Разработка урока по теме Скалярное произведение векторов

Раздел Математика
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок №30

Тема: «Скалярное произведение векторов».

Цели:

  1. Познакомить обучающихся с понятием угла между векторами;

  2. Ввести скалярное произведение векторов;

  3. Рассказать о применении скалярного произведения векторов в физике, механике;

  4. Развивать логическое мышление обучающихся.

  5. Вырабатывать трудолюбие, усидчивость, целеустремленность.

Ход урока.


  1. Организационный момент.

Сообщение темы и целей урока.


  1. Актуализация знаний и умений учащихся.

  1. Проверка выполнения домашнего задания (разбор нерешенных задач).

  2. Математический диктант (15 мин).

Вариант I

1. Диагонали параллелограмма АВСD пересекаются в точке О. какие векторы коллинеарные вектору Разработка урока по теме Скалярное произведение векторов?

2. Диагонали параллелограмма АВСD пересекаются в точке О. Какие векторы сонаправлены с вектором Разработка урока по теме Скалярное произведение векторов?

3. Диагонали параллелограмма АВСD пересекаются в точке О. Какие векторы равны вектору Разработка урока по теме Скалярное произведение векторов?

4. При каком условии Разработка урока по теме Скалярное произведение векторов?

5. Известно, что Разработка урока по теме Скалярное произведение векторов = 3, Разработка урока по теме Скалярное произведение векторов = 4. Найдите Разработка урока по теме Скалярное произведение векторов, если АОВD - прямоугольник.

6. В треугольнике СDЕ DЕ = 5, СЕ = 4, угол С = 45°. Найдите сторону DЕ.

7. В треугольнике КLM КL = LМ = 5, КМ = 6. Найдите косинус угла L.

8. В треугольнике ОРQ угол О = 60°, угол Р = 75°, ОР = 8. Найдите сторону РQ.

Вариант II

1. Диагонали ромба КLМР пересекаются в точке Т. Какие векторы коллинеарные вектору Разработка урока по теме Скалярное произведение векторов?

2. Диагонали ромба КLМР пересекаются в точке Т. какие векторы сонаправлены с вектором Разработка урока по теме Скалярное произведение векторов?

3. Диагонали ромба КLМР пересекаются в точке Т. Какие векторы равны вектору Разработка урока по теме Скалярное произведение векторов?

4. При каком условии Разработка урока по теме Скалярное произведение векторов?

5. Известно, что точки С и D лежат соответственно на осях ОХ и ОY прямоугольной системы координат. Найдите Разработка урока по теме Скалярное произведение векторов, если Разработка урока по теме Скалярное произведение векторов = 5, Разработка урока по теме Скалярное произведение векторов = 12.

6. В треугольнике АВС АВ = ВС = 8, АС = 4. Найдите косинус угла А.

7. В треугольнике ВСD ВС = 6, угол В = 75°, угол С = 45°. Найдите сторону ВD.

8. В треугольнике DЕF DЕ = 6, ЕF = 7, угол Е = 30°. Найдите сторону DF.

  1. Объяснение нового материала.

1. Ввести понятие угла между векторами Разработка урока по теме Скалярное произведение векторов и Разработка урока по теме Скалярное произведение векторов (рис. 300 и таблица).

2. Угол  между векторами Разработка урока по теме Скалярное произведение векторов и Разработка урока по теме Скалярное произведение векторов не зависит от выбора точки О, от которой откладываются векторы Разработка урока по теме Скалярное произведение векторов и Разработка урока по теме Скалярное произведение векторов.

3. Угол между сонаправленными векторами считается равным нулю.

4. Обозначение угла между векторами: Разработка урока по теме Скалярное произведение векторов.

5. Определение углов между векторами на рисунке 301.

6. Определение перпендикулярных векторов.

7. Повторить сложение и вычитание векторов, умножение вектора на число.

8. Введение еще одного действия над векторами - скалярного умножения векторов. В отличие от суммы и разности векторов скалярное произведение есть число (скаляр) - именно это и обусловило название операции.

9. В тетрадях учащиеся оформляют таблицу:

скалярное произведение векторов

Разработка урока по теме Скалярное произведение векторов

Если Разработка урока по теме Скалярное произведение векторов и Разработка урока по теме Скалярное произведение векторов, то

а) (0 ≤ Разработка урока по теме Скалярное произведение векторов< 90°) <=> (Разработка урока по теме Скалярное произведение векторов > 0);

б) (90° < Разработка урока по теме Скалярное произведение векторов≤ 180°) <=> (Разработка урока по теме Скалярное произведение векторов< 0);

в) Разработка урока по теме Скалярное произведение векторов <=> (Разработка урока по теме Скалярное произведение векторов = 0);

г) (Разработка урока по теме Скалярное произведение векторов= 0°) <=> Разработка урока по теме Скалярное произведение векторов.


Разработка урока по теме Скалярное произведение векторов

10. Скалярное произведение векторов широко используется в физике. Например, из курса механики известно, что работа А постоянной силы Разработка урока по теме Скалярное произведение векторов при перемещении тела из точки М в точку N (рис. 303) равна произведению длин векторов силы Разработка урока по теме Скалярное произведение векторов и перемещения Разработка урока по теме Скалярное произведение векторов на косинус угла между ними: Разработка урока по теме Скалярное произведение векторов.

  1. Формирование умений и навыков обучающихся.

1. Решить задачи №№ 1039 (а, б, ж, з) и 1040 (а, д, е) по готовым чертежам квадрата и ромба, заранее выполненным на доске.

2. Решить задачу № 1041 (в).

Примечание. сos 135° = cos (180° - 45°) = - cos 45° = Разработка урока по теме Скалярное произведение векторов.

  1. Подведение итогов урока.


  1. Домашнее задание: изучение материалов пунктов 101 и 102; решить задачи №№ 1039 (в, г), 1040 (г), 1042 (а, б).

4


© 2010-2022