Конспект урока математики Сечения многогранников

Предмет       Математика,  курс 2УМК -  М.И. БашмаковТема урока      Построение сечений многогранниковПланируемые результаты:личностные:-формирование ответственного отношения к учению на основе мотивации к обучению и познанию;-формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению;-формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе учебной деятельности.метапредметные:-умение определять поняти...
Раздел Математика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Предмет Математика, курс 2

УМК - М.И. Башмаков

Тема урока Построение сечений многогранников

Планируемые результаты:

личностные:

  • формирование ответственного отношения к учению на основе мотивации к обучению и познанию;

  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению;

  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе учебной деятельности.

метапредметные:

  • умение определять понятия, создавать обобщения, классифицировать, строить рассуждение и делать выводы;

  • умение создавать, применять различные продукты для решения учебной задачи;

  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

  • развитие ИКТ - компетенции.

предметные:

  • знать: основные методы построения сечений многогранников; алгоритм построения сечений многогранников.

  • уметь: строить сечения многогранников с помощью основных методов.

Развитие общих компетенций:

  1. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных преподавателем. (ОК2)

  2. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы. (ОК 3.)

  3. Работать в группе, эффективно общаться с одногруппниками. (ОК 6.)

Тип урока: урок изучения нового материала.

Вид урока: урок - практикум.

Формы работы на уроке: фронтальная, индивидуальная, работа в паре.

Участники: обучающиеся 25 группы.

Технические и программные средства: компьютер, мультимедиапроектор, операционная система Windows, пакет Microsoft Office, интерактивная доска SMART Bоard.

Дидактические материалы: рабочая тетрадь с готовыми чертежами многогранников; презентация по теме «Построение сечений многогранников».

Методы: словесный, проблемно-поисковый, объяснительно-иллюстративный.

Оформление доски. 1) Тема урока. 2) Таблица для проведения исследования.3) Критерии оценивания

Число граней

многогранника

Многогранник

n - число сторон сечения

?

Треугольная пирамида

?

?

Параллелепипед

?

Этапы урока, время

Планируемый результат

Универсальные учебные действия, предметные учебные действия

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Методы

и приемы

1.Организационный этап.

(1 мин)

Подготовить обучающихся к работе на уроке.

Регулятивные (контроль)

Коммуникативные

(управление поведением, разрешение конфликтов)

Приветствие учителя; проверка внешнего состояния классного помещения; проверка подготовленности обучающихся к уроку; организация внимания и внутренней готовности.
Здравствуйте! Я очень рады приветствовать всех на этом уроке.

(Слайд1) «Мышление начинается с удивления», - заметил 2500 лет назад Аристотель.

А наш соотечественник Сухомлинский считал, что «чувство удивления - могучий источник желаний знать; от удивления к знаниям один шаг. А математика - замечательный предмет для удивления». Так удивляйте меня сегодня своими знаниями и умениями.

Приветствуют учителя

Приветствие

2.Этап подготовки обучающихся к активному и сознательному усвоению нового материала.
(5 минут)

Организовать и направить на познавательную деятельность обучающихся.

Сообщение цели, темы и задач изучения нового материала; показ его практической значимости; постановка перед учащимися учебной проблемы.

Коммуникативные (постановка вопросов, планирование учебного сотрудничества)

Регулятивные

( целеполагание, прогнозирование, постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимися)

Познавательные

(умение строить высказывания, формулировка проблемы, поиск информации)

А о чем сегодня пойдет речь, определите именно вы, разгадав несложные ребусы.

Конспект урока математики Сечения многогранников

(Слайд3) Итак, тема урока «Построение сечений многогранников»

Открываем рабочие тетради, записываем число. В течение всего урока вы будете работать в них.

Учитель пишет на доске тему урока и просит обучающихся подумать, какие цели и задачи предполагается решить на данном занятии. Для решения многих геометрических задач, связанных с многогранниками, полезно уметь строить на рисунке их сечения различными плоскостями. Сегодня мы с вами научимся строить эти сечения.

А чтобы добиться цели необходимо решить следующие задачи:

- дать определение сечения многогранника;

- выяснить, что значит построить сечение многогранника плоскостью;

- рассмотреть различные типы задач на построение сечений.

Отгадывают ребусы, тем самым называя тему урока.



Ребята делают предположения по поводу цели урока и задач учебной деятельности.

Диалог, технология

проблемного обучения

3.Актуализация знаний.

(4 минуты)

Повторить формулировки ранее изученных аксиом и свойств, необходимых для изучения нового материала.

Регулятивные (самостоятельное выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения)

Коммуникативные УУД (постановка вопросов, умение слушать и слышать мнение других людей, способность излагать свои мысли)

Личностные УУД (способность к самооценке)

Познавательные УУД (анализ с целью выделения признаков)

Вопросы для актуализации знаний.

  1. Вставьте пропущенное слово

(слайд4) А) ……………. называется тело, ограниченное конечным числом плоскостей.

Ответ: многогранником.

(слайд4) Б) Поверхность многогранника состоит из конечного числа …………………...

Ответ: многоугольников.

  1. На рисунке изображена одна из аксиом. Какая (сформулируйте эту аксиому)?

(Конспект урока математики Сечения многогранниковслайд 5) А1. Через любые три точки, не лежащие на одной

прямой, проходит плоскость,

и притом только одна.

(Конспект урока математики Сечения многогранниковслайд 6) А2. Если две точки прямой лежат в плоскости, то все точки прямой лежат в этой плоскости.

(Конспект урока математики Сечения многогранниковслайд 7) А3.Если две различные плоскости имеют общую точку, то они имеют общую прямую, на которой лежат все общие точки этих плоскостей.

В таком случае говорят, плоскости пересекаются по прямой.

3. Конспект урока математики Сечения многогранников(слайд 8) Сформулируйте свойство параллельных плоскостей.

Если две параллельные плоскости пересечены третьей, то линии их пересечения параллельны.

Обучающиеся

ищут ответы на вопросы в тетради, формулируют (проговаривают) ранее изученные аксиомы и свойства.

Презентация, контроль учителя

3.Изучение нового материала.

(20 минут)

Дать обучающимся конкретное представление об изучаемых фактах, основной идеи изучаемого вопроса, а так же методы, алгоритмы. Добиться от обучающихся восприятия, осознания, первичного обобщения и систематизации новых знаний, усвоения способов, путей, средств, которые привели к данному обобщению; на основе приобретаемых знаний вырабатывать соответствующие ЗУН .

Регулятивные (определять способы действий в рамках предложенных условий и требований)

Познавательные (умение анализировать, делать выводы, формулирование проблемы; поиск информации; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера)

Коммуникативные (умение слушать и слышать мнение других людей, способность излагать свои мысли).

Итак, наша задача состоит в построении сечения многогранника и плоскости.

Это могут быть: пустая фигура, точка, отрезок или многоугольник. (слайд 9)Если пересечение многогранника и плоскости есть многоугольник, то этот многоугольник называется сечением многогранника плоскостью.

Конспект урока математики Сечения многогранников

Таким образом, построить сечение многогранника плоскостью - это значит указать точки пересечения секущей плоскости с рёбрами многогранника и соединить эти точки отрезками, принадлежащими граням многогранника. То есть нужно в плоскости каждой грани указать 2 точки, принадлежащие сечению, соединить их прямой и найти точки пересечения этой прямой с рёбрами многогранника.

Рассмотрим примеры построения простейших сечений. Учитель контролирует выполнение построений обучающимися в «Рабочих тетрадях».

1Конспект урока математики Сечения многогранников задача (слайд 11)

Точки Н и К принадлежат грани АВВ1А1 и принадлежат сечению. Значит, соединяем их отрезком. Аналогичные комментарии для точек К и N, Н и N.

2Конспект урока математики Сечения многогранниковКонспект урока математики Сечения многогранников задача (слайд 11 )

АКонспект урока математики Сечения многогранниковналогично соединяем точки О и Р, Р и М, О и М.

При демонстрации задачи №2 обратить внимание, что, если, например, у пирамиды «срезать» его вершину, получится новый многогранник - усеченная пирамида.

3Конспект урока математики Сечения многогранниковКонспект урока математики Сечения многогранников,4 задачи (слайд 12)

Аналогичные рассуждения.

5Конспект урока математики Сечения многогранников,6 задачи (слайд 13)

Диагональные сечения параллелепипеда.

Конспект урока математики Сечения многогранников

Исследовательская работа.

Установить, сколько сторон может иметь сечение различных многогранников.

Фронтальная работа с группой. Один человек работает у доски, заполняет таблицу.

Какая фигура (многоугольник) будет являться сечением тетраэдра? (слайд14)

Давайте посмотрим на слайде.

Конспект урока математики Сечения многогранников


Какие многоугольники могут получиться в сечении параллелепипеда? (слайды 15-17)

Конспект урока математики Сечения многогранников





ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

Сядьте удобно, расслабьтесь, дышите ровно и глубоко. Перед вашими глазами радуга.
Голубой может быть мягким и успокаивающим, как струящаяся вода. Голубой приятно ласкает глаз в жару, он освежает тебя, как купание в озере. Ощутите эту свежесть.
Желтый приносит нам радость, он согревает нас, как солнышко, он напоминает нам нежного пушистого цыпленка, и мы улыбаемся. Если нам грустно и одиноко, он поднимает настроение. Зеленый - цвет мягкой лужайки, листьев и теплого лета.
Что вы чувствовали и ощущали сейчас? Возьмите с собой эти ощущения до конца урока.

Построение точки пересечения прямой и плоскости.

Задача 1. Построить точку пересечения прямой MN с плоскостью ABC. (слайд 19).

Конспект урока математики Сечения многогранниковКонспект урока математики Сечения многогранниковКонспект урока математики Сечения многогранниковКонспект урока математики Сечения многогранниковКонспект урока математики Сечения многогранников

M

A C

N

B

В ходе работы сформулировать алгоритм. (слайд 20)

Алгоритм построения точки пересечения прямой и плоскости.

а) Построить линию пересечении выделенной плоскости и плоскости, в которой лежит прямая.

б) Точка пересечения построенной прямой с данной является искомой.

Построение сечений многогранников.

Задача 2. Построить сечение тетраэдра плоскостью, проходящей через данные точки D, Е, K. (слайд 21)Конспект урока математики Сечения многогранников

E

D

Конспект урока математики Сечения многогранниковКонспект урока математики Сечения многогранников

KКонспект урока математики Сечения многогранников

З

Kадача 3. Построить сечение параллелепипеда плоскостью, проходящей через данные точки Е, F, K. (слайд 22)

Конспект урока математики Сечения многогранников

F

Конспект урока математики Сечения многогранниковКонспект урока математики Сечения многогранниковКонспект урока математики Сечения многогранников

Е

Давайте попробуем сформулировать вывод (алгоритм) как построить сечение многогранника плоскостью. (слайд 23)

  1. Построить точки пересечения секущей плоскости с рёбрами многогранника (тетраэдра, параллелепипеда).

  2. Полученные точки, лежащие в одной грани, соединить отрезками.

  3. Многоугольник, ограниченный данными

отрезками, и есть построенное сечение.

Замечание: Если секущая плоскость пересекает противоположные грани параллелепипеда по каким-либо отрезкам, то эти отрезки параллельны.


Выдвигают свои суждения.

Отвечают на вопросы.



В рабочей тетради выполняют построение сКонспект урока математики Сечения многогранниковечений

Конспект урока математики Сечения многогранников

Конспект урока математики Сечения многогранников



Один человек работает у доски, заносит результаты в таблицу, остальные работают на местах устно.

Ответы обучающихся.

Т.к. тетраэдр имеет четыре грани, то в сечении могут получиться либо треугольники, либо четырехугольники .

Т.к. параллелепипед имеет шесть граней, то в сечении могут получиться 3,4,5 или 6 угольники.

Вывод: число сторон сечения зависит от количества граней многогранника.



Осмысление шагов построения. Комментирование, построение в «Рабочей тетради».

Отвечают на вопросы.

Формулируют алгоритм.

ПКонспект урока математики Сечения многогранниковостроение в «Рабочей тетради», комментирование шагов построения.

Конспект урока математики Сечения многогранников

Ответы обучающихся.




Сообщающее изложение с элементами проблемности

Диалогическое проблемное изложение Упражнения

Метод демонстраций

Объяснение Эвристическая беседа с элементами исследования

4.Закрепление нового материала.

(10 минут)

Установить, усвоили или нет обучающиеся тему, содержание новых понятий, устранить обнаруженные пробелы

Личностные (формирование духовно-нравственных оснований)

Регулятивные (способность контролировать время на выполнение заданий; осознание качества и уровня усвоения, уметь работать по алгоритму)

Практическая работа.

На готовых чертежах построить сечение многогранника плоскостью (задача1). ( слайд 24)

Найдите ошибку и исправьте её (задача2) (слайд 25)

Конспект урока математики Сечения многогранниковКонспект урока математики Сечения многогранников

Критерии оценивания

9-8 б - отметка 5; 7 - 6 б - отметка 4;

5 - 4 б - отметка 3.

Построение сечений многогранников на готовых чертежах в «Рабочей тетради»

Сравнивают свои решения с предложенным. Обсуждают. Повторяют.

Оценивают.

Самоконтроль

5.Подведение итогов урока.

(5 минут)

Сообщить обучающимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения и подвести итоги работы. Самооценка и оценка работы группы и отдельных обучающихся.

Рефлексия.

Личностные (творческая самореализация на уроке, эмоциональное осознание себя и окружающего мира)

Регулятивные УУД

(уметь оценивать правильность выполнения

действий на уровне адекватной оценки)

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

В «Рабочей тетради» оКонспект урока математики Сечения многогранниковКонспект урока математики Сечения многогранниковтветьте на вопрос: являются ли закрашенные фигуры сечениями изображенных многогранников плоскостью PQR? И выполните правильное построение.

а) б)


Рефлексия

В рабочей тетради найдите изображение куба. Выберите рисунок на котором изображено диагональное сечение и раскрасьте его тем цветом, который соответствует вашему настроению на уроке: красный - отличное; зелёный - хорошее; синий - удовлетворительное.

Конспект урока математики Сечения многогранниковКонспект урока математики Сечения многогранников

Подведение итогов урока. Аргументация выставленных отметок, замечания по уроку, предложения о возможных изменениях на последующих уроках

Отмечают в рабочей тетради.

Обучающиеся

самостоятельно подводят итоги, вспомнив цели и задачи.



Повторяют определение диагонального сечения.

Работают в тетради.

Наглядное представление своих результатов.

Презентация, приёмы рефлексии



© 2010-2022