ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ КОГНИТИВНО-СТИЛЕВОЙ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ

Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ КОГНИТИВНО-СТИЛЕВОЙ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ КОГНИТИВНО-СТИЛЕВОЙ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ КОГНИТИВНО-СТИЛЕВОЙ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ КОГНИТИВНО-СТИЛЕВОЙ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ

ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ КОГНИТИВНО-СТИЛЕВОЙ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ


Н.В.Гультяева,

учитель математики ГБОУ СОШ № 518


На сегодняшний день приоритетные цели школьного образования - это формирование и всесторонне развитие личности средствами обучения и воспитания, обеспечение условий для самоопределения и самореализации, удовлетворения образовательных потребностей каждого ученика в соответствии с его наклонностями, интересами и возможностями, подготовка его к интеллектуальному творческому труду.

Основной целью образования становится не достижение учащимся определенных знаний, умений и навыков, а обеспечение его индивидуального развития, внимание к его индивидуальности как неповторимому уникальному образованию; не воспитание исполнителя, а формирование творческой личности. В связи с этим возникает необходимость учета индивидуальных особенностей учащихся при обучении, в частности, учета когнитивных стилей, которые отражают различия между людьми в характере восприятия и переработки информации. Кроме индивидуальных особенностей, характерных для данной группы людей (возрастной, социальной и т.д.), каждый человек имеет свои индивидуальные психофизиологические особенности и свой субъектный опыт. Развитие человека как личности требует обращения к его психофизиологическим особенностям.

Среди большого набора психологических характеристик личности можно выделить те, которые в наибольшей степени существенны в индивидуальной познавательной деятельности учащихся и определить 4 когнитивных типа: поленезависимый-рефлексивный (ПН-Р), поленезависимый-импульсивный (ПН-И), полезависимый-рефлексивный (ПЗ-Р) и полезависимый-импульсивный (ПЗ-И).

Выраженность каждой характеристики в группе распределяется от весьма импульсивного до крайне рефлексивного через умеренно выраженные признаки и нейтральные типы. С этой точки зрения каждый ученик индивидуален, но для организации дифференцированной работы достаточно выделить эти четыре типа, четыре модели ученика.

Как показывает практика, именно поленезависимые-рефлексивные учащиеся наиболее удобны для учителя. Именно такие школьники имеют лучшие оценки по математике. Худшие показатели у полезависимых-импульсивных учащихся.

О рекомендациях к организации учебного процесса для учащихся каждого когнитивного стиля можно сказать следующее:

  • Поленезависимые школьники включаются в процесс обучения скорее как его участники в силу предпочтительной ориентации на внутренние стимулы, а не на внешние раздражители. Достижение успеха и внутренне удовлетворение - вот их основной стимул. У ПН-индивидов более легко происходит такой важный процесс, как генерализация учебного материала, перенос знаний и умений. Поскольку они меньше зависят от контекста, им присуща более рациональная стратегия познавательной деятельности, особенно если этот материал требует предварительной аналитической обработки.

  • Обучение же полезависимых нуждается в так называемом негативном подкреплении, критической реакции на ошибки. Такие учащиеся склонны игнорировать менее заметные черты явления, объекта, поэтому для них необходимо специально выделять, подчеркивать главное, существенное в изучаемом материале.

  • Для учащихся с импульсивным типом реагирования характерно большое число ошибок при малом времени обдумывания, поэтому для них полезно, во-первых, искусственно замедлять темп работы путем организации внешней речи, ответов на контрольные вопросы. Во-вторых, целесообразно делить учебный материал на мелкие дозы, вопросы, задания.

  • Для рефлексивных учащихся излишняя детализация вредна и отвлекает их.

В целом рекомендации по организации процесса обучения для учащихся с различными когнитивными стилями представлены в таблице 1.


Методические особенности обучения учащихся
с различными когнитивными стилями.

Таблица 1

Стиль

Особенности учебной деятельности

Рекомендации по организации учебного процесса

поленезависимый-рефлексивный (ПН-Р)

  • Восприятие аналитично, вы-
    деляют существенные детали. Активные участники учебного процесса, делают мало ошибок.

  • Легко происходит перенос знаний и умений, образование навыков

  • Способны адекватно оцени- вать учебную ситуацию

  • Как можно больше свободы и самостоятельности. Проблемно- поисковые и индуктивные методы обучения.

  • Задания и вопросы на глубо-
    кое понимание, особенно в связи с прошлым материалом

  • Задания могут быть на любое количество действий

поленезависимый-импульсивный (ПН-И)

  • Восприятие аналитично, вы-
    деляют существенные детали. Активные участники учебного процесса, но вследствие импуль
    сивности делают много ошибок

  • Сравнительно легко проис- ходит перенос знаний и умений

  • При решении сложных задач резко увеличивается число ошибок

  • Проблемно- поисковые и инду
    ктивные методы, но свобода познавательной деятельности должна быть ограничена руководством учителя

  • Задания и вопросы, требую- щие глубинного понимания

  • Использовать одношаговые задания и вопросы при эврис- тических методах обучения

полезависимый-рефлексивный (ПЗ-Р)

  • Не могут выделить детали

  • Пассивные участники учебно-
    го процесса, трудно происхо-
    дит перенос знаний, но рефлексивность даёт им больше осмысленности, понимания

  • Адекватно оценивают учебную ситуацию

  • Нужно сразу обрисовать существо изучаемого явления, выделить основные моменты

  • Сочетания проблемно-поисковых методов обучения с репродуктивными

  • Задания могут быть на любое количество действий

полезависимый-импульсивный (ПЗ-И)

  • Не могут выделить существен ные детали

  • В процессе обучения пассив-
    ны, труднее происходит пере-
    нос знаний и умений

  • При решении сложных задач резко увеличивается число ошибок


  • Необходимо обрисовать сущес
    тво изучаемого явления, выде лить основные моменты

  • Преобладают репродуктивные методы обучения

  • Использовать одношаговые задания и вопросы при эвристических методах обучения

Разделение учащихся на группы в зависимости от когнитивного стиля и обучение с учетом познавательных способностей позволит ученикам достичь одного уровня знаний, причем путем наиболее для них удобном в том смысле, что организация работы учащихся соответствует их когнитивным стилям. В зависимости от дидактической задачи дифференцировать можно группы, объединяющие учеников одного когнитивного стиля (гомогенные в этом смысле, но возможно существенно различные по другим параметрам), и группы, в состав которых входят ученики, обладающие разными когнитивными стилями (гетерогенные).

Наличие у человека того или иного когнитивного стиля не ставит его в заведомо лучшую или худшую позицию в решении познавательных или практических, профессиональных задач, поскольку можно варьировать стратегиями поведения, выбирая индивидуальный способ решения.

В качестве иллюстрации представленных положений рассмотрим примеры заданий для учащихся с полезависимым - рефлексивным и полезависимым - импульсивным когнитивными типами.

Для ПЗ-Р:

  1. Замени проценты числами: 3%; 18%;7,5%; 11ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ КОГНИТИВНО-СТИЛЕВОЙ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ%; 150%;528%.

  2. Замени числа процентами: 0,05;0,28; 0,9; 0,045; ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ КОГНИТИВНО-СТИЛЕВОЙ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ ; 1,8; 4.

32%Швейная фабрика выпустила 1200 костюмов. Из них 32% составляют костюмы нового фасона. Сколько костюмов нового фасона выпустила фабрика?

?

120 костюмов

100%

Определите, соответствует ли данная схема приведенной задаче, если нет, то приведите свою схему.

Составьте краткую запись и решите задачу.

  1. Составьте и решите задачи по следующим данным:

а)700 учеников

I - 3%


70%б)

лилии

розы


700 цветов


Для ПЗ-И:

  1. Замени проценты числами: 3%; 18%;7,5%; 11ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ КОГНИТИВНО-СТИЛЕВОЙ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ%; 150%;528%.

  2. Замени числа процентами: 0,05;0,28; 0,9; 0,045; ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ КОГНИТИВНО-СТИЛЕВОЙ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ ; 1,8; 4.

  3. Швейная фабрика выпустила 1200 костюмов. Из них 32% составляют костюмы нового фасона. Сколько костюмов нового фасона выпустила фабрика?

При решении задачи ответьте на вопросы:

  • Что принято за 100%?

  • Какой процент от всех костюмов составляют костюмы нового фасона?

120 костюмов

32%

?а) Рассмотри внимательно графическую схему к задаче, дополните её необходимыми данными.


б) Рассуждай так:

  1. Так как 1200 костюмов - это выпуска, то, чтобы найти 1% выпуска надо

  2. Чтобы найти, чему равны 32% выпуска, надо умножить


в) запишите решение по действиям с пояснениями.

(4). Проведите соответствие между краткими записями и графическими схемами некоторых задач:


  1. 700 учеников

посещают шахматный клуб - 3%


70%

розы

лилииа)


700 цветов



  1. 700 цветов

Розы - 70%

осталосьЛилии - ?


торт

?

4%

б)

5000 р.


  1. 5000 р.

Торт - 4%

остальныеОсталось ?

?

3%

в)

700 учеников

Составьте и решите задачи по данным схемам и кратким записям.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Берулава Г.А. Стиль индивидуальности. М.:МАГО, 1996. - 240 с.

  2. Бетти Лу Ливер. Обучение всего класса. - М.: Новая школа, 1995 - 330 с.

  3. Гельфман Э.Г., Холодная М.А. Психодидактика школьного учебника. Интеллектуальное воспитание учащихся. - СПб.: Питер, 2006. - 384 с.

  4. Холодная М.А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования. - 2-е изд., перераб. И доп. - СПб.: Питер, 2002. - 272 с.



5


© 2010-2022