Выполнение тематической композиции в тёплых или холодных тонах – «Весна»

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

С природой одною он жизнью дышал:
Ручья разумел лепетанье,
И говор древесных листов понимал,
И чувствовал трав прозябанье;
Была ему звездная книга ясна,
И с ним говорила морская волна. Е. Баратынский
Выполнение тематической композиции в тёплых или холодных тонах – «Весна»

Выполнение тематической композиции в тёплых или холодных тонах - «Весна»

Темы уроков: «Пейзаж - жанр ИЗО».

«Знакомство с творчеством И. И. Левитана»

«Пейзаж - настроение»

Цели и задачи:

- продолжить знакомство учащихся с жанром пейзажа;

- дать представление об особенностях творчества великого пейзажиста И.И.Левитана;

- развивать умение чувствовать основное настроение картины и находить точные слова для его выражения;

-нарисовать пейзаж - настроение

1. Организационный момент

2. Вхождение в тему урока

На доске размещены картины. Учащиеся, входя в класс, выбирают одну по своему настроению

- Учитель предлагает учащимся взять одну картину по своему ощущению настроения на данный момент.

Почему каждый из вас выбрал именно эту картину? Какие возникли мысли? Какие строки из стихотворения, песни, классической музыки вам напоминает картина?

-ВЫВОД

3. Определите тему, цели и задачи урока

4. Диалоговое общение («Диалог культур»)

- Почему у вас такое настроение?

- Можно ли поделиться своим настроением со своими одноклассниками?

- Вы уже это сделали, как? Каким способом?

- Какой жанр лучше всего передаст настроение? (пейзаж)

- Что такое пейзаж?

- Что в переводе с французского обозначает слово пейзаж? (означает «вид страны», «вид местности»).

Художник-пейзажист изображает природу во всем ее многообразии (значение слово «пейзаж» может быть записано на доске).

5. Любование пейзажной композицией 2 слайд -14 слайды

Давайте посмотрим пейзажи художника - живописца и определим, какое настроение он хотел передать на своих полотнах (сигнальные карточки: хорошее, радостное, веселое настроение; грустное, печальное, сонное, задумчивое).

6. Диалоговое общение - «Учитель - ученик»

- Какой вывод мы сделаем?

Вывод: Художник вкладывает в картину свою душу, свой характер, а характер человека во многом зависит от того, в какой стране он родился и вырос.

- Как вы думаете, кто художник этих полотен?

Все ли картины были посвящены теме пейзаж?

15 слайд 4. Что такое пейзаж - настроение? Пейзаж- настроение как отклик на переживание художника. Многообразие форм и красок окружающего мира. Изменчивость состояния природы в течение суток. Со временем и свет дневного солнца, и мокрый туман, и свет восхода и заката - зыбкие и тонкие изменения в природе - приходят в искусство пейзажной живописи.

16 слайд 5. В чем секрет пейзажа - настроение? У художника, стремящегося уловить изменчивые состояния в природе, нет времени смешивать краски на палитре. Он наносит их прямо на холст быстрыми мазками чистых цветов заботясь о правде общего впечатления. Именно в это время вошло в употребление выражение «пейзаж настроения». Это значит, что художник тонко чувствует цветовые отношения, вызванные в природе освещение, временем суток и состоянием воздуха, научился воссоздавать их на холсте.

17 слайд 7. Знакомство с творчеством выдающегося мастера жанра пейзажа И.И.Левитаном в русской живописи (1860-1900) (сообщение учащихся).

Судьба Исаака Ильича Левитана была печальной и счастливой. Печальной - потому что, как это часто случалось с поэтами и художниками России, ему был отпущен краткий жизненный срок, к тому же за неполные сорок лет своей жизни он изведал тяготы бедности, бездомного сиротства, национального унижения, разлада с несправедливой, ненормальной действительностью. Счастливой - ибо если, как говорил Л. Н. Толстой, основой человеческого счастья является возможность «быть с природой, видеть её, говорить с ней», то Левитану, как мало кому, было дано постичь счастье «разговора» с природой, близости к ней. Познал он и радость признания, понимания своих творческих стремлений современниками, дружбы с лучшими из них. Жизнь Исаака Ильича Левитана преждевременно оборвалась на самом рубеже XIX и XX столетий, он как бы подытожил в своем творчестве многие лучшие черты русского искусства прошлого века. Левитан меньше чем за четверть века написал около тысячи картин, этюдов, рисунков, эскизов. Счастье художника, пропевшего свою песню, сумевшего поговорить с пейзажем наедине, осталось с ним и отдано людям. Современники оставили немало признаний в том, что именно благодаря Левитану родная природа "представала перед нами как нечто новое и вместе с тем очень близкое... дорогое и родное". "Задворки заурядной деревушки, группа кустов у ручья, две барки у берега широкой реки или группа пожелтевших осенних берез, - все превращалось под его кистью в полные поэтического настроения картины и, смотря на них, мы чувствовали, что именно это мы видели всегда, но как-то не замечали". Н. Бенуа вспоминал, что "лишь с появлением картин Левитана" он поверил в красоту русской природы, а не в "красоты". "Оказалось, что прекрасен холодный свод ее неба, прекрасны ее сумерки... алое зарево закатного солнца, и бурые, весенние реки ... прекрасны все отношения ее особенных красок... Прекрасны и все линии, даже самые спокойные и простые"

Преподаватель: Творчество Левитана нам помогает по - другому взглянуть на картины нашего края, наша задача - передать красоту земли Тюменской при помощи выразительных средств - кистей и красок. Наша родина богата красочностью и изумительно красива в любое время года. Сравнивая наши картины (детские картины прошлых лет) с картинами художника Левитана мы понимаем, что в каждой композиции преобладают идеи детского и взрослого мировоззрения, но схожи они тем, что природа одинаково запечатлена в переходные моменты: не летом и зимой, а осенью и весной. И это не случайно, поскольку эти времена года богаче сменой и оттенками настроений.

Преподаватель: КАК МОЖНО НАЗВАТЬ ЭТИ КАРТИНЫ? Эти картины можно называть пейзажами - настроения. Сейчас вы сами в этом убедитесь.

8. Анализ картины.

Сейчас весна, и мы подробнее остановимся на картине. Кто знает, как называется данная картина? Картина Левитана «Март». Что изображено на картине?

(примерные ответы учащихся в дальнейшем выделены курсивом)

- оттаявшая дорога,

- угол деревянного дома,

- запряженная в сани лошадь перед крыльцом

- сугробы тающего снега,

- деревья

- О чем говорит нам изображение на картине дома с открытой дверью, лошадки перед крыльцом?

Мы чувствуем присутствие человека, кажется, что он только подъехал на санях и вошел в дом, беспечно оставив дверь открытой.

Как вы считаете, каково настроение этого человека, что у него на душе?

Он радуется приходу весны, бодр, энергичен, все представляется ему в радостном свете;

Вывод: На этой картине ощущается незримое присутствие человека и его настроение.

- Каково ваше настроение, что вы чувствуете, когда смотрите на эту картину?

Счастье, желание жить, что-то делать; бодрость, прилив сил

- Расскажите о запахах и звуках, которые можно ощутить?

Запах талого снега, зелени сосен, разъезженной дороги, лошадки, дома, в котором долгое время никто не жил

Запоют птицы, зашумят ветки деревьев, скрипнет дверь, переступит с ноги на ногу лошадка, упадет с крыши глыба снега, мелодично зазвенит капель

-Почему мы можем услышать столько звуков на картине?

Весь пейзаж представлен художником в движении, в состоянии изменения, пробуждения природы.

- Лошадка стоит около крыльца, на дереве висит пока еще пустой скворечник, почки набухли, но еще не распустились - о какой главной мысли картины свидетельствуют эти детали?

Все в природе ждет весны, теплых весенних денечков, вся картина проникнута мотивом ожидания.

- Как рассказать так, чтобы не знающий эту картину человек мог себе ее представить? Порядок, по которому будем описывать картину, предложен вам в таблицах, используйте их как черновики (таблица состоит из двух граф: в одной перечислены пункты, которые вы видите ниже, в другой оставлено место для того, чтобы школьники заполнили их словами, словосочетаниями или предложениями, наиболее ярко отражающими характер описываемого явления или предмета).

- Освещение, солнце

Картина полна солнечного света, хотя само солнце на картине не изображено; греет ласковое весеннее солнышко; все сверкает на солнце.

Основные цвета

Желтый, голубой и зеленый с добавлением белого. Преобладает именно желтый, потому что Левитан так передает солнечный свет.

Снег

Сероватый с загрязненной коркой, потемневший, ноздреватый; то сверкающий, разрыхленный, то освещенный, и поэтому желтоватый, то в тени голубой; тающие сугробы; стеклянный блеск талой воды; от тающего снега веет сырой прохладой; отдельные выпуклые мазки для изображения снега, мы как бы чувствуем его рыхлость.

Деревья и скворечник

Розоватые, впитавшие солнце тонкие ветки берез, их стволы тянутся вверх, а прозрачные ветки усиливают воздушность картины; набухли почки, уже готовятся выпустить свои листочки; скворечник, ожидающий улетевших на зиму хозяев; зелень сосен кажется уставшей от долгой зимы, какой-то побуревшей.

Небо

Голубизна неба; светло-голубое безоблачное небо, прозрачное.

Дорога

Разъезженная дорога, лужи талого снега, из-под снега выступила глинистая земля.

Дом

Желтые стены дома, открытая дверь, часть которой находится в тени; уже не нужно беречь тепло -весна; отброшенная ставня; подтаявшая шапка снега на крыше крылечка, со всех сторон как бы обкусанная солнцем.

Лошадка

Смирная, терпеливая деревенская лошадка, запряженная в сани, тоже радуется весне.

Творческое задание: используя план, составить словесное описание по картине И.И. Левитана «Март».

На уроке мы решили не только изучить творчество художника, но и создать серию картин (пейзаж - настроение), посвященных родному краю.

9. Выступление ученика - выпускника: «Когда я смотрю на картины русского знаменитого художника Левитана «Март» и на картины художников ДШИ «Ритм», я чувствую восторг, потому что медленно наступает весна. Я чувствую запах свежей сырости, просачивающийся из стен большого дома. Я слышу пение птиц, топот копыт и шуршание сосновых иголок. Я ощущаю движение в природе. Деревья находятся в движении, видно как качаются. Мартовские лучи предают деревьям желтоватый оттенок. На деревьях разбухают почки. Зелень на соснах устала от зимы. Высокие березы расширяют пространство. Небо лазурное, и на нем нет облаков.

На картине изображено множество вещей. Солнце пронизывает всю картину. Мы не видим там солнца, но оно освещает изображенную землю, как огромный фонарь. Косые лучи солнца освещают все на картине, а особенно дом. Дом освещен солнцем, и мы видим, что он ярко-желтого цвета, и солнечным лучом ничто не мешает светить на дом. На крыше крыльца мы видим большую глыбу зимнего снега, которую со всех сторон кусают солнечные лучи и которая вот-вот упадет. Снег находится почти везде. Он подтаявший, покрытый корочкой и грязный, так как наступает весна, а снег тает.

Вся природа, изображенная на картине, ждет чего-то. Разбухшие почки ждут цветения. Скворечник, висящий на высокой березе, ждет своих улетевших хозяев. Лошадь запряжена в сани, мы можем догадаться, что человек в данный момент приехал на них и вошел в дом. Лошадь предана хозяину, потому что смирно стоит и ждет своего хозяина.

Природа ждет весны. В этой картине чувствуется присутствие человека. На заднем плане изображены человеческие следы, ведущие к лесу. Дорога коричнево-белого цвета, что показывает, что снег растаял, слякотная, и в ней много грязевых разводов, разъезженная, значит, человек ездил по ней. Дверь в дом широко распахнута, мы можем предположить, что человек был удовлетворен проделанным путем и был уставшим. Мне нравится эта картина, потому что в ней запечатлен момент, когда вся природа ждет появления весны»

10. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Преподаватель

Вам предстоит создать пейзаж - настроение, попробуйте передать утреннее или вечернее состояние природы. В начале вспомните, приходилось ли вам наблюдать природу рано утром или вечером, на закате. Опишите свои впечатления.

Задание надо начинать с изображения неба и земли, создавая красками только общую цветовую среду - общее колористическое настроение.

И только потом надо вписать туда деревья (ближние и дальние), дорогу, облака в небе…Утром светло и прохладно, краски не яркие, нежные и холодные - розовые и голубые, ночные сумерки уходят вместе с молочно-белым, бежевым или серебряным туманом. А вечером наоборот: и земля, и облака освещены теплом, и наступают густые синие и фиолетовые тени. Освещенная зелень приобретает оранжевый и даже малиновый цвет. Солнце освещает кроны и стволы, дорогу. Облака в небе. Свет бывает ярким и мягким, его сила определяется контрастом тона (темное-светлое) и контрастом цвета (теплое-холодное). Важное значение имеет направление и характер мазков, которыми вы кладете краску. Они могут быть энергичными или текучими, мягкими; мелкими или широкими, размашистыми. Мазки создают фактуру, которая тоже выражает ваше настроение, вашу волю, которые вы вкладываете в изображение пейзажа.

Преподаватель

- Какие выразительные средства живописи вы будете использовать?

Отразить в рисунке своё настроение

11. Выставка работ учащихся и их анализ по проблеме урока. Рефлексия

- Получилось ли у вас передать своё настроение в рисунке?

- Какими выразительными средствами вы добились передачи настроения?

.12. Домашнее задание. Подобрать репродукции русских художников-пейзажистов, изучить творчество Евгения Корнильцева. (Самостоятельно, по желанию). Используя план, составить описание по картине И.И. Левитана «Март», желающие могут написать (Приложение). Приготовить «Новости ИЗО» ПО ТЕМЕ «История одной картины» - ВЫСТУПЛЕНИЕ НА 5 МИН (Приложение).







ПРИЛОЖЕНИЯ



Приложение к уроку

Карточка «Описание

Освещение, солнце_______________________________________

_______________________________________________________

Основные цвета_________________________________________

Снег _____________________________________________________

_________________________________________________________

Деревья и скворечник____________________________________

__________________________________________________________

Небо_____________________________________________________

_________________________________________________________

Дорога ___________________________________________________

__________________________________________________________

Дом______________________________________________________

__________________________________________________________

Лошадка__________________________________________________

__________________________________________________________



Приложение к Д/З

Домашнее творческое задание: используя план, составить описание по картине И.И. Левитана «Март», желающие могут написать.

1. Что вы чувствуете, когда смотрите на эту картину? (запахи, звуки).

2. Пробуждение природы: все находится в движении.

3. Мотив ожидания (указать, какие детали подтверждают это).

4. Незримое присутствие на картине человека. Его настроение.

5. Что и как изображено? (освещение, основные цвета, снег, деревья и скворечник, небо, дорога, дом, лошадка).

6. Ваше отношение к картине.







Приложение к Д/З

Методические материалы для учащихся и преподавателя

«НОВОСТИ ИЗО»

История одной картины Осенний день. Сокольники

В 1879 году в училище на Мясницкой произошло неслыханное событие: 18-ти летний Левитан, любимый ученик старого придирчивого Саврасова, написал мастерскую картину - Осенний день. Сокольники. Первым это полотно увидел его ближайший друг Николай Чехов. «Как-то осенью я шёл к Левитану в преотличнейшем настроении, хотелось поделиться радостью: из Таганрога приехал брат Антон поступать в Московский Университет. Наша большая семья, ютившаяся в тесной квартире на Грачовке, воспрянула духом.

- Я тебя как-нибудь познакомлю со своим приятелем,- на днях сказал я Антону, имея в виду Левитана. - Он тебе должен понравиться. Худенький такой, несколько болезненного вида, но гордый! О-о-о! Лицом на редкость красив. Волосы чёрные, вьются, а глаза-то такие грустные и большие. Бедность его не поддаётся описанию: ночует тайком в училище, прячась от злющего сторожа, или ходит по знакомым… А талантище! Всё училище от него многого ждёт, если, конечно, не умрёт с голодухи… Одет всегда Бог знает, во что: пиджачишко с заплатой во всю спину, на ногах худые опорки с хитрого рынка и, понимаешь ли, рубище только оттеняет его врождённый артистизм. Вы чем-то друг друга напоминаете… Впрочем, увидишь сам. Так вот, когда я втиснулся в каморку Левитана, он с интересом выслушал новость о приезде брата, а потом стал показывать свои летние работы. Успех он сделал впечатляющий. Этюды - один лучше другого.

- Да, поработал ты усиленно, что уж там, не в пример мне… Этюды-то светятся, солнышко ты поймал, определённо. Оно не поддельно. Ну, понимаешь, друг, не пора ли тебе переходить к гвоздевым вещам?


Выполнение тематической композиции в тёплых или холодных тонах – «Весна»

Левитан загадочно заулыбался в ответ на мои слова, полез в тёмный угол, порылся там и поставил передо мной довольно крупный холст. Это был тот самый Осенний день. Сокольники, с которого, собственно, начинается список знаменитых творений Левитана. Кто не помнит: аллея в Сокольническом парке, высокие сосны, ненастное небо в тучах, опавшие листья…вот и всё! Долго я молчал. Как он сумел с такой силой вжиться в самый обыкновенный пейзаж и через пустынную аллею да плаксивое небо передать грусть и задумчивость русской осени! Колдовство!

- Я сперва не хотел показывать… Не знаю, удалось ли передать тоскливые чувства одиночества… Летом, в Салтыковке, дачники бросали мне вслед всякие обидные слова, звали оборванцем, приказывали не шляться под окнами… Вечером всем было весело, а я не знал, куда себя девать, сторонился всех. Какая-то женщина пела в саду. Я прислонился к забору и слушал. Наверное, она была молодая, прекрасная, разве я мог подойти к ней заговорить? Это не для меня. Я - отверженный…-Левитан подавленно замолчал.

И мне показалось, что в его картине чего-то не хватает…

- Женской фигуры, вот чего не достаёт! Пусть одна-одинёшенька идёт через осенний парк, стройная, привлекательная, в длинном чёрном платье… Мне удалось убедить Левитана, он нехотя согласился, фигуру женщины пририсовал я.

Картина Осенний день. Сокольники была показана на второй ученической выставке. На вернисаж, как водится, пришла вся Москва. Были и мы с братом Антоном (он к тому времени стал студентом-медиком). А вот и Левитан собственной персоной, бледный и суетливый от волнения. Он поглядывал на свой пейзаж, висевший через три зала. Перед Осенним днём всё время толпились люди. Антон предложил пойти в центральный зал выставки, сравнить с левитановским холстом другие картины, но Исаак упёрся. Мы оставили его, Бог с ним, пусть переживает. Вскоре на выставке появился Саврасов. Тряся бородой, шагая размашисто, так, что трещали половицы, он прошёлся по залам, как ураган.

- Безобразие, единица! Писано грязью, а не красками! И мухами засижено! Ремесло! Академик живописи Саврасов ничего не понимает, или он понимает много, а такую дрянь надобно художнику держать под чуланом, кадушки с огурцами закрывать! Нельзя тащить на белый свет! Срам! И чепуха, чепуха!!!

Неуклюжий, громадный в плечах, он двигался из зала в зал, сопровождаемый неприязненными взглядами обиженных учеников, а, больше того, профессоров, из мастерских которых вышли плохие вещи. Саврасова многие в училище не любили за прямоту и вспыльчивость.

- Осенний день. Узнаю. Узнаю аллею, дикие птицы подались на юг. На сердце скребут кошки. Картин на выставке много, а душа-то одна. Вот она, сердечная. М-м-м… Пять! Позвольте, позвольте, с минусом, с двумя, а где Исаак?! Почему ненужную женщину влепил в пейзаж?! Где он?! Где он?!!!

- Что такое, Антон? Я вижу, Саврасов совсем очаровал тебя.

- Ха-ха, в самом деле… Чудный, чудный, живой, горячий, умный. Ну, Исаак, вам повезло. Такой наставник! Когда смотрел его Грачей прилетевших, невольно подумал, что такую тонкую вещь может написать только недюжинный человек, умница, и не ошибся. Рад, что ты меня затащил на вернисаж. Один Саврасов чего стоит! Как он, как он разнёс всякую дрянь!

К вечеру, когда схлынула публика, на выставку пожаловал Павел Михайлович Третьяков. Картины осматривал придирчиво, не торопясь. Ученики притихли, наблюдая за великим собирателем лучших полотен национальной живописи. Продать картину в его галерею мечтали даже прославленные художники. Когда Третьяков приблизился к Осеннему дню, Левитан вздрогнул. Но Третьяков, мельком взглянув на полотно, пошёл дальше. Исаак не умел скрывать свои чувства, он нервно зашагал по залу. Ну, вот и полегчало даже. Теперь хоть всё ясно. Павел Михайлович толк знает, он понимает, понимает…

- М-м-м… Бедняга, совсем извёлся, обидно, обидно! Столько вложил чувств, а впечатления не произвёл…

- Да-а-а… Послушай, Николай, захватим-ка его сегодня к себе?

- Чудесно!

- Чай будем пить, Маша с подругами развеселит, пейзажист отойдёт помаленьку, снова уверует в себя.

- Очень хорошо!

- Смотри-ка!

- Что?

- Третьяков опять перед осенним днём, вернулся! По-моему клюёт! Левитана зовут! Надо идти! Скорее! Исаак! Исаак!

- Ну, в добрый путь. С того счастливого дня, как Третьяков купил первую картину Исаака Ильича Левитана, прошло несколько лет. Голоса завистников мало-помалу умолкли, стало очевидно, что случай на ученической выставке не был недоразумением, что исключительный талант молодого пейзажиста крепнет с каждым днём. Левитан много работал под Москвой, обыденный мир возникал на его холстах и картонах. Знакомые всем дороги, что густо оплетают всю Россию, лесные опушки, облака, косогоры, медленные реки, но было во всём этом что-то необыкновенно свежее, своё, и это останавливало внимание. Антон Павлович Чехов, с которым художника связывала всё более крепнувшая дружба, даже придумал меткое словечко - «левитанистый». Он писал в письмах: «природа здесь гораздо левитанистее, чем у вас». Известность Художника росла, но жить ему было по-прежнему трудно.






© 2010-2022