- Преподавателю
- Математика
- Конспект нестандартного урока по геометрии
Конспект нестандартного урока по геометрии
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Холодова М.С. |
Дата | 24.03.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Конспект нестандартного урока по геометрии для учащихся 8 класса
средних общеобразовательных учреждений
Тема урока: «Площадь многоугольника»
Цель урока:
-
образовательная: научить учащихся применять формулы для вычисления площадей параллелограмма, треугольника, трапеции при решении практических задач;
-
развивающая: развитие логического мышления, воображения, памяти учащихся;
-
воспитательная: формирование умения работать в коллективе, привитие интереса к предмету, воспитание аккуратности, активности, самостоятельности.
Методы обучения: индуктивно-эвристический.
Тип урока: закрепление изученного материала.
Форма проведения урока: деловая игра.
Требования к ЗУН:
учащиеся должны знать:
- формулы площадей параллелограмма, треугольника, трапеции;
- определения параллелограмма, треугольника, трапеции;
- основные свойства параллелограмма, треугольника, трапеции;
учащиеся должны уметь:
- вычислять площади параллелограмма, треугольника, трапеции по уже изученным формулам;
- применять формулы вычисления площадей фигур при решении задач.
Оборудование: бланки с заданиями для команд, плакаты с иллюстрациями к задачам.
Литература:
-
Атанасян Л. С., Бутузов В. Ф., Кадомцев С. Б., Поздняк Э.Г., Юдина И.И. «Геометрия: учебник для 7-9 классов средней школы» М.: Просвещение, 1992.-335 с.
-
Григорьева Г.И. «Нестандартные уроки геометрии. 7-8 классы» М.: Корифей, 2007. - 66с.
-
Саранцев Г.И. «Методика преподавания геометрии в девятилетней школе» Саранск.: МГПИ им. М.Е. Евсевьева, 1992. - 130 с.
План урока:
-
Организационный момент (2 минуты)
-
Актуализация знаний (4 минут)
-
Закрепление изученного материала (35 минут)
1 конкурс (5 мин)
2 конкурс (7 мин)
3 конкурс (3 мин)
4 конкурс (5 мин)
5 конкурс (5 мин)
6 конкурс (10 мин)
-
Подведение итогов (2 минуты)
-
Домашнее задание (2 минута)
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
Приветствие учеников, проверка готовности кабинета и учащихся к уроку, проверка отсутствующих.
2. Актуализация знаний.
Учитель: мы завершаем работу над темой «Площади многоугольников». Задачи сегодняшнего урока: повторить формулы площадей, решить задачи с применением этих формул, узнать, как изучаемый материал связан с жизнью, понять, в каких нестандартных ситуациях могут пригодиться наши знания. Итак, вам нужно разбиться на 3 команды. За каждый конкурс, кроме последнего, можно получить 1 балл. Побеждает та команда, которая наберет наибольшее количество баллов. В последнем конкурсе участвуют только капитаны и за него можно получить максимум 12 баллов.
3. Закрепление изученного материала.
Учащиеся делятся на команды, рассаживаются соответствующим образом и выбирают капитанов.
1 конкурс
Запишите формулу вычисления площади прямоугольного треугольника
Запишите формулу вычисления площади треугольника
С помощью рисунка найдите площадь трапеции и запишите эту формулу
Учитель: для участия в первом конкурсе каждая команда получит карточки с заданиями, которые нужно выполнить совместными усилиями команды и сдать на отдельных листках ведущему (учителю).
Учитель раздает учащимся заранее подготовленные карточки с заданиями для первого конкурса:
Учащиеся выполняют задания первого конкурса и сдают учителю.
Затем учитель проверяет задания и выставляет командам баллы.
Пример бланка с верными ответами к первому конкурсу:
Площадь квадрата: а2
Площадь прямоугольника: аb
Площадь треугольника: аh
Площадь прямоугольного треугольника: аb
Площадь трапеции: а+b)h
2 конкурс
Учитель: а теперь задание для второго конкурса: «Требуется выполнить работу по выкладке пола ванной комнаты кафельной плиткой. Размер ванной комнаты 1,55×1,00 м кв. Плитки имеют форму прямоугольных треугольников, параллелограммов и равнобочных трапеций. Размеры плиток в сантиметрах указаны на доске»
На доске учителем заранее подготовлено задание и сделаны соответствующие чертежи:
Учитель: задание также нужно выполнить в командах на отдельных листах и сдать.
Учащиеся выполняют задания второго конкурса и сдают учителю.
Затем учитель проверяет задания и выставляет командам баллы.
Пример одного из вариантов правильно выполненного задания второго конкурса:
3 конкурс
Учитель: мы переходим к третьему конкурсу, который заключается в следующем: вы получаете бланки с заданиями, которые выполняете в командах, а затем сдаете задания, выполненные на отдельном листе, как это было в первом конкурсе.
Учитель раздает учащимся заранее подготовленные карточки с заданиями для третьего конкурса:
Учащиеся выполняют задания третьего конкурса и сдают учителю.
Затем учитель проверяет задания и выставляет командам баллы.
Пример бланка с верными ответами к третьему конкурсу:
Параллелограмм и трапеция имеют одинаковую площадь, равную 28 кв. ед.
4 конкурс
Учитель: в этом конкурсе вам предлагается задача. Для получения балла нужно не только дать правильный ответ, но и привести кратное решение. Листы с выполненными заданиями нужно сдать для проверки.
Учитель раздает учащимся заранее подготовленные карточки с заданиями для четвертого конкурса:
Учащиеся выполняют задания четвертого конкурса и сдают учителю.
Затем учитель проверяет задания и выставляет командам баллы.
Пример бланка с верными ответами к четвертому конкурсу:
Так как сторона АН лежит напротив угла 30°, то она равна половине гипотенузы, т.е. 2 см.
Следовательно, можно найти площадь параллелограмма, она равна ВС*АН=15*2=30(см2)
5 конкурс
Учитель: задания следующего конкурса записаны на доске, к ним также прилагаются соответствующие рисунки, закрепленные в верхней части доски. Как и предыдущих конкурсах, задания нужно выполнить в командах и сдать на проверку.
На доске учителем заранее подготовлено задание и закреплены прилагающиеся к ним рисунки в верхней части доски:
1. Пол имеет квадратную форму со стороной 6 м. Сколько надо паркетных дощечек прямоугольной формы со сторонами 5 см и 20 см, чтобы покрыть ими весь пол?
2. Сколько требуется кафельных плиток квадратной формы со стороной 20 см, чтобы облицевать ими часть стены, имеющей форму прямоугольника со сторонами 4 м и 2,5 м ?
Учащиеся выполняют задания пятого конкурса и сдают учителю.
Затем учитель проверяет задания и выставляет командам баллы.
Пример бланка с верными ответами к пятому конкурсу:
1. Одна дощечка имеет площадь равную 5*20=100 (см2) = 0,01 (м2). Пол имеет площадь равную 6*6=36 (м2). Следовательно, для того, чтобы покрыть весь пол нужно 36:0,01=3600 дощечек.
2. Одна кафельная плитка имеет площадь равную 20*20=400 (см2) = 0,04 (м2). Стена имеет площадь равную 4*2,5=10 (м2). Следовательно, для того, чтобы облицевать всю стену, нужно 10:0,04=250 кафельных плиток.
6 конкурс
Учитель: этот конкурс последний в нашей игре и в нем участвуют только капитаны команд. Капитаны садятся отдельно от своих команд и друг от друга, получают бланки с вопросами, на эти вопросы нужно дать краткий ответ без каких-либо обоснований. За каждый правильный ответ вы получаете один балл, таким образом максимальное количество баллов, которое вы можете набрать - 12, на всю работу вам отводится 10 минут.
Капитаны рассаживаются, получают бланки и приступают к работе. После окончания работы, капитаны сдают работы, возвращаются к своим командам, учитель проверяет бланки с ответами и выставляет командам баллы.
Бланки с вопросами (в скобках указаны правильные ответы):
ВОПРОСЫ ДЛЯ КАПИТАНА 1 КОМАНДЫ
-
Равны ли диагонали прямоугольника? (ДА)
-
Верно ли, что в параллелограмме сумма противоположных углов 180 ? (НЕ ВСЕГДА)
-
Формула площади прямоугольника. (a*b)
-
В каком ромбе сторона равна его высоте? (В КВАДРАТЕ/В ПРЯМОУГОЛЬНОМ РОМБЕ)
-
Сколько вершин у четырехугольника? (4)
-
Верно ли, что прямоугольник - это параллелограмм, это у которого один угол прямой? (ДА)
-
Формула площади ромба. ((1/2)*а2)
-
Какая трапеция называется равнобедренной?
-
Существует ли параллелограмм, у которого диагонали перпендикулярны? (ДА)
-
Сколько диагоналей можно провести в треугольнике? (НИ ОДНОЙ)
-
Можно ли утверждать, что если в четырехугольнике две противоположные стороны равны, то это параллелограмм? (НЕТ)
-
Сколько пар равных сторон у прямоугольника? (ДВЕ ПАРЫ)
ВОПРОСЫ ДЛЯ КАПИТАНА 2 КОМАНДЫ
-
Сколько пар параллельных сторон у трапеции? (ОДНА ПАРА)
-
У какого параллелограмма диагонали перпендикулярны? (У ПРЯМОУГОЛЬКОГО)
-
Что такое диагональ многоугольника? (ОТРЕЗОК, СОЕДИНЯЮЩИЙ ДВЕ ВЕРШИНЫ МНОГОУГОЛЬНИКА И НЕ ЯВЛЯЮЩИЙСЯ ЕГО СТОРОНОЙ)
-
Правда ли, что ромб - это параллелограмм, у которого смежные стороны равны? (ДА)
-
Сколько диагоналей можно провести в четырехугольнике? (ДВЕ)
-
Верно ли, что в параллелограмме противоположные углы равны? (ДА)
-
Можно ли утверждать, что если в четырехугольнике две стороны параллельны, то это параллелограмм? (НЕТ)
-
Может ли прямоугольная трапеция быть равнобедренной? (НЕТ)
-
Формула площади параллелограмма. (a*h)
-
Верно ли, что в ромбе противоположные стороны равны? (ДА)
-
Формула площади прямоугольного треугольника. ((1/2)*a*b)
-
Верно ли, что если площади двух треугольников равны, то равны и сами треугольники? (НЕ ВСЕГДА)
ВОПРОСЫ ДЛЯ КАПИТАНА 3 КОМАНДЫ
-
Может ли квадрат иметь диагонали разной длины? (НЕТ)
-
Верно ли, что площадь квадрата равна произведению его противоположных сторон? (ДА)
-
Можно ли, зная длины смежных сторон параллелограмм, найти его площадь? (НЕТ)
-
Могут ли фигуры быть равны и равновелики одновременно? (ДА)
-
Сколько высот разной длины можно провести в параллелограмме? (ДВЕ)
-
Что можно сказать о треугольнике, в котором квадрат одной стороны равен сумме квадратов двух других? (ОН ПРЯМОУГОЛЬНЫЙ)
-
Формула площади треугольника. ((1/2)*a*h)
-
Дайте определение ромба. (РОМБ - ЭТО ПАРАЛЛЕЛОГРАММ, У КОТОРОГО ВСЕ СТОРОНЫ РАВНЫ)
-
Верно ли, что диагонали прямоугольника равны? (ДА)
-
Сколько высот разной длины можно провести в трапеции? (ТРИ)
-
Можно ли, зная длину стороны ромба, найти его площадь? (ДА)
-
Может ли диагональ ромба быть в два раза больше его стороны? (НЕТ)
5. Подведение итогов.
Учитель: итак, все конкурсы закончены. Подведем итоги.
Учитель сообщает участникам о набранных ими баллах, объявляют победившую команду, поздравляет участников.
Учитель: сегодня вы очень продуктивно и творчески поработали. Ответьте на следующий вопрос: в каких профессиях применяются знания по геометрии, а в частности, знание той темы, которую мы сегодня с вами повторяли?
Ученики: в архитектуре, строительстве, в профессии закройщика.
Учитель: верно, а как вы думаете, нужно ли знание геометрии, а в частности данной темы, в повседневной жизни?
Ученики: да, например, для измерения площади комнаты при расстановке мебели, при насаждении дачного участка.
6. Домашнее задание.
Учитель: в качестве домашнего задания предлагаю вам сделать измерения некоторых комнат в вашем доме и по формулам для вычисления площадей фигур, рассчитать их площади. Задание оформить в рабочей тетради.
Учитель: на этом урок окончен, можете быть свободны.