Рабочая программа по Искусству 8 класс

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Коммунарская средняя общеобразовательная школа»




Принята: Утверждаю:

Методическим советом школы директор школы

протокол № 5 Л. А.Маненкова .

от 31 августа 2015 приказ № 36/5 от 31 августа 2015


Рабочая программа по учебному предмету «Искусство» для 8 класса

на 2015-2016учебный год

базовый уровень

разработана на основе авторской программы Г.П. Сергеева, И.Э. Кашекова, Е.Д. Критская.

Программы «Искусство. 8-9 классы» - М.: Просвещение, 2007г.

Составитель: Лунина Лариса Валерьевна, учитель ИЗО,I квалификационная категория








с.Кировское

2015 год

Пояснительная записка


Настоящая рабочая программа по искусству для 8 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений Г.П. Сергеевой, И.Э. Кашековой, Е.Д. Критской «Искусство. 8-9 классы» - М.: Просвещение, 2007. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения предмета «искусство», которые определены стандартом.

Создание этой программы вызвано актуальностью инте­грации школьного образования в современную культуру и обусловлено необходимостью введения подростка в современ­ное информационное, социокультурное пространство. Содер­жание программы обеспечит понимание школьниками значе­ния искусства в жизни человека и общества, воздействие на его духовный мир, формирование ценностно-нравственных ориентации.

Программа состоит из девяти разделов, последова­тельно раскрывающих эти взаимосвязи. Методологической основой программы являются современ­ные концепции в области эстетики (Ю. Б. Борев, Н. И. Киященко, Л. Н. Столович, Б. А. Эренгросс и др.), культуроло­гии (А И. Арнольдов, М. М. Бахтин, В. С. Библер, Ю. М. Лотман, А. Ф. Лосев и др.), психологии художественного творчества (Л. С. Выготский, Д. К. Кирнарская, А. А. Мелик-Пашаев, В. Г. Ражников, С. Л. Рубинштейн и др.), раз­вивающего обучения (В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин и др.), художественного образования (Д. Б. Кабалевский, Б. М. Неменский, Л. М. Предтеченская, Б. П. Юсов и др.).

Содержание программы дает возможность реализовать ос­новные

цели художественного образования и эстетическо­го воспитания в основной школе:

- развитие эмоционально-эстетического восприятия дейст­вительности, художественно-творческих способностей учащих­ся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зритель­но-образной памяти, вкуса, художественных потребностей;

- воспитание культуры восприятия произведений изобра­зительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна, литературы, музыки, кино, театра; освоение образного языка этих искусств на основе творческого опыта школьников;

- формирование устойчивого интереса к искусству, спо­собности воспринимать его исторические и национальные особенности;

- приобретение знаний об искусстве как способе эмо­ционально-практического освоения окружающего мира и его преобразования; о выразительных средствах и социальных функциях музыки, литературы, живописи, графики, декора­тивно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитек­туры, кино, театра;

- овладение умениями и навыками разнообразной худо­жественной деятельности; предоставление возможности для творческого самовыражения и самоутверждения, а также пси­хологической разгрузки и релаксации средствами искусства.

Цель программы - развитие опыта эмоционально-цен­ностного отношения к искусству как социокультурной форме освоения мира, воздействующей на человека и общество.

Задачи реализации данного курса:

- актуализация имеющегося у учащихся опыта общения с искусством;

- культурная адаптация школьников в современном ин­формационном пространстве, наполненном разнообразными явлениями массовой культуры;

- формирование целостного представления о роли искусства в культурно-историческом процессе развития человечества;

- углубление художественно-познавательных интересов и развитие интеллектуальных и творческих способностей под­ростков;

- воспитание художественного вкуса;

- приобретение культурно-познавательной, коммуника­тивной и социально-эстетической компетентности;

- формирование умений и навыков художественного са­мообразования.

При изучении отдельных тем программы большое значе­ние имеет установление межпредметных связей с уроками литературы, истории, биологии, математики, физики, техно­логии, информатики.Знания учащихся об основных видах и о жанрах музыки, пространственных (пластических), экранных искусств, об их роли в культурном становлении человечества и о значении для жизни отдельного человека помогут ориентироваться в основных явлениях отечественного и зарубежного искусства. Узнавать наиболее значимые произведения; эстетически оце­нивать явления окружающего мира, произведения искусства и высказывать суждения о них; анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров искус­ства; применять художественно-выразительные средства раз­ных искусств в своем творчестве.

Авторская программа Г.П. Сергеевой, И.Э. Кашековой, Е.Д. Критской конкретизирует и детализирует дидактические единицы, представленные в стандарте, расширяет их перечень в пределах регламентированной нагрузки учащихся, определяет логически связанный и педагогически обоснованный порядок изучения учебного материала. Данная авторская программа вызывает профессиональный интерес учителя прежде всего потому, что на ее основе созданы и издаются учебники по искусству для 8-9 классов. Эти учебники включены в Федеральный список учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ для использования в школах России.

Многие методы и формы обучения искусству обеспечивают реализацию личностно ориентированных технологий в образовательном пространстве современной школы. Главное направление личностно ориентированных технологий обучения искусству предусматривает формирование и развитие интеллектуальных и речевых умений учащихся, их нравственное развитие, формирование критического и творческого мышления как приоритетных направлений интеллектуального развития человека.

В преподавании предмета «Искусство» целесообразно использовать такие формы и методы обучения как: словесный, наглядный, практический, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, проблемное изложение.

Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса:

Обучение искусству в основной школе должно обеспечить учащимся возможность:

  • иметь представление о жанрах и стилях классического и современного искусства, осо­бенностях художественного языка и музыкальной драматургии;

  • определять принадлежность художественных произведений к одному из жанров на ос­нове характерных средств выразительности;

  • знать имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов, художников, скульпторов. режиссеров и т.д, узнавать наиболее значимые их произведения;

  • размышлять о знакомом произведении, высказывая суждения об ос­новной идее, средствах ее воплощения, интонационных особенностях, жанре, форме, исполни­телях;

  • давать личностную оценку музыке, звучащей на уроке и вне школы, аргументируя свое отношение к тем или иным музыкальным явлениям;

  • исполнять народные и современные песни, знакомые мелодии изученных классиче­ских произведений;

  • выполнять творческие задания, участвовать в исследовательских проектах;

  • использовать знания о музыке и музыкантах, художниках, полученные на уроках, при составле­нии домашней фонотеки, видеотеки и пр.

способны решать следующие жизненно-практические задачи:

  • применять полученные знания и умения в собственной речевой практике.

В соответствии с авторской программой Г.П. Сергеевой, И.Э. Кашековой, Е.Д. Критской «Искусство. 8-9 классы» - М.: Просвещение, 2007. на изучение искусства в 8 классе отводится в год 35 часов.




















Тематический поурочный план

Искусство

8-й класс

(1ч/нед, 35 ч.)

п/п

Разделы.

Темы уроков.

Кол-во часов

Из них

Основные виды учебной деятельности обучающихся

По плану

Фактически

Изучение нового и закрепление

Практи

ческие занятия

Вид

конт

роля

Раздел 1. Искусство в жизни современного человека (3ч)



1

Искусство вокруг нас.

1

1

Предварительный

Анализ художественных средств выразительности.

2

Художественный образ - стиль -язык.

1

1

Тематический

Работа со справочниками, словарями.

3

Наука и искусство. Знание научное и знание художественное

1

1

Тематический

Работа со справочниками, словарями


Раздел 2. Искусство открывает новые грани мира (7 ч)



4

Искусство рассказывает о красоте Земли. Литературные страницы. Пейзаж - поэтическая и музыкальная живопись.

1

1

Предварительный

Работа со справочниками, словарями.

5

Зримая музыка.

1

1

Текущий

Анализ средств музыкальной изобразительности.

6

Человек в зеркале искусства: жанр портрета.

1

1

Текущий

Работа со справочниками, словарями.

7

Портрет в искусстве России.

1

1

Текущий

Работа с учебником; беседа по вопросам.

8

Портреты наших великих соотечественников. Как начиналась галерея.

1

1

Текущий

Беседа по вопросам; сообщения учащихся.

9

Музыкальный портрет:

Александр Невский.

1

1

Текущий

Анализ художественных средств выразительности.

10

Портрет композитора в литературе и кино.

1

1

Темати

ческий

Анализ средств музыкальной изобразительности.

Раздел 3. Искусство как универсальный способ общения (7 ч)



11

Мир в зеркале искусства.

1

1

Предварительный

Знакомство с новым теоретическим материалом

12

Роль искусства в сближении народов.

Искусство художественного перевода - искусство общения.

1

1

Текущий

Повторение изученного; работа с учебником.

13

Как происходит передача сообщений в искусстве?

1

1

Текущий

Беседа по вопросам; сообщения учащихся.

14

Искусство - проводник духовной энергии. Знаки и символы искусства.

1

1

Текущий

Работа со справочниками, словарями.

15

Художественные послания предков. Разговор с современником.

1

1

Текущий

Анализ художественных средств выразительности.

16

Символы в жизни и искусстве.

1

1

Темати

ческий

Беседа по вопросам; сообщения учащихся.

17

Музыкально-поэтическая символика огня.

1

1

Итоговый

Анализ средств музыкальной изобразительности.

Раздел 4. Красота в искусстве и жизни (11ч)



18

Что есть красота?

1

1

Предварительный

Знакомство с новым теоретическим материалом.

19

Символы красоты.

1


20

Откровенье вечной красоты.

1

1

Текущий

Анализ художественных средств выразительности.

21

Застывшая музыка.

1

1

Текущий

Анализ средств музыкальной изобразительности;

22

Есть ли у красоты свои законы?

1

1

Текущий

сообщения учащихся.

23

Композиция. Гармония. Ритм. Симметрия.

1

1

Текущий

Работа со справочниками, словарями.

24

Всегда ли люди одинаково понимали красоту?

1

1

Текущий

Беседа по вопросам; работа с учебником.

25

Красота в понимании различных социальных групп в различные эпохи.

1

1

Тематический

Работа с учебником; сообщения учащихся.

26

Великий дар творчества: радость и красота созидания.

1

1

Текущий

Беседа по вопросам; сообщения учащихся.

27

Как соотносится красота и польза?

1

1

Текущий

Анализ средств художественной изобразительности.

28

Как человек реагирует на явления в жизни и искусстве?

1

1

Итоговый

Беседа по вопросам; сообщения учащихся.

Раздел 5. Прекрасное пробуждает доброе (8 ч)



29

Преобразующая сила искусства.

1

1

Предварительный

Знакомство с новым теоретическим материалом

30

Красота творческого порыва в живописи, скульптуре, рисунках, фотографиях музыкантов-исполнителей, художников, артистов.

1

1

Текущий

Работа со справочниками, словарями.

31

Красота природы родной земли в живописи. Лирические образы в вокальной и инструментальной музыке

1

1

Текущий

Анализ художественных средств выразительности; сообщения учащихся.

32

Героический пафос в монументальной скульптуре Героические образы в музыкальных произведениях.

1

1

Текущий

Анализ художественных средств выразительности; сообщения учащихся.

33

Общие законы восприятия композиции картины и сцены. Художники театра.

1

1

Тематический

Работа со справочниками, словарями.

34

Подготовка исследовательского проекта «Полна чудес могучая природа».

1

1

Текущий

Анализ художественных средств выразительности;

35

Исследовательский проект весенняя сказка «Снегурочка».

1

1

1

Текущий

Анализ средств музыкальной изобразительности; сообщения учащихся.

Итого: 35















Формы и способы проверки и контроля знаний

Программа предусматривает различные формы и способы проверки и контроля знаний: тестирование, защита проекта, самостоятельная работа.

На уроках применяются следующие виды контроля:

Виды контроля

Периодичность

Предварительный (П)

В начале изучения новой темы с целью актуализации знаний

Текущий (Т)

На каждом уроке

Тематический (ТМ)

По окончании изучения темы

Итоговый (И)

В конце изучения раздела, учебного года

Перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения по данной рабочей программе


п/п

Наименование средств учебно-методического

и материально-технического обеспечения

1

Г.П. Сергеева, И.Э. Кашекова, Е.Д. Критская. Программы «Искусство. 8-9 классы» - М.: Просвещение, 2007

2

Сергеева Г.П. Искусство. 8-9 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений/Г.П. Сергеева, И.Э. Кашекова, Е.Д. Критская.-М.: Просвещение, 2012.-191 с.

3

Справочные пособия, энциклопедии по искусству, словарь искусствоведческих терминов.

Критерии оценивания художественно-творческой деятельности учащихся 8 - 9 классов:
- эмоциональность восприятия разнообразных явлений культуры и искусства, стремление к познанию, интерес к содержанию уроков и внеурочных форм работы;
- осознанность отношения к изучаемым явлениям, фактам культуры и искусства (усвоение основных закономерностей, категорий и понятий искусства, его стилей, видов, жанров, особенностей языка, интеграции художественно-эстетических представлений);
- воспроизведение полученных знаний в активной деятельности, сформированности практических умений и навыков, способов художественной деятельности;
- личностно-оценочные суждения о роли и месте культуры и искусства в жизни, об их нравственных ценностях и идеалах, о современности звучания шедевров прошлого (усвоение опыта поколений) в наши дни;
- перенос знаний, умений и навыков, полученных в процессе эстетического воспитания и художественного образования, в изучении других школьных предметов; их представленность в межличностном общении и создании эстетической среды школьной жизни, досуга и др.

Нормы оценки знаний, умений, навыков учащихся:

Оценка "5″ учащийся полностью справляется с поставленной целью урока; правильно излагает изученный материал и умеет применить полученные знания на практике; верно, решает композицию рисунка, т.е. гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения; умеет подметить и передать в изображении наиболее характерное.

Оценка "4″учащийся полностью овладел программным материалом, но при изложении его допускает неточности второстепенного характера; гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения; умеет подметить, но не совсем точно передаёт в изображении наиболее
характерное.

Оценка "3″учащийся слабо справляется с поставленной целью урока; допускает неточность в изложении изученного материала.

Оценка "2″·учащийся допускает грубые ошибки в ответе; не справляется с поставленной целью урока;

Оценка "1″·учащийся обнаруживает полное незнание учебного материала.

Лист изменений и дополнений в программу


изме-
нения

Номера уроков


документа
утвержд.
изменения

Подпись
учителя

Дата

Срок
введения
изменений

изменённых

аннулированных

новых






© 2010-2022