Сложение ивычитание дробей с одинаковыми знаменателями

Задачи: - обучающие: (формирование познавательных и логических УУД) научить складывать и вычитать дроби с одинаковыми знаменателями -развивающие: (формирование регулятивных УУД) развивать умение ставить перед собой цель ;   планировать свою работу - планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата;  составление плана и последовательности действий; учить кратковременному расслаблению во время умственной работы. -воспитательные: (формирование коммуникативных и личностных УУД)   учиться планированию учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; учиться умению работать в паре и группе; учиться  умению  осознанно и произвольно строить речевое высказывание  в устной и письменной речи. Гарантированный результат:  Каждый ученик  -проговаривает алгоритм сложения и вычитания  дробей с одинаковыми знаменателями; -выполняет   действия сложения и вычитания        дробей с одинаковыми знаменателями. Тема урока: «Сложение и вычитание  дробей с одинаковыми знаменателями» Тип урока: «открытие»  детьми нового знания. Технология: ИОСО, информационно-коммуникативная. Учебник  И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович, Математика 5 ;  ЦОР к данному учебнику Цель: сформировать способности складывать и вычитать  дроби с одинаковыми знаменателями;  развитие познавательного интереса к предмету
Раздел Математика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

5

Математика 5 класс. МАОУ СОШ №12 г. Шарыпово. Учитель Сеньковская Е.В.

Тема урока: «Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями»

Тип урока: «открытие» детьми нового знания.

Технология: ИОСО, информационно-коммуникативная.

Учебник И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович, Математика 5 ; ЦОР к данному учебнику. school-collection.edu.ru/

Цель: сформировать способности складывать и вычитать дроби с одинаковыми знаменателями;

развитие познавательного интереса к предмету

Задачи:

- обучающие: (формирование познавательных и логических УУД) научить складывать и вычитать дроби с одинаковыми знаменателями

-развивающие: (формирование регулятивных УУД) развивать умение ставить перед собой цель ;

планировать свою работу - планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата;

составление плана и последовательности действий;

учить кратковременному расслаблению во время умственной работы.

-воспитательные: (формирование коммуникативных и личностных УУД)

учиться планированию учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; учиться умению работать в паре и группе;

учиться умению осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной речи.

Гарантированный результат:

Каждый ученик -проговаривает алгоритм сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями;

-выполняет действия сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями.

Технологическая карта урока


Этап урока

Задачи

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности ученика

1.

Организационный момент

Проверка готовности к уроку, создание настроения на работу

Приветствует учащихся.

Определяет готовность учащихся.

Сосредоточивает внимание учащихся

Приветствуют учителя

2.Мотивация к учебной деятельности

Психологический настрой

Ребята, давайте дружно, вместе прочитаем стихотворение, вставляя пропущенные слова (Словарная работа):

Каждый может за версту

Видеть дробную ………

Над чертой……….. Знайте!

Под чертою ………

Дробь такую непременно

Надо звать………………

Сегодня на уроке мы продолжим изучать обыкновенные дроби

Ученики читают хором слова (записанные на карточках на доске )

черта,

числитель,

знаменатель

верста,

обыкновенной

3.Актуализация знаний





Повторить понятие дроби, смысл ее числителя и знаменателя, смысл действия сложения

1) Вычислите и запишите только ответы заданий (слайд1

· Найдите 4/17 от 51.

· 5% от 300.

· Какую часть число 2 составляет от 3?

· Найдите число, 2/9 которого составляют 4.

.- Какое число лишнее?

-Для чего служат натуральные числа, а для чего дробные?

- Что показывает числитель дроби 2/3, знаменатель этой дроби ?

2). Решите задачу: «На выполнение самостоятельной работы по математике ученик затратил 15 минут. 2/3 всего времени ушло на решение задачи. Сколько времени ушло на решение задачи?

Составьте задачи, обратные данной.

3). Дополнительное задание (успешным ученикам)

Пользуясь числовым лучом, докажите, что дроби 2/3 и 10 /15 равны.

Индивидуальная работа

(в тетрадях)

Учащиеся решают устно и записывают ответы

12, 15, 2/3, 18

Выделяют кружком лишнее число


Работа в парах.

Решают задачи.

15:3·2=10 (мин)

Чертят числовой луч, выбирают удобный единичный отрезок, изображают дроби 2/3 и 10 /15, доказывают, что они равны.

Индивидуальное задание

Проблемный вопрос

Решить задачу: «Ученик выполнял домашнее задание по математике. На решение задачи он потратил 3/7 всего времени, а на решение примера 2/7 всего времени. Какую часть времени он потратил на решение задачи и примера вместе? На сколько…

Устанавливают закономерность, продолжают ряд, находят сумму удобным способом, объясняют смысл действия сложения как объединения совокупностей предметов в одно целое.

Высказывают, имеющиеся у них позиции, обсуждают варианты.

Постановка учебной задачи

Выяснить где и почему возникли затруднения.

Иллюстрируется условие задачи с помощью схемы.

- С помощью какого действия мы можем объединить части?

- Почему не можем решить задачу?

Что особенного в наших дробях?

- Какую цель мы должны перед собой поставить?

- Предложите варианты формулировки темы урока.

Отвечают на вопросы.

Приходят к выводу, что необходимо построить алгоритм сложения дробей с одинаковыми знаменателями.

Предлагают варианты формулировки темы урока

4.«Открытие» детьми нового знания

Развитие логического мышления, математической речи, умения анализировать и делать выводы.

Раздает в группы на листках по одной схеме к задаче и различные фигуры (по числу детей в группе), разделенные на 7 равных частей.

- Пользуясь схемой и моделями фигур, найдите сумму дробей 3/7 и 2/7,разность дробей сделайте вывод и запишите его в буквенном виде.



Сформулируйте полученный вывод в виде правила.

- Ваши варианты правил сложения дробей и полученное буквенное равенство сопоставьте с текстом учебника. (с.118)


Демонстрирует слайд с геометрической интерпретацией задачи

Сложение ивычитание дробей с одинаковыми знаменателями

Работа в группах.

Обсуждают схему к задаче и делают вывод о том, что

3/7 + 2/7 = 5/7.

Каждый ученик иллюстрирует полученный вывод на своей модели и предлагает его запись в буквенном виде. Вариант, который выбирает группа, записывается фломастером на листке и выставляется на доске.

Обсуждаются варианты, предложенные группами.

Делается общий вывод, который фиксируется с помощью алгоритма и опорного конспекта.

А л г о р и т м сложения:

Сложить числители дроби и записать в числитель суммы.

В знаменатель суммы записать их общий знаменатель.

Записывают тему в тетрадь

О п о р н ы й к о н с п е к т:

a b = a+b

c c c

Работа с текстом учебника

(с. 118) Алгоритм вычитания др. с одинаковыми знаменателями (аналогично)

5 Физминутка


5. Физминутка

Избежать утомляемости

Избежать утомляемости

Ребята, вы, наверное, знаете, что когда занимаешься одной и той же работой, то немного устаешь, лучший способ избежать утомляемости - на несколько минут отвлечься и постараться расслабиться

( на слайде стих-е, читаем выполняем)

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим.

Поворачиваясь вправо, оглядимся величаво.

И налево надо тоже

Поглядеть из-под ладошек.

И - направо! И еще через левое плечо!

Хватит. Выдохнуть, вдохнуть, потянуться, отдохнуть.

Выполняют физминутку


Выполняют физминутку

6. Усвоение новых знаний и способов усвоения


Игровое задание Сложение ивычитание дробей с одинаковыми знаменателями

Закрепление знаний


Первичная проверка достижения цели урока

1). Выполнить задания №422(а,б), №423(а,б),

задача №428


Сейчас на экране будут появляться примеры, выбирая правильный ответ из четырех, поднимаете руку, чтобы сказать правильный ответ. В итоге должно появиться слово - название одного из главных музеев нашей страны

Выполняют задания с комментированием.

Работают в парах (один учащийся объясняет, другой слушает и исправляет ошибки, если есть; затем меняются ролями)

Фронтальная работа

Ученики справляются с заданием, отгадывают название главного музея - Эрмитаж

7. Математический диктант

Самоанализ и самоконтрольСложение ивычитание дробей с одинаковыми знаменателямиСложение ивычитание дробей с одинаковыми знаменателями

Проверка сформированности способности складывать дроби с одинаковыми знаменателями.

На экране перед вами будут появляться примеры, вы решаете их устно и ответ записываете дважды - в предложенный вам лист и в тетрадь. Листочки вы сдадите мне на проверку, а по тетрадям вы тут же проведете самооценку своей работы


- Придумайте пример для своего соседа. Проверьте.

Математический диктант (индивидуальная работа)

Каждый ученик решает устно и ответ записывает дважды - в предложенный лист и в тетрадь.

Листочки сдают мне на проверку, а по тетрадям тут же проводят самооценку своей работы. (оценку ставят карандашом в тетради)

Составляют для соседа пример, затем меняются тетрадями. Проверяют. Оценивается соответствие примера теме и правильность решения.

8. Домашнее задание

Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

№422(в), №423(в),429,

№438*( мотивированным ученикам, задача на сложение дробей с разными знаменателями)

Записывают дом. задание в дневник, бегло просматривают задания, задают вопросы.

9. Итог урока. Рефлексия

Инициировать рефлексию детей по поводу психоэмоционального состояния, мотивации их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми. Учить самоанализу, самооценке, укреплять веру в свои силы.

- Что нового узнали?

Кому было трудно на уроке?

- Что понравилось?

-Выберите смайлики, отражающие ваше состояние и приколите на доску.

-Спасибо за урок!!!

Участвуют в обсуждении.

Прикалывают выбранные смайлики магнитом на вспомогательную доску Сложение ивычитание дробей с одинаковыми знаменателями -Мне всё понятно, у меня всё получилось!

Сложение ивычитание дробей с одинаковыми знаменателямиУ меня ещё есть ошибки, но я старался.

Сложение ивычитание дробей с одинаковыми знаменателями

Я ничего не понял, у меня ничего не получилось.

.

© 2010-2022