• Преподавателю
  • Математика
  • Формирование познавательного интереса учащихся на уроках математики в условиях модернизации образования

Формирование познавательного интереса учащихся на уроках математики в условиях модернизации образования

Раздел Математика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования и науки Самарской области

Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов

Самарский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования

Итоговая работа

по модулю инвариантной части курсов повышения квалификации ИОЧ

«Основные направления региональной образовательной

политики в контексте модернизации российского образования»

по теме:

«Формирование познавательного интереса учащихся на уроках математики в условиях модернизации образования»

СРОКИ ОБУЧЕНИЯ: 1 сессия: с 9.09 по13.09.2013 года

2 сессия с16.09 по20.09.2013 года

Выполнила: Давкаева Любовь Семеновна,

учитель информатики и математики

ГБОУ СОШ с. Старый Маклауш

Клявлинского района

Самарской области



2013г.



Оглавление

I. Вводная часть

II. Основная часть

III. Вывод











  1. Вводная часть.

Стратегической целью государственной политики в области образования является повышение доступности качественного образования в соответствии с требованиями инновационного развития экономики и современными потребностями общества. Реализация этой цели предполагает решение следующих приоритетных задач:

  1. Обеспечение качества образовательных услуг и эффективности управления образовательными организациями.

  2. Создание структуры образовательной системы, соответствующей требованиям инновационного развития экономики.

  3. Обеспечение доступного качественного образования вне зависимости от доходов и местожительства , формирование системы целенаправленной работы с одаренными детьми и талантливой молодежью.

  4. Создание современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров.

​ ​ Противоречия, существующие между традиционно сложившейся в школе системой обучения математике и необходимостью изменять содержание и методы обучения, определили выбор педагогического проекта «Формирование познавательного интереса учащихся на уроках математики в условиях модернизации образования»

Воспитание познавательного интереса дает возможность развить творческую целенаправленную личность, осознающую конечную цель и задачи обучения, но не каждый ученик способен воспринять предложенную ему информацию, проанализировать ее и достичь конечного результата.

Проблема познавательного интереса - одна из самых актуальных в образовательном процессе. Педагогической наукой доказана необходимость теоретической разработки этой проблемы и осуществление её практикой обучения.

Необходимость готовить к творчеству каждого растущего человека не нуждается в доказательствах. Именно на это должны быть направлены усилия педагогов.

Тяга к творчеству, которая (как и всякая чисто человеческая потребность) является не врождённым качеством, не природным даром, а результатом воспитания (стихийного, незаметного или организованного, очевидного), - эта тяга к творчеству может быть сама обращена в средство педагогического воздействия, в частности, в средство формирования познавательных интересов школьников, в средство формирования потребности учиться, получать знания.

Смена парадигм образования от традиционной к личностно-ориентированной требует от школы раскрытия индивидуальных особенностей каждого ребёнка.

Изучение состояния исследуемой проблемы показали наличие комплекса противоречий между:

  • возросшей ролью знания в жизни отдельного человека и общества в целом и уровней его отражения сознании,

  • необходимостью использования целостного подхода к процессам обучения, воспитания, развития и предметной областью познания,

  • потребностью воспитания познавательного интереса у школьников и уровнем разработанности дидактического и методического обеспечения этого процесса при обучении математики.

Наличие этих противоречий обуславливает:

Проблему:
Недостаточная сформированность у учащихся познавательного интереса к предмету, определение форм и методов организации учебно - воспитательного процесса, направленного на развитие познавательного интереса учащихся.

Познавательный интерес формируется и развивается только в деятельности. Интерес к познанию может выступать в различных модификациях: как мотив, как средство обучения, как качество личности. Последнее проявляется, прежде всего, через познавательную активность и познавательную самостоятельность. На воспитание познавательного интереса как социально - значимого качества огромное влияние оказывает мотивационная сфера.

Цель работы - сформировать познавательный интерес у учащихся в процессе обучения математики.

Объект исследования - формирование и развитие познавательного интереса у школьников.

Предмет исследования - формирование познавательного интереса как социально-значимого качества личности, роль творческих заданий в формировании познавательных интересов школьников.



Задачи:

  1. Сформировать познавательный интерес как социально значимое качество личности;

  2. Сформировать познавательный интерес школьников через творческие задания;

  3. Развивать спектр познавательных интересов и мотивов, любознательности, творчества;

  4. Ориентировать учащихся на разнообразие способов решения задач и выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

  5. Сформировать у учащихся такие качества как умение задавать вопросы, участвовать в учебном сотрудничестве.

Ожидаемые результаты:

1.Повысится интерес ребенка к изучению предмета;

2.Улучшится качество образования за счет творческого потенциала;

3. Научатся принимать решения и выбирать наиболее эффективные способы решения задач.

4. Научатся задавать вопросы, участвовать в учебном сотрудничестве.

I. Теоретическое описание познавательного интереса.

Познавательный интерес - избирательная направленность личности на предметы и явления окружающие действительность. Эта направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям. Систематически укрепляясь и развиваясь, познавательный интерес, становится основой положительного отношения к учению. Познавательный интерес носит поисковый характер. Под его влиянием у человека постоянно возникают вопросы, ответы на которые он сам постоянно и активно ищет. При этом поисковая деятельность школьника совершается с увлечением, он испытывает эмоциональный подъем, радость от удачи. Познавательный интерес положительно влияет не только на процесс и результат деятельности, но и на протекание психических процессов - мышления, воображения, памяти, внимания, которые под влиянием познавательного интереса приобретают особую активность и направленность.i

Познавательный интерес - это один из важнейших для нас мотивов учения школьников. Его действие очень сильно. Под влиянием познавательного интереса учебная работа даже у слабых учеников протекает более продуктивно.

Познавательный интерес при правильной педагогической организации деятельности учащихся и систематической и целенаправленной воспитательной деятельности может и должен стать устойчивой чертой личности школьника и оказывает сильное влияние на его развитие.

Познавательный интерес выступает перед нами и как сильное средство обучения. Классическая педагогика прошлого утверждала - «Смертельный грех учителя - быть скучным». Когда ребенок занимается из-под палки, он доставляет учителю массу хлопот и огорчений, когда же дети занимаются с охотой, то дело идет совсем по-другому. Активизация познавательной деятельности ученика без развития его познавательного интереса не только трудна, но и практически невозможна. Вот почему в процессе обучения необходимо систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес учащихся и как важный мотив учения, и как стойкую черту личности, и как мощное средство воспитывающего обучения, повышения его качества.

Познавательный интерес направлен не только на процесс познания, но и на результат его, а это всегда связано со стремлением к цели, с реализацией ее, преодолением трудностей, с волевым напряжением и усилием. Познавательный интерес - не враг волевого усилия, а верный его союзник. В интерес включены, следовательно, и волевые процессы, способствующие организации, протеканию и завершению деятельности.

Таким образом, в познавательном интересе своеобразно взаимодействуют все важнейшие проявления личности.

Познавательный интерес в учебном процессе.

В нашей работе мы исследуем не просто интерес, а именно познавательный интерес. Проблема эта не нова; она была актуальна в педагогике всегда.ii Поэтому здесь мы рассмотрим сущность и виды интереса, а так же уделим особое внимание месту познавательного интереса в общей, системе - интересов, рассмотрим сущность, структуру, модификации и факторы формирования познавательного интереса.

Рассмотрим вначале интерес в обучении. Значение его утверждали многие дидакты прошлого. В разнообразных трактовках проблемы в классической педагогике главную функцию его видели в том, чтобы приблизить ученика к учению так, чтобы ученье для него стало желанным, было потребным, без удовлетворения которого немыслимо его благополучное формирование.

Современная дидактика, опираясь на новейшие достижения педагогики и психологии, видит в интересе еще большие возможности и для обучения и для развития, и для формирования личности: ученика в целом.

Можно выделить условия формирования у школьников интереса к обучению, которые представлены в следующей схеме

Формирование познавательного интереса учащихся на уроках математики в условиях модернизации образования

К развитию познавательного интереса к математике приводит содержание знаний, поддающееся способам осмысления, а так же нахождение таких приемов и средств, ярких сравнений и описаний, которые помогают закрепить в сознании и чувствах учащихся факты, определения, понятия, выводы, играющие значительную роль в системе содержания знаний.

Побуждение учеников к творческим работам, которые стимулировали бы учащихся к решению коллективных познавательных задач и развивали бы способности ученика, а так же использование средств коллективной работы при решении познавательных задач способствуют появлению активности и формированию познавательного интереса.

В условиях модернизации современного математического образования возникает проблема применения новых форм, методов и технологий обучения математике. В связи с этим учителя получат новые возможности для всестороннего развития личности каждого ученика, опираясь на его индивидуальные интересы и возможности.

Не маловажную роль для развития познавательных интересов современных школьников открывают мультимедиа, компьютерные сети. Действительно, компьютеры, Интернет, телекоммуникационные сети оказывают огромное влияние на детей и молодежь, образуя вокруг современного ребенка, особый информационный мир, влияя на его сознание и развитие.

Не стоит забывать о том, какие образовательные возможности несет в себе Интернет и компьютерная техника в образование. Компьютеры можно применять как средство визуализации учебного материала, а отдельные программы позволяют учащимся более полно и качественно усвоить новый материал. Например, используя возможности современной компьютерной техники можно организовать изучение нового материала по компьютерным учебникам математики, в которых предусмотрена функция визуализации различных элементов изучаемой темы (примером может послужить программа, которая строит различные графики функций, останавливаясь на отдельных этапах, или программа, строящая по заданным значениям трехмерные изображения различных фигур и их сечений). Это конечно далеко не все возможности современного компьютерного образования, но на них можно легко проиллюстрировать, как современный урок можно сделать занимательным, интересным, а главное обучить и развить учеников. Говоря о введении компьютерных технологий в обучение, мы не отвергаем решающей роли учителя на уроке, мы лишь указываем на полезность применения данного средства в качестве одного из приемов всестороннего математического развития учащихся.

Из опыта работы.

Личный педагогический опыт и опыт ведущих педагогов - методистов, позволяет мне выделить следующие педагогические условия, которые, на мой взгляд, способствуют формированию познавательного интереса на уроках математики:

1.Ориентация на жизненный опыт учащихся- решение разнообразных ситуационных задач взятых из жизни. Например автор учебника математики Н.Я.Виленкин изложение нового теоретического материала начинает с прикладных задач, приводящих к постановке рассматриваемых вопросов.

Например, изучение темы «Уравнение» (5 кл) начинаем с демонстрации рисунка к следующей задаче: «На левой чаше весов лежит арбуз и гиря в 2 кг, а на правой чаше - гиря в 5 кг. Весы находятся в равновесии. Чему равна масса арбуза?»

К восприятию понятия НОД при изучении темы «Наибольший общий делитель» (6 кл) подводим решением задачи: «Какое наибольшее число подарков можно сделать из 48 конфет «Ласточка» и 36 конфет «Буревестник», если надо использовать все конфеты?»

Рассмотрение темы «Нахождение числа по его дроби» (6 кл) начинаю с задачи «Расчистили от снега 5\2 катка, что составляет 800 м2. Найдите площадь всего катка».

При изучении нового материала раскрываем его практическую значимость.

2.Разнообразные виды самостоятельной работы:

а) работы, организуемые с целью изучения нового материала;

б) работы, нацеленные на повторение, закрепление знаний;

в) работы, организуемые с целью применения знаний и формирования умений;

г) обобщающие с/р.;

д) проверочные с/р.

3.Проблемное обучение-ощущение трудности, способствуют выработке умения применять полученные знания в жизни, на практике. При этом повышается эффективность самого процесса обучения решению задач, что способствует повышению уровня познавательного интереса.

Например перед изучении темы «Проценты» ученикам задаю вопрос «Где применяются проценты?» Учащиеся отвечают «В банковском деле», «в промышленности», «в сельском хозяйстве», «в науке». Ученики сами приводят примеры.

  1. Дифференцированный подход к обучению.

Например: дифференциация содержания учебных заданий:

а) по уровню творчества;

б) по уровню трудности;

в) по объему.

5. Поиск новых способов решения- к данным задачам относятся такие, которые, требуют творческой активности, эвристического поиска новых, неизвестных схем действий или необычной комбинации известных. Например: при решении комбинаторных задач.

  1. В условиях модернизации очень часто приходится обращаться к интернет ресурсам. Я на своих уроках пользуюсь ЭОР (электронными образовательными ресурсами). Использую программу для построения графиков функций. Для контроля в виде тестирования применяю программу My-test.

Оценка достижения планируемых результатов.

1.Разноуровневые самостоятельные и контрольные работы.

2. Тесты.

3.Задания на выделение существенных признаков задания, на конструирование нескольких способов решения одной и той же задачи.

4. Задачи с избыточными противоречивыми данными.

5. Участие в олимпиадах и конкурсах.

Условия реализации планируемых результатов:

1.Кадровое обеспечение реализации ФГОС- курсовая подготовка.

2.Обеспечение учебниками и рабочими программами в соответствии с ФГОС.

5. Внедрение инновационных педагогических технологий в полном объёме требует в образовательном процессе наличия новых дидактических средств, доступа к разнообразным техническим средствам обучения: наличие мультимедийной, аудио-, видео- и копировальной техники, информационные ресурсы Интернет.

6.Для психолого-медико-педагогического сопровождения в условиях образовательного процесса всех детей с особыми образовательными потребностями необходимы логопед, дефектолог, психолог.

Вывод:

Формирование познавательного интереса на уроках математики является результативной, так как обеспечивает высокое качество усвоения знаний, эффективное развитие творческих способностей, является средством воспитания активной личности.

Список используемой литературы:

1.Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения.

2.Якиманская И.С. Развивающее обучение. - М., 1979.

3.Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. М.: Академия,2000г.

4. Петрова О.Н. Мотивация учения. - Математика. 2004г.

5.Шилина М.Н. Формирование познавательной самостоятельности школьников / М.Н. Шилина. - М: Просвещение, 2005. - 245c.

6. . Курашов, И.В. Познавательная самостоятельность учащихся в процессе изучения новых знаний как результат организации их деятельности учителем / И.В. Курашов // Об условиях развития познавательной самостоятельности активности учащихся на уроке / Под ред. М.А. Данилова. - Казань: Таткнигиздат, 2003. - 198с.

  1. Бухаркина М. Ю., Полат Е. С. Современные педагогические информационные технологии в системе образования: Учебное пособие / под ред. Е. С. Полат. - М. : Изд. Центр «Академия», 2010. - 368 с.

  2. Информационные и коммуникационные технологии в образовании: Учебно-методическое пособие / И. В. Роберт [и др.]. - М. : Дрофа, 2007.







i

Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Просвещение, 1975-404 с.

ii Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Просвещение, 1975-404 с.

15


© 2010-2022