• Преподавателю
  • Математика
  • Авторская методическая разработка урока по теме Сложение и вычитание десятичных дробей с использованием краеведческого материала 5 класс

Авторская методическая разработка урока по теме Сложение и вычитание десятичных дробей с использованием краеведческого материала 5 класс

Авторская методическая разработка урока по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей с использованием краеведческого материала" 5 класс. С понятием десятичной дроби в школе мы знакомимся в 5 классе. Однако, материал данной темы изложен очень сухо и многим учащимся кажется «нудным» и «скучноватым».  Проблема повышения и сохранения интереса учащихся к изучению данного раздела встает особенно остро.  Как известно, в процессе изучения темы «Сложение и вычитание десятичных дробей» достаточно боль...
Раздел Математика
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Ход урока.

1. Организационный момент.

Ребята, послушайте, какая тишина!

Это в школе начались уроки.

Мы не будем тратить время зря,

И приступим все к работе.

(Слайд 2)

Что такое Башкортостан?
Может, это непокорный робкий стан?!
Запах мёда, тысячи коней,-
Всё есть у Башкирии моей!
Как великий, благородный муж -
Так раскинулся большой Нугуш...
Здесь Уральских гор кайма лежит,
Агидель - красавица бежит.
Меж густых лесов курай поёт,
Звуком чистым, хрупким за собой зовёт,
А потом уводит далеко туда,
Где стучит ключом Усольская вода.
Вечность, мудрость, вера и добро -
Все тебе, Башкортостан, дано...

И сегодня наш урок не обычный, а интересный. Почему? Сегодня мы с вами совершим путешествие по Родному краю! Дорога нелегкая, но мы сможем преодолеть ее с помощью наших знаний и умений по теме «Десятичные дроби». Девиз нашего урока: «Знания имей отличные - по теме дроби десятичные!»

Захватим с собой путевые листы (Приложение 1), в которые будем заносить итоги нашего приключения.

Вопрос: как справились с домашним заданием?

Ученики «сигнализируют» карточками: зеленый кружок - выполнил легко самостоятельно, желтый - выполнил самостоятельно с небольшими затруднениями, выполнил с помощью, красный - не смог выполнить.

В начале, пожалуйста, в своих листах отметьте по 1 - баллу за выполненное домашнее задание.

Что ж в путь!

2. Актуализация опорных знаний.

Ребята! Сначала обдумаем план наших действий.

Какую тему мы изучали на прошлом уроке? (Сложение и вычитание десятичных дробей). Что вы научились делать? (Складывать и вычитать десятичные дроби.)

Вы хорошо усвоили эту тему? Какую задачу вы поставите перед собой на этом уроке? (повторить и закрепить знания по нашей теме, и если есть ошибки, то найти их).

Ребята, сегодня на уроке вы будете использовать знания по географии Башкортостана (Слайд 3). Давайте откроем тетради и запишем в них сегодняшнее число, классная работа и поработаем устно.

1) А сейчас ребята мы проверим, кто готов к нашему путешествию, а кто нет!

Вставьте знаки больше или меньше вежду числами (Слайд 4).:

  1. 33,5 33,05

  2. 7,12 17,12

  3. 0,01 0,001

  4. 0,05 0,01

Расставьте в следующих равенствах запятые (Слайд 5).:

  1. 42 + 1,8=6

  2. 5,36-336=2

  3. 43 - 27=40,3

  4. 2 + 108=3,08

Молодцы ребята! Я вижу, многие из вас готовы к путешествию!

2) Фронтальный опрос «Соберите правило» (Слайд 6)

Чтобы сложить или вычесть десятичные дроби надо:

1. Уравнять количество знаков после запятой в десятичных дробях.

2. Записать десятичные дроби друг под другом так, чтобы запятая была под запятой.

3. Сложить числа, не обращая внимание на запятые.

4. Поставить запятую в ответ под запятыми в десятичных дробях.

3. Закрепление изученного материала.

И так первый пункт нашего путешествия, это горы Башкортостана. Ребята какие горы нашей Республики вы знаете?

Предполагаемые ответы: Уральские горы, Шиханы.

Ребята, а вы знаете как называется самая высокая гора в Башкортостане? Давайте мы узнаем ответ с помощью выполнения нашего задания.

В дороге нам придется действовать как единая команда. Проверим, так ли это?

Работаем у доски по цепочке.



  1. Вычислите, выберите правильный ответ. Зашифрованное слово - самая высокая гора в Башкортостане (Слайд 7).

1

2

3

4

5

6

7




  1. 11,2+0,35

А. 14,7

Н. 11,37

Я. 11,55

2) 8,07+4,4

М. 12,47

А.12,8

Р. 12,11

3) 17,1-3,4

С. 14,3

Н. 14,7

А. 13,7

4) 5,23-2,09

Н. 3,14

К. 2,33

З. 3,23


5) 6,14-3,2

О. 3,12

И. 3,94

Т. 2,94

6) 5,3-4,17

К. 1,2

А. 1,13

Л. 2,13

7) 6,08-3,2

У. 2,88

Ш. 3,88

Д. 2,06

Правильный ответ: ЯМАНТАУ

Один ученик сообщает физико-географические данные объектов из задачи (Слайд 8).

Яманта́у (башк. Яман тау - «плохая (злая) гора») - горный массив в Башкортостане. Протягивается на северо-запад, ширина - 3 км, длина - 5 км. Главные вершины - Большой Ямантау (1640 м) и Малый Ямантау (1510 м). Вершина «Большой Ямантау» является высшей точкой Южного Урала. Находится на территории Южно-Уральского заповедника, расположен в Белорецком районе Башкортостана.

  1. Ребята! Давайте выразим высоту главных вершин горы Ямантау в км. Если вы справились с заданием - занесите отметку об этом в листок контроля.

А знаете ли вы какие горы расположены рядом с нами? Какие самые близлежащие горы к нашему селу Большой Куганак ?

Предполагаемые ответы: Шиханы, Лысая, Сердце, Шахтау.

А знаете ли вы их высоты?

Давайте решим с вами задачку и узнаем какой высоты горы Тратау, Шахтау и Юрактау. Работа проходит с заполнением оценочной карты урока. (Слайд 9)

  1. Высота горы Тратау 0,402 км, что на 0,064 км выше, чем высота горы Юрактау. Найдите высоту горы Шахтау, если известно, что она ниже Юрактау на 0,002 км. Сравните высоту горы Юрактау с Ямантау, высота которой 1,640 км.

Ответ: Юрактау - 0,338 км, Шахтау - 0,336 км, Ямантау выше Юрактау на 1,302 км.

Один ученик сообщает физико-географические данные объектов из задачи. (Слайд 10-13)

Трата́у, Тората́у (башк. Торатау - «крепость-гора») - шихан, символ города Ишимбая и Ишимбайского района, запечатлённый на гербе и флаге города и района. Памятник природы с 1965 года.

Один из цепочки четырех шиханов в окрестностях Ишимбая наряду с Куштау, Юрактау и Шахтау, которые выбраны в шорт-лист проекта «Семь чудес России» (как Шиханы).

Высота -абсолютная высота над уровнем океана - 402 метра. На небольшом участке горы произрастают свыше 100 видов травянистых растений. В верхней части западного и юго-западного склонов Тратау имеются несколько небольших пещер. У подножья - озеро Тугар-Салган.

Юракта́у (башк. Йөрәктау - «сердце-гора») - шихан, находится вблизи Стерлитамака. Остаток рифа, нижнепермского (поздний палеозой) рифового массива, образовавшегося свыше 230 миллионов лет назад в тропическом море.

Длина - 1 км, ширина 850 м, абсолютная высота над уровнем океана - 338 м.В основании северного склона горы есть родники, один с сернистой водой. У подножия Юрактау расположено озеро Мокша.

Шахтау (башк. Шаһтау - «шах-гора», «царь-гора») - один из четырёх шиханов возле города Стерлитамака. Находился в Ишимбайском районе, на границе с микрорайоном Шахтау города Стерлитамака.

Шахтау - короткий хребет длиной 1,3 км, шириной 980 м, вытянут в северо-западном направлении. Возвышался над уровнем моря (до начала разработки) на 336 м. Расположен на правом берегу рекиСелеук.

А теперь ребята пора и отдохнуть!

4.Физкультминутка.

(Ученики за учителем повторяют движения) (Слайд 14)

Из - за парт мы выйдем дружно,

Но шуметь совсем не нужно,

Встали прямо, ноги вместе,

Поворот кругом, на месте.

Хлопнем пару раз в ладошки.

И потопаем немножко.

А теперь представим, детки,

Будто руки наши - ветки.

Покачаем ими дружно,

Словно ветер дует южный.

Ветер стих. Вздохнули дружно.

Нам урок продолжить нужно.

Подравнялись, тихо сели

И на доску посмотрели.

5. Решение задач на действия с десятичными дробями.

Ребята! Следующий пункт нашего путешествия - реки Башкортостана. А знаете ли вы какие реки протекают по территории нашего края? Предполагаемые ответы: Белая, Дема, Уфа, Ашкадар, Стерля.

Ребята, а какие реки протекают возле нашего села? Давайте посмотрим карту (Слайд 15-16).

Ответы: Агидель (Белая), Куганак, Меселька.

А что вы знаете об этих реках? Давайте решим задачку и вы узнаете площади водяного бассейна этих рек (Слайд 17).



  1. Площадь бассейна реки Куганак 1,48 тыс. км2, а площадь бассейна реки Меселька на 1,259 тыс. км2 меньше. Так же известно, что площадь бассейна реки Агидель на 140,42 тыс. км2 больше, чем площадь бассейна реки Куганак. Найдите площади бассейнов реки Агидель и Меселька.

Ответ: Агидель - 141,9 тыс км2, Меселька - 0,221 тыс. км2.

Один ученик сообщает физико-географические данные объектов из задачи (Слайд 18-20).

Бе́лая - река на Южном Урале и в Предуралье, левый и самый крупный приток Камы. Протекает по территорииБашкортостана и Татарстана. Самая длинная река в Башкортостане. Длина реки составляет 1430 км площадь водосборного бассейна 141900 км².

Кугана́к (башк. Ҡуғанаҡ) - река в России, протекает в Республике Башкортостан. Впадает в реку Белая в 700 км от её устья. Длина реки составляет 102 км, площадь водосборного бассейна 1480 км².

Меселька (Месели) - река в России, протекает в Республике Башкортостан. Устье реки находится в 9,5 км по левому берегу рекиКуганак. Длина реки составляет 29 км, площадь водосборного бассейна 221 км².

А знаете ли вы озера Башкортостана? Это следующий пункт нашего назначения. Предполагаемые ответы: Кандрыкуль, Аккуль (Белое озеро), Аслыкуль, Яктыкуль (Банное озеро).

6. Контроль полученных знаний.

7) Давайте решим задачку и узнаем объем наших озер.

1 вариант

Объем озера Яктыкуль 81,7 км3. Озеро Аслыкуль меньше по объему озера Яктыкуль на 81,581 км3, но больше озера Кандрыкуль на 0,0063 км3. Найдите объем озера Кандрыкуль.

Ответ: Аслыкуль - 0,119 км3, Кандрыкуль - 0,1127км3.

2 вариант

Средняя глубина озера Аслыкуль - 5,1м, что на 2,1 м меньше средней глубины озера Кандрыкуль. Найдите среднюю глубину озера Яктыкуль, если известно, что она на 1,7 м меньше, чем общая глубина озер Аслыкуль и Кандрыкуль.

Ответ: Кандрыкуль - 7,2м, Яктыкуль - 10,6 м.

Выполняем взаимопроверку - 1 балл за правильное выполнение задачи , 0,5 балла за выполнение одного действия (результаты заносятся в лист).

Один ученик сообщает физико-географические данные озер (Слайд 21-24).

Банное (Яктыкуль, Мауыззы, башк. Яҡтыкүл - «светлое озеро») - самое глубокое озеро в Башкортостане, бассейн реки Урал.

Площадь озера - 7,7 км²; средняя ширина - 1880 м; максимальная глубина 28 м, средняя - 10,6 м.

Озеро расположено в серединной части Башкирского Зауралья между вершинами Кутукай (664 м), Каранъялык (620 м) и отрогами хребта Яманкая, в 28 км к северо-востоку от села Аскарово, райцентра Абзелиловского районаБашкортостана, в 45 км к северу от Магнитогорска.

По легенде, название озера Банное связано с тем, что Емельян Пугачёв приказал своему войску перед боем «баниться», то есть вымыться в щелочной воде Яктыкуля.

Аслику́ль (Аслыку́ль, Асылыку́ль, башк. Асылыкүл, Асыулыкүл) - самое крупное озеро в республике Башкортостан. Расположено в 27 км к северо-западу от города Давлеканово. Находится в широкой котловине между северо-восточными отрогами Белебеевской возвышенности и окружено горами: Табулак, Улу-Карагач, Улутау, Бэлекей-Карагач, Большой Нор, Малый Нор, Зайтуляктау.

По древним верованиям башкир, озером правит царь Асылыкуля (башк. Асылыкүл батшаһы). Дух озера Асылыкуль всегда предупреждал башкир о надвигающихся бедствиях, несчастьях (башк. Асылыкүлдең батшаһы - иң оло эйәһе илгә ҙур афәт, бәлә-ҡаза килерен башҡорттарға алдан иҫкәртеп ҡуйыр булған)

Кандрыку́ль (Кандраку́ль, башк. Ҡандракүл) - второе по величине озеро Башкортостана. Расположено вТуймазинском районе в 25 км к юго-востоку от районного центра - города Туймазы, в пределах лесостепной зоны Башкортостана.

8) Резерв. А знаете ли вы, что в нашем крае есть не только озера и реки, но и водохранилища? Давайте ребята решим задачу и узнаем среднюю глубину каждого из них.

Средняя глубина Кармановского водохранилища 3,8 м, что на 12 м меньше, чем глубина Нугушского водохранилища. Найдите глубину Павловского водохранилища, если известно что она меньше средней глубины Нугушского водохранилища на 4,1 м.

Ответ: Нугушское водохранилище - 15,8 м, Павловское водохранилище -11,7 м.

7. Итоги урока. Домашнее задание. Рефлексия.

Башкортостан! Земля моя!
Отчизна роз и соловья.
Башкортостан - страна цветов,
Страна стихов и храбрецов.
У наших гор вершины до небес.
И соловьиных песен полон лес,
Богаты недра нефтью, серебром,
Поляны - ягодами, а сердца - добром.
«Откуда родом ты?» -
Меня спросили.
И я ответил гордо:
- Из России.
А если говорить точнее -
С Урала я,
Там Родина - Башкирия моя!

Вот и закончилось ребята наше путешествие! (Слайд 26)

Домашнее задание на трех уровнях:

- уровень госстандарта, т. е. знание программного материала и готовность его воспроизвести; это уровень обязателен для всех учащихся;

- задание на творческое применение (перенос) усвоенных способов, знаний, моделей - это полутворческий уровень;

- задание на чистое творчество на базе полученных знаний и способов в соответствии с индивидуальными особенностями личности.

1) № 743

2)№ 747

3) Составить (придумать) задачу по теме «Сложение и вычитание десятичных дробей»

Учитель предлагает продолжить предложение. Принцип «Микрофон». (Ученики по очереди дают аргументированный ответ на один из вопросов).

«Сегодня на уроке

Я повторил …

Я закрепил …

Я научился …

Я узнал …»

Учитель предлагает отметить карточкой то высказывание, которое больше всего подходит к качеству усвоения материала на уроке

А). Все понял, могу помочь другим - зеленый круг

Б). Было интересно, запомню надолго - желтый круг

В). Могу решать такие задания, но нужна помощь - красный круг

Ребята! Выставляем себе оценки в карту оценки знаний.

© 2010-2022