Выступление на семинаре: Уроки математики с элементами экономики Парканова С. И. , Ревтова С. Н

В специальных (коррекционных) школах VIII вида обучаются дети, имеющие интеллектуальные проблемы и сопутствующие нарушения психофизического развития. Целью специального образования детей с ограниченными возможностями обучения является подготовка их к самостоятельной жизни в обществе. В настоящее время все чаще приходится говорить о том, что традиционная система обучения не оправдывает себя, что учащиеся способны в основном только к воспроизведению знаний, переданных им учителем, а реализовать их...
Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Выступление на семинаре: Уроки математики с элементами экономики Парканова С.И., Ревтова С.Н.«УРОКИ МАТЕМАТИКИ С ЭЛЕМЕНТАМИ ЭКОНОМИКИ В КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ»,

Парканова Светлана Ивановна,

Ревтова Светлана Николаевна

учителя математики,дефектологи первой квалификационной категории КГУ «ОСШИ №3 для детей с ОВР» УОКО Казахстан г.Караганды

"Каждый ребёнок пришёл в этот мир не случайно: он рождается, потому что должен был родиться; он пришёл как бы на зов людей… У него своя жизненная миссия, которой мы не знаем - , может быть, великая… И для того он наделён величайшей энергией духа, а наш долг - помочь выполнить её".

В специальных (коррекционных) школах VIII вида обучаются дети, имеющие интеллектуальные проблемы и сопутствующие нарушения психофизического развития. Целью специального образования детей с ограниченными возможностями обучения является подготовка их к самостоятельной жизни в обществе. В настоящее время все чаще приходится говорить о том, что традиционная система обучения не оправдывает себя, что учащиеся способны в основном только к воспроизведению знаний, переданных им учителем, а реализовать их в практической жизни они не в состоянии. Ученик, как бы усваивает знания, заучивает основные правила, законы, формулы, может даже проиллюстрировать их применение на каких-то простых однотипных примерах, но, сталкиваясь с реальными жизненными ситуациями, он не может применить их, так как в школе он не участвует в деятельности, которая показывала бы применение полученных в ходе обучения знаний на практике. Все это приводит к тому, что выпускники школ в большинстве своем не приспособлены к активной деятельности в разных сферах экономической, культурной и политической жизни общества.

В последние годы термин «социальная адаптация» получил широкое распространение в научных исследованиях и практической работе психологов, реабилитологов, педагогов. При этом часто термин «адаптация» отождествляется с такими понятиями, как «интеграция», «социализация», «реабилитация», «компенсация». Понятие «социальная адаптация» применяется достаточно свободно в разных аспектах деятельности. Л.В.Мардахаев определяет социальную адаптацию как активное приспособление человека к условиям социальной среды, благодаря которому создаются наиболее благоприятные условия для самопроявления и естественного усвоения, принятия целей, ценностей, норм и стилей поведения, принятых в обществе.

Успех социальной адаптации и интеграции детей с нарушениями интеллекта напрямую зависит от глубины и качества знаний, умений и навыков, получаемых ими в школе. Чем выше уровень сформированных знаний, в том числе математических (геометрических), тем легче ребёнку приспособиться к условиям современного общества, найти в нём свою «нишу», почувствовать собственную значимость. Таким образом, специальная (коррекционная) школа VIII вида призвана средствами образования, обеспечить активное участие каждого выпускника в жизни общества, помочь ему в социальной адаптации, обеспечить достаточный уровень качества жизни.

В целях социальной адаптации учащихся, нами используются игровые технологии. Игра издавна славится своими воспитательными особенностями. В аспекте социально-педагогической деятельности игра рассматривается как вид социально-педагогической деятельности, в условных ситуациях раскрывающий умения использования игры как косвенного метода воздействия, побуждения учащихся к саморазвитию и самовоспитанию и направленного на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий и проигрывании социально-ролевых ситуаций. При выборе игры следует обратить внимание на ее содержание, под которым понимается сюжет игры, ее правила и игровое действие, которое предназначено для достижения цели самой игры. Сюжеты игр разнообразны: профессиональные, бытовые, сказочные и другие (см. рисунок 1).

Игры

Игры с правилами

Творческие игры

Развлекательные

Сюжетные

Предметные

Подвижные

Ролевые

Интеллектуальные

Диалогические

Рисунок 1 - Классификация игр, используемых на уроках математики.

Применяя в работе с детьми игровые технологии, мы тем самым способствуем не только развитию у детей социального опыта, но и их социальной адаптации в школе-интернате, а в дальнейшем результаты этой педагогической деятельности станут базисом для дальнейшей успешной социальной интеграции ребенка в социуме. Благодаря сюжетно-ролевой игре у детей развиваются представления о социальном устройстве и взаимоотношениях взрослых.

Игровая деятельность может использоваться не только как воспитательное средство, но и как психо-эмоциональная разгрузка. Она может использоваться для разрешения жизненных проблем, возникающих у ребенка, коррекции межличностных отношений, ободрения ребенка, восстановления равновесия сил, улучшения здоровья детей.

Выступление на семинаре: Уроки математики с элементами экономики Парканова С.И., Ревтова С.Н.Выступление на семинаре: Уроки математики с элементами экономики Парканова С.И., Ревтова С.Н.

Таким образом, в процессе обучения математике ставится задача применения полученных знаний в разнообразно меняющихся условиях. Подготовка учащихся к жизни, к трудовой деятельности является одной из наиболее важных задач обучения. Школа должна дать такие знания, умения, навыки, которые помогут лучше распознавать в явлениях окружающей действительности математические факты, применять математические знания к решению конкретных практических задач, которые повседневно ставит жизнь.

В меняющихся условиях жизни нашим детям очень трудно адаптироваться. Формирование элементов экономических знаний у учащихся коррекционной школы является для них жизненно важным. Привитие элементарной экономической грамотности является одним из факторов обеспечения социальной адаптации учащихся и их интеграции в общество. Условия, которых максимально приближены к жизненным ситуациям. Например: Средняя зарплата работника предприятия составляет 78 000 тг.,

7 % с этой суммы отчисляется в фонд государства, 10% - в пенсионный фонд и 1% - в фонд профсоюза. Какую сумму работник получает с учетом всех отчислений? (9 класс);

Посчитайте, вписав в таблицу необходимые данные, сколько должна семья заплатить за коммунальные услуги? (8-9 класс)

Телефон

Вывоз мусора

Холодная вода

Электричество

Кабельное ТВ

Тепло и горячая вода

Интернет

Итог:

Предложенные задачи направлены на: формирование экономических понятий на уроках математики; развитие понятийного аппарата; раскрытие экономической сути вопросов быта, производства, сферы торговых отношений.

Эти элементы должны помочь учащимся применять знания, умения и навыки по математике на практике. Они помогают учащимся знакомиться с такими сферами жизни как работа, совершение покупок, разнообразными денежными расчётами; даёт возможности для коррекции познавательной деятельности. Решение данных задач будут способствовать облегчению применения полученных знаний при решении конкретных практических задач, с которыми они будут сталкиваться в повседневной жизни.

Знания, которые получают дети в условиях коррекционной школы, должны быть направлены на формирование умений и навыков. Формирование элементарных экономических знаний у учащихся коррекционной школы является для них жизненно важным.

Уроки математики с элементами экономики обладают большим воспитательным потенциалом, такими, как правила и нормы экономического поведения, навыки взаимодействия с людьми, умение принимать решения в выработке элементарных знаний, умение анализировать, вычислять, рассуждать, выбирать. В совокупности всё это способствует коррекции недостатков познавательной деятельности и личности детей с отклонениями в развитии, а также их более успешной социализации.

Д\игра «Отгадай слово» (ребусы):Выступление на семинаре: Уроки математики с элементами экономики Парканова С.И., Ревтова С.Н.


приобретение ЗУН; развитие познавательных способностей; активизация самостоятельной деятельности.

Выступление на семинаре: Уроки математики с элементами экономики Парканова С.И., Ревтова С.Н.


Проблемная ситуация: способствует развитию мыслительных и познавательных способностей; усвоению способов самостоятельной деятельности.

Выступление на семинаре: Уроки математики с элементами экономики Парканова С.И., Ревтова С.Н.

Выступление на семинаре: Уроки математики с элементами экономики Парканова С.И., Ревтова С.Н.



Элементы экономического образования применяются на уроках математики и геометрии. Это планирование бюджета семьи, расходов на покупку различных промышленных и продовольственных товаров, оплата за различные коммунальные услуги, умение пользоваться услугами банка, уметь высчитывать площадь своей квартиры, комнаты для приобретения необходимых строительных материалов для ремонта.

Например, при изучении десятичных дробей используются счета - квитанции по оплате коммунальных услуг. Во время работы с такими квитанциями проводится объяснительная работа с новыми для них понятиями - квитанции, виды услуг, льготы и так далее. При решении подобных задач следует рассказывать об экономии, о необходимости ставить счётчики на газ, воду, тепло. Рассчитываем на уроке количество продуктов для приготовления различных блюд, которые учащиеся будут готовить на уроках социально-бытовой ориентировки, стоимость завтрака, обеда на одного учащегося, класса, всех учащихся школы на один день. При изучении в 9 классе темы « Проценты», знакомим учащихся с понятием «субсидия», расчётом возможности получения субсидии на оплату коммунальных услуг. При постоянно меняющихся ценах на товары, «скидки» на товары, и «распродажи» - учащиеся должны уметь ориентироваться во всех явлениях уметь выбирать более экономичную для них покупку. С этой целью составятся задачи, где речь идёт о стоимости товара, скидках, кредитах. Указывается название магазинов, товаров, для того чтобы учащиеся имели возможность проверить это и сделать для себя вывод. При решении задач на проценты, знакомим учащихся с видами услуг банков. Подсчитываем, сколько тенге составляет процентная ставка при оформлении ссуды, при её возвращении не в один приём, а постепенно. При изучении темы «нахождение среднего арифметического» - решаем задачи на вычисление средней заработной платы для начисления отпускных.

Уровень социальной адаптированной личности зависит, прежде всего, от особенностей самой личности, её адекватного поведения и действий в соответствии с интересами и потребностями. Задачей обучения детей с нарушениями интеллекта в коррекционной школе является максимальное преодоление дефектов развития учащихся, подготовка их к участию в производительном труде и общественной жизни.

Список литературы:

  1. Беденко М «Математика с улыбкой. Задачи с экономическим содержанием» М.2008г.

  2. Бгажнокова И.М. Экономический практикум в школе для детей с умственной отсталостью. Программа. \\ Дефектология.-2000.-№5.

  3. Залялетдинова Ф.Р. Нестандартные уроки математики в коррекционной школе.

  4. Лысенкер Л.Ш. Лысенкер Э.М. Комерческая математика. - Алматы: Раун, 1997.

  5. Б.А.Райзберг «Твоя экономика» М.1996г.



© 2010-2022