Концепция учителя математики Гребенниковой И. С

Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Педагогическая концепция

учителя математики МБОУ «Гимназия»

Гребенниковой Ирины Сергеевны



«Что значит преподавать? - Это систематически побуждать учащихся к новым открытиям»

Герберт Спенсер



Каждый из нас учится в течение всей жизни и ищет свой путь. Изменилась ли моя педагогическая концепция за 22 года работы?

Оглядываясь назад, могу говорить о том, что жизнь требует поиска новых методов и приѐмов в работе, заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего урока. И поэтому веду поиски новых эффективных технологий, подходов в обучении, которые активизировали бы мыслительную деятельность школьников, стимулировали бы их к самостоятельному приобретению знаний.

В настоящее время во всех нормативных документах, регулирующих учебный процесс в школе, делается акцент на то, что одной из главных целей обучения математике является подготовка учащихся к повседневной жизни, а также развитие их личности средствами математики. «Не снабжайте детей готовыми формулами, формулы - пустота, обогатите их образами и картинками, на которых видны связующие нити. Не отягощайте детей мертвым грузом фактов, обучите их приемам и способам, которые помогут им постигать. Не судите о способностях по легкости усвоения. Успешнее и дальше идет тот, кто мучительно преодолевает себя и препятствия. Любовь к познанию - вот главное мерило»,- писал Антуан де Сент-Экзюпери.

Человек - уникальная личность и именно это является одним из

основных постулатов личностно-ориентированного обучения. В своей

деятельности я реализую базовые методики математики в системе

личностно-ориентированного обучения учащихся.

Главными компонентами этого подхода являются признание уникальности каждого учащегося и его индивидуальной учебной деятельности. Теперь моя роль состоит не только в передаче знаний, умений и навыков, но и организации такой образовательной среды, которая позволяет ученику опираться на свой потенциал и соответствующую технологию обучения. Совместно с учениками создаю совместную образовательную деятельность, которая направлена на индивидуальную самореализацию учащегося и развитие его личностных качеств.

В личностно- ориентированном обучении выделяю следующие принципы:

 учитель признает уникальность каждого ученика.

 каждый ученик и учитель должны понимать уникальность любого

другого человека.

 каждый ученик должен уметь взаимодействовать с другими учениками

на основе гуманных отношений.

 получаемые учеником образовательные результаты оцениваются им

самим и учителем по отношению к индивидуально формулируемым

целям ученика, которые соотносятся с общеобразовательными целями;

 любой изучаемый материал представляю в виде системы задач,

различным образом связанных с жизненно-смысловой сферой учащегося.

Большое внимание отвожу учебному диалогу. При в ведении в ситуацию диалога использую следующие элементы технологии:

1) провожу диагностику готовности учащихся к диалогическому общению -

базовых знаний, коммуникативного опыта, установки на восприятие иных

точек зрения;

2) осуществляю поиск опорных мотивов, т.е. тех волнующих учащихся

вопросов и проблем, благодаря которым может эффективно

формироваться собственный смысл изучаемого материала;

3) перерабатываю учебный материал в систему проблемно-конфликтных

вопросов и задач;

4) продумываю различные варианты развития сюжетных линий диалога;

5) проектирую способы взаимодействия участников дискуссии, их

возможных ролей и условий принятия их учащимися;

6)прогнозирую такие ситуации диалога, для которых трудно заранее

предусмотреть поведение его участников.

В диалоге вырабатываются навыки социального и делового общения.

Ученики получают новую роль - "исследователи". Под скрытым руководством учителя они открывают для себя новые знания. Очень важно, что у учителя

исчезает необходимость говорить слова: не верно, не правильно, не думаешь.

Они заменяются личностно значимыми: ты так думаешь, это твоѐ мнение, ты

молодчина, как много ты сделал, это правильный путь.

Особую роль отвожу имитационно-игровым ситуациям.

Игра ценна своей мотивацией, особым творческим, эвристическим, партнерским духом личности, а не своими формальными атрибутами в виде ролей и правил.

Ответственность за выполнение общего задания лежит на каждом, ведь группа должна выполнить определенное задание. Распределение по группам, парам провожу, учитывая рекомендации и исследования психолога. Изучая идеи, принципы и психолого-педагогические основы личностно -ориентированного обучения, модель которого создана И.С. Якиманской - доктором психологических наук.

При личностно-ориентированном подходе к обучению очень важен

целевой компонент. На своих уроках я стараюсь организовать работу таким

образом, чтобы дети сами формулировали цель и задачи урока. Обязательно фиксирую их на доске, а в конце занятия возвращаюсь к ним. При этом, важно определить задачи, как на весь урок, так и на отдельные его этапы.

Учитывая индивидуальные особенностей учеников, составляю задания

таким образом, чтобы это способствовало реализации возможностей

каждого ребенка. Применение уровневых заданий наиболее эффективно

только вместе с другими вариантами письменной и устной проверки знаний

учащихся. Такие задания использую систематически, так как только лишь в

этом случае их внедрение будет способствовать достижению хороших

результатов. В конце урока ребятам предлагаю проанализировать свою

деятельность, выявить оставшиеся пробелы, трудности:

 Какой этап урока тебе показался самым интересным в познавательном плане?

 Что нужно знать, чтобы успешно выполнить зачѐтную работу на

следующем уроке?

 На что нужно дома обратить внимание?

 Что оказалось самым трудным при выполнении заданий?

 Укажите, какую помощь, поддержку для успешной самореализации по

данной теме ты хотел бы получить?

Считаю, что рефлексивной деятельности необходимо учить учащихся,

так как она способствует их самосовершенствованию.

Очень полезно проведение уроков-семинаров и уроков-конференций, при подготовке к которым учащиеся самостоятельно готовят свои доклады, они не только ищут нужную информацию, но и преобразуют ее нужным образом.

Ученикам предлагаю задания подобного типа: «С помощью Интернета

или других ресурсов найдите и распечатайте таблицу длин, весов древности,

с переводом этих значений на современную таблицу мер и длин» и т.п.

На уроке математики я стараюсь, непреднамеренно для ученика,

обучить его способам работы с информационными ресурсами. От урока к уроку повышаю уровень «первоисточников», таким образом,

подготавливая ученика к адаптации в информационном пространстве

современного мира.

Интернет при грамотном их использовании позволяют осуществить

принципиально новый подход к обучению учащихся. В своей педагогической

деятельности я использую компьютер по следующим направлениям:

• как средство контроля знаний;

• как средство проведения урока;

• как средство подготовки учеников к ГИА и ЕГЭ;

• как средство самообразования учащихся.

Компьютерное тестирование является одним из средств индивидуализации в учебном процессе. У учеников заметно повышается интерес к уроку. Современные программы позволяют мне проводить консультации с учащимися on-line по Skype, именно этот вид работы помогает выстраивать индивидуальную траекторию обучающихся, а родители получают возможность увидеть своего ребенка в образовательной деятельности. Использование компьютерных технологий повышает информационную культуру учащихся, обеспечивает оперативность пополнения учебного материала новыми сведениями, повышает мотивацию к обучению.

На своих уроках я стараюсь организовать живой процесс обучения, где память играет только вспомогательную роль. Это и учебное исследование, решение проблем выдвижения и проверки гипотез, рефлексивное, критическое, творческое мышление, моделирование, аргументация.

В результате применения учебников нового поколения значительно увеличивается качество обучения математики. Созданная мною система использования информационных технологий позволяет добиваться качественного улучшения образовательного процесса. В результате опросов, анкетирования, учащиеся называют математику одним из самых интересных предметов, стремятся реализовать себя в разнообразных мероприятиях по предмету. Таким образом, моя педагогическая концепция имеет, на мой взгляд, убедительное подтверждение!!

Я знаю сильные и слабые стороны своего стиля преподавания, открыта для всего нового и это расширяет мои педагогические возможности, даёт пищу для размышлений, самоанализа и постоянного корректирования своей работы.

Ребёнок как нежный росток: не будешь ухаживать - зачахнет, перестараешься с поливом и удобрениями - погибнет, обрубишь и подровняешь - получишь безликость. Необходимо всегда помнить, что от природы все дети разные, и задача учителя направить ученика на познание мира его путем. Но реально ли это? Ведь у учителя средней школы несколько десятков учеников. Все возможно, если дать учащимся возможность выбора. И ученик найдет себя сам.



© 2010-2022