- Преподавателю
- ИЗО, МХК
- Методическая разработка нестандартного занятия в системе дополнительного образования по ИЗО
Методическая разработка нестандартного занятия в системе дополнительного образования по ИЗО
Раздел | Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК) |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | ТОВОЛЖАНСКАЯ О.Г. |
Дата | 17.10.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Заявка на участие
в районном конкурсе
Товолжанская Ольга Григорьевна
Магдагачинская МСОШ №1
Методическая разработка
Нестандартное занятие кружка
« Основы дизайнерского искусства»
в форме ролевой игры.
Подпись участника:
__________________
Урок - ролевая игра.
Общая характеристика детской группы:
Девочки 5-го, 6-го и 8-го классов.
Увлечение изобразительным искусством, профессией ДИЗАЙНЕРА в современной жизни и интересная тема занятия
« ВИТРАЖИ. ЖИВОПИСЬ НА СТЕКЛЕ» объединила ребят разного возраста.
Место и время проведения:
Кабинет Изобразительного искусства.
16.03.2009год , в 15.00ч (открытое занятие кружка «Основы дизайнерского искусства»на неделе «Культурно- прикладного творчества».
Ролевая стратегия:
Путь к успеху - через наилучшее исполнение роли, данной участнику игры.
Методика разработки и проведения РОЛЕВОЙ ИГРЫ
включает следующие этапы:
-
подготовительный;
-
игровой;
-
заключительный;
-
анализ результатов.
На подготовительном этапе решались следующие вопросы:
-
организационные;
-
предваряющие;
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ:
-
распределение ролей;
формирование игровых групп:
ГРУППА ОФОРМИТЕЛЕЙ (ДЕКОРАТОРОВ) -
ОТВЕЧАЮТ ЗА ОФОРМЛЕНИЕ КАБИНЕТА, РАБОЧИХ
МЕСТ, ДОСКИ;
ГРУППА ТЕОРЕТИКОВ - ПОДГОТОВКА ПРЕЗЕНТАЦИИ
на тему: Витражи.
( ИЗЛОЖЕНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА О
ЖИВОПИСИ НА СТЕКЛЕ);
ГРУППА ПРАКТИКОВ - РЕБЯТА, КОТОРЫЕ НА ПРАКТИКЕ
БУДУТ СОЗДАВАТЬ КАРТИНЫ - ВИТРАЖИ.
-
выбор экспертной группы
ДЕВОЧКИ ЭТОЙ ГРУППЫ ОЦЕНИВАЮТ РЕЗУЛЬТАТЫ
РАБОТЫ РЕБЯТ НА ДАННОМ ЗАНЯТИИ, ОБОБЩАЮТ
ПРОЙДЕННОЕ НА ЗАНЯТИИ.
-
ознакомление с обязанностями и правилами.
ПРЕДВАРЯЮЩИЕ ВОПРОСЫ:
Педагог договаривается с детьми о том, как они будут
работать, к чему стремиться, чего достигнут.
Каждый отвечает за результаты своего труда и возможность
работать разными способами, которые выбирает
самостоятельно.
-
поверхностное знакомство с темой;
-
ознакомление с заданиями;
-
сбор материала, анализ материала, подготовка презентации;
-
изготовление наглядного материала, стёкла для выполнения работы (обезжиривание стекла и декоративное оформление рамки), создание эскизов будущих витражей;
-
консультации по вопросам учащихся.
На игровом этапе ребята включаются в осознание темы
занятия.
Группа теоретиков представляет свою презентацию с
теоретическим материалом
на тему: « ВИТРАЖИ ».
После заслушивания теории,
группа практиков продолжает игру в роли
художников - ВИТРАЖИСТОВ.
На заключительном этапе вырабатываются
решения по проведённому занятию,
заслушивается сообщение экспертной группы,
выбирается наиболее удачное решение.
При анализе результатов РОЛЕВОЙ ИГРЫ
определяется степень активности участников;
уровень знаний и умений; вырабатываются
рекомендации по совершенствованию игры.
Тема занятия:
Цели:
-
Сформировать представление о живописи на стекле - витраже;
-
Формировать навыки работы с художественными материалами в технике витража, умение работать в малых группах;
-
Развивать творческую фантазию и образное мышление.
Оборудование:
( материалы и инструменты)
ДЛЯ ЭТОЙ РАБОТЫ ВАМ ПОНАДОБЯТСЯ
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ:
*стекло (размер альбомного листа);
*витражные краски, контуры, гуашь;
*круглые кисточки № 2, 3, 5 (беличьи или колонковые);
*альбомный лист с изображением будущего витража;
*палитра;
* мягкие хлопчатобумажные салфетки;
*баночка с водой;
* растворитель для мытья кистей.
А ЕЩЁ НА УРОКЕ ПРИГОДИТСЯ
*хорошее настроение;
*желание научиться новому;
*добросовестная и творческая работа.
ДЛЯ УЧИТЕЛЯ:
Мультимедио, экран, доска, рисунки и иллюстрации с витражами
Словарь: витраж, живопись, архитектура, фьюзинг,
тиффани, плёночные витражи.
Ход занятия
-
Организационный момент:
Создание комфортного психологического климата.
Вступительное слово учителя:
Изобразительному искусству, как чуду, таящему в себе много нового, уникального, можно учиться бесконечно.
Постараемся последовать этому принципу и мы, будем продолжать приобретать сегодня для себя что-то новое.
Так как чувство нового - одно из главных качеств, которое, оказывается,
не так просто сформировать и сохранить.
Но тех, кто к нему стремится,
ожидает успех и радость творчества.
Столетья таинства полны,
И не исчезнет жизнь, покуда
Есть ощущенье новизны,
И удивления, и чуда.
Расул Гамзатов. Таинственность.
Ребята, и в теме нашего занятия сегодня есть таинственность, чудо, удивление - это чудо цветного стекла.
А что это за чудо и почему оно так таинственно и красиво мы узнаем из
сообщения ГРУППЫ ТЕОРЕТИКОВ, которые приготовили нам презентацию.
Выступление группы ТЕОРЕТИКОВ.
-
ИЗЛОЖЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА:
(показ презентации)
-
Сообщение ТЕМЫ занятия;
-
Постановка перед учащимися
ЦЕЛЕЙ урока.
-
Беседа (теоретический материал по
теме занятия)
ПРИЛОЖЕНИЕ к презентации:
Что такое ВИТРАЖ?
-
Слово « ВИТРАЖ » на французском языке означает « ОКОННЫЕ СТЁКЛА».
-
Витраж - старинный вид искусства. Это картина, составленная из кусочков цветного стекла, скреплённых между собой свинцовыми полосками.
-
Орнаментальное или сюжетное изображение, украшающее окна.
-
ВИТРАЖ - разноцветные кусочки стекла, соединённые между собой при помощи свинцовых полосок и образующие живописную композицию окна.
ИСТОРИЯ
История создания этого чуда цветного стекла уходит своими корнями в древние времена. Считается, что первыми изготовлять цветные стёкла стали древние египтяне.
Затем это искусство перешло в Византию, где стеклодувы пользовались особыми привилегиями. Благодаря этому, Византия на протяжении пяти веков сохраняло за собой пальму первенства в области стеклоделия. Раскрыв египетский секрет изготовления цветных стёкол, и усовершенствовав его, византийские мастера создали большое количество шедевров.
Начиная с 11-12 веков витражи стали неотъемлемой частью католических соборов. Мастеров и духовников привлекала возможность наполнить храм с помощью витражей эдакой музыкой света, которая помогала почувствовать каждому, входящему в дом божий, свою причастность к чему-то великому, испытать духовное наслаждение.
Сначала на каждом окне изображалась только одна монументальная фигура, но к середине 12 века стали изображать сцены из жизни Христа или какого- нибудь святого.
ТЕМАТИКА витражей была самой разнообразной:
* Растительные орнаменты;
* Религиозные сюжеты;
* Изображение самих мастеров за работой.
В середине 17 века витражи теряют свою актуальность.
( Прекрасные образцы средневекового витража можно увидеть в соборах Кентербери, Линкольна, Шартра, Кельна и Руана. Среди более поздних мастеров витража Уильям Моррис, Эдвард Берн - Джонс и Марк Шагал. Начиная со второй мировой войны возродилось использование толстого гранёного стекла, соединённого при помощи цемента.)
Возрождение витража началось в 19 веке,
однако он утрачивает свою религиозную и королевскую принадлежность, теперь витражами украшают общественные здания, частные дома.
Но витражам пришлось вынести ещё один удар, связанный с двумя войнами. В эти годы было уничтожено огромное количество произведений витражного искусства.
ВИТРАЖ СЕГОДНЯ...
Сегодня открывается множество мастерских, выполняющих витражи.
Цветное стекло хорошо подошло к современных домах.
Сегодня витражи окружают нас в нашей повседневной жизни.
- Какие примеры вы можете привести?
( двери с цветными стёклами между комнатами в
некоторых квартирах; витрины магазинов с узорами из
цветных стекол.)
Витражи используют в качестве:
- настенных декоративных панно;
- двери с цветными стёклами;
- цветные перегородки, ширмы;
- светильники;
- для оформления стеклянных ёмкостей под цветы, бутылок, добавляя им
шарма и эксклюзивности.
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ:
Фьюзинг (от английского - нагрев, плавление, спекание) - термическое
соединение нескольких стеклянных элементов в одно целое.
Технология фьюзинга является одной из древнейших методик
обработки стекла. Она была известна в Древнем Египте.
Изучение этой технологии позволит вам создать самые
разнообразные декоративные изделия - витражные вставки
для дверей и окон, декоративную посуду или оригинальные
украшения для домашнего интерьера.
Тиффани - Данная техника позволяет создавать витражи даже из
мельчайших фрагментов цветного стекла методом спаивания.
Техника «тиффани» представляет широкие возможности для
создания объёмных предметов интерьера, отличающихся
лёгкостью и прочностью.
Плёновный витраж - технология плёночного витража возникла
в США в начале 70-х прошлого века. В настоящее время она
получила широкое распространение в более чем 35 странах
мира.
Эту технологию отличает неограниченная пластика линий в
дизайне, позволяющая воплотить в жизнь самые оригинальные
образы, возникающие в вашей фантазии.
А хотите ли вы стать
художниками - ВИТРАЖИСТАМИ?
3. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА:
Работа с ГРУППОЙ - ПРАКТИКОВ.
ПРАКТИКИ - ХУДОЖНИКИ ВИТРАЖИСТЫ
разделены на 3 малых группы:
1 группа: данная группа детей выполняет ВИТРАЖ гуашевыми красками с использованием контуров;
2 группа: создаёт ВИТРАЖ при помощи только специальных витражных красок;
3 группа: использует для своих ВИТРАЖЕЙ смешанную технику: гуашь, витражные краски и контуры.
Объяснение учителем практической работы:
-
Работа над витражом начинается с эскиза выполненного на бумаге (либо в цвете, либо простым карандашом).
-
Стекло предварительно обезжиривают моющим средством или спиртом и насухо протирают. Под стекло помещают эскиз.
2-ая группа: при помощи контура наносят рисунок, а затем мягкой кистью наносят краску. Сначала заливают краской одного цвета, затем другого и так все разноцветные участки.
(кисти после каждого цвета промывают в растворителе, для наведения нужного колера краску смешивают на палитре).
Краски можно наносить и самой ёмкостью, в которой они содержатся, так как у неё есть специальная насадка. Ёмкость держат как ручку, под углом к поверхности 30 градусов и, двигая руку плавно, закрашивают часть рисунка.
1-ая группа и 3-я группа: ребята этих групп выбирают последовательность выполнения работы самостоятельно.
А) сначала заполняют рисунок разными цветами гуашью1-ая группа, витражными или гуашью 2-ая группа, а затем обводят рисунок контуром;
Б) при помощи контура наносят рисунок, а после заливают рисунок
красками.
-
Фон разбиваем произвольными линиями (контуром) на небольшие кусочки - модули.
-
После полнейшего высыхания, витраж для прочности и долговечности можно покрыть акриловым лаком для стекла.
РАБОТА В ГРУППАХ
Во время практической работы преподаватель оказывает помощь:
- оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения;
- контролирует правильность выполнения приёмов работы;
- контроль объёма и качества выполненной работы.
4. ИТОГ ЗАНЯТИЯ КРУЖКА:
1.Итог по знаниям:
* Итак, с каким чудом мы с вами сегодня познакомились?
*Что такое ВИТРАЖ?
*Какова история создания такой красоты?
*Сегодня такие витражи в моде?
*Где такую работу мы можем использовать?
2.Итог по выполненной работе:
Выставка работ учащихся с анализом учителя.
Выступление группы ЭКСПЕРТОВ.
Выводы и решения:
Живопись по стеклу - ВИТРАЖИ - очень интересный вид работы в современном дизайне.
ВИТРАЖИ наших юных витражистов красивы, разнообразны, каждый по - своему интересен, поэтому ЭКСПЕРТЫ решили:
-
В апреле оформить ВЕРНИСАЖ- выставку работ кружковцев для всей школы, с целью приобщения детей к красоте, творчеству
и для привлечения учащихся в кружок «Основы дизайнерского
искусства».
2. ВИТРАЖ- это хороший подарок к любому празднику. Немного фантазии, желание и необходимые для работы материалы - вот
и всё, что вам потребуется для создания радостного праздника в доме.
3.Считать занятие - ролевую игру состоявшейся. Все поработали творчески.
Каждый участник получает БЛАГОДАРНОСТЬ за проявленное терпение, творчество и фантазию.
АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ РОЛЕВОЙ ИГРЫ:
УЧИТЕЛЬ: У меня есть лепестки-красные, жёлтые и синие, помогите сделать цветочек, который покажет результат нашей встречи. А для этого каждый должен выбрать лепесток определённого цвета:
Красный - вам понравилось занятие, вы получили много нового, интересного и поработали творчески.
Жёлтый - вы хорошо поработали, но занятие могло бы быть интереснее.
Синий - я ничего интересного не взяла для себя, занятие было скучным.
-
Ребята знают историю ВИТРАЖА;
-
Получили навыки в изготовлении картин на стекле;
-
Изготовили картины - ВИТРАЖИ на выставку - ВЕРНИСАЖ детского творчества.
РЕЗУЛЬТАТ (отражённый)
-
Итог, плод, продукт, то есть то, что получено в завершении какой-либо деятельности.
-
Показатель мастерства.
Литература:
-
Большой энциклопедический словарь
« ИСКУССТВО », Внешсигма АСТ Москва 2001
-
Учительская газета №?
Рубрика «Методическая кухня»,
статья «Чудеса из цветного стекла.
Витраж под микроскопом».
-
Журнал (ежемесячное издание для женщин)
« ВЕСТА » март, № 3 (154) 2008 год
стр. 48 «Весёлые витражи».