- Преподавателю
- Математика
- ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ КОГНИТИВНО-СТИЛЕВОЙ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ
ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ КОГНИТИВНО-СТИЛЕВОЙ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Гультяева Н.В. |
Дата | 23.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ КОГНИТИВНО-СТИЛЕВОЙ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ
Н.В.Гультяева,
учитель математики ГБОУ СОШ № 518
На сегодняшний день приоритетные цели школьного образования - это формирование и всесторонне развитие личности средствами обучения и воспитания, обеспечение условий для самоопределения и самореализации, удовлетворения образовательных потребностей каждого ученика в соответствии с его наклонностями, интересами и возможностями, подготовка его к интеллектуальному творческому труду.
Основной целью образования становится не достижение учащимся определенных знаний, умений и навыков, а обеспечение его индивидуального развития, внимание к его индивидуальности как неповторимому уникальному образованию; не воспитание исполнителя, а формирование творческой личности. В связи с этим возникает необходимость учета индивидуальных особенностей учащихся при обучении, в частности, учета когнитивных стилей, которые отражают различия между людьми в характере восприятия и переработки информации. Кроме индивидуальных особенностей, характерных для данной группы людей (возрастной, социальной и т.д.), каждый человек имеет свои индивидуальные психофизиологические особенности и свой субъектный опыт. Развитие человека как личности требует обращения к его психофизиологическим особенностям.
Среди большого набора психологических характеристик личности можно выделить те, которые в наибольшей степени существенны в индивидуальной познавательной деятельности учащихся и определить 4 когнитивных типа: поленезависимый-рефлексивный (ПН-Р), поленезависимый-импульсивный (ПН-И), полезависимый-рефлексивный (ПЗ-Р) и полезависимый-импульсивный (ПЗ-И).
Выраженность каждой характеристики в группе распределяется от весьма импульсивного до крайне рефлексивного через умеренно выраженные признаки и нейтральные типы. С этой точки зрения каждый ученик индивидуален, но для организации дифференцированной работы достаточно выделить эти четыре типа, четыре модели ученика.
Как показывает практика, именно поленезависимые-рефлексивные учащиеся наиболее удобны для учителя. Именно такие школьники имеют лучшие оценки по математике. Худшие показатели у полезависимых-импульсивных учащихся.
О рекомендациях к организации учебного процесса для учащихся каждого когнитивного стиля можно сказать следующее:
-
Поленезависимые школьники включаются в процесс обучения скорее как его участники в силу предпочтительной ориентации на внутренние стимулы, а не на внешние раздражители. Достижение успеха и внутренне удовлетворение - вот их основной стимул. У ПН-индивидов более легко происходит такой важный процесс, как генерализация учебного материала, перенос знаний и умений. Поскольку они меньше зависят от контекста, им присуща более рациональная стратегия познавательной деятельности, особенно если этот материал требует предварительной аналитической обработки.
-
Обучение же полезависимых нуждается в так называемом негативном подкреплении, критической реакции на ошибки. Такие учащиеся склонны игнорировать менее заметные черты явления, объекта, поэтому для них необходимо специально выделять, подчеркивать главное, существенное в изучаемом материале.
-
Для учащихся с импульсивным типом реагирования характерно большое число ошибок при малом времени обдумывания, поэтому для них полезно, во-первых, искусственно замедлять темп работы путем организации внешней речи, ответов на контрольные вопросы. Во-вторых, целесообразно делить учебный материал на мелкие дозы, вопросы, задания.
-
Для рефлексивных учащихся излишняя детализация вредна и отвлекает их.
В целом рекомендации по организации процесса обучения для учащихся с различными когнитивными стилями представлены в таблице 1.
Методические особенности обучения учащихся
с различными когнитивными стилями.
Таблица 1
Стиль
Особенности учебной деятельности
Рекомендации по организации учебного процесса
поленезависимый-рефлексивный (ПН-Р)
-
Восприятие аналитично, вы-
деляют существенные детали. Активные участники учебного процесса, делают мало ошибок. -
Легко происходит перенос знаний и умений, образование навыков
-
Способны адекватно оцени- вать учебную ситуацию
-
Как можно больше свободы и самостоятельности. Проблемно- поисковые и индуктивные методы обучения.
-
Задания и вопросы на глубо-
кое понимание, особенно в связи с прошлым материалом -
Задания могут быть на любое количество действий
поленезависимый-импульсивный (ПН-И)
-
Восприятие аналитично, вы-
деляют существенные детали. Активные участники учебного процесса, но вследствие импуль
сивности делают много ошибок -
Сравнительно легко проис- ходит перенос знаний и умений
-
При решении сложных задач резко увеличивается число ошибок
-
Проблемно- поисковые и инду
ктивные методы, но свобода познавательной деятельности должна быть ограничена руководством учителя -
Задания и вопросы, требую- щие глубинного понимания
-
Использовать одношаговые задания и вопросы при эврис- тических методах обучения
полезависимый-рефлексивный (ПЗ-Р)
-
Не могут выделить детали
-
Пассивные участники учебно-
го процесса, трудно происхо-
дит перенос знаний, но рефлексивность даёт им больше осмысленности, понимания -
Адекватно оценивают учебную ситуацию
-
Нужно сразу обрисовать существо изучаемого явления, выделить основные моменты
-
Сочетания проблемно-поисковых методов обучения с репродуктивными
-
Задания могут быть на любое количество действий
полезависимый-импульсивный (ПЗ-И)
-
Не могут выделить существен ные детали
-
В процессе обучения пассив-
ны, труднее происходит пере-
нос знаний и умений -
При решении сложных задач резко увеличивается число ошибок
-
Необходимо обрисовать сущес
тво изучаемого явления, выде лить основные моменты -
Преобладают репродуктивные методы обучения
-
Использовать одношаговые задания и вопросы при эвристических методах обучения
Разделение учащихся на группы в зависимости от когнитивного стиля и обучение с учетом познавательных способностей позволит ученикам достичь одного уровня знаний, причем путем наиболее для них удобном в том смысле, что организация работы учащихся соответствует их когнитивным стилям. В зависимости от дидактической задачи дифференцировать можно группы, объединяющие учеников одного когнитивного стиля (гомогенные в этом смысле, но возможно существенно различные по другим параметрам), и группы, в состав которых входят ученики, обладающие разными когнитивными стилями (гетерогенные).
Наличие у человека того или иного когнитивного стиля не ставит его в заведомо лучшую или худшую позицию в решении познавательных или практических, профессиональных задач, поскольку можно варьировать стратегиями поведения, выбирая индивидуальный способ решения.
В качестве иллюстрации представленных положений рассмотрим примеры заданий для учащихся с полезависимым - рефлексивным и полезависимым - импульсивным когнитивными типами.
Для ПЗ-Р:
-
Замени проценты числами: 3%; 18%;7,5%; 11%; 150%;528%.
-
Замени числа процентами: 0,05;0,28; 0,9; 0,045; ; 1,8; 4.
32%Швейная фабрика выпустила 1200 костюмов. Из них 32% составляют костюмы нового фасона. Сколько костюмов нового фасона выпустила фабрика?
?
120 костюмов
100%
Определите, соответствует ли данная схема приведенной задаче, если нет, то приведите свою схему.
Составьте краткую запись и решите задачу.
-
Составьте и решите задачи по следующим данным:
а)700 учеников
I - 3%
70%б)
лилии
розы
700 цветов
Для ПЗ-И:
-
Замени проценты числами: 3%; 18%;7,5%; 11%; 150%;528%.
-
Замени числа процентами: 0,05;0,28; 0,9; 0,045; ; 1,8; 4.
-
Швейная фабрика выпустила 1200 костюмов. Из них 32% составляют костюмы нового фасона. Сколько костюмов нового фасона выпустила фабрика?
При решении задачи ответьте на вопросы:
-
Что принято за 100%?
-
Какой процент от всех костюмов составляют костюмы нового фасона?
120 костюмов
32%
?а) Рассмотри внимательно графическую схему к задаче, дополните её необходимыми данными.
б) Рассуждай так:
-
Так как 1200 костюмов - это выпуска, то, чтобы найти 1% выпуска надо
-
Чтобы найти, чему равны 32% выпуска, надо умножить
в) запишите решение по действиям с пояснениями.
(4). Проведите соответствие между краткими записями и графическими схемами некоторых задач:
-
700 учеников
посещают шахматный клуб - 3%
70%
розы
лилииа)
700 цветов
-
700 цветов
Розы - 70%
осталосьЛилии - ?
торт
?
4%
б)
5000 р.
-
5000 р.
Торт - 4%
остальныеОсталось ?
?
3%
в)
700 учеников
Составьте и решите задачи по данным схемам и кратким записям.
ЛИТЕРАТУРА
-
Берулава Г.А. Стиль индивидуальности. М.:МАГО, 1996. - 240 с.
-
Бетти Лу Ливер. Обучение всего класса. - М.: Новая школа, 1995 - 330 с.
-
Гельфман Э.Г., Холодная М.А. Психодидактика школьного учебника. Интеллектуальное воспитание учащихся. - СПб.: Питер, 2006. - 384 с.
-
Холодная М.А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования. - 2-е изд., перераб. И доп. - СПб.: Питер, 2002. - 272 с.
5