- Преподавателю
- Математика
- Конспект урока по алгебре Формула корней квадратного уравнения
Конспект урока по алгебре Формула корней квадратного уравнения
Раздел | Математика |
Класс | 8 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Анищенкова С.В. |
Дата | 16.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Конспект урока алгебры в 8 классе по теме «Формула корней квадратного уравнения»
Цели урока:
Образовательные:
-
Закрепление алгоритма решения квадратных уравнений по формуле.
-
Выяснение условий наличия корней у квадратного уравнения и установление закономерности расположения графиков квадратичной функции в системе координат в каждом из рассмотренных случаев.
-
Знакомство учащихся с программой «Живая математика».
-
Демонстрация тесной связи предметов (математика, история и информатика).
Развивающие:
-
Расширение кругозора учащихся.
-
Развитие приемов умственной деятельности, логического мышления, памяти, внимания, умения сопоставлять, анализировать, делать выводы.
-
Повышение информационной культуры учащихся, интереса к предмету математика, информатика.
-
Развитие познавательной активности, формированию навыков самоконтроля, мотивации к учению, потребности к самообразованию.
Воспитательные:
Воспитание чувства ответственности, взаимопонимания, взаимоподдержки, уверенности в себе;
Формы организации работы на уроке: индивидуальная, коллективная и работа по парам.
Оборудование урока: компьютеры, проектор, доска, мел,
Вид используемых на уроке средств образовательных информационных технологий:
-
Презентация с использованием программы Microsoft Office Power Point;
-
Программа построения и исследования графиков функций «Живая математика»
-
дидактические материалы, к уроку подготовленные в текстовом редакторе Microsoft Word
Актуальность использования выбранных средств на данном уроке:
-
Используя программу Microsoft Office Power Point можно делать сообщения и с использованием презентации показать результат проделанной работы.
-
Использование программы «Живая математика» позволит учащимся самостоятельно исследовать возможные способы расположения квадратичной функции в зависимости от знака дискриминанта, закрепить полученные знания, выполняя предложенные задания.
-
Все свои выводы ученики запишут в таблицу, приготовленную в текстовом редакторе Microsoft Word.
План урока:
1. Организационный момент: настрой на рабочий лад; сообщение темы урока; сообщение плана урока.
2. Презентация по теме: "Решение квадратных уравнений "
3. Отработка алгоритма решения квадратных уравнений в тетрадях.
4. Построение и исследование закономерности расположения графиков квадратичных функций, в зависимости от знака дискриминанта, используя компьютерную программу «Живая математика».
5. Исторические факты. Решение задачи XII века Бхаскара.
6. Математический диктант/самопроверка/.
7.Подведение итогов урока, домашнее задание.
Ход урока.
1. Организационный момент:
Здравствуйте ребята, присаживайтесь. Сегодня, в рамках декады математики мы проводим открытый урок, на котором присутствуют гости мои коллеги, ваши учителя. Они пришли посмотреть, как вы умеете работать на уроках математики и познакомиться с каждым из вас поближе. Я прошу вас не волноваться, а работать в обычном режиме, как мы делаем на каждом уроке.
А начать наш сегодняшний урок мне хотелось бы следующим высказыванием: «…Посредством уравнений, теорем, я уйму всяких разрешал проблем…»
Это слова английского поэта средних веков. Как вы думаете, какому математическому понятию, будет посвящено наше сегодняшнее занятие?
Абсолютно верно, откройте тетради и запишите тему сегодняшнего урока:
«Решение квадратных уравнений по формуле». Поставьте сегодняшнее число.
2. Урок наш будет состоять из нескольких этапов:
-
Повторим теоретический материал с использованием презентации по теме: "Квадратные уравнения "
-
Построим и постараемся выяснить закономерность расположения графиков квадратичных функций в системе координат, в зависимости от знака дискриминанта, используя компьютерную программу «Живая математика».
-
Проведем работу по решению квадратных уравнений в тетрадях; рассмотрим некоторые исторические факты.
-
Напишем математический диктант в качестве самопроверки.
3.Прежде, чем мы приступим к работе, повторим, что вы знаете по этой теме? /работа с презентацией/
-
--Какие уравнения называются квадратными?
-
--Является ли квадратным каждое из следующих уравнений:
5х²+4х-6=0, х²-3х-9=0, х³+х²-8=0,
3х+х²=0, 2х-+3=0
-
--Какие виды квадратных уравнений вам известны?
-
Заполните таблицу, распределив уравнения по видам.
Уравнение
Полное
Неполное
Приведенное
7х2 +9х+2=0
6x2+x=0
ax2 -1=0
y2 -3у-4=0
(2x-1)²=0
-
Может ли уравнение вида ах²+с=0 не иметь действительных корней.
-
Решите уравнения:
-2х²-18=0, 5х²+20=0, 5х²-80=0, -х²+9=0.
-
Какое выражение называют дискриминантом?
-
Как по дискриминанту определить, сколько корней имеет уравнение?
-
Заполнить таблицу и сделать вывод о количестве корней квадратного уравнения.
Уравнение
D=b² - 4ас
Кол-во корней
х² −5х +2=0
D=
х² - 2х + 1=0
D=
х² −4х +5=0
D=
−х² +х+6=0
D=
-9х² +6х−1=0
D=
-2х²+х-1=0
D=
4. Ребята, вы уже знаете, что в математике любые математические понятия, факты, формулы связаны друг с другом. Так, говоря о квадратных уравнениях, мне хотелось, чтобы вы понимали, что квадратные уравнения и квадратичные функции это взаимосвязанные понятия. В прошлом году вы познакомились с таким понятием как функция у = Х², научились строить график этой функции - параболу. Подробнее исследовать и изучать квадратичную функцию, вы будете в 9 классе, но уже сейчас, обладая полученными знаниями, вы сможете сделать некоторые выводы
Я предлагаю вам перейти к вашим компьютерным рабочим местам.
Вам предстоит продолжить работу с таблицей: построить графики предложенных функций, и попытаться найти закономерность в расположении квадратичной функции на координатной плоскости в зависимости от знака дискриминанта.
У=2х²-5х+2 / 2корня/ у = -х² +х+6
У= х²-2х+1=0 /1 корень/ у = -9х²-6х-1=0
У= х²-4х+5=0 /нет корней/ у = -2х²+х-1=0
Сделайте вывод.
5. Выберите формулы для нахождения корней квадратного уравнения и решите квадратные уравнения:
а) -7х + 6х2 + 1 =0, б) -х 2 = 5х - 14, в) (х - 1)(х + 1) = 2 (5х - 8,5)
Ответы: а) 1 и 1/6; б) -7 и 2; в) 4 и 1.
6.Немного истории.
Вот одна из задач знаменитого индийского математика XII века Бхаскара
Обезьянок резвых стая,
Всласть поевши, развлекалась.
Их в квадрате часть восьмая,
На поляне забавлялась,
А двенадцать по лианам
Стали прыгать, повисая…
Сколько ж было обезьянок,
Ты скажи мне в этой стае?
Решение:
Пусть было x обезьянок, тогда на поляне забавлялось - (x/8)2.
Составим уравнение:
(x/8)2+12=x;
X2/64-х+12=0
x2-64х+768=0
D=1024
x1=16, x2=48
Ответ:16 и 48.
7.Самопроверка:
1.Дискриминант уравнения 7х²+6х+1 равен….
2. Какое из чисел является корнем уравнения 2х² − 5х + 3 = 0?
1) −1 2) −1,5 3) 0 4) 1
3. Один из корней уравнения ах² − 4х +12 = 0 равен 2. Чему равно значение а?
1) −1 2) −5 3) 2 4) 1
4. Найти разность, между большим и меньшим корнями уравнения
х² − 6х + 8 = 0
5.Сколько корней имеет уравнение 3у² - к*у - 2=0?
Итоги урока:
Вопросы учителя:
1.Какое уравнение называется квадратным?
2.Сформулируйте алгоритм решения квадратного уравнения.
3.Сделайте вывод о расположении графиков квадратичных функций в системе
координат, в зависимости от знака дискриминанта.
Домашнее задание:
Решите задачу с помощью квадратного уравнения.
Участники совещания обменялись рукопожатиями, и кто-то подсчитал, что всех рукопожатий было 66. Сколько человек явилось на заседание?