Статья Ситуация успеха обучения математике

«Ситуация успеха обучения математике» Ведущим субъектом процесса обучения является учитель, а результативность его деятельности на практике будет зависеть не только от содержания и методов обучения, но и личностных качеств, его мировоззрения, профессиональной подготовки. Современный учитель сочетает в себе не только знание предмета и методики преподавания, но и в какой-то мере социологии, психологии, педагогики. Не говоря о том, что хороший учитель должен обладать ещё и высокими актерскими спосо...
Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Смердова Лариса Леонтьевна

Учитель математики, средняя школа № 28

Г.Астана,

Аннотация

Ситуация успеха обучения математике: индивидуализировать обучение, в связи с интеллектуальными возможностями ученика. Для этого необходимо помочь ученику стать свободной творческой и ответственной личностью; вызвать и поддержать у ребёнка желание учиться; создать обстановку комфортности для ученика; развивать способности мыслить свободно, без страха, творчески; дать возможность каждому расти настолько, насколько он способен.

«Ситуация успеха обучения математике»

«Знание только тогда знание,
когда оно приобретено

усилиями своей мысли,
а не памятью»

Л.Н.Толстой.

Ведущим субъектом процесса обучения является учитель, а результативность его деятельности на практике будет зависеть не только от содержания и методов обучения, но и личностных качеств, его мировоззрения, профессиональной подготовки.

Современный учитель сочетает в себе не только знание предмета и методики преподавания, но и в какой-то мере социологии, психологии, педагогики. Не говоря о том, что хороший учитель должен обладать ещё и высокими актерскими способностями. Работая по традиционным методикам, невозможно добиться успеха, воспитать творческую личность. А положительная мотивация при изучении того или иного предмета - это залог успеха в его изучении.

Как регулятор отношения к учебной деятельности в целом и познавательной активности в частности в учении необходим успех. Переживание успеха может быть вызвано различными причинами.

Не случайно в зарубежной психологии выделяется такое направление, как позитивное мышление, основанное на технологии внушения. Думай о себе: «Я - умный, способный; у меня есть все данные для преодоления любых препятствий» и пр. - и ты действительно станешь таким. В своей работе использую установку на контрольную работу: «Думай», «Решай», «Проверь», «Все получиться», «Будь внимателен», «Не торопись» и т.д

Итак, ситуацию успеха нужно создавать в учебной деятельности. Но как и любую деятельность, учение можно представить в виде достаточно простой последовательной цепи:

- установка на деятельность (эмоциональная подготовка ученика к решению учебной задачи);

- обеспечение деятельности (создание условий для успешного решения);

- анализ полученных результатов (осознанное отношение к результату своего учебного труда).

Следовательно, ситуацию успеха можно создать последовательно и сознательно.

Этапы создания ситуации успеха:

  1. Мотивационный этап.

- сформировать у ученика установку на успешное усвоение, выполнение учебного задания, при этом ощутить себя «творцом обстоятельств», преодолеть трудности, которые могут встретиться в ходе работы, другими словами, сформировать мотив достижения: - стремление самостоятельно решать интересные задачи;

2. Организационный этап.

Обеспечить ученика условиями для успешного выполнения задания (с учётом индивидуальных способностей и личностных качеств), заинтересовать ученика самим познавательным процессом.

На этом этапе некоторые дети переживают состояние конфликта: с одной стороны - необходимость выполнить работу, а с другой - недостаток условий для реализации задачи. К таким условиям можно отнести четыре аспекта:

  1. недостаток способностей,

  2. трудность задания,

  3. отсутствие везения,

  4. слабость волевых усилий.

Первые два условия можно учесть заранее, стоит лишь подобрать задачи в соответствии с индивидуальными способностями ученика.

Везение зависит от внешних условий. Волевое усилие является единственной контролирующей попыткой улучшить результат деятельности. Здесь особенно нужна помощь учителя, а точнее, организованная им специальная ситуация, которая поможет ребёнку правильно включиться в работу, преодолеть утомление, усталость, сомнения.

Учебный успех зависит ещё и от того, что ученик «может». Есть ученики, для которых последовательное, логически выдержанное изложение материала вызывает затруднение, но зато они быстро и безошибочно находят решение интуитивно. Есть ученики, которые легче расскажут, чем напишут, а есть, кому устные ответы даются труднее, но зато письменно они чётко и полно изложат свои мысли.

Конкретные обстоятельства обуславливают использование тех или иных приёмов ситуации успеха. К ним, относятся: эмоциональная разгрузка, смена задания, помощь класса; обращение к учителю, к более сильному ученику; «подсказка» (работа с учебником).

Одной из главных задач является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новым знанием. Добиваться успеха - это значит сформировать положительное отношение школьников к учебной деятельности, развивать их стремление к более глубокому познанию изучаемых предметов путём формирования их познавательной активности.

Формирование познавательной активности возможно при условии, что деятельность, которой занимается ученик, ему интересна. Воспитать у детей глубокий интерес к знаниям и потребность в самообразовании - это означает пробудить познавательную активность, и самостоятельность мысли, укрепить веру в свои силы.

Пробуждая интерес к предмету, нужно стараться передать не только свой опыт, но и укрепить веру в свои силы у каждого ученика независимо от его способностей. Развивать творческие возможности у слабых учеников, не давать остановиться в своём развитии более способным детям, учить воспитывать силу воли, твёрдый характер и целеустремлённость при решении сложных задач. Все это есть воспитание творческой личности в самом широком и глубоком понимании этого слова. Но для создания глубокого интереса учащихся к предмету, для развития их познавательной активности необходим поиск дополнительных средств, стимулирующих развитие общей активности, самостоятельности, личной инициативы и творчества учащихся разного возраста. Нетрадиционные уроки: уроки - лекции, уроки - путешествия, уроки - турниры, уроки решения «ключевых задач», уроки - консультации, зачётные уроки, интегрированные уроки, повышают эффективность обучения, предполагают творческий подход со стороны учителя и ученика. Это одна из форм активного обучения.

Наибольший активизирующий эффект на уроках дают ситуации, в которых учащиеся должны:

  • самостоятельно объяснять, пояснять решения задач

  • отстаивать своё мнение;

  • принимать участие в дискуссиях и обсуждениях;

  • задавать вопросы своим товарищам и учителям;

  • рецензировать ответы товарищей;

  • оценивать ответы и письменные работы товарищей;

  • самостоятельно выбирать посильное задание;

  • находить несколько вариантов возможного решения познавательной задачи;

  • проверить результаты своих действий (самопроверка), анализировать личные познавательные и практические действия;

  • решать познавательные задачи, комплексно применяя известные им способы решения.

Успешности обучения математике нельзя добиться только при использовании классно-урочной формы, необходима индивидуальная работа с учащимися.

Повысить интерес и добиться поставленных задач урока помогают современные информационно - коммуникационные средства обучения. Это электронный учебник, программа «живая математика, презентации.

Программа «Живая математика» применяется при построении сложных функций. Презентации позволяют наглядно показать сложные объёмные фигуры, легко вернуться на те моменты, которые были недопоняты, разобрать их ещё раз. Работа над созданием таких уроков развивает информационно-компьютерные компетенции, расширяет круг пользователей накопленным материалом.

Использование компьютера в учебном процессе, способствует повышению интереса школьников к изучению математического материала, расширяет знания в области математики

3. Итоговый этап.

На этом этапе основная цель: организовать работу таким образом, чтобы обратить результат выполненной работы в стимул, в осознанный мотив для следующего учебного задания.

Как показывает практика, результативный этап оказывается наиболее болезненным. Итог учебной работы обычно сводится к отметке.

Другими словами, ученик ждёт, что оценят не только итог, но и его усилия в процессе деятельности.

Очень важно отметить достижения ученика, показать своё уважительное отношение к труду, чтобы у него появилось желание с охотой учиться дальше.

Особого внимания требуют к себе слабоуспевающие ученики, к которым можно применить завышенную, или авансированную оценку, позитивное рецензирование и т. п., соблюдая при этом чувство меры, чтобы ученик не переоценил свои способности.

В итоге ситуация успеха только тогда становится действенным средством оптимизации образовательного процесса, когда она:

  • организуется на всех этапах учебного процесса;

  • реализуется с учётом индивидуальных особенностей учащихся, что находит своё отражение в подборе приёмов и средств в работе с конкретным учеником;

  • усложняет учебные и воспитательные задачи, стоящие на каждом этапе;

  • формирует у учащегося положительные эмоции в деятельности → чувство успеха, вызванное преодолением трудностей.

Литература:

  1. Педагогика. Учебное пособие / под ред. Ю.К.Бабанского, М., Просвещение, 1998

  2. Методика преподавания математики в средней школе / В.А.Оганесян, Ю.М.Колягин. М., Просвещение, 1980

  3. Совершенствование методики работы учителя математики /Я.И.Груденов, М., Просвещение, 1990

4


© 2010-2022