Методическая разработка по теме Тригонометрия

Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Методическое пособие

Дисциплина: «Математика»

По разделу: «ТРИГОНОМЕТРИЯ»

Для студента


Разработал преподаватель:

Шелепова И.В.





Иркутск 2015

Содержание

Пояснительная записка

2

Радианное и градусное измерение углов и дуг. Числовая окружность.

3

Синус, косинус, тангенс, котангенс действительного числа. Знаки и значения синуса, косинуса, тангенса и котангенса.

6

Соотношение между тригонометрическими функциями одного аргумента

8

Функция острого угла и прямоугольный треугольник


10

Примеры для самопроверки


13

Литература

14

Пояснительная записка

Основная задача обучения математике в среднем специальном учебном заведении - обеспечить прочное и сознательное овладение студентами системой математических знаний и умений, необходимых для дальнейшего освоения специальных дисциплин.

Цель: углубление знаний по разделу тригонометрия и отработка практических навыков решения задач.

Задачи:

  1. Восполнить пробелы в знаниях студентов;

  2. Провести взаимосвязь между дисциплинами, изучаемыми в блоках общепрофессиональных (электроника, электротехника) и специальных дисциплин, по специальностям реализуемым в учебном заведении;

  3. Подготовить студентов к участию в олимпиадах и сдаче ЕГЭ.

Каждая тема методического пособия содержит теоретический и практический материал (примеры с алгоритмами решений) и задачи для закрепления (домашнее задание) по изучаемой теме. В результате изучения данного раздела «Тригонометрия» студентам предлагается контрольная работа, которая позволяет проверить полученные знания.

Данное пособие может использоваться как для аудиторной так и внеаудиторной работы студентов.

Тема1. Радианное и градусное измерение углов и дуг. Числовая окружность.

Градусная мера. Здесь единицей измерения является градус (обозначение °) - это поворот луча на Методическая разработка по теме Тригонометрия часть одного полного оборота. Таким образом, полный оборот луча равен 360°. Один градус состоит из 60 минут (их обозначение '); одна минута - соответственно из 60 секунд ( обозначаются " ).

Радианная мера. Длина дуги l, радиус r и соответствующий центральный угол α связаны соотношением: α= Методическая разработка по теме Тригонометрия

Эта формула лежит в основе определения радианной меры измерения углов. Так, если l = r , то α = 1, и мы говорим, что угол равен 1 радиану, что обозначается: α = 1 рад. Таким образом, мы имеем следующее определение радианной меры измерения:

Радиан есть центральный угол, у которого длина дуги и радиус равны (AmB = AO, рис.1 ). Итак, радианная мера измерения угла есть отношение длины дуги, проведенной произвольным радиусом и заключённой между сторонами этого угла, к радиусу дуги.

Методическая разработка по теме Тригонометрия

Следуя этой формуле, длину окружности C и её радиус r можно выразить следующим образом: Методическая разработка по теме Тригонометрия.

Так, полный оборот, равный 360° в градусном измерении, соответствует 2 в радианном измерении. Откуда мы получаем значение одного радиана: Методическая разработка по теме Тригонометрия.

Обратно, Методическая разработка по теме Тригонометрия

Перевод градусной меры в радианную и обратно


  1. Чтобы найти радианную меру любого угла по его данной градусной мере, надо умножить число градусов на Методическая разработка по теме Тригонометрия, число минут - Методическая разработка по теме Тригонометрия, число секунд - на Методическая разработка по теме Тригонометрия и сложить найденные произведения.

Пример. Найти радианную меру угла 12°30' с точностью

до четвёртого десятичного знака.

Решение. Умножим 12 на π / 180 : 12 · 0.017453 ≈ 0.2094.

Умножим 30 на π / (180 · 60 ) : 30 · 0.000291 ≈ 0.0087.

Теперь находим: 12°30' 0.2094 + 0.0087 = 0.2181 рад.

2. Чтобы найти градусную меру любого угла по его данной радианной мере, надо умножить число радиан на Методическая разработка по теме Тригонометрия. Методическая разработка по теме Тригонометрия (относительная погрешность результата составит ~ 0.0004%, что соответствует абсолютной погрешности ~ 5" для полного оборота 360° ).

Пример. Найти градусную меру угла 1.4 рад с точностью до 1'.

Решение. Последовательно найдём: 1 рад ≈ 57°17'45";

0.4 рад≈ 0.4 · 57°.296 = 22°.9184;

0°.9184 · 60 ≈ 55'.104; 0'.104 · 60≈ 6".

Таким образом, 0.4 рад 22°55'6" и тогда:

1 рад ≈57°17'45"

+

0.4 рад≈ 22°55'6"

_____________________

1.4 рад ≈80°12'51"

После округления этого результата до требуемой точности в 1' окончательно получим: 1.4 рад » 80°13'.


Задания для решения

Методическая разработка по теме Тригонометрия

Рис. 2

  1. Вторая четверть разделена пополам точкой М, а третья четверть разделена на три равные части точками К и Р. Чему равна длина дуги: АМ, ВК, МР, DС, КА, ВР, СВ, ВС? Перевести в градусную меру.

  2. Можно ли на единичной окружности найти такую точку Е, для которой задана длина дуги АЕ? Если точка Е существует, укажите четверть, в которой она расположена:

а) АЕ=2; в) АЕ=6,2;

б) АЕ=5; г) АЕ=6,3.

  1. Найдите на числовой окружности точку, которая соответствует заданному числу и переведите ее в градусную меру угла:

а) Методическая разработка по теме Тригонометрия; б) Методическая разработка по теме Тригонометрия; в) Методическая разработка по теме Тригонометрия; г) Методическая разработка по теме Тригонометрия; д) Методическая разработка по теме Тригонометрия4 е) Методическая разработка по теме Тригонометрия; ж) Методическая разработка по теме Тригонометрия; з) Методическая разработка по теме Тригонометрия;

и) Методическая разработка по теме Тригонометрия; к) Методическая разработка по теме Тригонометрия; л) Методическая разработка по теме Тригонометрия; м) Методическая разработка по теме Тригонометрия; н) 1; о) -5; п) 4,5; р) -3.

  1. Выделите на числовой окружности дугу, точки которой удовлетворяют заданному неравенству:

а) Методическая разработка по теме Тригонометрия; б) Методическая разработка по теме Тригонометрия;

в) Методическая разработка по теме Тригонометрия; г) Методическая разработка по теме Тригонометрия.

  1. Вычислите:

а) Методическая разработка по теме Тригонометрия; б) Методическая разработка по теме Тригонометрия; в) Методическая разработка по теме Тригонометрия;

г) Методическая разработка по теме Тригонометрия.

  1. Какова радианная мера угла:

Методическая разработка по теме Тригонометрия

  1. Определите знаки выражений:

а) Методическая разработка по теме Тригонометрия; б) Методическая разработка по теме Тригонометрия; в) Методическая разработка по теме Тригонометрия;

г) Методическая разработка по теме Тригонометрия; д) Методическая разработка по теме Тригонометрия;

е) Методическая разработка по теме Тригонометрия.

Домашнее задание

  1. Первая четверть разделена на две равные части точкой М, а четвертая разделена на три равные части точками К и Р. Чему равна длина дуги: АМ, BD, СК, МР, DM, МК, СР, РС?

  2. Найдите на числовой окружности точку, которая соответствует заданному числу, и переведите ее в градусную меру угла:

а) Методическая разработка по теме Тригонометрия; б) Методическая разработка по теме Тригонометрия; в) Методическая разработка по теме Тригонометрия; г) Методическая разработка по теме Тригонометрия; д) 5; е) -5; ж) 8; з) -8.

  1. Вычислите:

Методическая разработка по теме Тригонометрия

Тема2.Синус, косинус, тангенс, котангенс действительного числа. Знаки и значения синуса, косинуса, тангенса и котангенса.

Чтобы построить всю тригонометрию, законы которой были бы справедливы для любых углов ( не только для острых, но и для тупых, положительных и отрицательных углов ), необходимо рассмотреть так называемый единичный круг, то есть круг, радиус которого равен 1 ( рис.3 ).

Методическая разработка по теме Тригонометрия

Проведём два диаметра: горизонтальный AA' и вертикальный BB'. Будем отсчитывать углы от точки A ( начальная точка ). Отрицательные углы отсчитываются по часовой стрелке, положительные - против. Подвижный радиус OC образует угол α с неподвижным радиусом OA. Он может быть расположен в первой четверти ( COA ), во второй четверти ( DOA ), в третьей четверти ( EOA ) или в четвертой четверти ( FOA ). Считая OA и OB положительными направлениями, а OA' и OB' - отрицательными, мы определим тригонометрические функции следующим образом.

Линия синуса угла α ( рис.4 ) - это вертикальный диаметр единичного круга, линия косинуса угла α - горизонтальный диаметр единичного круга. Синус угла α ( рис.4 ) - это отрезок OB на линии синуса, то есть проекция подвижного радиуса OK на линию синуса; косинус угла α - отрезок OA линии косинуса, то есть проекция подвижного радиуса OK на линию косинуса. Знаки синуса и косинуса в различных четвертях единичного круга показаны на рис.5 и рис.6.

Методическая разработка по теме Тригонометрия

Линия тангенса (рис.7 ) - это касательная к единичному кругу, проведенная через точку A горизонтального диаметра.

Линия котангенса ( рис.8 ) - это касательная к единичному кругу, проведенная через точку В вертикального диаметра.

Тангенс - это отрезок линии тангенса между точкой касания A и точкой пересечения ( D, E, и т.д., рис.7 ) линии тангенса и линии радиуса.

Котангенс - это отрезок линии котангенса между точкой касания В и точкой пересечения ( Р, Q, и т.д., рис.8 ) линии котангенса и линии радиуса.

Знаки тангенса и котангенса в различных четвертях единичного круга показаны на рис.9.

Методическая разработка по теме Тригонометрия

Секанс и косеканс определяются как величины, обратные соответственно косинусу и синусу.


Задания для решения

  1. Расположите в порядке возрастания числа:

а) Методическая разработка по теме Тригонометрия

б) Методическая разработка по теме Тригонометрия

в) Методическая разработка по теме Тригонометрия

2) Найдите все неизвестные стороны прямоугольного треугольника, если:

а) Методическая разработка по теме Тригонометрия; б) Методическая разработка по теме Тригонометрия;

в) Методическая разработка по теме Тригонометрия; г) Методическая разработка по теме Тригонометрия;

д) Методическая разработка по теме Тригонометрия.

Тема3.Соотношение между тригонометрическими функциями одного аргумента

Основные соотношения

  1. Методическая разработка по теме Тригонометрия

  2. Методическая разработка по теме Тригонометрия;

  3. Методическая разработка по теме Тригонометрия;

  4. Методическая разработка по теме Тригонометрия;

  5. Методическая разработка по теме Тригонометрия

  6. Методическая разработка по теме Тригонометрия

Пример1: Известно, что Методическая разработка по теме Тригонометрия и Методическая разработка по теме Тригонометрия. Найти соответствующие значения cost, tgt, ctgt.

Решение. Из соотношения Методическая разработка по теме Тригонометриянаходим Методическая разработка по теме Тригонометрия.

По условию, Методическая разработка по теме Тригонометрия, значит, Методическая разработка по теме Тригонометрия.

Из уравнения Методическая разработка по теме Тригонометриянаходим, что Методическая разработка по теме Тригонометрияили Методическая разработка по теме Тригонометрия.

По условию аргумент Методическая разработка по теме Тригонометрияпринадлежит первой четверти числовой окружности, а в ней Методическая разработка по теме Тригонометрия. Значит из двух найденных возможных решений выбираем первое: Методическая разработка по теме Тригонометрия.

Зная значения Методическая разработка по теме Тригонометрия и Методическая разработка по теме Тригонометрия, нетрудно вычислить соответствующие значения Методическая разработка по теме Тригонометрия:

Методическая разработка по теме Тригонометрия.

Ответ: Методическая разработка по теме Тригонометрия, Методическая разработка по теме Тригонометрия.

Пример2: Известно, Методическая разработка по теме Тригонометрия. Найти соответствующие значения sint, cost, ctgt.

Решение. Воспользуемся соотношением Методическая разработка по теме Тригонометрия. По условию Методическая разработка по теме Тригонометрия, значит, Методическая разработка по теме Тригонометрия.

Отсюда находим, Методическая разработка по теме Тригонометрия, значит, Методическая разработка по теме Тригонометрияили Методическая разработка по теме Тригонометрия.

По условию аргумент Методическая разработка по теме Тригонометрияпринадлежит второй четверти числовой окружности, а в ней Методическая разработка по теме Тригонометрия. Значит из двух указанных выше возможностей выбираем вторую: Методическая разработка по теме Тригонометрия.

Зная значения Методическая разработка по теме Тригонометрия, нетрудно вычислить соответствующие значения Методическая разработка по теме Тригонометрия:

Методическая разработка по теме Тригонометрия.

Ответ: Методическая разработка по теме Тригонометрия, Методическая разработка по теме Тригонометрия.

Задания для решения

  1. Найдите sint, tgt, ctgt если Методическая разработка по теме Тригонометрия (1 четверть)

  2. Найдите cost, tgt, ctgt если Методическая разработка по теме Тригонометрия (3 четверть)

  3. Найдите sint, cost, ctgt если Методическая разработка по теме Тригонометрия (2 четверть)

  4. Найдите sint, cost, tgt если Методическая разработка по теме Тригонометрия (4 четверть)

  5. Определите знак числа

    1. Методическая разработка по теме Тригонометрия;

    2. Методическая разработка по теме Тригонометрия

    3. Методическая разработка по теме Тригонометрия

    4. Методическая разработка по теме Тригонометрия

    5. Методическая разработка по теме Тригонометрия

    6. Методическая разработка по теме Тригонометрия

    7. Методическая разработка по теме Тригонометрия

    8. Методическая разработка по теме Тригонометрия

  1. Какова радианная мера угла:

Методическая разработка по теме Тригонометрия

Тема4.Функция острого угла и прямоугольный треугольник

ВМетодическая разработка по теме Тригонометрия системе координат Методическая разработка по теме Тригонометриярасположим прямоугольный треугольник Методическая разработка по теме Тригонометрия так, чтобы вершина Методическая разработка по теме Тригонометрия совпала с началом координат, а катет Методическая разработка по теме Тригонометрия лежал на оси Методическая разработка по теме Тригонометрия. Обозначим внутренний угол треугольника при вершине Методическая разработка по теме Тригонометрия через Методическая разработка по теме Тригонометрия, а стороны треугольника - через Методическая разработка по теме Тригонометрия (рис. 1). Построим прямоугольный треугольник Методическая разработка по теме Тригонометрия - катет Методическая разработка по теме Тригонометрия лежит на оси Методическая разработка по теме Тригонометрия. Отношения сторон прямоугольного треугольника Методическая разработка по теме Тригонометрия могут быть выражены с помощью тригонометрических функций угла Методическая разработка по теме Тригонометрия. Из подобия треугольников Методическая разработка по теме Тригонометрия и Методическая разработка по теме Тригонометрия следует, что Методическая разработка по теме Тригонометрия и Методическая разработка по теме Тригонометрия. Следовательно,

Методическая разработка по теме Тригонометрия.

Так как Методическая разработка по теме Тригонометрия получаем Методическая разработка по теме Тригонометрия.

Таким образом, в прямоугольном треугольнике с острым углом Методическая разработка по теме Тригонометрия:

синус угла Методическая разработка по теме Тригонометрия равен отношению противолежащего этому углу катета к гипотенузе;

косинус угла Методическая разработка по теме Тригонометрия равен отношению прилежащего этому углу катета к гипотенузе;

тангенс угла Методическая разработка по теме Тригонометрия равен отношению противолежащего катета к прилежащему катету;

котангенс угла Методическая разработка по теме Тригонометрия равен отношению прилежащего катета к противолежащему катету.

Пусть дан прямоугольный треугольник Методическая разработка по теме Тригонометрия (угол Методическая разработка по теме Тригонометрия). Обозначим его катеты через Методическая разработка по теме Тригонометрия, а гипотенузу - через Методическая разработка по теме Тригонометрия. Рассмотрим 4 возможных случая.

  1. Если известны катеты Методическая разработка по теме Тригонометрия, то гипотенузу Методическая разработка по теме Тригонометрия, углы Методическая разработка по теме Тригонометрия находим из соотношений:

Методическая разработка по теме Тригонометрия.

  1. Если известны Методическая разработка по теме Тригонометрия, то катет Методическая разработка по теме Тригонометрия, углы Методическая разработка по теме Тригонометрия находим из соотношений: Методическая разработка по теме Тригонометрия.

  2. Если известны катет Методическая разработка по теме Тригонометрия и угол Методическая разработка по теме Тригонометрия, то катет Методическая разработка по теме Тригонометрия, гипотенузу Методическая разработка по теме Тригонометрия и угол Методическая разработка по теме Тригонометрия находим из соотношений: Методическая разработка по теме Тригонометрия.

  3. Если известны Методическая разработка по теме Тригонометрия и угол Методическая разработка по теме Тригонометрия, то катеты Методическая разработка по теме Тригонометрия и угол Методическая разработка по теме Тригонометрия находим из соотношений: Методическая разработка по теме Тригонометрия.

Теоремы синусов и косинусов

Пусть Методическая разработка по теме Тригонометрия - произвольный треугольник, Методическая разработка по теме Тригонометрия.

Теорема синусов. Справедливы равенства Методическая разработка по теме Тригонометрия, где Методическая разработка по теме Тригонометрия - радиус описанной окружности.

Теорема косинусов. Справедливо равенство Методическая разработка по теме Тригонометрия.

Последнее соотношение останется верным, если заменить в нем одну из сторон и противоположный ей угол соответственно другой стороной и противоположным ей углом треугольника.

С помощью теоремы синусов можно определить неизвестные элементы треугольника, когда известны две его стороны и угол, противоположный одной из этих сторон, или когда известны два угла и один из противоположных к этим сторонам углов.

Теорема косинусов используется для нахождения неизвестных элементов, когда даны три стороны треугольника или две стороны и угол между ними.

Например, даны три стороны Методическая разработка по теме Тригонометрия Найти углы Методическая разработка по теме Тригонометрия.

  1. из теоремы косинусов имеем: Методическая разработка по теме Тригонометрия;

  2. из теоремы синусов можем записать: Методическая разработка по теме Тригонометрия;

из значений Методическая разработка по теме Тригонометрия при помощи таблиц тригонометрических функций или калькулятора находим углы Методическая разработка по теме Тригонометрия.

  1. третий угол Методическая разработка по теме Тригонометрия.

Задания для решения

  1. Расположите в порядке возрастания числа:

    1. Методическая разработка по теме Тригонометрия.

    2. Методическая разработка по теме Тригонометрия

  2. Найдите сторону Методическая разработка по теме Тригонометрия прямоугольного треугольника, изображенного на данном рисунке:

Методическая разработка по теме Тригонометрия






  1. В прямоугольном треугольнике известны гипотенуза Методическая разработка по теме Тригонометрияи острый угол Методическая разработка по теме Тригонометрия. Найдите катеты, площадь треугольника и радиус описанной окружности, если:

    1. Методическая разработка по теме Тригонометрия;

    2. Методическая разработка по теме Тригонометрия;

    3. Методическая разработка по теме Тригонометрия;

    4. Методическая разработка по теме Тригонометрия.


  1. В Методическая разработка по теме Тригонометрия известно, что Методическая разработка по теме Тригонометриясм, Методическая разработка по теме Тригонометрия, Методическая разработка по теме Тригонометрия. Найдите Методическая разработка по теме Тригонометрия и площадь Методическая разработка по теме Тригонометрия.

  2. Высота треугольника равна 5 см, а углы, прилегающие к основанию, равны Методическая разработка по теме Тригонометрия и Методическая разработка по теме Тригонометрия. Найдите площадь треугольника.


Домашнее задание

Расположите в порядке возрастания числа:

Методическая разработка по теме Тригонометрия

Контрольная работа


  1. По заданному значению функции найдите значения остальных тригонометрических функций:

    1. Методическая разработка по теме Тригонометрия;

    2. Методическая разработка по теме Тригонометрия;

    3. Методическая разработка по теме Тригонометрия.

  2. Упростите выражение:

  1. Методическая разработка по теме Тригонометрия;

  2. Методическая разработка по теме Тригонометрия;

  3. Методическая разработка по теме Тригонометрия;

  4. Методическая разработка по теме Тригонометрия;

  5. Методическая разработка по теме Тригонометрия;

  6. Методическая разработка по теме Тригонометрия.



Литература:

  1. Алгебра и начала анализа. Под редакцией Яковлева Г.Н. часть 1, 2. М., Наука, 1987.

  2. Богомолов Н.В. Практические занятия по математике: Учебное пособие для техникумов.- 3-е изд.- М.: Высшая школа, 1990.-495с.

  3. Дадаян А.А. Математика: Учебник 2-е изд.- М.: Форум- Инфра - М, 2006. - 552с.

  4. Лисичкин В.Т., Соловейчик И.Л. Математика- Уч. пособие для техникумов. - М.: Высшая школа, 1991.- 480с.

  5. Сборник задач по математике для техникумов: Уч. пособие для техникумов/ Под ред. Афанасьевой О.Н., - 2-е изд. переаб.- М.: Наука, 1992.- 208 с.

  6. Филимонова Е.В. Математика: Уч. пособие для сред. спец. уч. завед. - 3-е изд доп. и перераб. - Ростов Н/Д: Феникс, 2005.- 416с.

  7. Алгебра и начала анализа. Под редакцией Колмогорова А.Н. М., Просвещение, 2000

  8. Алимов Ш.А. и др. Математика 10-11, М., Просвещение, 2001

  9. Алтынов П.И. Тесты: алгебра и начала анализа 10-11 классы. М., Дрофа, 2001.

  10. Башмаков М.И. Математика 10-11, М Просвещение, 2003

  11. Беденко Н.К., Денищева Л.О. Уроки по алгебре и началам анализа. М., Высшая школа, 1988.

  12. Звавич Л.И., Шляпочник Л.Я. Контрольные и проверочные работы по алгебре 10-11 классы. М., Дрофа, 1998.

  13. Крамор B.C. Повторяем и систематизируем школьный курс алгебры и начала анализа. М., Просвещение, 1990.

  14. mathem.by.ru/matr0.html

  15. arm-math.rkc-74.ru/p58aa1.html

11


© 2010-2022