- Преподавателю
- ИЗО, МХК
- Рабочая программа по Искусству 8 класс
Рабочая программа по Искусству 8 класс
Раздел | Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК) |
Класс | 8 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Лунина Л.В. |
Дата | 20.11.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Коммунарская средняя общеобразовательная школа»
Принята: Утверждаю:
Методическим советом школы директор школы
протокол № 5 Л. А.Маненкова .
от 31 августа 2015 приказ № 36/5 от 31 августа 2015
Рабочая программа по учебному предмету «Искусство» для 8 класса
на 2015-2016учебный год
базовый уровень
разработана на основе авторской программы Г.П. Сергеева, И.Э. Кашекова, Е.Д. Критская.
Программы «Искусство. 8-9 классы» - М.: Просвещение, 2007г.
Составитель: Лунина Лариса Валерьевна, учитель ИЗО,I квалификационная категория
с.Кировское
2015 год
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа по искусству для 8 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений Г.П. Сергеевой, И.Э. Кашековой, Е.Д. Критской «Искусство. 8-9 классы» - М.: Просвещение, 2007. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения предмета «искусство», которые определены стандартом.
Создание этой программы вызвано актуальностью интеграции школьного образования в современную культуру и обусловлено необходимостью введения подростка в современное информационное, социокультурное пространство. Содержание программы обеспечит понимание школьниками значения искусства в жизни человека и общества, воздействие на его духовный мир, формирование ценностно-нравственных ориентации.
Программа состоит из девяти разделов, последовательно раскрывающих эти взаимосвязи. Методологической основой программы являются современные концепции в области эстетики (Ю. Б. Борев, Н. И. Киященко, Л. Н. Столович, Б. А. Эренгросс и др.), культурологии (А И. Арнольдов, М. М. Бахтин, В. С. Библер, Ю. М. Лотман, А. Ф. Лосев и др.), психологии художественного творчества (Л. С. Выготский, Д. К. Кирнарская, А. А. Мелик-Пашаев, В. Г. Ражников, С. Л. Рубинштейн и др.), развивающего обучения (В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин и др.), художественного образования (Д. Б. Кабалевский, Б. М. Неменский, Л. М. Предтеченская, Б. П. Юсов и др.).
Содержание программы дает возможность реализовать основные
цели художественного образования и эстетического воспитания в основной школе:
- развитие эмоционально-эстетического восприятия действительности, художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, вкуса, художественных потребностей;
- воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна, литературы, музыки, кино, театра; освоение образного языка этих искусств на основе творческого опыта школьников;
- формирование устойчивого интереса к искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности;
- приобретение знаний об искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира и его преобразования; о выразительных средствах и социальных функциях музыки, литературы, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры, кино, театра;
- овладение умениями и навыками разнообразной художественной деятельности; предоставление возможности для творческого самовыражения и самоутверждения, а также психологической разгрузки и релаксации средствами искусства.
Цель программы - развитие опыта эмоционально-ценностного отношения к искусству как социокультурной форме освоения мира, воздействующей на человека и общество.
Задачи реализации данного курса:
- актуализация имеющегося у учащихся опыта общения с искусством;
- культурная адаптация школьников в современном информационном пространстве, наполненном разнообразными явлениями массовой культуры;
- формирование целостного представления о роли искусства в культурно-историческом процессе развития человечества;
- углубление художественно-познавательных интересов и развитие интеллектуальных и творческих способностей подростков;
- воспитание художественного вкуса;
- приобретение культурно-познавательной, коммуникативной и социально-эстетической компетентности;
- формирование умений и навыков художественного самообразования.
При изучении отдельных тем программы большое значение имеет установление межпредметных связей с уроками литературы, истории, биологии, математики, физики, технологии, информатики.Знания учащихся об основных видах и о жанрах музыки, пространственных (пластических), экранных искусств, об их роли в культурном становлении человечества и о значении для жизни отдельного человека помогут ориентироваться в основных явлениях отечественного и зарубежного искусства. Узнавать наиболее значимые произведения; эстетически оценивать явления окружающего мира, произведения искусства и высказывать суждения о них; анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров искусства; применять художественно-выразительные средства разных искусств в своем творчестве.
Авторская программа Г.П. Сергеевой, И.Э. Кашековой, Е.Д. Критской конкретизирует и детализирует дидактические единицы, представленные в стандарте, расширяет их перечень в пределах регламентированной нагрузки учащихся, определяет логически связанный и педагогически обоснованный порядок изучения учебного материала. Данная авторская программа вызывает профессиональный интерес учителя прежде всего потому, что на ее основе созданы и издаются учебники по искусству для 8-9 классов. Эти учебники включены в Федеральный список учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ для использования в школах России.
Многие методы и формы обучения искусству обеспечивают реализацию личностно ориентированных технологий в образовательном пространстве современной школы. Главное направление личностно ориентированных технологий обучения искусству предусматривает формирование и развитие интеллектуальных и речевых умений учащихся, их нравственное развитие, формирование критического и творческого мышления как приоритетных направлений интеллектуального развития человека.
В преподавании предмета «Искусство» целесообразно использовать такие формы и методы обучения как: словесный, наглядный, практический, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, проблемное изложение.
Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса:
Обучение искусству в основной школе должно обеспечить учащимся возможность:
-
иметь представление о жанрах и стилях классического и современного искусства, особенностях художественного языка и музыкальной драматургии;
-
определять принадлежность художественных произведений к одному из жанров на основе характерных средств выразительности;
-
знать имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов, художников, скульпторов. режиссеров и т.д, узнавать наиболее значимые их произведения;
-
размышлять о знакомом произведении, высказывая суждения об основной идее, средствах ее воплощения, интонационных особенностях, жанре, форме, исполнителях;
-
давать личностную оценку музыке, звучащей на уроке и вне школы, аргументируя свое отношение к тем или иным музыкальным явлениям;
-
исполнять народные и современные песни, знакомые мелодии изученных классических произведений;
-
выполнять творческие задания, участвовать в исследовательских проектах;
-
использовать знания о музыке и музыкантах, художниках, полученные на уроках, при составлении домашней фонотеки, видеотеки и пр.
способны решать следующие жизненно-практические задачи:
-
применять полученные знания и умения в собственной речевой практике.
В соответствии с авторской программой Г.П. Сергеевой, И.Э. Кашековой, Е.Д. Критской «Искусство. 8-9 классы» - М.: Просвещение, 2007. на изучение искусства в 8 классе отводится в год 35 часов.
Тематический поурочный план
Искусство
8-й класс
(1ч/нед, 35 ч.)
№
п/п
Разделы.
Темы уроков.
Кол-во часов
Из них
Основные виды учебной деятельности обучающихся
По плану
Фактически
Изучение нового и закрепление
Практи
ческие занятия
Вид
конт
роля
Раздел 1. Искусство в жизни современного человека (3ч)
1
Искусство вокруг нас.
1
1
Предварительный
Анализ художественных средств выразительности.
2
Художественный образ - стиль -язык.
1
1
Тематический
Работа со справочниками, словарями.
3
Наука и искусство. Знание научное и знание художественное
1
1
Тематический
Работа со справочниками, словарями
Раздел 2. Искусство открывает новые грани мира (7 ч)
4
Искусство рассказывает о красоте Земли. Литературные страницы. Пейзаж - поэтическая и музыкальная живопись.
1
1
Предварительный
Работа со справочниками, словарями.
5
Зримая музыка.
1
1
Текущий
Анализ средств музыкальной изобразительности.
6
Человек в зеркале искусства: жанр портрета.
1
1
Текущий
Работа со справочниками, словарями.
7
Портрет в искусстве России.
1
1
Текущий
Работа с учебником; беседа по вопросам.
8
Портреты наших великих соотечественников. Как начиналась галерея.
1
1
Текущий
Беседа по вопросам; сообщения учащихся.
9
Музыкальный портрет:
Александр Невский.
1
1
Текущий
Анализ художественных средств выразительности.
10
Портрет композитора в литературе и кино.
1
1
Темати
ческий
Анализ средств музыкальной изобразительности.
Раздел 3. Искусство как универсальный способ общения (7 ч)
11
Мир в зеркале искусства.
1
1
Предварительный
Знакомство с новым теоретическим материалом
12
Роль искусства в сближении народов.
Искусство художественного перевода - искусство общения.
1
1
Текущий
Повторение изученного; работа с учебником.
13
Как происходит передача сообщений в искусстве?
1
1
Текущий
Беседа по вопросам; сообщения учащихся.
14
Искусство - проводник духовной энергии. Знаки и символы искусства.
1
1
Текущий
Работа со справочниками, словарями.
15
Художественные послания предков. Разговор с современником.
1
1
Текущий
Анализ художественных средств выразительности.
16
Символы в жизни и искусстве.
1
1
Темати
ческий
Беседа по вопросам; сообщения учащихся.
17
Музыкально-поэтическая символика огня.
1
1
Итоговый
Анализ средств музыкальной изобразительности.
Раздел 4. Красота в искусстве и жизни (11ч)
18
Что есть красота?
1
1
Предварительный
Знакомство с новым теоретическим материалом.
19
Символы красоты.
1
20
Откровенье вечной красоты.
1
1
Текущий
Анализ художественных средств выразительности.
21
Застывшая музыка.
1
1
Текущий
Анализ средств музыкальной изобразительности;
22
Есть ли у красоты свои законы?
1
1
Текущий
сообщения учащихся.
23
Композиция. Гармония. Ритм. Симметрия.
1
1
Текущий
Работа со справочниками, словарями.
24
Всегда ли люди одинаково понимали красоту?
1
1
Текущий
Беседа по вопросам; работа с учебником.
25
Красота в понимании различных социальных групп в различные эпохи.
1
1
Тематический
Работа с учебником; сообщения учащихся.
26
Великий дар творчества: радость и красота созидания.
1
1
Текущий
Беседа по вопросам; сообщения учащихся.
27
Как соотносится красота и польза?
1
1
Текущий
Анализ средств художественной изобразительности.
28
Как человек реагирует на явления в жизни и искусстве?
1
1
Итоговый
Беседа по вопросам; сообщения учащихся.
Раздел 5. Прекрасное пробуждает доброе (8 ч)
29
Преобразующая сила искусства.
1
1
Предварительный
Знакомство с новым теоретическим материалом
30
Красота творческого порыва в живописи, скульптуре, рисунках, фотографиях музыкантов-исполнителей, художников, артистов.
1
1
Текущий
Работа со справочниками, словарями.
31
Красота природы родной земли в живописи. Лирические образы в вокальной и инструментальной музыке
1
1
Текущий
Анализ художественных средств выразительности; сообщения учащихся.
32
Героический пафос в монументальной скульптуре Героические образы в музыкальных произведениях.
1
1
Текущий
Анализ художественных средств выразительности; сообщения учащихся.
33
Общие законы восприятия композиции картины и сцены. Художники театра.
1
1
Тематический
Работа со справочниками, словарями.
34
Подготовка исследовательского проекта «Полна чудес могучая природа».
1
1
Текущий
Анализ художественных средств выразительности;
35
Исследовательский проект весенняя сказка «Снегурочка».
1
1
1
Текущий
Анализ средств музыкальной изобразительности; сообщения учащихся.
Итого: 35
Формы и способы проверки и контроля знаний
Программа предусматривает различные формы и способы проверки и контроля знаний: тестирование, защита проекта, самостоятельная работа.
На уроках применяются следующие виды контроля:
-
Виды контроля
Периодичность
Предварительный (П)
В начале изучения новой темы с целью актуализации знаний
Текущий (Т)
На каждом уроке
Тематический (ТМ)
По окончании изучения темы
Итоговый (И)
В конце изучения раздела, учебного года
Перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения по данной рабочей программе
-
№
п/п
Наименование средств учебно-методического
и материально-технического обеспечения
1
Г.П. Сергеева, И.Э. Кашекова, Е.Д. Критская. Программы «Искусство. 8-9 классы» - М.: Просвещение, 2007
2
Сергеева Г.П. Искусство. 8-9 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений/Г.П. Сергеева, И.Э. Кашекова, Е.Д. Критская.-М.: Просвещение, 2012.-191 с.
3
Справочные пособия, энциклопедии по искусству, словарь искусствоведческих терминов.
Критерии оценивания художественно-творческой деятельности учащихся 8 - 9 классов:
- эмоциональность восприятия разнообразных явлений культуры и искусства, стремление к познанию, интерес к содержанию уроков и внеурочных форм работы;
- осознанность отношения к изучаемым явлениям, фактам культуры и искусства (усвоение основных закономерностей, категорий и понятий искусства, его стилей, видов, жанров, особенностей языка, интеграции художественно-эстетических представлений);
- воспроизведение полученных знаний в активной деятельности, сформированности практических умений и навыков, способов художественной деятельности;
- личностно-оценочные суждения о роли и месте культуры и искусства в жизни, об их нравственных ценностях и идеалах, о современности звучания шедевров прошлого (усвоение опыта поколений) в наши дни;
- перенос знаний, умений и навыков, полученных в процессе эстетического воспитания и художественного образования, в изучении других школьных предметов; их представленность в межличностном общении и создании эстетической среды школьной жизни, досуга и др.
Нормы оценки знаний, умений, навыков учащихся:
Оценка "5″ учащийся полностью справляется с поставленной целью урока; правильно излагает изученный материал и умеет применить полученные знания на практике; верно, решает композицию рисунка, т.е. гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения; умеет подметить и передать в изображении наиболее характерное.
Оценка "4″учащийся полностью овладел программным материалом, но при изложении его допускает неточности второстепенного характера; гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения; умеет подметить, но не совсем точно передаёт в изображении наиболее
характерное.
Оценка "3″учащийся слабо справляется с поставленной целью урока; допускает неточность в изложении изученного материала.
Оценка "2″·учащийся допускает грубые ошибки в ответе; не справляется с поставленной целью урока;
Оценка "1″·учащийся обнаруживает полное незнание учебного материала.
Лист изменений и дополнений в программу
-
№
изме-
ненияНомера уроков
№
документа
утвержд.
измененияПодпись
учителяДата
Срок
введения
измененийизменённых
аннулированных
новых