- Преподавателю
- ИЗО, МХК
- МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по формированию портфолио обучающегося колледжа к дифференцированному зачету
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по формированию портфолио обучающегося колледжа к дифференцированному зачету
Раздел | Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК) |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Худорошкова Г.Д. |
Дата | 07.05.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования (ССУЗ)
Челябинский педагогический колледж №2
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по формированию портфолио обучающегося
колледжа к дифференцированному зачету
Челябинск
2015
Рассмотрено и одобрено на заседании ПЦК колледжа
Составитель: Худорошкова Г.Д., преподаватель
Методические рекомендации по формированию портфолио обучающегося колледжа к дифференцированному зачету: / Г.Д.Худорошкова - г. Челябинск: ГБОУ СПО Челябинский педагогический колледж №2, 2015. - 19 с.
Методические рекомендации содержат теоретические положения, раскрывающие цель, задачи, функции, структуру формирования портфолио в процессе обучения обучающегося, требования к нему, процедуру защиты, примерные критерии оценки защиты портфолио.
Методические рекомендации предназначены для обучающихся колледжа по специальности 050144 «Дошкольное образование»
Содержание
Введение …………………………………………………………………..5
Цель и задачи портфолио …………………………………………….…..6
Функции портфолио………………………………………………….…...7
Виды портфолио…………………………………………………….…….7
Структура портфолио обучающегося ГБОУ СПО ЧПК №2………….9
Требования к оформлению портфолио…………………………………13
Процедура защиты портфолио……………………………………….....14
Примерные критерии оценки портфолио……………………………....14
Приложение…………………………………………………………..…..16
Введение
В условиях введения ФГОС СПО нового поколения портфолио обучающегося становится одним из эффективных инструментов оценки сформированности компетенций.
Современное образовательное пространство рассматривает портфолио как:
- целенаправленную коллекцию лучших работ и результатов обучающегося, которая демонстрирует их усилия, прогресс, достижения в одной или более областях деятельности;
- эффективный способ оценивания настоящих и будущих профессионалов на рынке труда, имеющихся у них ключевых и иных компетенций, а также перспектив делового, профессионального и творческого взаимодействия работодателя с ними;
- комплект документов, представляющий совокупность индивидуальных образовательных достижений обучающегося;
Разноплановость трактовки понятия портфолио сводится к тому, что оно позволяет учитывать и оценивать результаты, достигнутые обучающимися в разнообразных видах деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной. Портфолио является важным элементом практико-ориентированного, деятельностного, компетентностного подхода к профессиональному образованию.
Портфолио позволяет обучающемуся профессионально подойти к оценке собственных достижений, выстроить личностно-творческую траекторию успешности, что будет является важной составляющей рейтинга будущего специалиста на рынке труда.
В рамках профессиональных модулей, портфолио является частью дифференцированного зачета, формируемое в течение всего периода обучения по дисциплине.
В данных методических рекомендациях представлено краткое теоретическое обоснование значимости портфолио как дополнительного контрольно-оценочного средства к традиционным на основе констатации цели, задач, функций и видов портфолио.
Методические рекомендации содержат описание структуры портфолио обучающегося по разделам, требования к оформлению, процедуру защиты, примерные критерии оценки портфолио.
Методические рекомендации позволяют преподавателям и обучающимся колледжа выдерживать единые требования по подготовке портфолио к защите на квалификационном экзамене.
Цель и задачи портфолио
Для образовательного учреждения СПО введение портфолио может повысить образовательную активность обучающихся, уровень осознания ими своих целей и возможностей.
Цель: отслеживание и оценивание сформированности общих и профессиональных компетенций, динамики индивидуального развития и личностного роста, поддержка образовательной и профессиональной активности обучающегося и самостоятельности в процессе изучение профессионального модуля.
Портфолио позволяет решать следующие задачи:
-
Повышать учебную, профессиональную мотивацию, активность и самостоятельность обучающихся;
-
Расширять возможности для самореализации обучающихся;
-
Отслеживать индивидуальные достижения обучающихся, динамику развития профессионально-значимых качеств, успешность общих и профессиональных компетенций на основе накопления и систематизации документов результатов работы обучающихся;
-
Развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности обучающихся;
-
Совершенствовать навыки целеполагания, планирования и организации собственной деятельности, проектирования профессионально-личностного саморазвития.
Функции портфолио
-
Функция предъявления личных образовательных и профессиональных достижений - образовательных характеристик, ценностных ориентаций, профессиональной компетентности обучающихся.
-
Функция фиксации, накопления и оценки индивидуальных, образовательных и профессиональных достижений обучающихся, их динамики в процессе освоения образовательной программы.
-
Функция формирования личной ответственности за результаты учебно-профессиональной деятельности, профессионально-личностного самосовершенствования, мотивации и интереса.
Вид портфолио
Тематический портфолио включает материалы, отражающие работу обучающихся в рамках той или иной темы или дисциплины в целом.
Структура портфолио обучающегося ГБОУ СПО ЧПК №2
-
Титульный лист (см. Приложение1)
-
Содержание (перечисляется название разделов, указываются номера страниц (см. Приложение 2)
3. Разделы портфолио и их содержание
4. Приложение (рефераты, фотографии, электронные презентации и др.)
Самостоятельная деятельность обучающегося
Название МДК, тема по программе
МДК. 02.04.
Практикум по художественной обработке материалов и изобразительному искусству
Тема: 4.1.Основы изобразительной грамоты
Результаты самостоятельной деятельности обучающегося
Оценка
№ приложения
Тема: Техника работы «сухими» и «мокрыми» изоматериалами
Таблицы по технике работы «сухими» и «мокрыми» изоматериалами
4.1.Таблицы
Тема: Изображение животных, птиц, фигуры человека с помощью геометризации и обобщения форм в технике работы «сухими» и «мокрыми» изоматериалами.
Тематические рисунки, технологические карты по их выполнению
4..2.
Рисунки, технологические карты
Тема: Композиция, мотивы, цветовое решение и кистевые приемы дымковской, городецкой, хохломской, гжельской росписей.
Реферат, зарисовки элементов и композиций по мотивам различных видов ДПИ
4.3., 4.4.
Реферат, электронная презентация,
творческие работы
Тема: 4.2.
Технологии художественной обработки материалов
Тема: Техника работы по аппликации
Оформление пособия по технике аппликации: техника вырезывания, выразительные средства аппликации
4.6., 4.7.
Пособие
Тема: Техника оригами
Оформление пособия по технике оригами: базовые формы, технологические карты, композиция в технике оригами
4.8., 4.9.
Пособие
Тема: Техника изонити
Оформление пособия в технике изонити: базовые формы, изображение предмета и композиции
4.10
Пособие
Требования к оформлению портфолио
-
Портфолио должно быть представлено в виде:
-
бумажного носителя (печатного текста) на листах А4; в папке с файлами (текстовые документы представляются в формате Word 2007; параметры текстового редактора: поля - верхнее, нижнее - 2.0 см, левое - 3.0 см, правое - 1.5 см, шрифт Times New Roman, высота 14, межстрочный интервал одинарный, выравнивание по ширине, красная строка 1.25;
-
электронного носителя + на CD (диски оформляются в тонких футлярах для дисков) с указанием на них полного ФИО обучающегося, наименования ПМ, образовательного учреждения, группы, специальности.
-
Фотографии, рисунки, схемы, таблицы должны быть подписаны.
-
Каждый раздел портфолио должен начинаться с новой страницы.
-
В текстах не допускается сокращение названий и наименований;
-
Все страницы портфолио нумеруются (нумерация начинается с титульного листа, номер на первой странице не ставится).
Процедура защиты портфолио
-
Защита портфолио проходит в два этапа:
1 этап - оформление портфолио в течении сессии и межсессионный период
2 этап - защита портфолио
(этапы защиты:
-
защита портфолио обучающегося;
-
ответы на вопросы преподавателя по существу представленных документов;
-
обсуждение результатов защиты
-
доведение до обучающегося выводов и рекомендаций
Требования к обучающемуся на защите
-
Четкое, логическое, последовательное раскрытие содержания разделов портфолио, свидетельствующее об его профессиональной компетенции.
-
Владение навыками публичного выступления (логика рассуждения, культура речи, умение обоснованно отвечать на вопросы преподавателя).
-
Соблюдение регламента защиты (для защиты портфолио обучающемуся отводится 5-10 минут).
Примерные критерии оценки портфолио
Оценка «отлично» - ставится в том случае, если портфолио характеризуется полнотой содержания всей дисциплины. Различные виды раделов заполнены с соблюдением требований к их оформлению. Предлагаемые разделы представлены в полном объеме. Содержание портфолио свидетельствует о приложенных усилиях, наличия высокого уровня самоотдачи и творческого отношения к содержанию портфолио. Представлено разнообразие видов самостоятельной работы. Прослеживается, через представление результатов самостоятельной работы, стремление к самообразованию и повышению квалификации. Проявляется использование различных источников информации. В оформлении портфолио ярко проявляются оригинальность, изобретательность и высокий уровень владения информационно-коммуникативными технологиями.
Оценка «хорошо» - ставится в том случае, если портфолио демонстрирует большую часть от содержания всей дисциплине. Не в соответствии с требованиями заполнена часть разделов. Представлено однообразие видов самостоятельной работы. Используются основные источники информации. Отсутствует творческий элемент в оформлении. Проявляется средний уровень владения информационно-коммуникативными технологиями.
Оценка «удовлетворительно» - ставится в том случае, если портфолио демонстрирует половину материалов от содержания всей дисциплины. Не в соответствии с требованиями заполнена большая часть разделов. Представлено недостаточно видов самостоятельной работы. Источники информации представлены фрагментарно. Отсутствует творческий элемент в оформлении. Проявляется низкий уровень владения информационно-коммуникативными технологиями.
Оценка «неудовлетворительно» - ставится в том случае, если по содержанию портфолио трудно сформировать общее представление о качестве прохождения дисциплины. Разделы заполнены не в соответствии с требованиями. Нет возможности определить прогресс в обучении и уровень сформированности ПК.
Приложение № 1
Титульный лист:
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования (ССУЗ)
Челябинский педагогический колледж №2
ФОТО обучающегося
Портфолио
по профессиональному модулю
_Практикум по художественной обработке материалов и изобразительному искусству
-
Фамилия имя отчество обучающегося ___________________
-
Группа_____________________
-
Специальность______________
-
Период, за который представлены документы и материалы:
с __________ 201__г.
по _____________ 201__ г.
Челябинск
20___г.
Приложение 2
Содержание
стр.
Раздел 1. Основы изобразительной грамоты. Техника работы «сухими»
и «мокрыми» изобразительными материалами
- таблицы по технике рисования
- таблица по цветоведению
Раздел 2. Декоративно-прикладное искусство:
- реферат, презентация
- таблица элементов ДПИ (дымковская, хохломская, гжельская)
- композиции
Раздел 3. Способы окрашивания бумаги: монотипия, набрызг, цветным
клейстером, тампонированием, акварелью по-сырому и др.
- образцы окрашенной бумаги
Раздел 4. Тематические рисунки: транспорт, здания, деревья, птицы,
животные, человек, портрет (с технологической картой на обороте)
Раздел 5. Техника аппликации:
- историческая справка
- технические приемы вырезывания
- выразительные средства аппликации
Раздел 6. Искусство оригами:
- историческая справка
- базовые формы оригами
- технологические карты
- поделки в технике оригами
- композиция
Раздел 7. Техника изонити:
- историческая справка
- базовые формы изонити
- композиция
Раздел 8. Методические разработки образовательной деятельности:
- рисование
- аппликация
- лепка
- конструирование
(перспективные планы, методические разработки, конспекты занятий, фотомонтажи, технологические карты, презентации и др.)