- Преподавателю
- Математика
- Контрольная работа по МОМ на тему: Прогрессия
Контрольная работа по МОМ на тему: Прогрессия
Раздел | Математика |
Класс | 9 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Ампилогова А.М. |
Дата | 12.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
3. Методы и приемы создания мотивации изучения темы: «Арифметическая и геометрическая прогрессия».
1. Исторический материал
Уже в Древнем Египте знали не только арифметическую, но и геометрическую прогрессию. Об этом свидетельствует приведенная ниже задача из папируса Райнда. Эта задача много раз с разными вариациями повторялась и у других народов в другие времена. Например, в написанной в XIII в. «Книге об абаке» Леонардо Пизанского (Фибоначчи) есть задача, в которой фигурируют 7 старух, направляющихся в Рим (очевидно, паломниц), у каждой из которых 7 мулов, на каждом из которых по 7 мешков, в каждом из которых по 7 хлебов, в каждом из которых по 7 ножей, каждый из которых в 7 ножнах. В задаче спрашивается, сколько всего предметов.
Задача Древнего Египта
Задача из папируса Райнда
«У семи лиц по семи кошек; каждая кошка съедает по семи мышей, каждая мышь съедает по семи колосьев, из каждого колоса может вырасти по семь мер ячменя. Как велики числа этого ряда и их сумма?»
Решение задачи
Людей всего 7, кошек 72 = 49, они съедают всего 73 = 343 мыши, которые съедают всего 74 = 2401 колосьев, из них вырастает 75 = 16807 мер ячменя, в сумме эти числа дают 19 607.
Задача о шахматах
Рассказывают, что индийский принц Сирам рассмеялся, услышав, какую награду попросил у него изобретатель шахмат: за первую клетку шахматной доски - одно зерно, за вторую - два, за третью -четыре, за четвертую - восемь и так далее до 64-го поля. Нетрудно сосчитать, используя формулу
, что количество зерна, нужное для расплаты, составляет примерно 18,5*1018.
Если бы принцу удалось засеять пшеницей площадь всей поверхности Земли, считая и моря , и океаны, и пустыни, и Арктику с Антарктикой, то получить удовлетворительный урожай, то за пять лет он смог бы рассчитаться с просителем. Такое количество зерен пшеницы можно собрать лишь с площади в 2000 раз большей поверхности Земли. Это превосходит количество пшеницы, собранной человечеством до нашего времени.
Старинные русские задачи
Задача из "Арифметики" Л. Ф. Магницкого
Проторговался ли купец?
Некто продавал коня и просил за него 1000 рублей. Купец сказал, что за коня запрошена слишком большая цена. "Хорошо, - ответил продавец, - если ты говоришь, что конь дорого стоит, то возьми его себе даром, а заплати только за его гвозди в подковах. А гвоздей во всякой подкове по 6 штук. И будешь ты мне за них платить таким образом: за первый гвоздь полушку, за второй гвоздь заплатишь две полушки, за третий гвоздь - четыре полушки, и так далее за все гвозди: за каждый в два раза больше,чем за предыдущий". Купец же, думая, что заплатит намного меньше, чем 1000 рублей, согласился. Проторговался ли купец, и если да, то насколько?
Решение задачи
За 24 подковных гвоздя пришлось уплатить
копеек. Сумма эта равна
копеек, т.е. около 42 тысяч рублей. При таких условиях не обидно дать и лошадь в придачу
-
Прием «Эстафета формул»
При изучении нескольких формул темы «Прогрессии» целесообразно применение карточек «Эстафета формул». На листе бумаги в столбик записаны формулы, в которых вместо какой-либо величины вырезан круг. Карточку удобно оформлять в виде перфокарты со сменной бумажной полоской-подложкой. Заполняется карточка так: вписывая в первую формулу недостающую величину, её же записывают во вторую формулу, туда, куда показывает стрелка. Процедура продолжается, пока не будут заполнены все пропуски. Так, например, на рис. 1 представлена карточка «Эстафета формул», применяемая при изучении арифметической прогрессии.
Правильность заполнения карточки проверяется с помощью заготовленной подложки-ключа. Для описанной карточки подложка-ключ представлена на рис. 2
Рис.1 Рис.2
Достоинств у приёма «Эстафета формул» несколько. Во-первых, это нетрадиционный способ работы с формулами, что, несомненно, привлекает внимание учащихся. Во-вторых, формы работы с карточками «Эстафета формул» могут быть разнообразны. Возможно заполнение карточки одним учеником, при этом проверяется знание им формул данной темы. Приемлема организация групповой работы, когда учащиеся поочередно записывают пропущенные величины в формулы, связанные в общую цепочку. В этом случае у учащихся возникает чувство ответственности перед товарищами за выполнение своего задания, потому что от правильности записи одной формулы зависит верность заполнения дальнейших пропусков. В-третьих, проверка выполнения заданий очень проста и оперативна, поэтому она может быть осуществлена даже учащимися.
-
«Математическая викторина»
Отработка знаний формул и умения работать с ними может быть осуществлена с помощью математической викторины.
В указанной ниже таблице приводится содержание карточки «Математическая викторина» по теме «Прогрессии», которая может быть использована на уроках после изучения всего теоретического материала темы.
п-й член арифметической прогрессии
разность арифметической прогрессии
сумма первых п членов арифметической прогрессии
сумма бесконечной геометрической прогрессии , при
характеристическое свойство арифметической прогрессии
характеристическое свойство геометрической прогрессии
(п-1)-й член геометрической прогрессии
п-й член геометрической прогрессии
знаменатель геометрической прогрессии
сумма первых п членов геометрической прогрессии
-
Задачи с практическим и экономическим содержанием на прогрессии.
Задача 1. Бегун за первую минуту бега пробежал 400 м, а в каждую следующую минуту пробежал на 5 м меньше, чем в предыдущую. Какой путь пробежал он за 1 ч?
Решение. За первую минуту бегун пробежал 400 м, за вторую - 395 м, за третью - 390 м и т. д. Числа 400, 395, 390, … образуют арифметическую прогрессию, у которой , . Путь за 1 ч, т. е. за 60 мин, равен сумме первых шестидесяти членов прогрессии. Увидев формулу , получим: .
Итак, за 1 ч бегун пробежал 15 км 150 м.
Ответ: 15 км 150 м.
Задача 2. В сберегательный банк внесли вклад в 10000 руб. с доходом 2% годовых. Какую сумму выплатит сберегательный банк вкладчику через 4 года?
Решение. Сбербанк за один год выплатит , где - вклад, q- процентная ставка. За 2 года , но , следовательно, .
Легко убедиться, что за 3 года , …, за n лет .
По этой формуле определим сумму, которую сбербанк выплатит вкладчику по истечении четырех лет:
.
Ответ:
-
Выявите типичные ошибки и возможные затруднения учащихся при изучении темы. Предложите способы предупреждения этих ошибок.
Учение о прогрессиях является существенной, хотя и несколько изолированной от остальных разделов, частью курса алгебры.
Знакомство учащихся с прогрессиями происходит в курсе алгебры девятого класса в теме «Арифметическая и геометрическая прогрессии». На эту тему по программе общеобразовательных классов отводится 14 часов. Для изучения арифметической прогрессии отводится 6 часов, геометрической - 7 часов, но соотношение часов может варьироваться по усмотрению учителя.
Выполняя математические задания по теме «Прогрессия», учащиеся допускают следующие ошибки:
-
Незнание правил, определений, формул.
-
Непонимание правил, определений, формул.
-
Неумение применять правила, определения, формулы.
-
Неверное применение формул.
-
Невнимательное чтение условия и вопроса задания.
-
Вычислительные ошибки.
-
Логические ошибки при решении текстовых задач
-
Типы, виды, и средства контроля знаний и умений учащихся по данной теме.
Проверочные тесты по теме «Прогрессии»
Работа № 1.
1. Какое из чисел является членом арифметической прогрессии 3; 6; 9; 12; …
1). 83; 2). 95; 3). 100; 4). 102
2. Какая из последовательностей является арифметической прогрессией?
-
Последовательность натуральных степеней числа 2.
-
Последовательность натуральных чисел, кратных 7.
-
Последовательность квадратов натуральных чисел.
-
Последовательность чисел, обратных натуральным числам.
3.Какая из последовательностей является геометрической прогрессией?
-
Последовательность натуральных чисел, кратных 3.
-
Последовательность кубов натуральных чисел.
-
Последовательность натуральных степеней числа 3.
-
Последовательность чисел, обратных натуральным числам.
4.Последовательность задана несколькими первыми членами. Одна из них - геометрическая прогрессия. Укажите её.
-
1; 1/2; 2/3; 3/4; …
-
1; 3; 5; 7; …
-
1; 2; 4; 8; …
-
1; 2; 3; 5; …
5.Последовательность задана несколькими первыми членами. Одна из них - арифметическая прогрессия. Укажите её.
-
1; 4; 9; 16; …
-
2; 3/2; 4/3; 5/4; …
-
1; 3; 9; 27; …
-
2; 4; 6; 8; …
Работа № 2.
1. Какое равенство не будет верным в любой арифметической прогрессии; где ?
Варианты ответов:
1).
2).
3).
4).
2.Сумма всех натуральных чисел от 30 до 120 включительно равна:
1). 6825; 2). 6750; 3). 9000; 4). 7500
3. Каково число положительных членов арифметической прогрессии, в которой и
1). 14; 2). 13; 3). 13,5; 4). 12
4. Сумма членов арифметической прогрессии с 13-го по 30 включительно, если =6 и , равна:
1). 684; 2). 546; 3). 846; 4). 799
5. Какое утверждение не является верным?
1). В любой геометрической прогрессии верно равенство
2). В любой арифметической прогрессии верно равенство
3). Последовательность, заданная формулой , является арифметической прогрессией. ( Где - последовательность натуральных чисел.)
4). Количество последовательных натуральных чисел, начиная с 1, сумма которых равна 60, составляет 120.
Работа № 3.
Тест по теме: «Арифметическая прогрессия».
Вопрос
Ответ
I вариант
-
В какой из данных арифметических прогрессий, есть член равный нулю?
,
,
,
,
-
В какой из данных арифметических прогрессий, сумма первых семи членов не равна (-21)?
1). 6; 3; 0; -3; …
2). 9; 5; 1; -3; …
3). 12; 7; 2; -3; …
4). 14; 8; 2; -4; …
-
В какой из данных арифметических прогрессий, 32 - ой член равен 133?
1).9; 13; 17; …
2). 7; 11; 15; …
3). 8; 12; 16; …
4). 13; 17; 21; …
-
Сколько положительных членов в арифметической прогрессии, в которой и ?
1).11
2). 10
3). 21
4). 20
-
В какой из данных арифметических прогрессий, есть член наиболее близкий к нулю?
1). 12,3; 9,8; 7,3; …
2). -10,3; -7,8; -2,8; …
3). 10,3; 8,6; 6,9; …
4). -10,3; -8,8; -7,3; …
II вариант
-
В какой из данных арифметических прогрессий, нет члена равного нулю?
,
,
,
,
-
В какой из данных арифметических прогрессий, сумма первых семи членов не равна 21?
1). 15; 11; 7; 3; …
2). -5; -2; 1; 4; …
3). -12; -7; -2; 3; …
4). 24; 17; 10; 3; …
-
В какой из данных арифметических прогрессий, тридцать третий член равен 133?
1).38; 41; 44; …
2). 7; 11; 15; …
3). 8; 12; 16; …
4). 5; 9; 13; …
-
Сколько положительных членов в арифметической прогрессии, в которой и ?
1).20
2). 11
3). 21
4). 10
-
В какой из данных арифметических прогрессий, есть член наиболее близкий к нулю?
1). 12,4; 9,7; 7; …
2). -11,4; -8,7; -6; …
3). 17; 14,2; 11,4; …
4). -13,3; -10,7; -8,1; …
Ответы к проверочным тестам по теме «Прогрессии».
Работа № 1.
Номер вопроса
1.
2.
3.
4.
5.
Верный ответ
4
2
3
3
4
№ вопроса
Ответ
1.
102
2.
Последовательность натуральных чисел, кратных 7.
3.
Последовательность натуральных степеней числа 3.
4.
1; 2; 4; 8; …
5.
2; 4; 6; 8; …
Работа № 2.
Номер вопроса
1.
2.
3.
4.
5.
Верный ответ
3
1
2
3
4
Работа № 3.
I вариант
Номер вопроса
1.
2.
3.
4.
5.
Верный ответ
3
4
1
2
3
II вариант
Номер вопроса
1.
2.
3.
4.
5.
Верный ответ
2
2
4
4
3
-
Предложите формы самостоятельной работы учащихся при изучении темы.
-
Задачи для самостоятельного решения.
1) В знакочередующейся геометрической прогрессии первый член равен 2, а сумма третьего и пятого членов равна 40. Найти шестой член прогрессии.
2) Найти сумму значений t или значение t, если оно единственное, при котором числа 3; t + 3; 3t + 21 являются тремя последовательными членами возрастающей геометрической прогрессии.
3) Найти сумму значений x или значение x, если оно единственное, при котором отрицательные числа х - 1; 2х - 1; х2 -5 являются тремя последовательными членами арифметической прогрессии.
4) Найдите наибольшую из сумм первых n членов арифметической прогрессии, если а1 = 153 и а2 = 138.
5) Найдите наименьшую из сумм первых n членов арифметической прогрессии, если а1 = -143 и а2 = -127.
6) В арифметической прогрессии известны члены а11 = -121 и а34 = 132. Укажите номер члена прогрессии, начиная с которого все её члены неотрицательны.
7) В арифметической прогрессии известны члены а10 = 239 и а40 = -31. Укажите номер члена прогрессии, начиная с которого все её члены меньше 167.
8) В арифметической прогрессии первый член равен 8, а разность равна 2. Найти сумму тех членов прогрессии, которые принадлежат интервалу
( 44; - 23)
9) Найдите сумму бесконечно убывающей геометрической прогрессии. Если известно, что сумма её первого и четвёртого членов равна 54, а сумма второго и третьего 36.
10) В геометрической прогрессии сумма первого и пятого членов равна 51, а сумма второго и шестого членов равна 102. Сколько членов этой прогрессии нужно взять, чтобы их сумма была равна 3069.
-
Нестандартные задачи на прогрессии.
Учащиеся затрудняются в решении задач на прогрессии с буквенными данными. Но эти задачи часто встречаются на вступительных экзаменах в вузы. Поэтому школьников следует учить решению таких задач не только на внеклассных занятиях, но и на уроках, что, естественно, способствует активизации деятельности учащихся на уроках-практикумах.
Задача 1. Найдите сумму членов арифметической прогрессии, если сумма первых членов этой прогрессии равна .
Решение. Преобразуем искомую сумму:
По условию , отсюда .
Ранее мы доказали, что .
Из последних двух равенств следует: .
Ответ: [26].
Задача 2. В арифметической прогрессии . Найдите отношение к .
Решение. По условию .
Из последнего равенства получаем:
, так как .
Дальнейшие преобразования приводят к уравнению
, или .
Если , то и .
Пусть , тогда , причем из условия ясно, что . Найдем требуемое отношение: .
Ответ:
-
Карточки.
Составляются карточки трех групп. Они получают условные обозначения А, Б, В.
Группа А
Содержание карточек группы А определяется стандартом математического образования. Ниже приведены примеры таких карточек. На них, как и на всех следующих, задания напечатаны жирным шрифтом и помечены буквами а) и б). Наборы ответов даны обычным шрифтом. Приняты сокращения: а.п. - арифметическая прогрессия, г.п. - геометрическая прогрессия, б.г.п. - бесконечная геометрическая прогрессия, у которой знаменатель по модулю меньше 1.
Группа Б
Карточки группы Б содержат задания хотя и более высокого уровня, но все еще только репродуктивного, т.е. предъявляются только такие вопросы, ответы на которые учащимся подробно разъяснялись
Группа В
Карточки группы В содержат задачи повышенного уровня.