- Преподавателю
- ИЗО, МХК
- Методическая разработка Поурочное планирование урока по изобразительному искусству на темуИндия (4 класс)
Методическая разработка Поурочное планирование урока по изобразительному искусству на темуИндия (4 класс)
Раздел | Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК) |
Класс | 4 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Ельшина Л.В. |
Дата | 27.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Учитель изобразительного искусства: Ельшина Любовь Васильевна
Учебный предмет: изобразительное искусство. 4 класс.
Каждый народ - художник /10 уроков/
Урок № 21 /по календарно-тематическому планированию/
Тема: «Искусство Индии. Создание рельефа из пластилина» или «Объёмное изображение животных в композиции».
февраль
-
Цель
и задачи:
Знакомство с культурой народа Индии. Подчеркнуть скульптурность в искусстве Индии.
Образовательная:
-
умение способности удивляться изобретательности человека в построении своего мира;
-
приобретение новых умений в работе с выразительными средствами художественных материалов;
-
обретение знаний о многообразии представлений народов мира о красоте,
-
представление о целостности и внутренней обоснованности различных художественных культур;
Воспитательная
-
сопоставление традиционного представления о красоте культуры народов Индии.
-
воспитание интереса к иной и необычной художественной культуре.
Развивающая:
-
развитие понимания роли Братьев-Мастеров в творческой работе;
-
развитие скульптурных навыков создания образа индийского животного в технике лепки.
Тип урока
формирование художественных знаний, умений и навыков;
Форма работы
Парная, индивидуально-коллективная. Создание рельефа и скульптурной композиции «Звери джунглей идут на водопой» (Класс делится на 2 большие группы)
Планируемые образовательные результаты
Личностные:
-
формируют эстетические потребности - потребности в общении с искусством, природой, человеком в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
-
умеют обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные:
-
умеют организовать место занятий;
-
владеют умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
-
формируют мировоззрение, возможность обретения самостоятельных устремлений в понимании мира вокруг, в обретении смысла жизни;
-
осознанно стремятся к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные:
-
создают образ животных Индии в изображении рельефа;
-
владеют навыками конструирования из пластилина.
Технологии
совместной поисковой деятельности, сотрудничества, информационно-коммуникативные
Музыкальный ряд:
Красивая индийская музыка.
Литературный ряд:
Книга «Маугли» Киплинга.
Материал:
Пластилин, стеки, дощечки для лепки.
Задание:
создание образа зверей в скульптуре (рельеф, горельеф)
Оборудование
Проектор, компьютер,
НДМ (наглядно-демонстративный материал)
скульптуры Василия Ватагина, рисунки к повести «Маугли» (в книге)
Основные понятия
Джунгли, лианы, сари, скульптурность архитектуры.
-
Технологическая карта урока
-
Дидактическая структура занятия
Миницель
(задачи)
Этапов занятия
Методы и приемы работы.
Деятельность учителя
Деятельность
ученика
Планируемые результаты
Организационный этап
(2 минуты)
Вступительное слово учителя Создание положительного эмоционального настроя обучающихся.
Метод «Улыбка»
Доброжелательный настрой учителя, приветствие учащихся, готовность к уроку.
Приветствуют учителя, готовят рабочее место
Личн.УУД: самоорганизация:
Метапредм. УУД: организация своего рабочего места
Регул. УУД: организация деят-ти на уроке, ученик учится определять цель своей работы
Мотивация
(2 минуты)
Определить тему и задачу урока
Просмотр репродукции, Сотрудничество.
Создаёт проблемную ситуацию. Показ книги «Маугли»
Ребята, какое отношение имеет эта книга к нашему уроку?
Кто главный герой этой повести?
Значит, всё же животным отведено здесь тоже главное место.
Что же мы будем с вами изображать?
Как будет называться тема урока?
Кто рисовал иллюстрации к этой повести?
Наверное, художник Василий Ватагин не только прочитал повесть Киплинга, но и совершил путешествие в Индию.
Только в 1922 году первый вариант иллюстраций был напечатан в Государственном издательстве. Уже для первого варианта книги Ватагин сделал около двухсот эскизов композиций ключевых сцен. Рисовал с натуры не только животных, но и детей. «Я сделал наброски с натуры, пользуясь услугами детей различных возрастов, в позах, соответствующих эскизам. Я встретил мальчика с индусским характером лица и удивительно богатой мимикой. В течение тридцати лет художник обращался к «Маугли» шесть раз.
Вот и мы отправляемся в путешествие по Индии
Эта книга о приключениях человека, который провёл своё детство среди зверей Джунглей до полного взросления.
Конечно же, Маугли.
Я думаю, если бы не животные, мальчик не смог бы выжить среди природы красивой, но таинственной и полной неожиданностей и опасности.
Дети отвечают на вопросы.
Определяют задачу, тему урока
Знакомятся, анализируют, восхищаются талантом, настойчивостью, упорством, трудолюбием художника.
Метапредм. УУД:
Познав. УУД: выдвижение гипотез и их обоснование; умение выражать свои мысли. Коммун.УУД: аргументация своего мнения, учет разных мнений, диалог с учителем.
Приобретение знаний
(8 минут)
Выделить главные и существенные признаки понятия, явления, обеспечение восприятия,
осмысления и первичного запоминания изучаемого материала
Исследовательский, эвристический. Информационный.
Участие Братьев-Мастеров в создании художественного образа.
Наблюдаем, сравниваем, анализируем.
Составление кластера, фото кластера (на доске)
Показывает презентацию «Индия»
Контролирует и
помогает анализировать рассматриваемые изображения на слайдах
«Путешествуют по Индии», смотрят презентацию.
Личност.УУД. формируют мировоззрение.
Коммун.УУД: умеют общаться с учителем и соклассниками.
Познават. УУД, осознанно стремятся к освоению новых знаний и умений.
Здоровьесберегающие технологии
Физкультминутка (1 мин)
Выполнение упражнений на движение.
Контролирует и помогает выполнению упражнений
Дети выполняют физические упражнения.
Личн.УУД: самоорганизация:
Метапредм. УУД: организация выполнения упражнений на движение рук, головы, плеч…
Переход к практической работе
(3 минуты)
Применение познавательных знаний для выполнения практического задания.
Распределение обязанностей для изображения создаваемого образа.
Изображение в рельефе или объёме образа животного или зверя. Распределение между учащимися создания понравившегося образа.
Учитель показывает фотографии скульптур Василия Ватагина. Обращает внимание детей на рельефное и объёмное изображение. Приводит примеры лепки объёмного изображения и рельефного. Пластилин (лучше одного цвета) наносится на поверхность плотного картона. Работа пальцами и стекой. Предлагает одной группе детей создать рельеф, распределившись по парам (как сидят в классе),
другие - объёмную круговую пластику животного.
Дети слушают учителя, делают выводы, анализируют, сравнивают изображение (примеры рельефа и объёма).
Рассматривают изображения животных (наборы животных для детских игр),
Рассматривают рельефное изображение из пластилина, выполненное учащимися в прошлых годах.
Принимают решения, какое задание будут выполнять. Знают, что от быстрого решения зависит успех выполненного творческого задания.
Метапр. УУД:
осознанно и произвольно строят речевые высказывания
Коммуникатив. УУД:
Умеют быстро принимать решения и выбирать предстоящую работу, умеют общаться с учителем и сверстниками
Самостоятельная творческая работа учащихся (18минут)
Применение познавательных знаний и практических приобретённых ранее умений и навыков для выполнения практического задания.
Практическая работа
Учитель контролирует работу учеников.
Учитель настраивает детей на последовательность выполнения задания на примере индийского руководства для художников.
Дети создают образы животных в рельефе, идущих на водопой Вторая группа изображают животных в объёме (знакомство с миром животных)
Ученики слушают: «В древнем индийском руководстве для художников говорится о том, что вначале надо сосредоточиться и представить себе образ, который хочешь создать, потом надо мысленно в него превратиться, ощутить его чувства, и только тогда приступить к выражению его в материале» Смотрят на изображения животных из набора для игр детьми.
Личностн. УУД: владеют приёмами творческого самовыражения с осознанием общественной полезности своего труда.
Метапредм. УУД: владеют умением творческого видения с позиций художника, стремятся к аккуратности, выразительной передачи образа животного
Предмет. УУД. Умеют видеть образ в создаваемых формах. Фантазируют, представляют и создают
Подведение итогов занятия (2 мин)
Анализируют работу. Обучающиеся совместно с учителем
Учитель даёт информацию
об анализе скульптур.
Прослушивают информацию учителя, дают оценку выполненной работе, анализируют выполненную скульптурную композицию и рельеф «Звери джунглей идут на водопой» или горельеф.
Метапредм. УУД:
осознанно и произвольно строят речевые высказывания
Коммун.УУД: регулируют собственную деятельность посредством речевых действий
Регул. УУД: оценивают достигнутый результат.
Рефлексия учебной деятельности
(2 мин)
Заключительная беседа по вопросам
РЕФЛЕКСИЯ:
составляют фотокластер: «Что мы узнали на уроке».
Сегодня на уроке:
- мы узнали,
- открыли для себя,
-научились выполнять,
- мы смогли похвалить своих одноклассников,
Похвалить себя….
Учитель благодарит детей за совместную работу, желает добра, любви и творческих удач!
А теперь оцените наш урок и нашу совместную работу с помощью эмоций и благодарности друг другу.
Оценивают выполненный труд на уроке. Составляют кластер и фотокластер «Что мы узнали на уроке». Определяют
эмоциональное состояние на уроке.
Дети взаимно благодарят учителя и соклассников за совместную работу.
Записывают задание к следующему уроку.
Познавательные УУД: устанавливают взаимосвязь между объёмом приобретённых на уроке знаний, умений, навыков и какие необходимо приобрести.
Регулят. УУД: оценивают свою работу.
Личностные УУД. Записывают домашнее задание: принести к уроку белую бумагу, ножницы, клей.
План урока 21:
-
Организационный этап (2 минуты).
-
Мотивация (2 минуты).
-
Приобретение знаний. Составление кластера. И фото кластера (на доске) Просмотр презентации( 8 минут)
-
Физкультминутка (1 мин).
-
Переход к практической работе (3 минуты).
-
Самостоятельная творческая работа учащихся (18минут) «Искусство Индии. Создание рельефа из пластилина» (18 минут)
-
Подведение итогов занятия (2 мин).
-
Рефлексия учебной деятельности (2 мин).
Показ слайдов после определения темы и задачи урока.
Слайд №1. Далеко на юге, за высокими горами, самыми высокими на Земле, находится Индия - очень древняя страна.
Слайд №2. Реки, спускаясь с гор, грохочут водопадами в ущельях, а потом, ветвясь протоками, текут в океан.
Дети восхищаются природой Индии. Смотрят и анализируют, что наши реки совсем не такие, они, протекают по равнине, у нас нет водопадов и высоких гор.
Слайд №3. Самая большая река Ганг. Ганг - река, священная для каждого жителя Индии. Это - настоящий символ индийской нации. Ганг для Индии значит так же много, как и Хуанхэ для Китая, и Нил для Египта.
Слайд №4. В Индии очень богатая растительность и большую часть её территории покрывают джунгли - заросли почти непроходимых вечнозелёных тропических лесов.
Слайд №5. Там великое множество разнообразных растений, увитых лианами деревьев, пышных ярких цветов и зреющих плодов. Растения Индии - чудесные, они манят туристов и жителей страны своей яркостью, необычностью, целебными свойствами.
Слайд №6. Несметное количество насекомых ящериц, змей снуют в этих непроходимых зарослях.
Слайд №7. В джунглях живут обезьяны, пантеры, прекрасные, стремительные олени, клыкастые кабаны Бабирусса.
Слайд №8. Царствуют благородные семейства слонов.
Слайд №9. Наводят ужас грозные тигры.
Природа щедро одаривает людей своими плодами и одновременно грозит постоянными опасностями
Слайд №10. Люди там особенно чувствуют себя частью природы.
Из растений джунглей делают прекрасные красители, и смуглые черноволосые женщины надевают разноцветные яркие сари - длинные лёгкие покрывала, название которых созвучно слову «шаль».
Слайд №11. Но самое главное в индийской одежде - украшения. Их подсказывает роскошь природы.. И, как всегда у древних народов, украшения имеют значения оберегов от тайных дурных сил и злых лесных демонов. Ожерелье - это символ вечности, нескончаемого круговорота жизни.
Слайд №12. Браслеты надевают не только на запястья, но и внизу ног, где кончаются лёгкие шаровары. К браслетам на ногах подвешивают колокольчики, и во время танца они звенят. Индийский танец - одно из главных достоинств Индии.
Слайд №13. Любимым видом изобразительного искусства является скульптура.
Скульптурность архитектуры и её насыщенность скульптурным убранством - важная черта индийского искусства
Особенно много скульптур в храмах. Индийские художники стремились в изваяниях и настенной храмовой живописи охватить жизнь очень широко, во всех её проявлениях.
Слайд №14. У других древних народов тоже встречаются изображения зверей, но в Индии они занимают особенно почётное место. Здесь всегда считали, что животный мир всегда неотделим от человека. Среди множества произведений особенно знаменит гигантский рельеф «Нисхождение Ганга».
Слайд №15. Рельеф - это скульптура, частично выступающая над поверхностью стены
Существуют разновидности рельефа: барельеф, горельеф и другие.
Барельеф- (французское bas relief), низкий рельеф, в котором выпуклое изображение выступает над плоскостью фона не более чем наполовину своего объема
Слайд №16. Горельеф, когда скульптурное изображение выступает больше половины своего изображения или полностью.
Слайд №17. Древние художники, создавшие этот великолепный рельеф, любили природу, умели её наблюдать и оставаться верными в своих творениях. Говорят, нет на свете людей, которые, увидев этот рельеф, остались бы спокойными. Возможно, в нём с наибольшей полнотой выражена идея единства и родства всего мира. Эту идею поддержал писатель Киплинг. Помните, как сказано в книге про «Маугли»: «Мы с тобой одной крови, ты и я», - это заветные Слова Джунглей»
Слайд №18. Представьте огромную поверхность скалы. Посередине - глубокая расщелина, по которой бежит поток воды. Слева и справа от расщелины как бы две раскрытые страницы каменной книги.
Изобразите в рельефе животных, идущих на водопой.
Здесь и слоны, и красивые олени, клыкастые кабаны и грозные тигры, изящная лань и корова с телёнком, кенгуру, даже лесной кот…
Скульптор Василий Ватагин, наверное, из множества тех людей, которые были в восторге от таких творений древних художников. Поэтому любимым искусством Ватагин выбрал анималистический жанр: изображение животных и птиц.
Самостоятельная творческая работа. Разбившись на пары, группы, учащиеся выполняют из пластилина рельефы и горельефы, основой изображения которых - животные, звери, идущие на водопой.
В классе доброжелательная комфортная обстановка. Дети выполняют задание с огромным желанием, ведь они любят очень лепку, и работы с пластилином для них кажутся праздником. Для фона используется музыка (красивая индийская музыка). %D0%98ndiyskaya-muzyka-Fleyta-ochen_-krasivaya-melodiyaberet-za-dushu(muzofon.com) и %D0%98ndiyskaya-muzyka-ochen_-krasivaya-indiyskaya-melodiya(muzofon.com)
На уроке мы знакомимся с особенностью культуры Индии. Необычайная растительность, несметное количество насекомых и птиц, змей и ящериц, разнообразие зверей. Царствование благородных семейств индийских слонов.
Одежда индианок, окрашенная в яркие цвета природы, украшения - самое главное в ней.
Просмотр слайдов презентации. Любимый вид искусства в Индии - скульптура. Скульптура-рассказ-повествование о жизни старины, богов, животного мира. Позы танцовщиц оживляют скульптуру. Женственность мужских образов. Главная часть индийского храма - святилище, закрытое помещение, над которым высокая башня, несущая в себе образ священной горы.
Рефлексия. Отвечают на вопросы, делают выводы: для чего? Зачем? С какой целью художники создавали скульптуры? Что понравилось? Что произвело впечатление?
Составляют кластер «Индия»
Можно продолжить, добавляя «гроздья»…
Индия
Удивительная вечнозелёная растительность, красивая, таинственная, но и полная опасностей
Животный мир
Красивая одежда индианок - сари, украшения
Песни и танцы, рассказывающие о любви к природе, окружающему миру.
Скульптурность храмов
Задание к следующему уроку: белая бумага - лист А 4 (2шт), ножницы, клей.
Спасибо за урок.
Дети благодарят друг друга за работу, сотрудничество, помощь. Под радостную индийскую музыку учащиеся уходят с урока, получив заряд положительных эмоций.
Литература.
Б.М.Неменский. Уроки изобразительного искусства. 1-4 класс. 2-е издание. Москва «Просвещение», 2013.
А. Бэшем. «Чудо, которым была Индия», М., «Восточная литература», 2000.
«Индия», М., Эком - Пресс», 1997 (Серия «Окно в мир»)
Киплинг Р. Переводчик: Займовский. Маугли с рисунками В. Ватагина Издательство: Проспект - 2010
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии, 1998.
Фото. Интернет ресурс
9