Конспект занятия на темуЛепка дымковской игрушки Индюк

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Конспект ЗАНЯТИЯ

Тема «Лепка изделий.

Закрепление приема ручной работы с глиной «соединение».

Лепка дымковской игрушки «Индюк».

Цель: научиться лепить дымковского индюка конструктивным способом, используя в украшении игрушки налеп.

Задачи.

  • развитие эстетического восприятия, творческих способностей, фантазии и мелкой моторики пальцев рук

  • развитие умения определять форму и величину исходных форм для лепки разных частей игрушки

  • формирование представления у детей, что игрушки бывают разные:

  • формирование представления у детей, что при лепке своих изделий дымковские мастера преображают реальные об­разы в сказочные, декоративные

  • обучение передавать ха­рактер образа дымковского индюка

  • использование при лепке конструктивный способ (тело с шеей и головой лепить из одно­го куска, хвост, крылья, подставку из отдельных кусков, мелкие детали - гребень, бородку - налепами)

  • воспитание интереса к народной глиняной игрушке

  • закрепление знаний о промысле дымковской игрушки.

Оборудование: несколько дымковских птиц - индюк, петух, курочка, картинки с изображением та­ких же реальных домашних птиц, исходные фор­мы для лепки индюка: толстый цилиндр, тонкие цилиндрики, шарики - один побольше, два поменьше. У детей глина или пластилин; стеки, дощечки, салфетки.

Предварительная работа:

- рассматривание дымковских игрушек и беседа о них;

- рассматривание альбома «Дымковские игрушки»;

- рисование элементов дымковского узора;

- разучивание стихотворений.

Ожидаемый результат

Дети научатся лепить дымковского индюка конструктивным способом, используя в украшении игрушки налеп

Ход занятия:

Дети любят игрушки -

Так все говорят.

Ну а разве игрушки

Не любят ребят?

Очень любят!

Души в них не чают!

Просто это не все замечают…

- Ребята, с какими игрушками вы любите играть? А какие ещё бывают игрушки (мягкие игрушки, куклы, машинки, настольные игры, лего, пазлы, новогодние игрушки, игрушки: народных умельцев из дерева, ткани, глины).

- Сегодня мы с вами отправимся в путешествие к игрушкам. Но не к обычным, а к народным. Издавна на Руси чудо-мастера умели превращать природные материалы в удивительные игрушки. Из ткани шили кукол их называли тряпичные. А вот эта кукла сделана из соломы. Из дерева вырезали разных животных и лепили из глины и расписывали их очень красочными узорами. Вот такими игрушками раньше играли ваши бабушки и дедушки.

- Давным-давно, за дремучими лесами, за далёкими морями, на берегу голубой реки Вятка, расположилось большое село. Каждое утро вставали люди, затапливали печи, и из труб вился голубой дымок. Домов много и дымков много. Вот и прозвали то село Дымково…. А знаменито это село своими дымковскими игрушками.

Показ презентации «Дымковская игрушка».

- И по сей день, дымковская игрушка продолжает удивлять нас своей яркостью, красочностью, праздничностью. Промысел дымковской игрушки сохраняется благодаря дымковским мастерам.

Педагог выставляет на стол дымковских птиц и их изобра­жения. Уточняет, какую птицу изображает та или иная иг­рушка. Вызывает нескольких детей и предлагает поставить рядом с реалистическим изображением дымковскую птицу.

- Дымковские мастера, прежде чем вылепить, например, петушка, рассматривали много разных петухов. Они видели, что петухи отличаются друг от друга величиной, цве­том оперения. Но у всех петухов есть красный гребень и у всех петухов хвост дугой. Поэтому все петухи похожи, и их не спутаешь с индю­ками, у которых гребешок, бородка и хвост другой формы. Поэтому среди дымковских игрушек дети сразу узнали и пе­туха, и индюка, и утку. Хотя игрушечные птицы не совсем похожи на настоящих, но в них дымковские мастера сумели передать самое главное, самое характерное для каждой.

Педагог убирает картинки с реалистическими изобра­жениями птиц и приглашает рассмотреть узоры на дымковс­ких игрушках. В беседе помогает детям определить элементы узора - полоски, точки, волнистые линии, тонкие штрихи, большие и маленькие круги, кольца и их сочетания, компози­цию узоров на груди, крыльях, хвосте. Дает задание найти самую нарядную птицу - индюка. Спрашивает, на какой ча­сти игрушки самый богатый узор (на хвосте). Ставит перед детьми дымковского индюка на поворотный круг или дощеч­ку.

- Что обязательно нужно сделать, прежде чем вылепить такого индюка? (Рассмотреть со всех сторон.) Зачем нужно рассматривать индюка?»

После ответов детей педагог подтверждает: чтобы вы­лепить похожую игрушку, нужно определить, из каких частей она сделана, какой формы каждая часть и где расположена. Проводит обследование образца, обводя пальцем части игруш­ки.

- Индюк - птица, значит его тело такой же формы, как у других птиц.

- Какое же оно? (Овальной формы.)

- Посмотрите на голову и шею индюка. Голова у него маленькая, неза­метно переходит в шею.

- А какая шея? (Длинная, гибкая, у тела немного расширяется.) Что вы заметили интересного на голове и шее индюка? (Высокий круглый гребень, как коро­на, и длинная бородка, похожая на кисть из круглых ягод.)

- Какие по форме крылья и хвост? (Круглые, большие, на кон­це волнистые.)

- Видно ли тело индюка? (Нет, оно прикрыто большими крыльями до самой земли.)

Во время рассматривания индюка педагог медленно пово­рачивает образец, чтобы дети видели его со всех сторон. Об­ращает их внимание на толстые ноги и подставку сзади воз­ле хвоста для устойчивости фигурки.

- Что же нужно сделать после рассматривания индюка?

(Разделить пластилин на части и сделать из них исходные фор­

мы для лепки.)

Далее педагог предлагает отгадать по форме и величи­не заготовок, какую часть индюка можно вылепить из каждой. Показывает цилиндрическую форму.

- Какую часть игрушки можно вылепить из нее?

Показывает, как раскатать один конец цилиндра и, сделав его тоньше, загнуть вверх. Из более тонкого конца цилиндра нужно вылепить шею с головой, а толстый конец цилиндра - это тело птицы. Показывает три шарообразные исходные фор­мы и спрашивает, для каких частей они предназначены (для крыльев, а шарик побольше для хвоста).

- Что же нужно сделать с шариками, чтобы вылепить круг­лые крылья и хвост индюка? (Расплющить шарики в диски.)

Потом педагог на одном шарике показывает, как его рас­плющить между ладонями. Далее показывает и объясняет, как сде­лать край крыла волнистым. Для этого нужно пальцем сде­лать углубления по его краю. Способы лепки высокого греб­ня и длинной бородки индюка дети должны найти самостоятельно.

Вот индюк нарядный,

Весь такой он ладный,

У большого индюка

Все расписаны бока.

Всех нарядом удивил,

Крылья важно распустил.

Посмотрите, пышный хвост

У него совсем не прост,

Точно солнечный цветок.

А высокий гребешок,

Краской яркою горя,

Как корона у царя.

Индюк сказочно красив,

Он напыщен, горделив.

Смотрит свысока вокруг,

Птица важная - индюк.

- Ребята, а вы хотите стать дымковскими мастерами?

- Да!

Дети приступают к делению глины на части и изготов­лению исходных форм для лепки индюка.

В ходе работы педагог побуждает их чаще всматриваться в образец, чтобы добиться большего сходства с ним. Поворачи­вает время от времени игрушку разными сторонами к детям. Напоминает о необходимости хорошо примазать крылья к спи­не индюка. Обращает внимание детей на позу птицы: шея пря­мая, слегка откинута назад, что придает индюку важность. Хвост слегка выгнут вперед. Говорит, что украсить хвост и крылья каждый может по-своему, используя для этого налепы, сте­ку.

По окончании лепки педагог проводит сравнение в форме шутли­вого диалога с ее автором. От имени индюка (образца) говорит педагог, от имени вылепленного индюка - ребенок.

Примечание. Если времени занятия окажется недостаточно, украшение игрушки и анализ работ можно организо­вать в свободное время.










4

© 2010-2022