Сообщение по теме Контроль и оценка результата обучения математике

Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:






Контроль и оценка результата обучения математике



Выполнила:

учитель математики

МКОУ СОШ №14 пос.Приэтокского

Сашкова М.В

Контроль знаний учащихся является составной частью процесса обучения. По определению контроль это соотношение достигнутых результатов с запланированными целями обучения. Проверка знаний учащихся должна давать сведения не только о правильности или неправильности конечного результата выполненной деятельности, но и о ней самой: соответствует ли форма действий данному этапу усвоения. Правильно поставленный контроль учебной деятельности учащихся позволяет учителю оценивать получаемые ими знания, умения, навыки, вовремя оказать необходимую помощь и добиваться поставленных целей обучения. Все это в совокупности создает благоприятные условия для развития познавательных способностей учащихся и активизации их самостоятельной работы на уроках математики.Хорошо поставленный контроль позволяет учителю не только правильно оценить уровень усвоения учащимися изучаемого материала, но и увидеть свои собственные удачи и промахи. Задача учителя проверить не только знания, но и элементы практического усвоения, ощущения учащимися нового материала.

Основная цель контроля и оценки знаний учащихся по математике - определение качества усвоения учащимися учебного материала, уровня овладения ими знаниями, умениями и навыками, предусмотренными учебной программой по математике. В задачу контроля входит также определение меры ответственности каждого ученика за результаты своего учения, уровня его умений добывать знания самостоятельно.

Для учителя контроль знаний позволяет определить уровень усвоения учебного материала по математике или в случае необходимости провести их коррекцию.

Для ученика контроль знаний позволяет привести в систему усвоенный за определенное время учебный материал, обобщить его, выделить главное, акцентировать на нем внимание, скорректировать в случае необходимости отдельные знания и в оценке и отметке увидеть результаты своей деятельности.

Все классификации методов обучения предпола­гают проверку знаний учащихся, оценку характера их деятельности, коррекцию этой деятельности. Извест­но, что цель проверки и оценки знаний учащихся - обеспечить качество их знаний, уровень их развития.

Педагогика делает активные попытки решить проблему объективного контроля и оценки знаний, но при этом сталкивается с рядом проблем, в том числе организационных и психологических. Известны методы контроля: устный опрос, письмен­ный контроль, диктант, зачет, самостоятельная работа, контрольная работа, практическая работа, лабораторная работа, тест. Существуют еще и нетра­диционные методы контроля.

Кроме традиционных методов контроля (педагоги­ческих тестов, ЕгЭ, гиА), предлагаются новые: кейс­измерители, проекты, портфолио, катанотесты, кон­текстные задачи.

Кейс - это пакет заданий, индивидуальных или групповых, они очерчивают реальную проблему, кото­рая не имеет единственного и очевидного решения. Для поисков оригинального выхода ученик должен проанализировать проблемную ситуацию, используя знания по изучаемому предмету, предложить решения и обосновать выбор именно этих вариантов.

К современным методам оценивания относит­ся проект. Что такое проект? С точки зрения учите­ля это задание, сформулированное в виде проблемы; целенаправленная деятельность учащихся и резуль­тат деятельности как найденный ими способ решения проблемы; это средство развития, обучения и воспи­тания учащихся. С точки зрения учащихся это воз­можность сделать что-то интересное самостоятельно; это деятельность, позволяющая, проявить себя, при­ложить свои знания, показать достигнутый результат.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность уча­щихся, однако этот метод органично сочетается и с групповым подходом в обучении.

Портфолио как метод оценки личностных достижений школьников, в последнее время доволь­но распространен. Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учеником в разнообразных видах деятельности - учебной, творческой, социаль­ной, коммуникативной и других, и является важным элементом практико-ориентированного, деятельност­ного подхода к образованию. Портфолио не только является современным эффективным методом оцени­вания, но и помогает решать важные педагогические задачи: поддерживать высокую учебную мотивацию школьников; поощрять их активность и самостоятель­ность, расширять возможности обучения и самообучения; развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности учащихся; формиро­вать умение учиться - ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность; содействовать индивидуализации (персонализации) образования школьников; закладывать дополни­тельные предпосылки и возможности для успешной социализации.

Следующим методом оценивания является катанотест. Известно, что обычный тест содержит задания закрытого типа (часть А - нужно выбрать только один номер правильного ответа) и открытого типа (часть В - расчетные задачи, цепочки превраще­ний, нужно найти ответ самостоятельно в виде числа, формулы или набора их - до 15 знаков - и записать его без пробелов в окошках бланка). Задания в тесте соответствуют 5 уровням сложности в порядке воз­растания. В катанотесте текст заданий составлен так, что пока ученик не ответит на вопрос, следующий не открывается.

Один из современных методов оценивания зна­ний - контекстная задача. Это задача мотивационно­го характера, в условии которой описана конкретная жизненная ситуация, коррелирующая с имеющимся социокультурным опытом учащихся (известное, дан­ное); требованием (неизвестным) задачи является анализ, осмысление и объяснение этой ситуации или выбор способа действия в ней, а результатом решения задачи является встреча с учебной проблемой и осо­знание ее личностной значимости. При составлении контекста задачи можно опираться на уже произошед­шее событие или предположить ситуацию, которая может произойти. К контекстным относят задачи той или иной реальной ситуации. их контекст обеспечи­вает условия для применения и развития знаний при решении проблем способных возникать в реальной жизни. Поэтому следует составлять такие задания, которые развивают интеллектуальные способности учащихся.

Основные этапы решения контекстной задачи:

I. Анализ текста задачи;

II. Перевод научного языка на язык математический;

III. Составление плана решения;

IV.Осуществление решения;

V.Проверка решения.

Однако практика показывает, что ребята часто не испытывают интереса к предметам, считают изучаемый материал сложным и мало полезным им для практической жизни. В этой связи важно показать прикладное значение научных знаний, шире приме­нять задания, которые не только формируют предмет­ную область знаний, но и развивают его личностные качества.

Очевидна современная позиция учителя, препо­давателя: мы перестаем быть вместе с учеником носи­телем «объективного знания», которое пытались пере­дать ему. Нашей главной задачей становится мотиви­ровать учащихся на проявление инициативы и само­стоятельности. Мы организуем их самостоятельную деятельность, в которой каждый мог бы реализовать свои способности и интересы. Фактически мы созда­ем условия, развивающую среду, в которой становится возможным выработка каждым учащимся определенных компетенций на уровне развития его интеллектуальных и прочих способностей.

Примене­ние описанных методов придаёт урокам привлекатель­ность, является одним из способов развития познава­тельных интересов и творческих способностей уча­щихся, активизирует их мыслительную деятельность.

­ Систематический контроль знаний и умений учащихся - одно из основных условий повышения качества обучения. Учитель математики в своей работе должен использовать не только общепринятые формы контроля (самостоятельная и контрольная работы, устный опрос у доски и т.д.), но и систематически изобретать, внедрять свои средства контроля. Умелое владение учителем различными формами контроля знаний и умений способствует повышению заинтересованности учащихся в изучении предмета, предупреждает отставание, обеспечивает активную работу каждого ученика. Контроль для учащихся должен быть обучающим.

В результате проведения нетрадиционных форм контроля знаний и умений раскрываются индивидуальные особенности детей, повышается уровень подготовки к уроку, что позволяет своевременно устранять недостатки и пробелы в знаниях учащихся.












© 2010-2022