«Предметы народного быта калмыков - бортхо»

Урок по теме  «предметы народного быта калмыков-бортхо»  проводится в 5 классе.   С целью расширить знание детей о народном искусстве, познакомить детей с предметами народного быта и их декором. Изучить единство формы и декора в предметах народных промыслов. Развить композиционный навык. Уметь состовлять композиции из предметов народного быта. В процессе знакомства воспитывается любовь к народному искусству.  Воспитывается уважение к народному искусству и бережное отношение к традициям данного н...
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

5 класс

Тема урока: Предметы народного быта калмыков - бортхо.

Цель: - расширять знания детей о народном искусстве, познакомить детей с предметами народного быта и их декор;

  • развивать чувство композиции, формировать графические умения в рисованию кистью;

  • воспитывать чувство национального сознания, любовь к своему народу и уважение к другим народным культурам.

Наглядности: слайды, образцы рисунков. Оборудования: альбом, краски, кисти.


План урока:

I. Орг.момент.

П. Вступительное слово: - Однажды народный поэт Калмыкии Константин Эрендженов сказал «Без песен, поэзии, творчества не может быть полной радости в жизни, нет движения вперед». В этом он прав. III Сообщение темы урока: - Народное искусство хранит вековые традиции, передаваемые из поколения в поколение...(слайд 1-2) Сегодня на уроке мы с вами продолжим знакомство с произведениями народного искусства, которые жили вмести с человеком, помогали в быту, труде, были участниками праздников.

IV. Беседа: - Уходят годы. Исчезают как миражи. Стремительно летит время. Дети и внуки сменяют дедов и отцов, но только великая дружба спаяла разноплеменную и разноязыковую культуру народов.

  • На прошлых уроках мы с вами знакомились с культурой славянского народа, начали изучать калмыцкую культуру, сравнивали их между собой. И на сегодняшнем уроке мы познакомимся с предметами быта калмыцкого народа.

Да,

У калмыка все годилось впрок: Овечья шкура и бараний рог, Копыта, шерсть на войлок и чулки, На варежки, веревки и платки, Прочнейший волос из хвоста коня, Кизяк для поддержания огня...


  • Ребята, что вы поняли из этого стихотворения? (ответ)

  • Во времена наших пробабушек и бабушек у калмыцких кочевников посуда была сделана из дерева и шкур крупных животных - верблюдов, коров и лошадей. Перед тем как изготовить какой-либо предмет шкуру сначала обрабатывали.

Например, такой предмет быта, как бортхо - мастера-умельцы делали из шкур верблюдов. Из готовой шкуры по специальному лекало (форма) вырезали две одинаковые части-половинки будущего бортхо. Затем их прочно сшивали, сшитый сосуд в тугую набивали сырой глиной и держали над дымом. Затем мастер металлическим резцом искусно наносил на его поверхность различные рисунки и узоры.

От сильного жара бортхо становилось темно-красным. Затем выбивали глину, бортхо сушили на солнце 4-5 дней, чистили, полоскали внутри, прикрепляли металлическую (серебряную) крышку с гравировкой, ременную ручку. Получался великолепный сосуд: он не бился, летом можно было держать холодные напитки. В основном в бортхо наливали кумыс. Вместимость его составляла 2-3 литра.

Также издавна калмыки использовали в хозяйских нуждах и предметы из дерева. Различные предметы домашнего обихода выдалбливали из толстых поленьев:ведра, бочки, корыта.

Большая деревянная чаша (таег)- выдолбленная из куска дерева ( клена), хорошо отделанная. Из нее угощали почетных гостей - пожилых людей, служащих культа, влиятельных однохотонцев.


  1. Объяснение и показ выполнения работы: - На этом уроке, мы с вами

попробуем нарисовать - бортхо. Прежде чем начать работу, посмотрите

внимательно, из каких геометрических фигур оно состоит (основная часть

полукруг, горлышко - прямоугольник), также ни забывайте о правильной компоновки предмета ( он должен быть расположен к центру листа).

  • Сначала прорисуем основную часть предмета, потом горлышко (все части в виде геометрических фигур). Затем плавными линиями прорисовываем все соединения, наносим на основную часть предмета и на крышку различные рисунки и узоры. Далее пишем предмет в цвете (красно-темное бортхо и серая крышка).

  1. Творческая самостоятельная работа учащихся. Индивидуальная помощь учащимся.

VII. Подведение итогов урока.

Физминутка:

Раз-подняться,подтянутся

Два-согнуться, разогнуться

Три - в ладоши три хлопка,

головою три кивка.

На четыре - ноги шире.

Пять - руками помохать.

Шесть-за стол тихонько есть.



© 2010-2022