- Преподавателю
- Математика
- Реферат на тему Функйиональная грамотность по математике
Реферат на тему Функйиональная грамотность по математике
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Кипчакбаева Л.С. |
Дата | 24.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Функциональная грамотность школьников - условие повышения качества образования
В Послании народу Глава государства Н.А.Назарбаев выделил следующее: «Чтобы стать развитым конкурентоспособным государством, мы должны стать высокообразованной нацией. В современном мире простой поголовной грамотности уже явно недостаточно. Наши граждане должны быть готовы к тому, чтобы постоянно овладевать навыками работы на самом передовом оборудовании и самом современном производстве. Необходимо также уделять большое внимание функциональной грамотности наших детей, в целом всего подрастающего поколения. Это важно, чтобы наши дети были адаптированы к современной жизни».
Для исследования проблемы формирования функциональной грамотности школьников необходимо:
- определить сущность и слагаемые функциональной грамотности школьников;
- проанализировать опыт решения проблемы формирования функциональной грамотности учащихся и выявить основные его тенденции и принципы;
- обозначить признаки и условия формирования функциональной грамотности школьников на уроках математики.
Понятие функциональной грамотности сравнительно молодо: появилось в конце 60-х годов прошлого века в документах ЮНЕСКО и позднее вошло в обиход исследователей. Примерно до середины 70-х годов концепция и стратегия исследования связывалась с профессиональной деятельностью людей: компенсацией недостающих знаний и умений в этой сфере. В дальнейшем этот подход был признан односторонним. Функциональная грамотность стала рассматриваться в более широком смысле: включать компьютерную грамотность, политическую, экономическую грамотность и т.д.
Функциональная грамотность выступает как способ социальной ориентации личности, интегрирующей связь образования (в первую очередь общего) с многоплановой человеческой деятельностью.
Определения функциональной грамотности.
Функциональная грамотность (англ. functionalliteracy) - результат образования, который обеспечивает навыки и знания, необходимые для развития личности, получения новых знаний и достижений культуры, овладение новой техникой, успешного выполнения профессиональных обязанностей, организации семейной жизни, в т.ч. воспитания детей, решении различных жизненных проблем.
Функциональную грамотность составляют:
- элементы логической грамотности;
- умения человека понимать различного рода, касающиеся его государственные акты и следовать им;
- соблюдение человеком норм собственной жизни и правил безопасности;
- требования технологических процессов, в которые он вовлечен;
- информационная и компьютерная грамотность.
В терминологическом словаре современного педагога функциональная грамотность трактуется, как умение человека грамотно, квалифицированно функционировать во всех сферах человеческой деятельности.
Таким образом, функциональная грамотность становится фактором, содействующим участию людей в социальной, культурной, политической и экономической деятельности, способности творчески мыслить и находить стандартные решения, умению выбирать профессиональный путь, уметь использовать информационно-коммуникационные технологии в различных сферах жизнедеятельности, а также обучению на протяжении всей жизни.
Функциональная грамотность - это индикатор общественного благополучия. Высокий уровень указывает на определенные социокультурные достижения общества; низкий - является предостережением возможного социального кризиса. Поэтому для Казахстана особую актуальность приобретает исследование уровня функциональной грамотности учащихся, т.к. все эти функциональные навыки формируются именно в школе.
В Казахстане был разработан Национальный план действий по развитию функциональной грамотности школьников на 2012-2016гг., утвержденный 25 июня 2012г. Национальный план включает комплекс мероприятий по содержательному, учебно-методическому, материально-техническому обеспечению процесса развития функциональной грамотности школьников. Национальный план призван обеспечить целенаправленность и системность действий по развитию функциональной грамотности школьников как ключевого ориентира для совершенствования качества образования Республики Казахстан. Цель Национального плана - создать условия для развития функциональной грамотности школьников Республики Казахстан.
Цель Национального плана: повышение качества образовательных услуг, развитие функциональной грамотности школьников.
Задачи Национального плана:
1)Актуализация научных исследований по проблемам определения ожидаемых результатов образования и их достижению.
2)Формирование особого внимания профессиональной общественности, всех заинтересованных лиц к созданию условий и средств по развитию функциональной грамотности.
3)Обеспечение согласованности и координации в обновлении стандартов образования, учебных программ, учебников, учебно-методических материалов.
4)Развитие информационных каналов разъяснения и поддержки деятельности по развитию функциональной грамотности.
5)Разработка и обновление программ подготовки и повышения квалификации педагогов по проблеме развития функциональной грамотности.
6)Обеспечение системности управления деятельностью по развитию функциональной грамотности.
7)Повышение имиджа системы образования перед международным сообществом.
Предметные компетенции являются целями, определяющими смысл и назначение образовательных областей; служат ориентиром для определения ожидаемых результатов.
Предметные компетенции являются действиями широкого спектра и описывают следующие способности учащихся:
•владеет математической грамотностью в широком спектре, в том числе умеет творчески и продуктивно использовать возможности информационной и коммуникационной технологии;
В эпоху цифровых технологий функциональная грамотность развивается параллельно с компьютерной грамотностью, следовательно, для успешного развития функциональной грамотности школьников и достижения ключевых и предметных компетенций на уроках математики необходимо соблюдать следующие условия:
обучение на уроках математики должно носить деятельностный характер;
учебный процесс ориентирован на развитие самостоятельности и ответственности ученика за результаты своей деятельности;
предоставляется возможность для приобретения опыта достижения цели;
используются продуктивные формы групповой работы;
обеспечить переход от фронтальных форм обучения классного коллектива к реализации индивидуальной образовательной траектории каждого учащегося, в том числе с использованием интерактивных инновационных, проектно-исследовательских технологий, цифровой инфраструктуры.
Следовательно, научиться действовать ученик может только в процессе самого действия, а каждодневная работа учителя на уроке, образовательные технологии, которые он выбирает, формируют функциональную грамотность учащихся, соответствующую их возрастной ступени. Поэтому важнейшей в профессиональном становлении современного учителя математики является проблема повышения его технологической компетентности, включающей в себя глубокую теоретическую подготовку и практический опыт продуктивного применения современных образовательных технологий на уроке, готовность к их адаптации и модификации с учётом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся. Для этого необходимо:
- использовать в обучении инновационные методы, современные образовательные и информационно-коммуникационные технологии, т.е. использовать технологии дистанционного обучения, применять on-line уроки лучших преподавателей.
- психологическое содействие в выборе наиболее продуктивных методов и средств обучения;
- совместное (коллегиальное) обсуждение процесса и результатов профессиональной деятельности.
Таким образом, формирование функциональной грамотности учащихся на современном этапе развития школьного образования и планируемого перехода на 12-летнее образование зависит от обновления самого содержания образования, создания учебных программ, учебников, пересмотра программ повышения квалификации и переподготовки учителей, мониторинга способностей учащихся применять полученные знания в ученых и практических ситуациях, а также обеспечить адекватные материально-технические, психолого-технические и технологические условия обучения школьников.
Список использованной литературы:
1. Послание Президента Республики Казахстан Стратегия «Казахстан - 2050»
2. Национальный план действий по развитию функциональной грамотности школьников на 2012-2016гг.
3. Коханец А.И. Качество образования в Республике Казахстан: технология переориентации на результаты, Алматы - Астана, 2004 г.