Психические процессы и их роль в профессиональном самоопределении выпускников школ

Профессиональное самоопределение личности – сложный и длительный процесс, охватывающий значительный период жизни. Его эффективность определяется степенью согласованности психологических возможностей человека с содержанием и требованиями профессиональной деятельности,  сформированностью у личности способности адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим условиям в связи с профессиональным самоопределением. Период окончания школы характеризуется для школьника активизацией процессов лично...
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Психические процессы и их роль в профессиональном самоопределении выпускников школ

Содержание

Введение………………………………………………………………………… 2 стр.

  1. Психические процессы и их роль в профессиональном самоопределении школьников………………………………………………………………….4 стр.

    1. Психические процессы…………………………………………………... 4стр.

    2. Роль психических процессов в профессиональном самоопределении школьников……………………………………………………………….11 стр.

Заключение…………………………………………………………………….16 стр.

Литература……………………………………………………………………17 стр.









Введение

Профессиональное самоопределение личности - сложный и длительный процесс, охватывающий значительный период жизни. Его эффективность определяется степенью согласованности психологических возможностей человека с содержанием и требованиями профессиональной деятельности, сформированностью у личности способности адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим условиям в связи с профессиональным самоопределением.

Период окончания школы характеризуется для школьника активизацией процессов личностного, жизненного и профессионального самоопределения, становлением его внутренней позиции как устойчивого отношения к себе (согласование себя настоящего и выбираемого будущего), отношения к людям (дифференциация на эмоционально-ценностной основе), отношения к миру и к различным видам деятельности (в том числе - избирательно-ценностное ориентирование в профессиональных стереотипах и версиях профессионального будущего).

Поэтому очень важно именно в эти годы выявить и по мере возможности развить те способности, на основе которых школьнику можно было бы разумно и правильно осуществить выбор профессии, чтобы требования, которые она предъявляет, совпадали с его личностными качествами и возможностями.

Кроме того, подрастающее поколение несет в себе потенциальную энергию дальнейшего развития. От того, какие ценности будут сформированы у молодежи сегодня, зависит путь и перспективы развития нашего общества.

Реализация современных требований, предъявляемых к общеобразовательной школе, значительно активизировала разработку научных и практических проблем профориентации. Можно выделить ряд направлений, способствующих решению практических вопросов профессионального самоопределения подрастающего поколения.

К ним относятся:

  • система профориентации, вооружающая школьников необходимыми знаниями для ориентации в мире профессий, умениями объективно оценивать свои индивидуальные особенности (Б.А.Федоришин, Киев);

  • диагностические методики изучения личности школьников в целях оказания индивидуальной помощи в выборе профессии (В.Д.Шадриков, Москва, Воронин Н.П., Ярославль; Забродин Ю., Москва);

  • теоретические и методические основы проф. консультации молодежи, банк профессиокарт (Е.А.Климов, Москва);

  • системный подход к профориентации школьников (В.Ф.Сахаров, Киров, Н.К.Степаненков, Минск);

  • общественно-значимые мотивы выбора профессии (Е.М.Павлютенков, Комсомольск-на-Амуре);

  • теория и практика профессионального определения (Н.С. Пряжников, Москва).

Однако, несмотря на некоторые положительные результаты, профориентация в современных условиях всё ещё не достигает своих главных целей - формирования у учащихся профессионального самоопределения, соответствующего индивидуальным особенностям каждой личности и запросам общества в кадрах, его требованиям к современному труженику. Существенным тормозом развития профориентации является то, что она, как правило, рассчитана на некоторого усредненного ученика; отсутствует индивидуальный, дифференцированный подход к личности выбирающего профессию, используются в основном словесные, декларативные методы, без предоставления возможности каждому попробовать себя в различных видах деятельности, в том числе и в избираемой.

Многие города и районы не обеспечены текущей информацией о потребностях в кадрах. Слабо осуществляется подготовка квалифицированных специалистов - профориентаторов.

О низкой результативности профориентационной работы со школьниками свидетельствуют и противоречия, связанные с профессиональным самоопределением учащихся:

  • между их склонностями, способностями и требованиями избираемой профессии;

  • осознанием уровня своего общего развития и возможностью менее квалифицированной работы;

  • их притязаниями и реальными возможностями заполнения вакантных мест;

  • склонностью и представлениям о престиже профессии;

  • желанием заранее попробовать себя в избираемой профессиональной деятельности и отсутствием таковой возможности в школе и ближайшем её окружении;

  • несоответствием здоровья, характера, привычек требованиям предъявляемым профессией и др.

Данные противоречия можно отнести к группе внутренних, личностно-психологических.

Но не менее значимы и противоречия социально - экономические:

  • между возросшими требованиями к современному специалисту и действующими формами и методами, сложившимися на основе представлений об экстенсивных путях развития народного хозяйства, его кадрового обеспечения;

  • профессиональными планами молодежи с высоким уровнем образования и экономической необходимостью народного хозяйства заполнить вакантные рабочие места с тяжелым физическим трудом;

  • потребностью общеобразовательной школы и других социальных институтов в специалистах - профориентаторах и отсутствием стабильной комплексной подготовки их в вузах страны;

  • необходимостью координации и интеграции профориентированных воздействий и решением её узковедомственными путями и средствами.

Анализ накопленного опыта в области теории и практики профориентации, выявленных противоречий, путей их развития и решения позволяет следующим образом сформулировать определение профориентации: это многоаспектная, целостная система научно - практической деятельности общественных институтов, ответственных за подготовку подрастающего поколения к выбору профессии и решающих комплекс социально - экономических, психолого- педагогических и медико - физиологических задач по формированию у школьников профессионального самоопределения, соответствующего индивидуальным особенностям каждой личности и запросам общества в кадрах высокой квалификации.

Во всей разнообразной и многоаспектной работе по профессиональному самоопределению существуют и чисто психологические задачи, которые должен решать специалист. Можно выделить два главных направления работы:

первое - это проведение информационно-просветительской работы, направленной на развитие психологической культуры учащихся, углубление их знаний по психологии;

второе направление - проведение индивидуальных консультаций с учащимися, предусматривающих диагностику и собственно консультацию.

Однако для решения проблемы профессионального самоопределения не всегда бывает достаточно провести консультацию и дать рекомендации. Сегодня помощь старшим подросткам в профессиональном самоопределении должна пониматься широко и быть действенной.

  1. Психические процессы и их роль в профессиональном самоопределении

1.1.Психические процессы

Это элементарные единицы, которые мы можем выделить в психической деятельности, ее «атомы». Процессы первичны - на их основе строится вся сложная система функционирования психики. Процессы динамичны - они имеют свой ход и развитие.

Психические познавательные процессы условно делятся на относительно простые и относительно сложные.

Именно через них осуществляется познание мира человеком на различных этапах его развития. Это познание мира можно разделить на следующие этапы: живое созерцание > абстрактное мышление > практическая деятельность.

Живое созерцание включает:

Ощущение - отражение в сознании человека отдельных свойств и качеств предметов, непосредственно воздействующих на органы чувств. Ощущение не дает человеку целостной картины отражаемых объектов. Если, например, человеку завязать глаза и предложить прикоснуться кончиком пальца к незнакомому ему предмету (столу, компьютеру, зеркалу), то ощущение даст ему знание лишь отдельных свойств предмета (например о том, что это предмет твердый, холодный, гладкий и т.п.).

Физиологической основой ощущений выступают процессы, протекающие в анализаторах.

Анализатор состоит из 3 частей:
- рецепторов (органов чувств), расположенных на поверхности тела, внутри организма и в мускулах, именно они воспринимают раздражение;
- проводящих путей (нервов), по которым возбуждение, возникающее в рецепторах, передается в соответствующие участки коры больших полушарий головного мозга человека;

- отделов мозга соответствующих участков коры головного мозга (анализаторов), перерабатывающих нервные сигналы, поступающие от рецепторов.

Рецепторы преобразуют энергию раздражителя в нервные импульсы, которые затем поступают в мозг и преобразуются в ощущения света, звука, вкуса и т.д.

Основные свойства анализаторов:

Высокая чувствительность к адекватным раздражителям. Количественной мерой чувствительности является пороговая интенсивность, то есть наименьшая интенсивность раздражителя, воздействие которого нарушает ощущение.

Адаптация - способность анализаторов приспосабливать уровень своей чувствительности к интенсивности раздражителя. При входе в темную комнату мы вначале ничего не видим. Но через некоторое время начинаем различать предметы. Глаз адаптируется к темноте в течение 4-5 минут частично, 40 минут - достаточно и 80 минут полностью. Это особенно необходимо учитывать при вождении автомобиля в ночное время.

Тренируемостъ анализаторов - повышение чувствительности и ускорение адаптационных процессов под влиянием самой сенсорной деятельности.

Последовательные образы - способность анализаторов некоторое время сохранять ощущение после прекращения действия раздражителя.

Постоянное взаимодействие анализаторов в условиях нормального функционирования. Например, след от взгляда на солнце сохраняется некоторое время и после закрытия глаз.

Минимальный порог ощущений - наименьшая сила раздражителя, вызывающая ощущение (нижняя граница ощущения высоты звука составляет 15 гц, света-0,001 свечи).

Максимальный порог ощущений - определенный предел величины и силы раздражителя, сверх которого он перестает адекватно ощущаться. (Звуковое колебание силой более 120 дцб ощущается уже как болевое).

Порог различия - наименьшее изменение силы раздражителя или отличие одного раздражителя от другого, которое замечается органом чувств. (Величина прибавки силы раздражителя, необходимая для ощущения едва заметной разницы, составляет в звуке 1/10, свете 1/100, давлении 1/30 исходной величины).

Диапазон чувствительности определяет пропускную способность анализатора. Он равен «рабочей зоне», лежащей между минимальным и максимальным порогами ощущений. Каждому человеку свойственен свой диапазон чувствительности. При помощи соответствующих тренировок он может расширяться. В процессе профессиональной деятельности он также может либо расширяться, либо сужаться.

Синестезия - процесс одновременного возникновения нескольких ощущений при действии одного раздражителя. Например, композитор Скрябин воспринимал разные нотные звуки окрашенными в разные цвета.

Сенсибилизация - повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов и соответствующих тренировок. (Слабый звук обостряет зрение).

Для характеристики ощущений используются такие их свойства, как качество, длительность, интенсивность и др.

Как правило, снижение чувствительности одного из анализаторов влечет за собой повышение чувствительности других. У людей, потерявших полностью или частично зрение, как правило, обострены слуховые, тактильные ощущения, обоняние.

Ощущения выполняют регуляторную функцию. Оценка расстояния, сила действия руки на предмет, громкость произнесенного слова регулируются возникшими ощущениями. Ощущение - начальный этап всякого познания.

Восприятие

Восприятие (перцепция) - отражение в сознании непосредственно воздействующих на органы чувств предметов и явлений в целом, во всей совокупности их признаков и свойств.

Содержание восприятия во многом зависит от приобретённого опыта. Восприятие возникает на основе ощущений, но оно не сводится к их простой сумме. Это качественно новый, более сложный психический процесс по сравнению с ощущением. Восприятие направлено на узнавание опознавательных признаков воспринимаемого объекта и построение его копии (модели) в сознании. Результат восприятия - это целостный перцептивный образ объекта, а не отдельные его свойства, информацию о которых дают человеку ощущения.

Константность - выражается в относительной способности сохранять постоянство некоторых свойств объектов при изменении условий, в которых протекает процесс восприятия. Например, цвет и форма знакомых объектов воспринимаются одинаково независимо от условий наблюдения; благодаря этому человек может воспринимать и познавать мир устойчивых вещей, сохраняющих свои основные признаки при малейшем изменении, например, освещенности или расстояния до воспринимаемого объекта.

Предметность восприятия заключается в том, что человек, воспринимая информацию от внешних источников, относит их к отрешённой внешней (предметной) среде. Другими словами, воспринимаемые человеком психические образы предметов осознаются им как часть объективно существующего мира.

Целостность - выражается в формировании целостного образа объекта и проявляется в отражении устойчивых связей между его отдельными составляющими. Даже при неполной информации об объекте восприятие позволяет мысленно «достраивать» этот образ на основе обобщения знаний о нем. Например, можно сохранить портретное сходство, изображая человека и штрихами, и пунктиром, и другими элементами; восприятие фигур и их частей не отдельно, а в виде целостных образов позволяет объяснить некоторые иллюзии.

Обобщенность - отнесенность каждого образа к некоторому классу объектов, имеющему название.

Осмысленность состоит в том, что перцептивные образы всегда наполнены смысловым содержанием. Бессмысленных, образов просто не существует. Восприятие включает в себя непрерывный поиск наилучшего объяснения (осмысления) того, что отражается в сознании индивида. Осмысленность всегда дополняется прошлым опытом и предполагает обязательное понимание того, что воспринимается.

Активность - человек активно воспринимает окружающую действительность.

Избирательность - преимущественное выделение одних объектов на фоне других. Более нужные, представляющие интерес в данный момент предметы или их детали воспринимаются индивидом более отчетливо, а остальные служат для них лишь фоном.

Аперцепция - зависимость восприятия от прошлого опыта, психических состояний (особенно от страха), мотивов, потребностей и интересов. Воспринимаемая реальность разделяется на два слоя - образ предмета (фигуру) и образ окружающего предмет пространства (фон), в качестве фигуры и фона выделяются различные объекты в зависимости от прошлого опыта человека.

Важнейшим феноменом восприятия является отнесенность предметного образа к реальному миру - феномен проекции (к примеру, человек видит не изображение предмета на сетчатке глаза, а реальный предмет в реальном мире). Этот феномен можно проследить на всех уровнях организации личности.

Человек с аналитическим восприятием склонен к выделению мелких деталей воспринимаемого объекта. Это проявляется в описании им объектов, в увеличенном внимании к подробностям воспринимаемых событий.

Синтетическое восприятие, наоборот, ориентирует индивида на отражение более глобальных характеристик объекта. При этом часто остаются в тени мелкие элементы, создающие его совершенство.

Субъективное восприятие характерно для тех, кто стремится привнести свое личностное отношение к событию или явлению. Как известно, это невозможно сделать, не исказив воспринимаемый объект.

Объективное восприятие делает человека склонным к строгому отражению происходящего. Иногда это откладывает отпечаток на личностные характеристики человека, делая его излишне прямолинейным, чрезмерно прагматичным и даже эмоционально ограниченным.

Описательное восприятие проявляется в человеке в его склонности описать поверхностно воспринимаемый объект или явление без погружения в глубокую суть содержания и сущности.

Объяснительное восприятие стимулирует индивида к поиску истины, объяснению всего, что происходит вокруг него.

Восприятие изменяется под влиянием условий жизни.

Внимание

Вниманием называют выделение, выбор актуальных, личностно значимых сигналов. Внимание относится к так называемым «сквозным» психическим процессам, так как присутствует на всех уровнях психической организации.

Традиционно внимание связывают, прежде всего, с ограничением поля восприятия, то есть с такой организацией восприятия, при которой человек воспринимает то, что хочет видеть (слышать и т.д.), предвосхищая структуру информации, которая будет при этом получена.

Сущность внимания проявляется в отборе значимых (релевантных) воздействий и игнорировании (торможении, устранении) других-несущественных, побочных, конкурирующих воздействий. Наряду с функцией отбора выделяется функция удержания (сохранения) данной деятельности (сохранение в сознании образов, определенного предметного содержания) до тех пор, пока не завершится акт поведения, познавательная деятельность, пока не будет достигнута цель. Одной из важнейших функций внимания является регуляция и контроль протекания деятельности.

Под вниманием понимается направленность и сосредоточенность сознания на определённом объекте при отвлечении от других.

Устойчивость - длительность привлечения внимания к одному и тому же объекту или к одной и той же задаче. Устойчивость определяется периферическими факторами и не превышает 2-3 секунд, после чего наступает колебание внимания. Период устойчивости центрального внимания может достигать нескольких десятков минут. При этом длительность привлечения центрального внимания, по мнению С.Л. Рубинштейна, зависит от возможности постоянно раскрывать в объекте новое содержание. Но и в этом случае она не превышает 45 минут (классический учебный, академический час), затем необходима смена деятельности.

Концентрация внимания - повышение интенсивности сигнала при ограниченности поля восприятия, способность сосредоточиться на предмете, объекте.

Распределение внимания - способность человека рассредоточить внимание на определенное число разнородных объектов одновременно. (Юлий Цезарь мог делать одновременно семь, не связанных друг с другом дел, Наполеон мог одновременно диктовать своим секретарям семь ответственных дипломатических документов). Это свидетельствует о взаимосвязи распределения и переключаемость внимания.

Переключаемостъ - преднамеренный, сознательный переход от одного вида деятельности к другому (рассеянность - плохая переключаемостъ).

Предметность - способность выделять определенные стороны, Свойства предмета, объекта в соответствии с поставленной задачей, личной значимостью, их актуальностью.

Объём - способность одновременно удерживать внимание на нескольких объектах (7 + 2 объекта).

Колебание (флюктуация) - непроизвольный переход внимания с объекта на объект.

Направленность определяется структурой внешних раздражителей (физические параметры сигнала: интенсивность, частота и т.д.) и структурой внутреннего поля (степень новизны, интенсивности раздражителя н т.д.). Она может быть внутренней и внешней.

Произвольное и послепроизвольное внимание свойственно только человеку.

Внимание является необходимым условием успешной деятельности человека. Поэтому важно развивать навыки управления вниманием. При этом следует учитывать факторы, способствующие привлечению внимания:
- характер раздражения (новизна, контраст, физические характеристики - величина объекта и пр.);

- отношение раздражителя к потребностям (то, что важно для человека, в большей мере соответствует его потребностям, привлечет его внимание, прежде всего).

Для поддержания внимания следует также нейтрализовать факторы, снижающие его устойчивость:

- монотонность и стереотипность выполняемых действий;
- однообразие и недостаточность (избыток) информации.

Внимание в определённой степени связано с невнимательностью. Невнимательность является определённой организацией внимания и принимает ряд форм, объединяемых в три группы.

Один тип невнимательности - рассеянность возникает при чрезмерно лёгкой переключаемости и отвлекаемости, при очень малой интенсивности внимания. Внимание перескакивает с объекта на объект и ни на одном не задерживается. Оно в большей степени свойственно детям, подросткам.

Другой тип невнимательности определяется высокой интенсивностью и трудной переключаемостью внимания. Он свойственен людям с устойчивым внутренним вниманием: учёным, изобретателям, людям, сосредоточившимся на каких-то внутренних проблемах.

Третий тип, как правило, присущ старикам, больным или переутомлённым людям, людям с постоянным или временным снижением физических сил и подвижности психических процессов. Он характеризуется весьма слабой интенсивностью концентрированного внимания и слабой его переключаемостью.

Внимание как процесс может переходить в состояние. Так, снижение уровня внимания, его эффективности, служит, как правило, признаком утомления и переутомления. В то же время следует подчеркнуть, что внимание как психический процесс требует определенного волевого усилия.

  1. Роль психических процессов в профессиональном самоопределении школьников.

Тепло и холод, цвета и звуки, запахи и вкус, гладкость и шероховатость и многие, многие другие качества, признаки и свойства окружающих предметов и явлений мы познаем благодаря особому психическому процессу - ощущению. Характерная особенность ощущений - их сиюминутность, непосредственность.
Ощущения входят в структуру более сложного психологического процесса - восприятия. Восприятие - это отражение предметов и явлений в целом при их непосредственном воздействии на органы чувств. Ощущения и восприятия неразрывно связаны друг с другом.

Отдельные ощущения как бы привязаны к определенным органам чувств. Когда несколько органов чувств начинают работать вместе, скоординированно, в нашем сознании возникает целостный образ предмета или явления.
Человек касается рукой снега, видит его сверкающую белизну, слышит его хруст под ногами, вдыхает ни на что не похожий запах свежего снега. И говорит себе: «Это - снег. Это - зима».

От ощущения он «поднимается» к восприятию. Надо сказать вот о чем: ощущение не требует от человека никакой активности. Оно «срабатывает» само по себе: даже спящий человек ощутит холод, а запах как бы сам проникает в нос. А восприятие активно. Это выражается в словах. Для ощущений мы выбираем слова «видит», «слышит». Для восприятия нужны совершенно другие слова: «смотрит», «всматривается», «рассматривает», «слушает».

В зависимости от того, какой орган чувств при восприятии работает активнее, перерабатывает больше информации, получает наиболее значимые признаки, свидетельствующие о свойствах воспринимаемого объекта, различают зрительное, слуховое, осязательное, обонятельное восприятие.

Способность к восприятию активно развивается в профессии. В Древнем Риме, в мозаичной мастерской, мастера могли различать более 20 тысяч оттенков цветов.

Современные специалисты по окраске тканей различают до 60 оттенков черного цвета, хотя для нетренированного глаза они кажутся совершенно одинаковыми.
Сталевар по слабым цветовым оттенкам расплавленной стали определяет ее температуру и количество примесей

Летчики и автотехники по звуку определяют частоту вращения двигателя. Самые опытные из них свободно отличают 1300 оборотов в минуту от 1340, а нетренированные люди улавливают разницу только между 1300 и 1400 оборотами.

Таким образом, на успешность овладения профессией влияют особенности нашего восприятия, его соответствие условиям профессиональной деятельности.
Не менее важную роль в профессиональном самоопределении играет и такой психический процесс как память. Память характеризует способность к запоминанию, сохранению и воспроизведению того, что было в прошлом опыте. Указанные процессы памяти обычно протекают в произвольной и непроизвольной формах.

Если запоминание и удержание информации, а также ее воспроизведение происходят сами по себе, то говорят о наличии непроизвольной памяти. И наоборот, если человек ставит перед собой задачу запомнить какую-нибудь важную для него информацию, то тогда процесс запоминания будет произвольным.

Память способствует накоплению впечатлений об окружающем мире, служит основой приобретения знаний, навыков и умений. Память тесно связана с мышлением и восприятием, поэтому различаются словесно-логическая и наглядно-образная память.


Словесно-логическая память выражается в преимущественном запоминании словесных формулировок, математических и физических формул, символов, теоретических положений.

Наглядно-образная память характеризуется лучшим запоминанием, воспроизведением и сохранением наглядных и чувственных образов: звуков, лиц, природных явлений, оттенков цвета.

Безусловно, каждый человек использует как словесно-логическую, так и наглядно-образную память, но при выборе профессии необходимо учитывать, какая из них более развита. В зависимости от длительности сохранения информации различают кратковременную, долговременную и оперативную память.
Так, оперативная память проявляется в процессе выполнения отдельных операций. Решая какую-либо задачу, ученику приходится удерживать в уме некоторые промежуточные результаты до тех пор, пока она не будет решена. При этом он использует и другие способы, хранящиеся в долговременной памяти. Таким образом, оперативная память - это своего рода «рабочая смесь» долговременной и кратковременной памяти.

В своей деятельности человек опирается на знания, которые содержит его память. Инженеру постоянно приходится вспоминать формулы, правила расчетов, принципы решения технических задач. Врачу необходимо помнить названия и симптомы болезней, способы их лечения, названия лекарственных препаратов. Следует знать, что профессиональная деятельность предъявляет очень высокие требования к памяти специалиста.

Актер, выступающий на сцене, в отличие от школьника, отвечающего урок, не имеет права запнуться. Учителю необходимо не только правильно излагать основное содержание материала, но и дополнять его разнообразными научными фактами, почерпнутыми из различных источников.

Вполне понятно, что человек не может одновременно думать о разных вещах и выполнять разнообразные работы. Эта упорядоченность в его деятельности обеспечивается благодаря вниманию.

Внимание - это направленность и сосредоточенность психической деятельности человека на объектах, имеющих для личности определенную значимость. Великий педагог К. Д. Ушинский говорил, что внимание есть именно та дверь, через которую проходит все, что только входит в душу человека из внешнего мира

Различают непроизвольное, произвольное и послепроизволъное внимание.

Наверное, легко определить, что такое непроизвольное внимание во время урока, когда все сосредоточенно выполняют задание учителя, а у кого-нибудь с парты падает с грохотом учебник. Как бы старательно ученик ни работал, он обязательно отвлечется на этот грохот: срабатывает механизм непроизвольного внимания. Учебник поднят, все слова сказаны, надо снова возвращаться к выполнению задания.

Иногда, чтобы сделать это, требуется весьма большое усилие воли: начинает действовать произвольное внимание. Но если задание, которое человек выполняет, его заинтересует, напряжение сразу же исчезает и он продолжает работать целенаправленно, включается послепроизволъное внимание.
Внимание характеризуется следующими качествами: объемом, концентрацией, устойчивостью, переключением, распределением (см. схема 1)

Схема 1

Объем - количество объектов, которые могут быть охвачены вниманием одновременно. Профессии: машинистка, телеграфист, стенографист, диктор, корректор, бухгалтер, экономист, агроном, оператор и др.

Концентрация - степень сосредоточенности на объекте. Профессии: микробиолог, часовой мастер, хирург, скульптор, токарь и др.

Устойчивость - длительное сосредоточение внимания на объекте. Профессии: чертежник, художник, фрезеровщик, швея, конструктор и др.
Переключение - намеренный перенос внимания с одного объекта на другой. Профессии: воспитатель детского сада, следователь, продавец, водитель, учитель и др.

Распределение - возможность удерживать в сфере внимания одновременно несколько объектов. Профессии: оператор, педагог, водитель, наладчик и др.

Очень важное значение для успеха в любой, в том числе и профессиональной деятельности имеет устойчивость и концентрация внимания. Эти качества характеризуют глубину, длительность и интенсивность сосредоточенности на объектах деятельности. Способность к переключению внимания проявляется в быстром переходе от одной деятельности к другой, в переносе внимания с объекта на объект.

Работая за станком, токарь периодически переключает свое внимание с технологической карты и чертежа на обрабатываемую деталь, с механизма управления станком на инструменты и приспособления. Вместе с тем ему необходимо постоянно следить за режимом станка, что требует не только умения, но и навыка рационально распределять свое внимание. Существует ряд профессий, в которых высокая ответственность за ошибку заставляет специалиста постоянно находиться в состоянии готовности к действиям. Такие профессии, как контролер, диспетчер, слесарь-сборщик, летчик, монтажник радиоаппаратуры, оператор, требуют устойчивости внимания на протяжении всего рабочего дня

Огромное значение в профессиональной деятельности имеет мышление, которое представляет собой особую форму отражения окружающей действительности, устанавливающую связи и отношения между познаваемыми объектами.

Различают три основных вида мышления: предметно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое (см. схема 2).

Схема 2

Виды мышления

Предметно-действенное
Вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов в процессе действий с ними

Наглядно-образное
Вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы
Словесно-логическое
Вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями
Предметно-действенное - наиболее простая форма мышления, сопутствующая практической деятельности человека. При рубке дров, конвейерной сборке деталей и других подобных работах этот вид мышления проявляется наиболее полно. Он всегда основывается на обобщении опыта и потому способствует формированию более сложных видов мышления: образного и логического.

Представления и образы служат опорой профессиональной деятельности художников, конструкторов и представителей других творческих профессий, так как у них в наибольшей степени развито наглядно-образное мышление.

Словесно-логическое мышление наиболее характерно для математиков, программистов, инженеров, физиков-теоретиков, т.е. для тех, кто выполняет мыслительные операции с различными понятиями. Все виды мышления тесно взаимосвязаны. При возникновении любой проблемной задачи словесные рассуждения всегда опираются на образы. В то же время решение даже самой простой практической задачи требует словесно-логического обобщения. Вот почему так важно при выборе профессии знать особенности своего мышления.

Такое же важное значение для профессиональной деятельности имеет способность личности к выполнению различных мыслительных операций, таких, как сравнение, анализа, синтез, обобщение и абстрагирование (схема 3).

Сочетание данных операций в различных вариантах составляет механизм мышления и воображения. Способность оперировать пространственными представлениями, так необходимая во всех сферах профессиональной деятельности, не обходится без включения большинства перечисленных мысленных операций.

Например, технический дизайнер при создании модели корпуса будущего автомобиля осуществляет мыслительные операции, сравнивает ее с известными образцами, анализирует их с точки зрения аэродинамических и технических характеристик, обобщает, классифицирует и, абстрагируясь от них, создает новый облик.

Заключение.

Из выше сказанного можно сделать вывод, что на успешность овладения профессией влияют особенности психических процессов человека и соответствие их условиям профессиональной деятельности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Основная:

1. Артюхова, И. Проблема выбора профиля обучения в старшей школе / И. Артюхова //Педагогика. -2004. -№2- С.28-33.

2. Барретт, Джим. Выбор профессии: тесты способностей /Джим Барретт; пре.с анг. А.В. Банкрашкова. - М.: АСТ: Астрель, 2007. - 221 с.

3. Белянский, Н.П. Управление персоналом: учебник /Н.П. Белянский. - Минск: Современная школа, 2008. - 448 с.

4. Зеер, Э.Ф. Профориентология: Теория и практика: учеб.пособие для высшей школы /Э.Ф. Зеер, А.М. Павлова, Н.О. Садовников. - М.: Академический Проспект; Екатеринбург: Деловая книга, 2006. - 192 с.

5. Климов, Е.А. Для тех, кто не любит математику: В помощь старшекласс-никам, молодёжи на этапах выбора профессии и профессионального становления: учеб.пособие /Е.А. Климов. - М.: МПСИ: Флинта, 2005. - 192 с.

Дополнительная:

1. Аминов, Н.А. Некоторые теоретические аспекты дифференци¬рованной психодиагностики специальных способностей // Ти¬пологическая диагностика / Н.А. Аминов; под ред. Е.П. Гусевой. - М.: Просвещение, 1994. - Гл.5.- С. 96-123.

2. Гриншпун, С.С. Профессиональная консультация в школе /С.С. Гриншпун // Советская педагогика. - 1987. - № 10. - С.56-61.

3. Гейжан, Н.Ф. Методика индивидуальной профконсультации: учеб. посо-бие для студ высш. учеб. заведений / Н.Ф. Гейжан. - М.: Высшая школа, 1982. - 138 с.

4. Гинзбург, М.Р. Психологическое содержание личностного са-моопределения / М.Р. Гинсбург //Вопросы психологии. - 1994. - №3. - С. 43-52.

5. Гриншпун, С.С. Профессиональная консультация в школе /С.С. Гриншпун // Советская педагогика. - 1987. - № 10. - С.56-61.

6. Дидактический материал по курсу «Твоя профессиональная карьера» учеб.-метод. пособие /под ред. С.Н. Чистяковой. - М.: Просвещение, 1998.- 240 с.

7. Дидактический материал по курсу «Твоя профессиональная карьера» учеб.-метод. пособие /под ред. С.Н. Чистяковой. - М.: Просвещение, 1998.- 240 с.

8. Климов, Е.А. Как выбирать профессию: Кн. для учащихся /Е.А. Климов. - М.: Просвещение, 1990. - 160 с.

9. Климов, Е.А. Личностное и профессиональное развитие человека /Е.А. Климов //Вопросы психологии. - 1997. - №4. - С. 28-38.

10. Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения /Е.А. Климов. - Ростов-на-Дону: Издательство Феникс, 1996. - 512 с.

11. Климов, Е.А.Образ мира в разнотипных профессиях /Е.А. Климов. - Ро-стов-на-Дону, 1995. - 498 с.

12. Клищевская, М.В. Профессионально-важные качества как необходимые и достаточные условия прогнозирования успешности деятельности /М.В. Клищевская // Вестник Московского университета. Сер.14. Психология. - 1999. - №4. - С.61-66.

13. Кондрат, Е. Профессиональное самоопределение подростков с антисоциальным поведением /Е. Кондрат // Педагогика. - 2004. - №3. - С.45-48.

14. Личность и профессионально-психологическое сопровождение: учеб.пособие для студ. Вузов /под ред. Л.М. Митиной. - М.: Академия, 2005.- 334 с.

15. Никифоров, Г.С. Профессиональный отбор /Г.С. Никифоров //Управление персоналом. 1998. - №38. - С.39-43.

16. Овчарова, Р.В. Справочная книга школьного психолога / Р.В. Овчарова. - М.: ТЦ Сфера, 2001. - 480.

17. Психологическое сопровождение выбора профессии: Научно-методич. пособие /Ред.- сост. Л.М. Митина. - М.: Московс. психоголо-соц. инсти-тут: Флинта, 2000. - 268 с.

18. Психологическое сопровождение выбора профессии: научно-методич. пособие /Л.М. Митина, Л.В. Брендакова, И.В. Кондакова, Ю.А. Корелякова; под ред. Л.М. Митиной. - 2-е изд., испр. - М.: Московск. психолого-соц. институт: Флинта, 2003. - 184 с.

19. Пряжникова, Е.Ю. Профориетация: учеб. пособие для студ.вузов /Е.Ю. Пряжникова, Н.С. Пряжников. - 3-е изд. - М.: Академия, 2007. - 494 с.

20. Пряжников, Н.С. Психология труда и человеческого достоинства: учеб.пособие для студ. Вузов по специальности «Психология» /Н.С. Пряжников, Е.Ю. Пряжникова. - М.: Академия, 2001. - 476 с.

21. Пряжников, Н.С. Методы активизации профессионального и лич-ностного самоопределения: учебно-метод.пособие /Н.С. Пряжников. - М.: Изд-во МПИСИ; Воронеж: МОДЭК, 2002. - 392 с.

22. Павлюченков, Е.М. Формирование мотивов выбора профессии: учебно-методич. пособие / Е.М. Павлюченков. - Киев: Радянська школа, 1980.- 143 с.

23. Прощицкая, Е.Н. Практикум по выбору профессии: учебное пособие для 8-9 классов общеобразовательных учреждений / Е.Н. Прощицкая. - М.: Просвещение, 1998. - 240 с.

24. Полетаев, В.В. Основы профессиональной ориентации молодёжи: Моно-графия /В.В. Полетаев, А.Д. Сазонов. - Екатеринбург: Изд-во УрЮИ МВД России, 1999. - 105 с.

25. Прощицкая, Е.Н. Практикум по выбору профессии: учебное пособие для 8-9 классов общеобразовательных учреждений /Е.Н. Прощицкая. - М.: Просве-щение, 1998. - 91 с.

26. Пряжников, Н.С. Профессиональное самоопределение в культурно-исторической перспективе /Н.С. Пряжниокв // Вопросы психологии. - 1996.-№1.-С. 62-71.

27. Пряжников, Н.С. Перспективы отечественной профориентации /Н.С. Пряжников // Школьный психолог. - 2000. - №19. - С.5.

28. Романова, Е.С. 99 популярных профессий: Психологический анализ и профессиограммы /СПб: Питер, 2006. - 460 с.

29. Савенкова, И. Развитие рефлексивных механизмов профессио¬нального само-определения студентов - будущих психологов /И. Савенкова // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2000. - №4. -С.32-33.

30. Сторожева, Г. О профессиональном самоопределении учащихся /Г.О. Строжева //Воспитание школьников. - 2004. - №1. - С. 37-44.

31. Чистякова, С.Н. Профессиональная ориентация школьников: орга-низация и управление /С.Н. Чистякова, Н.Н. Захаров. - М.: Педагогика, 1987. - 157 с.

32. Чистякова, С.Н. Основы профессиональной ориентации школьников: учеб.пособие для учащихся пед. училищ /С.Н. Чистякова. - М.: Просвещение, 1983. - 112 с.

33. Чистякова, С.Н. Профессиональная ориентация школьников в условиях непрерывного образования /С.Н. Чистякова //Школа и производство -1991.-№12.-С.12-15.

34. Чернявская, А.К. Психологическое консультирование по про¬фессиональной ориентации: учеб.пособие для студентов вузов /А.П. Чернявская. - М.: Владос, 2001. - 94.



20


© 2010-2022