройденного 1 СР     4 Окружность Повторение и обобщение пройденного 4       5 Четырехугольники. Многоугольники Повторение и обобщение пройденного 1 СР     6 Векторы. Метод координат. Движения Повторение и обобщение пройденного 1       7 Итоговая контрольная работа Проверка знаний 1 КР       ИТОГО   68      
Раздел Математика
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

« Тургеневская средняя общеобразовательная школа»



Согласовано:

заместитель директора по УР

___________/Марченкова А.В./

Утверждено:

директор МБОУ «Тургеневская СОШ»

_____________/Полякова В.В./

«30» августа 2014 г. Приказ №_____ от 10.09.2014 г.





Рабочая программа учебного предмета

« Геометрия»


9 класс, базовый уровень


Разработана

Слугиной Т.В.

учителем математики первой

квалификационной категории



п. Тургенево

2014 г.

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основании:

1.Стандарта основного общего образования по математике

2.Учебника «Геометрия 7-9» Л.С.Атанасян. и др.

3.Программы по геометрии Бурмистровой Т.А.

4.Учебно-методического комплекта «Геометрия 7 класс»Л.С. Атанасяна

Цели обучения математики в общеобразовательной школе определяются ее ролью в развитии общества в целом и формировании личности каждого отдельного человека. Геометрия - один из важнейших компонентов математического образования. Она необходима для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.

Программа направлена на достижение следующих целей:

  • овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения практической деятельности изучения смежных дисциплин, продолжения образования;

  • интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений;

  • формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;

  • воспитание культуры личности, отношения к математике как части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно технического прогресса;

развитие представлений о полной картине мира, о взаимосвязи математики с другими предметами.

Сравнительная таблица часов в примерной и рабочей программе:

Раздел

Количество часов в примерной программе

Количество часов в рабочей программе

Вводное повторение

0

2

1.Векторы

8

8

2.Метод координат

10

10

3.Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов

11

11

4.Длина окружности и площадь круга.

12

12

5.Движения

8

8

6.Начальные сведения из стереометрии

8

8

Об аксиомах планиметрии

2

2

Повторение. Решение задач

9

7

В курсе геометрии 9-го класса формируется понятие вектора. Особое внимание уделяется выполнению операций над векторами в геометрической форме. Учащиеся дополняют знания о треугольниках сведениями о методах вычисления элементов произвольных треугольниках, основанных на теоремах синусов и косинусов. Даются систематизированные сведения о правильных многоугольниках, об окружности, вписанной в правильный многоугольник и описанной. Особое место занимает решение задач на применение формул. Даются первые знания о движении, повороте и параллельном переносе. Серьезное внимание уделяется формированию умений рассуждать, делать простые доказательства, давать обоснования выполняемых действий. Параллельно закладываются основы для изучения систематических курсов стереометрии, физики, химии и других смежных предметов.

Программой отводится на изучение геометрии по 2 урока в неделю, что составляет 68 часов в учебный год. Из них контрольных работ 4 часа + итоговая

Данное планирование определяет достаточный объем учебного времени для повышения математических знаний учащихся в среднем звене школы, улучшения усвоения других учебных предметов. Промежуточная аттестация проводится в форме тестов, самостоятельных, проверочных работ и математических диктантов (по 10 - 15 минут) в конце логически законченных блоков учебного материала. Итоговая аттестация предусмотрена в виде административной контрольной работы.

Требования к уровню подготовки

В результате изучения курса учащиеся должны овладеть определенными знаниями и умениями по темам:

Главы 9, 10. Векторы. Метод координат.

В результате изучения данной главы учащиеся должны:

  • знать: определение вектора, различать его начало и конец виды векторов, определять суммы и разности векторов, произведение вектора на число, что такое координаты вектора; определение средней линией трапеции;

  • уметь: изображать и обозначать вектор, откладывать вектор, равный данному, находить координаты вектора по его координатам начала и конца, вычислять сумму и разность двух векторов по их координатам, строить сумму двух векторов, пользуясь правилами треугольника, параллелограмма, многоугольника; строить окружности и прямые заданные уравнениями.

Глава 11. Соотношения между сторонами и углами треугольника.

В результате изучения данной главы учащиеся должны:

  • знать: определения косинуса синуса, тангенса для острого угла формулы, выражающие их связь; определения скалярного произведения векторов;

  • уметь: воспроизводить доказательства теорем косинусов и синусов, применять в решении задач; находить скалярное произведение векторов в координатах, угол между векторами.

Глава 12. Длина окружности и площадь круга.

В результате изучения данной главы учащиеся должны:

  • знать: определение правильного многоугольника, формулу длины окружности и ее дуги, площади сектора;

  • уметь: вычислять стороны, площади и периметры правильных многоугольников, длину окружности и длину дуги; применять формулы площади круга, сектора при решении задач.

Глава 13. Движения.

В результате изучения данной главы учащиеся должны:

  • знать: определения преобразования плоскости, движения плоскости, определять их виды;

  • уметь: решать задачи, используя определения видов движения.

Глава 14. Начальные сведения из стереометрии.

В результате изучения данной главы учащиеся должны:

  • знать: многогранники (призмы, параллелепипеды, пирамиды); тела и поверхности вращении (цилиндр, конус, сфера, шар)

  • уметь: решать вычислять объемы указанных тел.

Тематическое планирование

п/п


Наименование разделов и тем


Всего часов

В том числе

Примерное количество часов на самостоятельные работы учащихся


уроки

Тестовые

работы

Контрольные

работы

1.

Векторы

8

7

1


1

2.

Метод координат

10

8

1

1

1

3.

Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов

11

9

1

1

2

4.

Длина окружности и площадь круга.

12

10

1


1

2

5.

Движения

8

7


1

1

6.

Начальные сведения из стереометрии

8

7

1


1


Об аксиомах планиметрии

2

2





Повторение

9

6

2

1

2


Итого

68

56

7

5

10

Содержание обучения

1. Векторы. Метод координат

Понятие вектора. Равенство векторов. Сложение и вычитание векторов. Умножение вектора на число. Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам. Координаты вектора. Простейшие задачи в координатах. Уравнения окружности и прямой. Применение векторов и координат при решении задач. Основная Цель - научить учащихся выполнять действия над векторами как направленными отрезками, что важно для применения векторов в физике; познакомить с использованием векторов и метода координат при решении геометрических задач. Вектор определяется как направленный отрезок и действия над векторами вводятся так, как это принято в физике, т. е. как действия с направленными отрезками. Основное внимание должно быть уделено выработке умений выполнять операции над векторами (складывать векторы по правилам треугольника и параллелограмма, строить вектор, равный разности двух данных векторов, а также вектор, равный произведению данного вектора на данное число). На примерах показывается, как векторы могут применяться к решению геометрических задач. Демонстрируется эффективность применения формул для координат середины отрезка, расстояния между двумя точками, уравнений окружности и прямой в конкретных геометрических задачах, тем самым дается представление об изучении геометрических фигур с помощью методов алгебры.

2. Соотношения между сторонами и углами треугольника

Скалярное произведение векторов. Синус, косинус и тангенс угла. Теоремы синусов и косинусов. Решение треугольников. Скалярное произведение векторов и его применение в

геометрических задачах. Основная Цель - развить умение учащихся применять тригонометрический аппарат при решении геометрических задач. Синус и косинус любого угла от 00 до 1800 вводятся с помощью единичной полуокружности, доказываются теоремы синусов и косинусов и выводится еще одна формула площади треугольника (половина произведения двух сторон на синус угла между ними). Этот аппарат применяется к решению треугольников. Скалярное произведение векторов вводится как в физике (произведение длин векторов на косинус угла между ними). Рассматриваются свойства скалярного произведения и его применение при решении геометрических задач. Основное внимание следует уделить выработке прочных навыков в применении тригонометрического аппарата при решении геометрических задач.

3. Длина окружности и площадь круга

Правильные многоугольники. Окружности, описанная около правильного многоугольника и вписанная в него. Построение правильных многоугольников. Длина окружности. Площадь круга. Основная Цель - расширить знание учащихся о многоугольниках; рассмотреть понятия длины окружности и площади круга и формулы для их вычисления. В начале темы дается определение правильного многоугольника и рассматриваются теоремы об окружностях, описанной около правильного многоугольника и вписанной в него. С помощью описанной окружности решаются задачи о построении правильного шестиугольника и правильного 2 n -угольника, если дан правильный n-угольник. Формулы, выражающие сторону правильного многоугольника и радиус вписанной в него окружности через радиус описанной окружности, используются при выводе формул длины окружности и площади круга. Вывод опирается на интуитивное представление о пределе: при неограниченном увеличении числа сторон правильного многоугольника, вписанного в окружность, его периметр стремится к длине этой окружности, а площадь - к площади круга, ограниченного окружностью.

4. Движения

Отображение плоскости на себя. Понятие движения. Осевая и центральная симметрии. Параллельный перенос. Поворот. Наложения и движения. Основная Цель - познакомить учащихся с понятием движения и его свойствами, с основными видами движений, со взаимоотношениями наложений и движений. Движение плоскости вводится как отображение плоскости на себя, сохраняющее расстояние между точками. При рассмотрении видов движений основное внимание уделяется построению образов точек, прямых, отрезков, треугольников при осевой и центральной симметриях, параллельном переносе, повороте. На эффектных примерах показывается применение движений при решении геометрических задач. Понятие наложения относится в данном курсе к числу основных понятий. Доказывается, что понятия наложения и движения являются эквивалентными: любое наложение является движением плоскости и обратно. Изучение доказательства не является обязательным, однако следует рассмотреть связь понятий наложения и движения.

5. Об аксиомах геометрии

Беседа об аксиомах по геометрии. Основная Цель - дать более глубокое представление о системе аксиом планиметрии и аксиоматическом методе. В данной теме рассказывается о различных системах аксиом геометрии, в частности о различных способах введения понятия равенства фигур.

6. Начальные сведения из стереометрии

Предмет стереометрии. Геометрические тела и поверхности. Многогранники: призма, параллелепипед, пирамида, формулы для вычисления их объемов. Тела и поверхности вращения: цилиндр, конус, сфера, шар, формулы для вычисления их площадей поверхностей и объемов. Основная Цель - дать начальное представление о телах и поверхностях в пространстве; познакомить учащихся с основными формулами для вычисления площадей поверхностей и объемов тел. Рассмотрение простейших многогранников (призмы, параллелепипеда, пирамиды), а также тел и поверхностей вращения (цилиндра, конуса, сферы, шара) проводится на основе наглядных представлений, без привлечения аксиом стереометрии. Формулы для вычисления объемов указанных тел выводятся на основе принципа Кавальери, формулы для вычисления площадей боковых поверхностей цилиндра и конуса получаются с помощью разверток этих поверхностей, формула площади сферы приводится без обоснования.

7. Повторение. Решение задач

Календарно - тематическое планирование. Геометрия 9 класс


п/п


Наименование разделов и тем

Тип урока

Кол-во

часов

Вид

самостоятельной

работы

Дата

План.

Факт.

Вводное повторение

Повторение и обобщение пройденного

1



Повторение. Решение задач.

Повторение и обобщение пройденного

1

СР



1.

Глава IX. Векторы

8



1.1

Понятие вектора

Изучение нового

1



1.2.

Откладывание вектора от данной точки

Изучение нового

1



1.3

Сумма двух векторов

Изучение нового

1



1.4

Сумма нескольких векторов

Изучение нового

1

СР



1.5

Вычитание векторов

Изучение нового

1



1.6

Умножение вектора на число

Изучение нового

1


СР



1.7

Применение векторов к решению задач

Формирование умений и навыков

1

Решение задач



1.8

Применение векторов к решению задач

Формирование умений и навыков

1

Тест



2.

Глава X.

Метод координат

10



2.1

Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам

Изучение нового

1



2.2

Координаты вектора

Изучение нового

1


2.3

Простейшие задачи в координатах

Изучение нового

1


2.4

Простейшие задачи в координатах

Закрепление новых знаний

1

СР


2.5

Решение задач методом координат

Закрепление новых знаний

1


2.6

Уравнение окружности

Изучение нового

1



2.7

Уравнение прямой

Изучение нового


1




2.8

Уравнение окружности и прямой. Решение задач

Закрепление новых знаний

1

Тест


2.9

Урок подготовки к контрольной работе

Формирование умений и навыков

1

СР



2.10

Контрольная работа №1

«Метод координат»

Проверка знаний

1

КР



3

Глава XI.

Соотношение между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов

11



3.1

Синус, косинус и тангенс угла

Изучение нового

1



3.2

Синус, косинус и тангенс угла

Закрепление новых знаний

1



3.3

Синус, косинус и тангенс угла

Формирование умений и навыков

1

Тест



3.4

Теорема о площади треугольника

Изучение нового

1



3.5

Теоремы синусов и косинусов

Изучение нового

1



3.6

Решение треугольников

Изучение нового

1

МД



3.7

Измерительные работы

Закрепление новых знаний

1



3.8

Скалярное произведение векторов

Изучение нового

1



3.9

Скалярное произведение в координатах

Закрепление новых знаний

1



3.10

Решение задач

Формирование умений и навыков

1

Тест



3.11

Контрольная работа №2

« Соотношение между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов»

Проверка знаний

1

КР



4

Глава XII.

Длина окружности и площадь круга

12



4.1

Правильные многоугольники

Изучение нового

1




4.2

Окружность, описанная около правильного многоугольника и вписанная в правильный многоугольник

Изучение нового


1



4.3

Формулы для вычисления площади правильного многоугольника, его стороны и радиуса вписанной окружности

Изучение нового

1



4.4

Решение задач по теме «Правильные многоугольники»

Закрепление новых знаний

1

СР



4.5

Длина окружности

Изучение нового

1



4.6

Длина окружности. Решение задач

Закрепление новых знаний

1

МД



4.7

Площадь круга и кругового сектора

Изучение нового

1



4.8

Площадь круга и кругового сектора. Решение задач

Закрепление новых знаний

1

МД



4.9

Обобщение темы «Длина окружности. Площадь круга»

Формирование умений и навыков

1



4.10

Решение задач по теме «Длина окружности. Площадь круга»

Формирование умений и навыков

1

СР



4.11

Подготовка к контрольной работе

Повторение и обобщение пройденного

1



4.12


Контрольная работа №3

«Длина окружности и площадь круга»

Проверка знаний

1

КР



5

Глава XIII.

Движения

8



5.1

Понятие движения

Изучение нового

1



5.2

Свойства движений

Изучение нового

1



5.3

Решение задач по теме «Понятие движения. Осевая и центральная симметрии»

Закрепление новых знаний

1

СР



5.4

Параллельный перенос

Изучение нового

1



5.5

Поворот

Изучение нового

1


5.6

Решение задач по теме «Параллельный перенос. Поворот»

Закрепление новых знаний


1

МД



5.7

Решение задач по теме «Движения» (50урок)

Формирование умений и навыков

1

СР



5.8

Контрольная работа №4

«Движения»

Проверка знаний

1

КР



6

Глава XIV.

Стереометрия

8



6.1

Предмет стереометрии. Многогранник

Изучение нового

1



6.2

Призма. Параллелепипед

Изучение нового

1



6.3

Объём тела. Свойства прямоугольного параллелепипеда

Изучение нового

1

СР



6.4

Пирамида

Изучение нового

1



6.5

Цилиндр

Изучение нового

1

СР



6.6

Конус

Изучение нового

1



6.7

Сфера и шар

Изучение нового

1



6.8

Решение задач по теме «Сфера и шар»

Закрепление новых знаний

1

СР




Об аксиомах планиметрии

2




Повторение. Решение задач

7



1

Повторение по теме «Начальные геометрические сведения. Параллельные прямые»

Повторение и обобщение пройденного

1

СР



2

Треугольники

Повторение и обобщение пройденного

1



3

Треугольники


Повторение и обобщение пройденного

1

СР



4

Окружность

Повторение и обобщение пройденного

4



5

Четырехугольники. Многоугольники

Повторение и обобщение пройденного

1

СР



6

Векторы. Метод координат. Движения

Повторение и обобщение пройденного

1



7

Итоговая контрольная работа

Проверка знаний

1

КР




ИТОГО

68



Учебно-методическое обеспечение предмета и перечень литературы.

Основная литература.

Учебник: Геометрия, 7-9: учеб. для общеобразоват. учреждений / [Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др.] - 16-е изд. - М. : Просвещение, 2006. - 384 с. : ил. - ISBN 5-09-014901-1.

Рабочие тетради - предназначены для организации решения задач учащимися на уроке после изучения нового материала;

Дополнительная литература.


  • Зив Б.Г., Мейлер В.М. Дидактические материалы по геометрии для 7 класса. - 4-е изд. - М. : Просвещение, 1998. - 128 с. : ил. - ISBN 5-09-008443-2. (7 класс, 8 класс, 9 класс)

  • Ершова А.П., Голобородько В.В., Ершова А.С. Самостоятельные и контрольные работы по алгебре и геометрии для 7 класса. - М. : Илекса, Харьков: Гимназия, 2003,- 96 с. : ил. - ISBN 5-89237-014-3. (7 класс, 8 класс, 9 класс)

  • Алтынов П.И. Геометрия. Тесты. 7-9 кл.: Учебно-метод. пособие. - 3-е изд. - М. : Дрофа, 1999. - 112 с. : ил. - ISBN 5-7107-2530-7.

  • Саврасова С.М., Ястребинецкий Г.А. Упражнения по планиметрии на готовых чертежах: Пособие для учителя. - М. : Просвещение, 1987. - 112 с. : ил.

  • Тесты. Геометрия 9 класс. Варианты и ответы централизованного (итогового) тестирования. - М. : Центр тестирования МО РФ, 2003. ISBN 5-94635-145-1.

  • Гусев В.А., Медяник А.И. Дидактические материалы по геометрии для 7 класса. - 4-е изд. - М. : Просвещение, 1995. - 80 с. : ил. - ISBN 5-09-006581-0.

(7 класс. 8 класс, 9 класс)

  • Звавич Л.И. Тестовые задания по геометрии. 8 класс: учебно-методическое пособие/ Л.И. Звавич, Е.В. Потоскуев. - Дрофа, 2006. - 253, [3] с.: ил. ISBN 5-7107-9758-8.

  • Гаврилова Н.Ф. Поурочные разработки по геометрии: 9 класс. - М.: ВАКО, 2007. - 320 с. - (В помощь учителю). ISBN 978-5-94665-564-4 (7 класс, 8 класс, 9 класс)


© 2010-2022