• Преподавателю
  • ИЗО, МХК
  • Методическая разработка нестандартного занятия в системе дополнительного образования по ИЗО

Методическая разработка нестандартного занятия в системе дополнительного образования по ИЗО

 Данный конспект нестандартного занятия кружка "Основы дизайнерского искусства" в форме ролевой игры: "Живопись на стекле. Витражи". Данная разработка была победителем в районном и областном подобном конкурсе разработок.Общая характеристика детской группы: Дети 5-го, 6-го и 8-го классов - увлечёииые изобразительным искусством, профессией ДИЗАЙНЕРА в современной жизни и интересной темой занятия « ВИТРАЖИ. ЖИВОПИСЬ НА СТЕКЛЕ» объединила ребят разного возраста.  Место и время проведения: кабинет Из...
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методическая разработка нестандартного занятия в системе дополнительного образования по ИЗО

Заявка на участие

в районном конкурсе

Методическая разработка нестандартного занятия в системе дополнительного образования по ИЗО

Товолжанская Ольга Григорьевна

Магдагачинская МСОШ №1

Методическая разработка

Нестандартное занятие кружка

« Основы дизайнерского искусства»

в форме ролевой игры.

Подпись участника:

__________________


Методическая разработка нестандартного занятия в системе дополнительного образования по ИЗО


Методическая разработка нестандартного занятия в системе дополнительного образования по ИЗО

Урок - ролевая игра.

Общая характеристика детской группы:

Девочки 5-го, 6-го и 8-го классов.

Увлечение изобразительным искусством, профессией ДИЗАЙНЕРА в современной жизни и интересная тема занятия

« ВИТРАЖИ. ЖИВОПИСЬ НА СТЕКЛЕ» объединила ребят разного возраста.

Место и время проведения:

Кабинет Изобразительного искусства.

16.03.2009год , в 15.00ч (открытое занятие кружка «Основы дизайнерского искусства»на неделе «Культурно- прикладного творчества».

Ролевая стратегия:

Путь к успеху - через наилучшее исполнение роли, данной участнику игры.

Методика разработки и проведения РОЛЕВОЙ ИГРЫ

включает следующие этапы:

  • подготовительный;

  • игровой;

  • заключительный;

  • анализ результатов.

На подготовительном этапе решались следующие вопросы:

  • организационные;

  • предваряющие;

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ:

  1. распределение ролей;

формирование игровых групп:

ГРУППА ОФОРМИТЕЛЕЙ (ДЕКОРАТОРОВ) -

ОТВЕЧАЮТ ЗА ОФОРМЛЕНИЕ КАБИНЕТА, РАБОЧИХ

МЕСТ, ДОСКИ;

ГРУППА ТЕОРЕТИКОВ - ПОДГОТОВКА ПРЕЗЕНТАЦИИ

на тему: Витражи.

( ИЗЛОЖЕНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА О

ЖИВОПИСИ НА СТЕКЛЕ);

ГРУППА ПРАКТИКОВ - РЕБЯТА, КОТОРЫЕ НА ПРАКТИКЕ

БУДУТ СОЗДАВАТЬ КАРТИНЫ - ВИТРАЖИ.

  1. выбор экспертной группы

ДЕВОЧКИ ЭТОЙ ГРУППЫ ОЦЕНИВАЮТ РЕЗУЛЬТАТЫ

РАБОТЫ РЕБЯТ НА ДАННОМ ЗАНЯТИИ, ОБОБЩАЮТ

ПРОЙДЕННОЕ НА ЗАНЯТИИ.

  1. ознакомление с обязанностями и правилами.

ПРЕДВАРЯЮЩИЕ ВОПРОСЫ:

Педагог договаривается с детьми о том, как они будут

работать, к чему стремиться, чего достигнут.

Каждый отвечает за результаты своего труда и возможность

работать разными способами, которые выбирает

самостоятельно.


  1. поверхностное знакомство с темой;

  2. ознакомление с заданиями;

  3. сбор материала, анализ материала, подготовка презентации;

  4. изготовление наглядного материала, стёкла для выполнения работы (обезжиривание стекла и декоративное оформление рамки), создание эскизов будущих витражей;

  5. консультации по вопросам учащихся.

На игровом этапе ребята включаются в осознание темы

занятия.

Группа теоретиков представляет свою презентацию с

теоретическим материалом

на тему: « ВИТРАЖИ ».

После заслушивания теории,

группа практиков продолжает игру в роли

художников - ВИТРАЖИСТОВ.

На заключительном этапе вырабатываются

решения по проведённому занятию,

заслушивается сообщение экспертной группы,

выбирается наиболее удачное решение.

При анализе результатов РОЛЕВОЙ ИГРЫ

определяется степень активности участников;

уровень знаний и умений; вырабатываются

рекомендации по совершенствованию игры.




Тема занятия:

Методическая разработка нестандартного занятия в системе дополнительного образования по ИЗО


Цели:


  1. Сформировать представление о живописи на стекле - витраже;

  2. Формировать навыки работы с художественными материалами в технике витража, умение работать в малых группах;

  3. Развивать творческую фантазию и образное мышление.

Оборудование:

( материалы и инструменты)

ДЛЯ ЭТОЙ РАБОТЫ ВАМ ПОНАДОБЯТСЯ

ДЛЯ УЧАЩИХСЯ:

*стекло (размер альбомного листа);

*витражные краски, контуры, гуашь;

*круглые кисточки № 2, 3, 5 (беличьи или колонковые);

*альбомный лист с изображением будущего витража;

*палитра;

* мягкие хлопчатобумажные салфетки;

*баночка с водой;

* растворитель для мытья кистей.

А ЕЩЁ НА УРОКЕ ПРИГОДИТСЯ

*хорошее настроение;

*желание научиться новому;

*добросовестная и творческая работа.

ДЛЯ УЧИТЕЛЯ:

Мультимедио, экран, доска, рисунки и иллюстрации с витражами

Словарь: витраж, живопись, архитектура, фьюзинг,

тиффани, плёночные витражи.

Ход занятия


  1. Организационный момент:

Создание комфортного психологического климата.

Вступительное слово учителя:

Изобразительному искусству, как чуду, таящему в себе много нового, уникального, можно учиться бесконечно.

Постараемся последовать этому принципу и мы, будем продолжать приобретать сегодня для себя что-то новое.

Так как чувство нового - одно из главных качеств, которое, оказывается,

не так просто сформировать и сохранить.

Но тех, кто к нему стремится,

ожидает успех и радость творчества.

Столетья таинства полны,

И не исчезнет жизнь, покуда

Есть ощущенье новизны,

И удивления, и чуда.

Расул Гамзатов. Таинственность.

Ребята, и в теме нашего занятия сегодня есть таинственность, чудо, удивление - это чудо цветного стекла.

А что это за чудо и почему оно так таинственно и красиво мы узнаем из

сообщения ГРУППЫ ТЕОРЕТИКОВ, которые приготовили нам презентацию.

Выступление группы ТЕОРЕТИКОВ.

  1. ИЗЛОЖЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА:

(показ презентации)


  • Сообщение ТЕМЫ занятия;

  • Постановка перед учащимися

ЦЕЛЕЙ урока.

  • Беседа (теоретический материал по

теме занятия)

ПРИЛОЖЕНИЕ к презентации:

Что такое ВИТРАЖ?


  • Слово « ВИТРАЖ » на французском языке означает « ОКОННЫЕ СТЁКЛА».


  • Витраж - старинный вид искусства. Это картина, составленная из кусочков цветного стекла, скреплённых между собой свинцовыми полосками.


  • Орнаментальное или сюжетное изображение, украшающее окна.


  • ВИТРАЖ - разноцветные кусочки стекла, соединённые между собой при помощи свинцовых полосок и образующие живописную композицию окна.

ИСТОРИЯ

История создания этого чуда цветного стекла уходит своими корнями в древние времена. Считается, что первыми изготовлять цветные стёкла стали древние египтяне.

Затем это искусство перешло в Византию, где стеклодувы пользовались особыми привилегиями. Благодаря этому, Византия на протяжении пяти веков сохраняло за собой пальму первенства в области стеклоделия. Раскрыв египетский секрет изготовления цветных стёкол, и усовершенствовав его, византийские мастера создали большое количество шедевров.

Начиная с 11-12 веков витражи стали неотъемлемой частью католических соборов. Мастеров и духовников привлекала возможность наполнить храм с помощью витражей эдакой музыкой света, которая помогала почувствовать каждому, входящему в дом божий, свою причастность к чему-то великому, испытать духовное наслаждение.

Сначала на каждом окне изображалась только одна монументальная фигура, но к середине 12 века стали изображать сцены из жизни Христа или какого- нибудь святого.

ТЕМАТИКА витражей была самой разнообразной:

* Растительные орнаменты;

* Религиозные сюжеты;

* Изображение самих мастеров за работой.

В середине 17 века витражи теряют свою актуальность.

( Прекрасные образцы средневекового витража можно увидеть в соборах Кентербери, Линкольна, Шартра, Кельна и Руана. Среди более поздних мастеров витража Уильям Моррис, Эдвард Берн - Джонс и Марк Шагал. Начиная со второй мировой войны возродилось использование толстого гранёного стекла, соединённого при помощи цемента.)

Возрождение витража началось в 19 веке,

однако он утрачивает свою религиозную и королевскую принадлежность, теперь витражами украшают общественные здания, частные дома.

Но витражам пришлось вынести ещё один удар, связанный с двумя войнами. В эти годы было уничтожено огромное количество произведений витражного искусства.

ВИТРАЖ СЕГОДНЯ...

Сегодня открывается множество мастерских, выполняющих витражи.

Цветное стекло хорошо подошло к современных домах.

Сегодня витражи окружают нас в нашей повседневной жизни.

- Какие примеры вы можете привести?

( двери с цветными стёклами между комнатами в

некоторых квартирах; витрины магазинов с узорами из

цветных стекол.)

Витражи используют в качестве:

- настенных декоративных панно;

- двери с цветными стёклами;

- цветные перегородки, ширмы;

- светильники;

- для оформления стеклянных ёмкостей под цветы, бутылок, добавляя им

шарма и эксклюзивности.

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ:

Фьюзинг (от английского - нагрев, плавление, спекание) - термическое

соединение нескольких стеклянных элементов в одно целое.

Технология фьюзинга является одной из древнейших методик

обработки стекла. Она была известна в Древнем Египте.

Изучение этой технологии позволит вам создать самые

разнообразные декоративные изделия - витражные вставки

для дверей и окон, декоративную посуду или оригинальные

украшения для домашнего интерьера.

Тиффани - Данная техника позволяет создавать витражи даже из

мельчайших фрагментов цветного стекла методом спаивания.

Техника «тиффани» представляет широкие возможности для

создания объёмных предметов интерьера, отличающихся

лёгкостью и прочностью.

Плёновный витраж - технология плёночного витража возникла

в США в начале 70-х прошлого века. В настоящее время она

получила широкое распространение в более чем 35 странах

мира.

Эту технологию отличает неограниченная пластика линий в

дизайне, позволяющая воплотить в жизнь самые оригинальные

образы, возникающие в вашей фантазии.

А хотите ли вы стать

художниками - ВИТРАЖИСТАМИ?

3. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА:

Работа с ГРУППОЙ - ПРАКТИКОВ.

ПРАКТИКИ - ХУДОЖНИКИ ВИТРАЖИСТЫ

разделены на 3 малых группы:

1 группа: данная группа детей выполняет ВИТРАЖ гуашевыми красками с использованием контуров;

2 группа: создаёт ВИТРАЖ при помощи только специальных витражных красок;

3 группа: использует для своих ВИТРАЖЕЙ смешанную технику: гуашь, витражные краски и контуры.

Объяснение учителем практической работы:


  1. Работа над витражом начинается с эскиза выполненного на бумаге (либо в цвете, либо простым карандашом).


  1. Стекло предварительно обезжиривают моющим средством или спиртом и насухо протирают. Под стекло помещают эскиз.

2-ая группа: при помощи контура наносят рисунок, а затем мягкой кистью наносят краску. Сначала заливают краской одного цвета, затем другого и так все разноцветные участки.

(кисти после каждого цвета промывают в растворителе, для наведения нужного колера краску смешивают на палитре).

Краски можно наносить и самой ёмкостью, в которой они содержатся, так как у неё есть специальная насадка. Ёмкость держат как ручку, под углом к поверхности 30 градусов и, двигая руку плавно, закрашивают часть рисунка.

1-ая группа и 3-я группа: ребята этих групп выбирают последовательность выполнения работы самостоятельно.

А) сначала заполняют рисунок разными цветами гуашью1-ая группа, витражными или гуашью 2-ая группа, а затем обводят рисунок контуром;

Б) при помощи контура наносят рисунок, а после заливают рисунок

красками.

  1. Фон разбиваем произвольными линиями (контуром) на небольшие кусочки - модули.


  1. После полнейшего высыхания, витраж для прочности и долговечности можно покрыть акриловым лаком для стекла.

РАБОТА В ГРУППАХ

Во время практической работы преподаватель оказывает помощь:

- оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения;

- контролирует правильность выполнения приёмов работы;

- контроль объёма и качества выполненной работы.

4. ИТОГ ЗАНЯТИЯ КРУЖКА:

1.Итог по знаниям:

* Итак, с каким чудом мы с вами сегодня познакомились?

*Что такое ВИТРАЖ?

*Какова история создания такой красоты?

*Сегодня такие витражи в моде?

*Где такую работу мы можем использовать?

2.Итог по выполненной работе:

Выставка работ учащихся с анализом учителя.

Выступление группы ЭКСПЕРТОВ.

Выводы и решения:

Живопись по стеклу - ВИТРАЖИ - очень интересный вид работы в современном дизайне.

ВИТРАЖИ наших юных витражистов красивы, разнообразны, каждый по - своему интересен, поэтому ЭКСПЕРТЫ решили:


  1. В апреле оформить ВЕРНИСАЖ- выставку работ кружковцев для всей школы, с целью приобщения детей к красоте, творчеству

и для привлечения учащихся в кружок «Основы дизайнерского

искусства».

2. ВИТРАЖ- это хороший подарок к любому празднику. Немного фантазии, желание и необходимые для работы материалы - вот

и всё, что вам потребуется для создания радостного праздника в доме.

3.Считать занятие - ролевую игру состоявшейся. Все поработали творчески.

Каждый участник получает БЛАГОДАРНОСТЬ за проявленное терпение, творчество и фантазию.


АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ РОЛЕВОЙ ИГРЫ:

УЧИТЕЛЬ: У меня есть лепестки-красные, жёлтые и синие, помогите сделать цветочек, который покажет результат нашей встречи. А для этого каждый должен выбрать лепесток определённого цвета:

Красный - вам понравилось занятие, вы получили много нового, интересного и поработали творчески.

Жёлтый - вы хорошо поработали, но занятие могло бы быть интереснее.

Синий - я ничего интересного не взяла для себя, занятие было скучным.



  • Ребята знают историю ВИТРАЖА;

  • Получили навыки в изготовлении картин на стекле;

  • Изготовили картины - ВИТРАЖИ на выставку - ВЕРНИСАЖ детского творчества.

РЕЗУЛЬТАТ (отражённый)

  • Итог, плод, продукт, то есть то, что получено в завершении какой-либо деятельности.

  • Показатель мастерства.


Литература:

  • Большой энциклопедический словарь

« ИСКУССТВО », Внешсигма АСТ Москва 2001

  • Учительская газета №?

Рубрика «Методическая кухня»,

статья «Чудеса из цветного стекла.

Витраж под микроскопом».

  • Журнал (ежемесячное издание для женщин)

« ВЕСТА » март, № 3 (154) 2008 год

стр. 48 «Весёлые витражи».

Методическая разработка нестандартного занятия в системе дополнительного образования по ИЗО


© 2010-2022