Урок по краеведениюЮгра-мой дом

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Модуль 2.

Технология контемплятивно-акустического освоения мира.

Контрольная работа

Задание.

Разработайте экскурсию по краеведению (экологии) с использованием технологии контемплятивно-акустического освоения мира, построив экскурсию с применением приёмов (игр, упражнений) из «Копилочки АМО».

Конспект

урока-путешествия «Югра - мой край родной» в 5 классе.

Программное содержание:

1. Образовательные задачи: дать знания о богатстве родного края, о том, что богатством родного края пользуются народ России и народы других стран; расширить и закрепить знания детей о природе родного края, культуре, быте коренных народов Севера. Закрепить умение лепить животного.

2.Развивающие задачи: учить употреблять в своей речи национальные термины, развивать связную речь, память, мышление, умение рассуждать, делать выводы; развивать самостоятельность в выборе темы и материала для лепки.

3.Воспитательные задачи: воспитывать любовь к родному краю, любовь и бережное отношение к природе родного края; воспитывать уважение к людям, к их труду, вызвать желание быть похожими на них; воспитывать уважение к жителям коренных национальностей Севера, вызвать желание работать сообща, видеть вклад своего труда по завершению работы.

Методы и приемы, в том числе и активные методы обучения:

метод витагенного опыта (жизненный опыт детей), активизация словаря: (ягель, жгучие морозы, орнамент, затяжная зима, мыс, дикоросы, кисы, «ягушка», малица), художественное слово, пословицы, загадки, дидактические игры: «Найди и опиши», «Что, где растёт», использование слайдов, фрагмента фильма; музыкальное оформление занятия; лепка животного, подвижная игра «Хэйро», «Важенка и оленята».

Использование дифференцированного и индивидуального подхода к детям.

Предварительная работа:

экскурсия в Мегионский краеведческий музей , экскурсия на реку Мега и Обь, наблюдения на прогулке, рассматривание иллюстраций на тему: «Северный край», чтение хантыйских сказок, рассказов, ознакомление с загадками, пословицами народов севера, составление рассказов на темы: «Где мы живем?», «Наш город», дидактические игры: «Что растет в лесу?», «От какого дерева ветка?», «Что лишнее?», подвижные игры «Хэйро» (солнце), «Важенка и оленята».

Материалы:

Карта Ханты-Мансийского округа, Тюменской области, глобус, макет чума и народные игрушки ханты и манси, иллюстрации с изображением животных и растений Севера, макеты ремесел ханты и манси: рыболовство, оленеводство, народно-прикладное искусство ханты и манси, предметные картинки хвойных и лиственных деревьев, ягод (северных и растущих на юге), слайды: северной природы, нефтяных и газовых вышек, праздники ханты и манси, зелёная глина, природный материал.

Ход занятия.

Учитель: Здравствуйте, ребята!- Сегодня у нас будет интересное путешествие, а где будем путешествовать, я предлагаю сделать вывод в конце нашего путешествия .Прежде чем, отправится в путешествие, давайте поздороваемся глазами и улыбнемся друг-другу. В течение путешествия будут вопросы и ваши ответы, мы будем выполнять интересные задания, а также просматривать интересные слайды и комментировать их. И так, путешествие начинается.

- Что это за шар?

(На столе стоит географический глобус)

Дети: - Глобус.

Учитель: - А что такое глобус?

Дети: - Глобус - это макет нашей Земли.

Учитель: - Скажите, пожалуйста, а почему суша разрисована разноцветными красками. Что обозначают эти разные цвета на глобусе?

Дети: - Это разные государства на планете Земля.

Учитель: - А какие государства вы можете назвать?

(Даю время для размышления)

Дети: Америка, Турция, Китай и т. д.

Учитель: - А как же называется наша страна?

Дети: - Наша страна - Россия, Российская Федерация.

Учитель: - Правильно, ребята. Мы живем в России. В Российской Федерации. Это наша большая Родина. А как называется город, главный город страны, сердце России?

Дети: - Город Москва.

Учитель: Помогите мне найти на карте России то место, где проживаем мы.

(Дети определяют место нашего проживания)

Воспитатель: - Вы многие родились здесь. Как вы думаете, как называется то место, где родился человек и живёт?

Дети:- Родной край

Учитель:- Это большая или малая Родина?

Дети: - Это малая Родина.

Учитель: - Малая Родина тоже имеет своё название. Как называется наша малая Родина?

Дети: - Наша малая Родина называется - Югра

Учитель:- А точнее кто вспомнит и назовёт наш округ?

Дети: - Ханты - Мансийский автономный округ - Югра.

Учитель: - А где на карте расположен Ханты - Мансийский автономный округ - Югра? На севере, юге или на средней полосе России?

Дети: - Он находится на севере нашей страны.

Учитель: - Как называется столица Ханты - мансийского автономного округа?

Дети: - Город Ханты - Мансийск.

Учитель: - Много разных районов находится в Ханты - Мансийском автономном округе.

(Подвожу к карте Ханты - Мансийского автономного округа)

Как же называется наш город?

Дети: Мегион.

Учитель: - Покажите, пожалуйста, на карте Ханты - Мансийского автономного округа?

- Как вы думаете, почему наш город получил название Мегион?

А что означает название нашего города?

Дети: - «Мега- означает большая река, впадает в реку Обь.

Учитель: - Алёша с мамой приготовили рассказ про реку Обь, я предлагаю вам послушать его.

(. Текст выступления прикладывается, идет показ слайдов «Природа Севера»).

Учитель: - Спасибо, Алёша. Прекрасный рассказ, а слайды помогли нам полюбоваться красотой и богатством реки Обь.

- Ребята, чем еще богат Ханты - Мансийский округ и наш район в том числе? Дети: - Здесь добывают нефть, газ.

Учитель: - Газ и нефть - это главное богатство Югры. Пользуются газом и нефтью не только югорчане, и не только люди России. Газ и нефть отправляют по трубам по всей нашей стране, а также и в другие государства.

(Просмотр фрагмента фильма «Самотлор», рассуждения детей, комментарии воспитателя)

Учитель: - Как вы думаете, легко добывать газ и нефть?

Дети: - Нет, не легко. Очень холодная затяжная зима. Трескучие морозы. Летом комары и мошкара.

Учитель: - Да, добыча газа и нефти настоящая мужская работа. Обратите внимание на лица этих мужественных и сильных людей. Не боятся морозов, холодов и ветров. Это настоящие герои.

(после просмотра фрагмента фильма)

Ребята, мы на слайдах видели, что некоторые коренные жители занимаются рыболовством. Чем еще занимается коренное население?

Дети: - Охотой, оленеводством, сбором дикоросов.

Учитель: - Что такое дикоросы?

Дети: - Это грибы и ягоды.

Учитель: - Почему грибы и ягоды в народе называют дикоросами?

Дети: - Потому что грибы и ягоды никто не сажают, они сами вырастают.

Учитель: - Из каких двух слов состоит слово «дикоросы»?

Дети: - Дико растут.

Учитель: - Правильно, грибы и ягоды северные не растут в саду, и никто их не высаживает, они растут в природе самостоятельно, чаще в диких местах. Какие же ягоды растут на Севере?

Дети: - Голубика, черника, брусника, клюква, морошка.

Учитель: - А какие деревья и кусты растут на севере?

Дети : - Лиственница, сосна, кедр, ель ,шиповник, можжевельник.

Учитель: - А сейчас я предлагаю поиграть в игру, которая называется

«Что где растет?». Для этого предлагаю вам разделиться на две команды способом пересчета на один и два.

( Дети самостоятельно разбиваются на 2 команды.)

Учитель: - Послушайте правила игры. На столе справа лежат карточки с изображением ягод, растущих на севере и юге нашей страны. Первой команде необходимо выбрать только северные ягоды и разместить их на доске справа. Второй команде необходимо среди карточек на столе слева выбрать только те деревья, которые растут только в нашем родном краю и разместить их на доске слева.

1- ая команда - отбирает ягоды, растущие на севере

2-ая команда - отбирает деверья и кустарники севера

( Дети проверяют правильность выполнения задания противоположной команды)

Дети выполняют задание, потом проверяют правильность выполнения друг у друга.

Учитель: - Что это за сооружение стоит?

Дети: - Чум.

Учитель: - А что такое чум?

Дети: - Это жилище ненцев.

Учитель: - Я не видела в Сургуте чума. В нашем городе построены кирпичные, брусовые дома.

Дети: - Чумы собираются в стойбищах, в тайге.

Учитель: - А кто в них проживает?

Дети: - Коренные жители: ханты и манси, ненцы, селькупы.

Учитель: - А почему они живут в чумах?

Дети: - Потому что чум можно собрать, перевести на другое место и снова поставить.

Учитель: - А для чего это необходимо делать?

Дети: - Потому что коренные жители пасут оленей. Когда корм заканчивается, то стадо перегоняют на другое место, а для этого и чум перевозят на новое место.

Учительь:- А из чего сделан чум?

Дети:- Из оленьих шкур.

Учитель: - Вы говорили, что зима у нас холодная, студеная, дуют ветра. Не холодно ли в тундре зимой?

Дети: - Холодно, но люди тепло одеты?

Учитель: - Во что одеты?

(Обращаю внимание на макеты, панно с изображением тундры и людей)

Дети: - Женщины одеты в « ягушку», мужчины в малицу.

Учитель: - А ноги во что обуты?

Дети: - Кисы и бурки.

Учитель: - Одежда коренных народов не только теплая, но и нарядная. Что означает «нарядная одежда»?

Дети: - Одежда вышита орнаментом.

Учитель: - Орнаменты бывают разные. Что они означают?

Дети:- Оленьи рога, заячьи ушки, ветки берез, рога лося, щучьи зубы.

Учитель: - Да, узоры взяты из природы. Я предлагаю попутешествовать по родному краю, полюбоваться красотой природы.

(Дети садятся, комментируют показанные слайды «Нижневартовский район».)

Учитель: Ребята, северный народ не только мужественный, но и талантливый. Ненецкие авторы сложили много стихов, песен о родном крае, сочинили сказки и рассказы. Наряду с этим они пользуются народными подвижными играми. Мы с вами в эти игры играем. Вот и сейчас я предлагаю поиграть в игру «Хэйро». Что означает слово «хэйро»?

Дети: - Слово «хэйро» означает «солнце».

(Вспоминаем правила игры, проводится подвижная игра «Хэйро».)

Воспитатель: - Ребята, помните, мы приняли решение подарить Мегионскому музею краеведения макет тайги? Макет мы изготовили, но его нужно оживить: расселить животных, которые живут на севере. Подумайте, кого бы вам хотелось слепить?

(Даю возможность определиться с решением)

- А теперь выберите нужный вам материал: зелёную глину, веточки, шишки, пенёчки и т.д.

(Дети лепят животных)

- Протрите руки влажной салфеткой. Полюбуемся своим произведением и отнесем на столик к другим макетам.

(Ставим макет в ряд с другими макетами.)

- Наше путешествие окончено.

- Скажите, пожалуйста, где происходило наше путешествие?

Дети: - Мы путешествовали по родному краю, по Ханты - Мансийскому автономному округу.

Учитель: - Молодцы, вы все были активными, показали хорошие знания, свое умение. Спасибо за ваш труд!

- Что Вам больше всего понравилось?

(Слушаю мнения детей)

- Что бы вам еще хотелось узнать про свой родной край?

(Дети высказывают свои предложения)









© 2010-2022