Конспект урока по МХК Роль искусства в годы ВОВ

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МОУ "СОШ с.Липовка

Духовницкого района Саратовской области"





"Роль искусства в первые дни

Великой Отечественной войны"



конспект

открытого урока

по мировой художественной культуре

(10-11 классы)




подготовила и провела

учитель МХК

Шадаева Надежда Викторовна











Тема урока:

«Роль искусства в первые дни Великой Отечественной войны».

Цель урока:

проанализировать систему ценностей отечественной

культуры в военные годы

Задачи:

1. Способствовать формированию знаний о произведениях искусства начального периода Великой Отечественной войны, значение искусства в годы войны и в настоящее время.

2. Формировать представление обучающихся о долге, мужестве, героизме и их отражении в искусстве.

3. Воспитывать нравственно-эстетические качества личности гражданина России, патриота своей Родины.

4. Развивать умение пользоваться дополнительной литературой, СМИ и Интернет, находить информацию и представлять её аудитории в интересной форме.

Форма проведения урока:

урок - размышление с элементами творческой деятельности с использованием ИКТ

Проблемный вопрос:

«Для нас «наследников» Великой Победы произведения искусства военного периода также значимы, как и для советских граждан в те грозные годы?»

(ответ прозвучит в конце урока - воспитывают гордость за наш великий русский народ, дают представление об ужасах войны, учат мужеству, отваге и чести и т.д.)

Межпредметные связи: история, музыка, литература.

Технологии: проблемного и исследовательского обучения

Эпиграф:

Александр Александрович Дайнеко

«Большое искусство рождается в результате больших естественных чувств, и это может быть не только радостью, но и гневом».

Оборудование:

компьютер, проектор, презентация, фонохрестоматия, видеоматериалы, репродукции картин, портреты мастеров искусства.

Практико-ориентированное домашнее задание:

творческие работы о произведениях искусства военного времени

Музыкальный ряд:

"Священная война" музыка А.Александрова, сл. В.Лебедева-Кумача

"Симфония №7" Дмитрия Шостаковича 1 часть. Эпизод нашествия.

"Валенки" в исполнении Лидии Руслановой

Голос Левитана «Обращение к советским гражданам 22 июня 1941 года»

Песня «День Победы»

Зрительный ряд:

репродукции картин и плакатов, агитационные плакаты времен Великой Отечественной войны.

Литературный ряд:

стихи поэтов - фронтовиков о войне

выставка книг о войне

стихотворение Алексея Суркова "Присягаем Победой"(22 июня 1941г)

Оформление:

Листы на магнитах с надписями "Музыка", "Кинохроника,"Живопись", "Литература", "Плакаты", "Скульптура"

Методические приемы организации урока: постановка вопросов для обсуждения, опережающее задание, анализ текстов и произведений искусства, практико-ориентированное задание








Ход урока

слайд № 1 «Тема урока»


  1. Организационный момент. Сообщение цели, задач урока, мотивация учебной деятельности.

слайд №4 «Эпиграф»

Учитель приветствует ребят и обращается со словами:

- Началом урока послужат слова русского художника Александра АлександровичаДайнека «Большое искусство рождается в результате больших естественных чувств, и это может быть не только радостью, но и гневом». Разговор наш будет о тех естественных чувствах, которые проявились у советских граждан в годы испытаний и, как эти чувства были отражены в произведениях искусства. Какое место искусство данного периода получило отражение в мировой художественной культуре. Наша задача, на примере, проанализироватьпроизведения искусства и дать им свою оценку.


  1. Вводная беседа. Вопросы классу:

  1. Что изучает мировая художественная культура?

  2. Что такое «искусство»?

(словарь Ожегова-ИСКУССТВО -творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах. музыки. кино.

Искусство - особый способ познания и отражения действительности, одна из форм художественной деятельности общественного сознания, и часть духовной культуры как человека, так и всего человечества , многообразный результат творческой деятельности всех поколений.)

Когда оно зародилось? Какие произведения искусства вам запомнились и чем?

3.Какие направления в искусстве развиваются в начале 20 века? Дайте им характеристику (импрессионизм,символизм, постимпрессионизм, русский авангардизм (новаторство) -отражение бытовой жизни, раскрытие сущности предметов, портрет, пейзаж. Василий Кандинский, Казимир Малевич, Владимир Машков)

слайд №5 «Вопросы»

4. Какое событие в Советском Союзе сороковых годов явилось переломным в искусстве?

5. Как будет называться данный период в искусстве? (Искусство «военного времени»). Можно назвать данный период единением всех творческих сил?

6. В каких видах искусства может быть отражена военная тематика?

(литература, живопись, графика, архитектура, скульптура, театр, музыка, кино)

7. Почему искусство получило такое название икакую роль оно сыграло в первые дни Великой Отечественной войны?

- Данный вопрос отражен в теме нашего урока.

В конце урока мы ответим на главный вопрос:

«Для нас «наследников» Великой Победы произведения искусства военного времени также значимы и важны, как и для советских граждан в те грозные годы войны?»

- 9 мая мы будем отмечать 70-ую годовщину Великой Победы. Сегодня мы вновь перенесёмся в суровые годы Великой Отечественной войны - самой жестокой войны 20 века, в которой наша страна встала один на один с фашизмом, разгромила его, смела с лица Земли и принесла всей Европе мир и свободу. Как мы смогли победить тогда отлаженную до последнего винтика армию Гитлера, его умных генералов, его продуманную мгновенную оккупацию всей Европы.Призыв «Всё для фронта, всё для Победы!» не носил парадного характера, не был пустым звуком. На фронтах шли бои, а в тылу люди сеяли хлеб, растили детей, собирали танки и самолёты, писали книги и песни. Жизнь продолжалась. На защиту встали и мастера искусства.

Сегодня мы проанализируем произведения литературы, живописи, музыки, кинематографа. Выразим свое личное отношение.

Перед вами лежат творческие листы. В течение урока свои мысли, чувства, отношение к увиденному вы можете выразить самостоятельно.

С одной стороны огромное количество произведений искусства созданы после войны и мы с ними знакомы, читаем книги, смотрим художественные фильмы, создаем памятники в память о погибших, но с другой стороны нам необходимо понять чувства, которые проявились у творческих людей в первые минуты и дни.

Каждый из вас готовил творческую работу и представитнашему вниманию.

III. Защита творческих работ (сообщение, презентация, реферат, стихотворение)

А) Литературный жанр

слайд№ 6

"Голос ЛЕВИТАНА - это сила и мощь в борьбе с врагом"

слайд№ 7

Сообщение о Ю.Б.Левитане

слайд № 8

Звучит запись с голосом Левитана об объявлении начала войны

Вопрос ученику:

- В процессе исследовательской работы какую цель ты ставил? (Показать, что сила голоса является также грозным оружием. За голос Левитана Гитлер обещал огромные деньги. Тембр его уникального голосаподнимал настроение у граждан Советского Союза.)

Вопросы классу:

- Как вы считаете, можно ли голос Левитана и его служение Отечеству отнести к искусству?

-Его можно назвать мастером? (мастер уникального голоса)

Литературный жанр: поэзия

слайд № 9

Стихотворение Алексея Суркова "Присягаем Победой"

слайд № 10 (текст стихотворения)

Вопросы :

-Какие образы рисуются у вас после прослушивания стихотворения?

-Какие ключевые слова прозвучали?

Выполнение задания №2 в творческом листе

Б) Музыкальное искусство. Жанр ПЕСНЯ.

слайд 11

Творческая работа ученика:

"Музыкальная эмблема Великой Отечественной войны."

слайд 12

слайд 13 Прослушивание песни Александрова на стихи Лебедева-

Кумача «Священная война»

слайд 14

-Почему эта песня стала эмблемой Великой Отечественной?

-Какие краски и интонацию вы здесь видите?

Народное творчество

слайд 15

Учитель: В первые дни и месяцы войны, когда страх и неопределенность, смерть и потери шли рядом друг с другом, необходимо было поднимать настроение солдат на войне, давать надежду, что Победа придет и их с любовью дождутся дома -тогда и артисты и театры выступали на фронтах с концертами. Она была любимицей публики.

(На экране фотография Л. Руслановой)

Вопрос классу: Вы узнаете эту певицу? Как её имя?

слайд 16

Лидия Русланова. Она была всенародно любимой исполнительницей русских песен. Всю войну ездила Лидия Андреевна с концертами по фронтам, везде её принимали с радостью и восторгом.

Сообщение ученика о Л. Руслановой.

слайд 17

«Валенки» /Прослушивание/.

Вопросы классу

  1. Своим творчеством Л. Русланова решала задачу по подъему патриотизма? (Несомненно это был госзаказ, демобилизовать все силы и средства, в том числе и песенный народный жанр для поднятия духа и патриотизма )

  2. Как вы думаете, солдат после такого концерта с выступлениями артистов, идя в бой, верил в Победу? (думал с любовью о семье, знал кого он защищает и с надеждой и верой, что дома его ждут и верят в него)

Изобразительное искусство.Жанр - графика: ПЛАКАТ

слайд 18

Сообщение «Плакат -оружие в борьбе»

В годы Великой Отечественной войны у художников, как и у народа, с особой силой проявилось патриотическое чувство. Художники почувствовали, что своим искусством они должны помогать народу в смертельной схватке с врагом. Художники-плакатисты оперативно откликнулись на события первых дней войны. С началом Великой Отечественной войны художники принимают самое активное участие в борьбе с врагом.

Плакат - жанр универсальный. Но плакаты Великой Отечественной Войны -это больше чем жанр, это - летопись, предопределившая Великую Победу великой нации над фашизмом.

слайд 19

Итак, первые дни войны, год 1941. Первым плакатом Великой Отечественной войны является плакат«Беспощадно разгромим и уничтожим врага!». Создан он был к вечеру 22 июня 1941 года и опубликован в газете «Правда». Авторами являются коллектив графиков и живописцев Кукрыниксы -Михаил Васильевич Куприянов, Порфирий Никитич Крылов, Николай Александрович Соколов) (Кукрыниксы -псевдоним по первым слогам фамилий)

Конспект урока по МХК Роль искусства в годы ВОВ

слайд 20

Конспект урока по МХК Роль искусства в годы ВОВ

слайд 21

Наиболее известным плакатом Великой Отечественной войны является плакат И.М. Тоидзе «Родина - мать зовет!». Идея создания плаката пришла совершенно случайно. Услышав первое сообщение Совинформ бюро о нападении фашистской Германии на СССР, супруга Тоидзе вбежала к нему в мастерскую с криком «Война!». Пораженный выражением ее лица, художник приказал жене замереть и тут же принялся делать наброски будущего шедевра.

Образ «Родины-матери» в дальнейшем стал одним из самых распространённых образов советской пропаганды. Он был издан миллионными тиражами на всех языках народов СССР. Художник талантливо представил исполненный романтики обобщенный образ Отчизны. Воздействие этого плаката заключено в психологическом содержании самого образа- выражении взволнованного лица простой русской женщины, в её призывающем жесте.

В первые месяцы войны сюжеты героических плакатов были насыщены сценами атак и единоборства советского воина с фашистом, причем основное внимание, как правило, обращалось на передачу движения яростного устремления на врага.

слайды 22 - 23

слайды 24, 25, 26

  1. К какому жанру изобразительного искусства относится плакат. (Графика.)

  2. Чем плакат отличается от картины. (Плакат выполняется в ограниченной цветовой палитре. Выполняется простыми формами и образами. Главное - плакат должен призывать. Приковывать внимание и звать к определенной цели.)

3. Что первое воспринимается, когда смотрим на плакат? (слова-призыв, выражение лица, суровый взгляд)

5. Какие цвета и почему являются ведущими в плакате?

Задание классу:

-Подумайте, какие средства художественной выразительности использует Ираклий Моисеевич Тоидзе для создания образа Родины-матери? Какие ощущения вы испытываете, глядя на этот плакат? Ответ запишите.

(цвет, колорит, композиция, штрих, пропорции)

Выполнение задания №3 в творческом листе

Изобразительное искусство.

ЖИВОПИСЬ

Жанр -картины

слайд 28

Сообщение ученика «Художники в годы войны»

Учитель показывает для сравнения картину Валентина Александровича Серова «Октябрь.Домотканово».

Вопросы классу:

  1. Что изображено на картине?

  2. Какое первое впечатление вызывает у вас картина?

слайд 29

Учитель показывает картину А.А.Пластова «Фашист пролетел».

Вопросы классу:

1. Что изображено на картине?

2. Какое первое впечатление вызывает у вас картина?

Задание № 4 в творческом листе

Вопросы классу:

1.Какое эмоциональное воздействие вы ощущаете, глядя на картины?

2. Вовлекаетесь ли вы во взаимодействие с изображенным на картине или отстраненно созерцаете картину?

слайд 30-31


Жанр - Кинематография

слайд 32

Рассказ учителя -

В годы войны иным, чем в мирных условиях, стало значение разных видов кино. В искусстве на первое место выдвинулась кинохроника как самый оперативный вид кино.

Иным, чем до войны, но по - прежнему могучим средством идейного воспитания масс стала художественная кинематография. Мастера художественной кинематографии стремились рассказать о героях фронта и тыла так, чтобы их подвиги вдохновили на новые героические дела тысячи и десятки тысяч солдат, офицеров, партизан, тружеников тыла. Кинооператоры на фронте вначале снимали также, как и в мирные дни во время маневров. На экране неслись лавины танков, летели эскадрильи самолетов, бежали на общих планах бойцы... С осени 1941 года характер изображения войны во фронтовых кинорепортажах начинает медленно изменяться. Поначалу киносюжеты фронтовых операторов напоминали по своему стилю военные сводки. Однако постепенно все явственнее ощущалось стремление дать не только подробную информацию, но и попытаться осмыслить героическую эпопею Великой Отечественной войны. Новое в характере изображения войны возникло, когда фронт подошел к крупнейшим центрам страны, и население приняло участие в защите своих городов. Съемки обороны городов-героев сыграли особую роль в развитии советской публицистики. Именно по этим лентам легче всего проследить, как постепенно углублялось в сознании документалистов понимание народного характера войны, и как с изменением взгляда на войну менялся стиль и характер документальных съемок .

Просмотр кинохроники.слайд 13

Вопросы обучающимся:

  1. На кадрах кинохроники могут быть и ваши деды и прадеды.

Какие чувства в данный момент вы испытываете?

Составление синквейна

слайд 33

Правила написания синквейна.

1 строка - одно существительное, выражающее главную тему синквейна.

2 строка - два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка - три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка - фраза, несущая определенный смысл.

5 строка - заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

(для задания даются слова «Война», «Подвиг», «Победа», «Россия»)

Обобщение темы урока:Вопрос классу:

1.Что общего между данными произведениями искусства?

2 .Назовите произведения, которые вам запомнились больше всего из тех, о которых мы услышали сегодня или те, с которыми вы были знакомы ранее.Чем они «зацепили» вас, почему запомнились, понравились?

3. Какое значение имеют эти произведения для нас, «наследников» Великой Победы?

(воспитывают гордость за наш великий русский народ, дают представление о ужасах войны, учат мужеству, отваге и чести и т.д)

Вспомните хотя бы одну современную песню, которая несла бы такую смысловую и эмоциональную нагрузку, как песни военных лет. (Привести пример песни «День Победы» музыка Дмитрия Тухманова, сл. Виктора Харитонова в исполнении Льва Лещенко)

слайд 34

Предлагаю всем спеть куплет песни День Победы под фонограмму.

слайд 35Заключительное слово учителя:

Сколько бы лет не прошло с тех страшных трагических событий 20 века, мы обязаны помнить подвиг наших дедов, которые подарили нам мир.Но мы должны помнить и тех, кто своим великим трудом-творчеством оставил нам данные произведения искусства, которые создавались в тот момент, когда фашистская орда бомбила наши города и убивала мирных жителей страны. Помните об этом, чаще соприкасайтесь с искусством военного периода и тогда вы будете знать правду о войне и передавать её своим детям и внукам.

слайды № 36-37

Творческий лист

Задание 1:

Почему в истории художественной культуры XX века выделяют искусство военных лет.________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 2:

-Какие образы рисуются у вас после прослушивания стихотворения А.Суркова «Присягаем Победой»? Какие ключевые слова прозвучали?___________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 3:

Какими средства художественной выразительности использует И.Тоидзе для создания образа Родины-матери? Какие ощущения вы испытываете, глядя на этот плакат?

__________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 4. Перед вами картина А. Пластова «Фашист пролетел». Рассмотрите её внимательно. Из каких составляющих складывается композиция картин?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Какое эмоциональное воздействие вы ощущаете, глядя на картину

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 5. Подумайте, какие новые темы и образы родились в советской культуре в период Великой Отечественной войны? Как искусство помогало советскому народу выстоять в столь тяжелых испытаниях? Свои мысли запишите.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 6.

Имеют ли значение эти произведения для вас, «наследников» Великой Победы? Свои мысли запишите.___________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



© 2010-2022