• Преподавателю
  • ИЗО, МХК
  • «Методические рекомендации по развитию познавательной активности обучающихся через элементы интеграции в образовательной области «Искусство» (из опыта работы учителя)

«Методические рекомендации по развитию познавательной активности обучающихся через элементы интеграции в образовательной области «Искусство» (из опыта работы учителя)

Семинар для преподавателей гуманитарных и естественнонаучных дисциплин, учителей начальных классов образовательных учреждений города Ижевска.«Возможности интеграции в условиях современной школы».         В ходе освоения программного материала в образовательной области «Искусство», необходимо сделать так, чтобы у учащихся данный предмет не вызывал страха неудовлетворительной оценки. Для этого могут быть использованы уроки – инсценировки, уроки – экскурсии, в результате которых появляются разного ... Такая работа может быть организована как в традиционной модели урока, так и в творчески обновленной форме, где работа по темам может быть распределена по группам, а уровень самостоятельной работы усилен.
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 77»


«Методические рекомендации по развитию познавательной активности обучающихся через элементы интеграции в образовательной области «Искусство» (из опыта работы учителя).

Семинар для преподавателей гуманитарных и естественнонаучных дисциплин, учителей начальных классов образовательных учреждений города Ижевска.

«Возможности интеграции в условиях современной школы».

Тема выступления: «Методические рекомендации по развитию познавательной активности обучающихся через элементы интеграции в образовательной области «Искусство» (из опыта работы учителя).

Место проведения: МОУ СОШ № 11. г. Ижевск, ул. Горького, 160.

Дата проведения: 25.03.2014 г.

Докладчик: Н. В. Смердова, учитель музыки, мировой художественной культуры.

В ходе освоения программного материала в образовательной области «Искусство», необходимо сделать так, чтобы у учащихся данный предмет не вызывал страха неудовлетворительной оценки. Для этого могут быть использованы уроки - инсценировки, уроки - экскурсии, в результате которых появляются разного рода творческие работы:

  • Сочинения;

  • Сказки;

  • Рассказы,

  • Театрализованные действия и т. д., позволяющие определить

результативность освоения материала. Для учащихся старших классов предлагаются более сложные формы, по которым можно оценить усвоенный материал:

  • Рефераты;

  • Проекты (от самых простых в техническом плане до мультимедийных);

  • Компьютерные справочники;

  • Видеофильмы и т. п.

Такая работа может быть организована как в традиционной модели урока, так и в творчески обновленной форме, где работа по темам может быть распределена по группам, а уровень самостоятельной работы усилен.

Интересной формой освоения художественного материала может стать урок - погружение, где знакомство с определенной эпохой и ее искусством может осуществляться в максимально активном варианте. В любом варианте важно избегать традиционной оценочной системы в пользу творческого отношения к предмету, используя разные типы уроков. Предлагаю несколько вариантов.

Итоговым занятием (как по теме, так и по курсу) может стать культурологический турнир. Он может проходить в разных вариантах. В турнире могут состязаться команды двух параллельных классов. Роль учителя заключается в умении организовать и грамотно выстроить форму работы. Содержанием же дети наполнят игру сами.

  • «КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ТУРНИР»

В театрализованном варианте игра может проходить следующим образом: каждый класс выбирает себе какую - либо эпоху. Другой класс не знает, над каким материалом работает команда - соперник. В этой эпохе класс выбирает современный ей, но не изучавшийся в классе драматургический материал (например, трагедию Эсхила «Персы», если речь идет о Древней Греции или «Завтрак у предводителя» Тургенева, если речь идет о 60 - х годах XIX века в России). Познакомившись с музыкальной, изобразительной и театральной культурой времени, ребята самостоятельно создают материальную среду спектакля: декорации, костюмы, реквизит, сами подбирают музыку и разыгрывают фрагмент из произведения по законам того театра, о котором идет речь.

Команда - соперница смотрит фрагмент. Затем ей дается некоторое время для того, чтобы сделать свой вариант продолжения. Ребятам предоставляются все костюмы и декорации первой команды, текст показанного отрывка. Через условленное время они должны представить смоделированный ими финал. Исходя из стилистики текста, учащиеся должны сочинить развязку драмы ил фрагмента, из стилистики актерской игры смоделировать действия актеров в следующем отрывке. Музыку они выберут из набора, предложенного командой - соперницей. После показа ребята расскажут, как они определили эпоху, какие характерные стилевые элементы уловили, из чего исходили, моделируя текст и его сценическое воплощение. Команда, предложившая материал, прочитает финал эпизода, проанализирует точность попадания в стиль команды - соперницы, прокомментирует стилевые особенности, которые не были замечены командой - соперницей или раскрыты недостаточно полно. На следующее занятие команды меняются ролями.

В этой работе оцениваются и домашние заготовки и творческая работа в импровизационном режиме и способность к объективному анализу, а главное - понимание материала обеими командами.

  • «ЖИВЫЕ КАРТИНЫ»

Нужно заготовить карточки с названиями различных произведений изобразительного искусства, которые дети изучали на уроках. Команды «вытягивают» по две или три карточки каждая и готовят (без обращения к подлиннику, по памяти) живые картины по данным произведениям. Команда - соперница может внести поправки в живые картины, если заметит в них неточности, но главная ее задача - отгадать, по какому оригиналу была создана живая картина и обоснованность своих предложений.

  • «ТЕКСТЫ»

Участникам команд предлагаются одни и те же тексты. Эти тексты не изучались в классе, хотя другие произведения тех же авторов входят в школьную программу. Команды должны попытаться определить век (определенное количество баллов), страну (определенное количество баллов), автора (определенное количество баллов). Особо оценивается весомость аргументации. Точно так же можно играть с произведениями изобразительного искусства и с музыкой.

  • «БАЙКИ ХУДОЖНИКОВ»

Подготовить карточки с именами различных художников или различных героев. Игроки обеих команд вытягивают по карточке. Далее им предлагается представить себе ситуацию, сходную с «Декамероном» Боккаччо: все они застряли в непогоду на постоялом дворе и должны коротать время рассказами. Что каждый из них расскажет о своей жизни, какую байку сочинит, как ее подаст, как отреагирует на рассказ другого? Каждый «персонаж» волен вступить в игру по мере того, как у него созреет замысел монолога. Потом учащиеся обсуждают, у кого совпала только фактология, а у кого действительно получился убедительный образ.

  • «МУЗЫКАЛЬНЫЕ ОБРАЗЫ»

На столе у каждой команды лежат иллюстрации к какой - либо музыкальной теме или эскизы декораций к какой - либо опере или балету. У каждой их команд они свои. Учитель ставит подряд несколько музыкальных фрагментов, объявляя их номера. Команды должны выбрать тот номер, который, как они считают, соответствует их изобразительному ряду. И прокомментировать свой выбор.

  • «ТЕАТР НА ВЕЧНЫЕ ТЕМЫ»

Каждой команде предлагается какой - либо из «кочующих сюжетов» или «вечных

образов» мировой литературы: наследник, лишенный престола, скупой, Дон Жуан, и т. д. Каждая команда должна поострить мизансцены спектаклей разных эпох на эти сюжеты. При реконструкции сюжетов можно использовать материалы разных видов искусства, создающих эти художественные образы (музыку, изобразительное искусство, кино и т. п.).

  • «ИНТЕРЬЕРЫ ДЛЯ ГЕРОЕВ»

Каждой команде предлагаются герои произведения, повествующего о какой - либо эпохе. У каждой команды они свои. Затем перед командами на экране в нумерованных слайдах проходят интерьеры эпох, в которые они хотят поместить своих героев и обосновать свой выбор.

  • «СТИЛИЗАЦИЯ»

Каждой команде предлагается прозаический или поэтический отрывок и предлагается создать стилизацию по этому образцу. Уже после ее создания, команда объясняет, по каким принципам она строила работу над стилизацией и как она определяет стиль жанр, в котором создан текст - оригинал.

  • «КВН»

На окружном уровне возможно проведение турнира, который готовят школы, имеющие опыт работы по курсу мировой художественной культуры, и демонстрируют «сражение» для тех, кто только начинает эту работу. Возможен турнир между двумя школами, выставляющими команды одного возраста (12 -15 человек). Такой турнир может проходить в жанре КВН, где будет представлена «визитная карточка», предусмотрены конкурс капитанов и выполнение ряда творческих заданий. Задания могут быть даны на соотнесение художественного образа, созданного разными видами искусства, на соотнесение произведений искусства и эпохи, в которую они были созданы (произведения изобразительного искусства, архитектуры, музыки, литературы) и т. п.

Важно, чтобы при любом варианте проведения ткрниров такого типа оценивалось не только фактологическое знание, а творческое начало способность к импровизации и «чувство эпохи».

Все подобные вопросы и задания дети могут придумывать и сами. Важно, чтобы был понят принцип, при котором успех определяется не фактическим знанием, а пониманием образной системы, стилистики, художественных особенностей той эпохи, того явления в искусстве, о котором идет речь. Важно так же, чтобы дети мели проявить себя сотворцами культуры и художественного процесса.

Мировая художественная культура - предмет, который имеет дело не с набором формальных знаний, а с художественными образами. Задача предмета - развить в детях способности эстетического восприятия действительности. И именно поэтому встает вопрос о форме проведения занятий (в том числе и итоговых). Способность к сотрудничеству, а не набор механических знаний, навыков и умений, будет положительным итогом изучения этого предмета.

«Методические рекомендации по развитию познавательной активности обучающихся через элементы интеграции в образовательной области «Искусство» (из опыта работы учителя).«Методические рекомендации по развитию познавательной активности обучающихся через элементы интеграции в образовательной области «Искусство» (из опыта работы учителя).

© 2010-2022