Программа по ИЗО для дошкольников Я люблю рисовать

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БюДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»












ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«Я люблю рисовать»


срок реализации 1 год

для обучающихся 5-6 лет

Направленность: социально- педагогическая











Утверждена методическим советом

« » _____________2015г.

Протокол №1

Председатель:

____________

Автор-составитель: педагог

дополнительного образования

Рябченко Ольга Алексеевна









Нефтеюганск

2014г.





"Все нравственное воспитание детей сводится к доброму примеру. Живите хорошо или хоть старайтесь жить хорошо, и вы по мере вашего успеха в хорошей жизни хорошо воспитаете детей."

Л.Н. Толстой

"Ум ребенка - на кончиках его пальцев".

В. И. Сухомлинский.



Пояснительная записка

Направленность Программы

Семья - один из важнейших воспитательных институтов, роль и значение, которого в формировании личности трудно переоценить. Важным условием развития личностных образований ребёнка выступает родительская любовь, участие родителей в переживаниях и интересах детей.

Любая творческая деятельность открывает человеку путь к самопознанию, к внутренней свободе. Но для ребёнка исключительно важную роль играет именно изобразительное искусство, способное дать простые, физически осязаемые средства выражения своих эмоций. Изучение искусства имеет отношение к познавательной, зрительной и эстетической деятельности детей. Оно помогает развивать его визуальную восприимчивость, учит видеть подробности, глубже осознавать форму и пространство, а значит, и лучше ориентироваться в мире. Ценность детского творчества не в его техническом совершенстве, а в его эмоциональности, в способности автора ограниченными художественными средствами передать свое мировосприятие.

Новизна программы прослеживается по нескольким направлениям.

Во-первых, данная программа ориентирована на то, чтобы укрепить родительско- детские отношения, по-другому взглянуть на своего ребенка в совместной творческой деятельности.

Во-вторых, программа позволяет ознакомится с арсеналом разнообразных приемов и методик рисования, как привычных, так и нетрадиционных.

Рисование для детей - игра, и используя игры, игровые приемы и пальчиковую гимнастику, создается непринужденная творческая атмосфера для работы. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности удивляют и восхищают, раскрепощают детей, тем самым, вызывая стремление заниматься таким интересным делом. Даже маленькие художественные неудачи могут свести на нет их желание заниматься изобразительной деятельностью, по этому использование нетрадиционных приемов создания рисунка обеспечивает элементы сюрприза, дарит ребенку много положительных эмоций и помогает сформировать у них устойчивый интерес к данной деятельности.

Так же данная программа опирается на понимание приоритетности воспитательной работы, направленной на развитие усидчивости, аккуратности, терпения, умение концентрировать внимание, мелкую моторику и координацию движений рук у детей. Развитие творческих и коммуникативных способностей дошкольников и младших школьников на основе их собственной творческой деятельности также является отличительной чертой данной программы.

При составлении данной программы учитывался следующий опыт работы:

-Программа для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ «Рисунок и живопись», С.А.Левин, А.М.Михайлов, А.В.Щербаков, 1981 г.;

-«Рисунок, живопись, композиция, декоративно-прикладное творчество» - комплексная программа изостудии МГДД(Ю)Т, авторы Быкова Я. Г., Богданова Н. Г., Волобуева И. И., Смирнов А. А., 2000 г.).

- Программа для учреждений дополнительного образования «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ» -Давыдова Г.Н., 2005 г.;

Образовательная модифицированная программа "Мир красок" , 2012 Рябченко О.А.

Образовательная программа «Я люблю рисовать» является модифицированной, имеет и социально-педагогическую направленность и предполагает апробацию в творческой группе на базе учреждений дополнительного образования.

Актуальность

Дефицит времени на общение с ребёнком (время общения в будние дни длится, в среднем, около 4-5 часов) по причине занятости или нежелания, непонимания важности проблемы - составляет основу педагогической некомпетентности родителей. Которая, в свою очередь, является одной из причин деформации психического и личностного развития детей.

Поэтому настолько актуальна стала такая форма организации досуга и развития детей и их родителей- как совместные занятия изобразительным искусством. Общение через призму творчества оказывает благотворное влияние на детско - родительские отношения. Совместные групповые занятия изобразительным искусством помогают родителям:

  • преодолеть авторитаризм и увидеть мир с позиции ребенка;

  • "разглядеть" потенциальные способности ребенка;

  • активизировать свое творческое восприятие;

  • установить хорошие, доверительные отношения с ребенком;

  • радоваться личностному росту ребенка;

  • знать сильные и слабые стороны ребенка и учитывать их;

  • проявлять искреннюю заинтересованность в его действиях, оказывать эмоциональную поддержку.

Дети в свою очередь смогут:

  • научиться общению, умению уступать, уважать интересы других людей;

  • увидеть родителей в роли коллеги по творческому цеху, увлеченного и получающего позитивные эмоции.

Цель: Гармонизация детско-родительских отношений через взаимодействие в плоскости изобразительного искусства.

В ходе достижения цели решаются следующие задачи:

  • Развитие художественно - творческих способностей, художественный вкуса, фантазии, изобретательности, пространственного воображения, творческого мышления, внимания.

  • Активизация и обогащение воспитательных умений родителей, поддержка их уверенности в собственных педагогических возможностях.

  • овладение необходимыми навыками и современными техниками рисования для воплощения замыслов в своих рисунках.

  • Приобретение опыта общения со сверстниками и взрослыми в процессе разнообразных игр и творческих занятий.

Программа рассчитана на работу с детьми 5-7 лет и состоит из следующих блоков:

  • Ознакомительный, 1 год обучения

  • Развивающий, 2 год обучения

  • Исследовательский, 3 год обучения

Данная программа рассчитана на 1год обучения. Занятия проходят 1 раз в неделю по 2 часа.

В группы принимаются все желающие. Специального отбора не производится.

Образовательный процесс включает в себя различные методы обучения:

  • репродуктивный (воспроизводящий);

  • иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала);

  • проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути ее решения);

  • эвристический (проблема формулируется детьми, ими и предлагаются способы се решения).

В проведении занятий используются формы индивидуальной работы и коллективного творчества. Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстративного материала и подкрепляется практическим освоением темы. С целью проверки усвоения терминов, понятий и в качестве психологической разгрузки проводятся игры, предлагаются специально составленные кроссворды, используются словесные игры и малые жанры устного народного творчества. Программные материалы подобраны так, чтобы поддерживался постоянный интерес к занятиям у всех детей.

Основной формой работы являются учебные занятия. Это могут быть и занятия - вариации, занятия - творческие портреты, импровизации, занятия- образы по сценарию со специальной подготовке детей, занятия - праздники, занятия - эксперименты. Отчет о работе проходит в форме выставок, открытых занятий, конкурсов фестивалей, массовых мероприятий.

Содержание программы

Мир маленького человека красочный, эмоциональный. Для этого возраста так органичны занятия изобразительным искусством, лепкой, художественным конструированием. Для ребенка 5-7 необходим определенный уровень графических навыков, важно научиться чувствовать цвет. Развитие пространственного воображения дает работа с пластическими материалами. Работа с различным материалами расширяет сферу возможностей ребенка, обеспечив его раскрепощение.

Для развития двигательной ловкости и координации мелких движений рук проводятся упражнения на рисование линий разного характера, точек, пятен, штрихов. В конце каждого занятия фиксируется внимание детей на достигнутом результате.

разделы программы:

№ п/п

Тема

Кол-во часов


всего

теория

практика

1

Радужный мир

36

12

24

2

Чудеса из бумаги

30

10

20

3

Игрушки делаем сами

24

8

16

Итого:

90

30

60

Раздел 1. Радужный мир

- Знакомство с различными художественными материалами, приемами работы с ними. Знакомство с различными нетрадиционными техниками.

- Основы цветоведения. Основные цвета. Смешение цветов. Холодные цвета. Теплые цвета.

- Художественный язык изобразительного искусства: линия, пятно, штрих, мазок, точка.

Раздел 2. Чудеса из бумаги

Бумага, ее виды. Природные свойства бумаги. Техника работы с бумагой: аппликация, коллаж, полуобъёмные и объемные композиции. Вырезание, сгибание, склеивание. Простые геометрические фигуры. Трансформация плоской фигуры в объём.

Раздел 3. Игрушки делаем сами

- Знакомство с различными пластическими материалами: пластилином, глиной, биомассой, бумагой.

- Воспитание художественно-пластического видения окружающего мира, его форм, фактур, ритмики.

- Понятия - рельеф, объемная пластика.

Культурно- досуговая деятельность

Проводятся мероприятия на темы познания себя, правил поведения в коллективе.

Ожидаемые результаты и способы их проверки

В результате реализации программы предполагается достижение определённого уровня овладения детьми изобразительной грамоты. Дети будут знать специальную терминологию, получат представление о видах и жанрах искусства, научатся обращаться с основными художественными материалами и инструментами изобразительного искусства.

К концу первого года обучения дети будут знать:

-название основных и составных цветов;

-понимать значение терминов: краски, палитра, композиция, художник, линия, орнамент; аппликация, симметрия, асимметрия, композиция, силуэт, пятно, рельеф, обжиг, роспись, лепка, керамика;

-изобразительные основы декоративных элементов;

-материалы и технические приемы оформления;

-названия инструментов, приспособлений.

уметь:

-пользоваться инструментами: карандашами, кистью, палитрой;

-полностью использовать площадь листа, крупно изображать предметы;

-подбирать краски в соответствии с настроением рисунка;

-владеть основными навыками использования красного, желтого, синего цветов, их смешением;

-моделировать художественно выразительные формы геометрических и растительных форм;

-пользоваться материалами;

-лепить игрушки на основе приемов дымковской игрушки;

-применять различные способы лепки: от целого куска, примазывание частей, заглаживание поверхности.

у них получат развитие следующие личностные качества:
умение организовывать и содержать в порядке своё рабочее место;

  • трудолюбие;

  • самостоятельность;

  • уверенность в своих силах.

Способы проверки результатов
В процессе обучения детей по данной программе отслеживаются три вида результатов:

текущие (цель - выявление ошибок и успехов в работах обучающихся);

промежуточные (проверяется уровень освоения детьми программы за полугодие);

итоговые (определяется уровень знаний, умений, навыков по освоению программы по окончании курса обучения).

Выявление достигнутых результатов осуществляется:

  • через механизм тестирования (устный фронтальный опрос по отдельным темам пройденного материала);

  • через отчётные просмотры законченных работ.

  • Отслеживание личностного развития детей осуществляется методом наблюдения и фиксируется в рабочей тетради педагога.

  • Отчетные просмотры законченных работ обучающихся

Во время отчетных просмотров по окончании каждого из трёх лет обучения определяются, прежде всего, практические умения и навыки обучающихся.

Формы подведения итогов реализации программы
В качестве форм подведения итогов по программе используются: тестирование, ИЗО-викторины, ИЗО-конкурсы, участие в выставках различного уровня.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
1. Обеспечение программы различными видами методической продукции.

Программа обеспечена разнообразными видами методической продукции. Это, прежде всего, авторские разработки художественно-творческих игр, адаптированных для детей младшего школьного и среднего возраста. Это и ситуативные импровизационные игры, возникающие прямо по ходу отдельных занятий, и заранее спланированные педагогом игры и игровые ситуации, в которые дети охотно включаются, изучая те или иные разделы и темы (например, «Сказка про гусениц-сестренок», фантазийная игра «Цветные сны», «Звери в стране красок», «Танцующие кисточки» и др.).

Чтобы занятия были увлекательными и интересными, а работа вызывала у детей чувство радости и удовлетворения, педагогу необходимо создать такие условия для проведения образовательного процесса, при которых познавательная и созидательная деятельность переплетались бы со зрелищно-игровым процессом. Такая установка не только соответствует возрасту детей, для которых предназначена программа, но и помогает выявить творческие способности детей с учетом возраста и индивидуальности каждого ребенка, ведь дети принимаются в студию с разной степенью одаренности и различным уровнем исходной базовой подготовки. Поэтому так важно обеспечить индивидуальный подход к каждому ребенку.

Игра в этом плане имеет особое значение. Она помогает педагогу выстроить образовательный процесс по принципу от простого к сложному; освоить материал в соответствии с индивидуальными возможностями ребенка, создав при этом каждому ситуацию успеха, ведь каждый ребенок - уникальная личность. Он обладает своим характером, темпераментом, чувствами, увлечениями. У каждого - свой ритм и темп работы.

Также игра объединяет детей, содействует формированию детского коллектива. С этой целью используются практические задания, выполнение которых предполагает организацию коллективной работы детей.


Дети младшего школьного возраста от природы свободны и раскрепощены. У них нет комплексов более «взрослых» детей. Они, как правило, не боятся браться за любую поставленную педагогом задачу. Любая новая технология, новый материал вызывает у них здоровый активный интерес, желание работать.

Для активизации детей используются разработанные автором задания-игры на развитие фантазии и воображения: «Чего на свете не бывает?», «Чудо-бабочка», «Образ из пятна». Предлагаются такие задания, как: «Дорисуй», «Отгадай», «Одень» и другие.

Программой предусмотрено методическое обоснование процесса организации образовательной деятельности и форм проведения занятий. В частности, автором предложена методика структурирования занятий по ИЗО.

Как показала практика, оптимален следующий способ построения учебного процесса: сначала педагог объясняет обучающимся тему занятия, задачи, которые они должны решить, средства и способы их выполнения. Параллельно с этим может идти показ вспомогательного материала, иллюстрирующего тему занятия: художественные фотографии, репродукции работ известных художников, альбомы по изобразительному искусству, изделия народных мастеров, лучшие детские работы из фонда студии.

При этом педагог может предложить детям просмотреть дидактические материалы, методические таблицы и пособия. Это создает благоприятную почву для развития познавательного интереса обучающихся и появления творческого настроения.

После изложения теоретических сведений педагог вместе с детьми переходит к практической деятельности. Метод непосредственного показа очень важен, т.к. учит детей технике обращения с различными художественными материалами (акварель, гуашь, пастель, тушь, восковые мелки). Педагог демонстрирует, как нужно работать с разными инструментами (кисть, карандаш, перо, палитра, мастихин и др.). При этом используется для показа учебная доска или лист бумаги, прикрепленный на мольберт. Таким образом педагог раскрывает творческие возможности работы над определённым заданием.

Дети после объяснения приступают к работе. Практическая деятельность обучающихся строится от простого к сложному, от учебных упражнений до построения композиции.

В конце занятия для закрепления полученных знаний и умений уместно провести анализ выполненной работы и разбор типичных ошибок. После подведения итогов занятия педагог может дать рекомендации детям в виде домашнего задания.

Чтобы дети не уставали, а полученные результаты радовали и вызывали ощущение успеха, задания должны быть зрительно эффектными. В этих целях программа обеспечена специальным набором игровых приёмов.

Например, для концентрации внимания ребёнка на чем-то важном можно надеть на руку куклу (дети, обучающиеся по данной программе, знают ее под именем Нарисуй-ка); кукла помогает усвоить сложные задания, может пожурить и похвалить, а главное - ответить на любой вопрос ребёнка.

Краски, кисточки, мелки и карандаши во время занятий нередко превращаются в сказочных героев, использованные палитры - в цветные сны, а раздутая клякса создает неповторимые образы чудо-зверей, птиц, фантастических животных.

На первых занятиях особенно важно похвалить каждого ребёнка за выполненную работу, внушить уверенность в себе, воодушевить на продолжение обучения.

Эффективно включиться в процесс работы детям помогает на занятиях музыка. Автором собрана соответствующая коллекция аудиозаписей, составляющая значимую часть методического сопровождения программы.

Перед началом занятий, а также когда дети устают, полезно проводить игровую разминку для кистей рук.

Игровая гимнастика в виде упражнений (рисунок в воздухе) помогает ребёнку быстрее освоить основы изобразительного творчества.

Чтобы дети быстро не утомлялись и не теряли интерес к предмету, полезно вводить смену видов деятельности и чередование технических приёмов с игровыми заданиями.

Например, любой акварельный «подмалевок» может послужить фоном для следующих заданий, где могут быть использованы трафарет, аппликация, дорисовка тушью, пастелью, мелками и др.

Вялых, инертных детей можно заинтересовать с помощью особых приёмов. Например, неудачный акварельный этюд не выбрасывается. Он может послужить фоном для работы в технике пастели, гуаши или из него можно вырезать различные элементы для коллажа.

Нередко игровая смена различных приёмов и техник оказывается настолько удачной, что из рисунка-«золушки» рождается сказочной красоты «шедевр».

Такая «подзарядка» стимулирует обучающегося на творческий настрой, рождает в каждом подростке уверенность в своих потенциальных возможностях.

Удачи окрыляют даже самых неуверенных детей, пробуждают желание экспериментировать, творить, дать своей фантазии «космическую» свободу.

В условиях предвкушения удачи образовательный процесс будет проходить легко, вызывая активный интерес каждого подростка, независимо от его способностей, что приведет к желаемому результату. Ведь художественное образование не должно ориентироваться только на наиболее способных к изобразительной деятельности детей.


2. Дидактические материалы

Дидактические материалы (таблицы, наглядные пособия, демонстрационные карточки, образцы выполненных заданий и др.) используются на каждом занятии, кроме занятий по развитию фантазии, воображения и проверочных занятий.

Автором составлен специальный аннотированный каталог дидактических материалов, используемых в процессе реализации данной программы.


Аннотированный каталог дидактических материалов к программе

«Основы изобразительного искусства»




^ Форма дидактического материала


Название дидактического материала


Раздел, темы (примерные)


Цель использования


1


Наглядное пособие


«Природные формы»


«Азбука рисования»


Наброски

Рисунок:


  • зарисовки трав, цветов;


  • силуэты деревьев


Визуальная форма объяснения задания


2


Наглядное пособие


«Техника и характер штриховки»


«Линия и образ»


Рисунок:


  • линейный рисунок с натуры, по памяти;


  • объёмный рисунок с натуры, по памяти


Объяснение технических приёмов работы


3


Наглядные пособия


«Цветовая гамма. Теплые и холодные цвета»


«Цветовой круг»


«Основные и дополнительные цвета»

«Ахроматические и хроматические цвета»


Живопись:


  • цветовая гамма осени;


  • дары природы;


  • холодная гамма зимы;


  • танец контрастных цветов;


  • царство ночи и царство дня


Наглядная помощь в решении учебных упражнений по цветоведению


4


Наглядные пособия


Подборка демонстрационных карточек

Образцы лучших работ из фонда студии


«Азы композиции»


«Композиционный центр»


«Статика, движение в композиции»


Композиция:


  • космические дали;


  • праздник в городе;


  • любимая сказка;


  • цирк;


  • зоопарк


Определение различных вариантов построения композиции


5


Наглядные пособия


Подборка образцов


«Стилизация природных форм»

«Различные виды орнамента (зооморфный, геометрический, растительный)»

«Орнамент в круге, треугольнике, прямоугольнике»


Орнамент:


  • деревянное кружево;


  • ковер из снежинок;


  • гжельские узоры


Демонстрация возможных вариантов построения орнамента


6


Наглядные пособия


Подборка образцов


«Выразительные возможности графических материалов»


Графика:


  • рисуем пером птиц, растения;


  • рисуем кистью и черной тушью фантастических животных;


  • рисуем палочкой и цветной тушью;


  • рисуем цветными карандашами, фломастерами веселых и грустных клоунов;


  • рисуем углем деревья;


  • рисуем пастелью букеты


Наглядная помощь в решении учебных задач


7


Наглядные пособия


Образцы лучших работ из фонда студии


«Линейная и воздушная перспектива»


«Поэтапная работа над натюрмортом»


«Формы и строение предметов»


«Изображение перспективы с 1,

с 2 точками схода»


Натюрморт:


  • натюрморт из 1-2 предметов на нейтральном фоне (предметы быта);


  • натюрморт из геометрических фигур;


  • натюрморт тематический на фоне драпировок со складками


Повышение результатов исполнения


8


Подборка учебных работ и лучших образцов из фонда студии


Новогодние игрушки, сувенирные открытки, маски, выполненные в технике бумажной пластики


Конструирование из бумаги:


  • бумажные «вырезанки»;


  • объемная аппликация;


  • сувенирные открытки;


  • карнавальные маски


Визуальная форма объяснения материала


9


Наглядные пособия


Выставочные работы из фонда студии


«Пропорции головы человека»


«Использование различных техник в работе над портретом»


Изображение человека:


  • портрет мамы;


  • автопортрет с другом;


  • спортивные игры;


  • веселый и грустный клоун


Помощь в объяснении задания


10


Наглядное пособие


Лучшие пленэрные работы из фонда


«Линейная и воздушная перспектива»


«Различные формы деревьев»


«Образ дерева»


Пейзаж:


  • этюды деревьев с натуры;


  • зарисовки природных мотивов;


  • живописные этюды неба на состояние;


  • тематический пейзаж (осень, зима, весна, лето)


Повышение результатов исполнения


Примерная форма для подражания



Составной частью дидактических материалов является подобранный к программе натюрмортный фонд.

Примерный перечень предметов натюрмортного фонда:

Предметы быта:


а) стеклянные (бутылки разной формы, вазы, чашки, стаканы, блюда, салатницы);

б) деревянные (шкатулки, ложки, бочонки, коробочки, разделочные доски);

в) металлические (самовары, чайники, утюги, ложки, ножи, кастрюли, кофейники);

г) керамические (крынки, блюда, чайники, чашки, вазы).

Предметы декоративно-прикладного искусства (прялки, сундучки, лапти, вышитые полотенца, расписные доски, образцы народной грушки, жостовские подносы, гжельская посуда, керамические предметы).


Музыкальные инструменты (гитара, гармошка, бубен, горн).


Природные элементы (букеты из сухоцветов, искусственные цветы, гербарий из цветов, листьев, бабочек, набор морских раковин, кораллов, звезд, набор камней).


Муляжи (грибы, фрукты, овощи).


Чучела птиц и животных (чайки, вороны, совы, попугаи, сороки, белки).


Драпировки (однотонные, с цветным и геометрическим орнаментом, ткань разной фактуры - бархат, шелк, ситец, холст, шерсть, тюль).


Техническое оснащение программы


Успешная реализация программы и достижения обучающихся во многом зависят от правильной организации рабочего пространства в студии.

Хорошо, если стены помещения, в котором проходят занятия, украшены лучшими детскими работами.

Комната для занятий должна быть хорошо освещена (естественным и электрическим светом) и оборудован необходимой мебелью: столами, стульями, табуретами, шкафами, мольбертами, планшетами для рисования. В помещении должна быть раковина с водой или большие емкости для чистой и слива грязной воды.

Для работы необходимо иметь достаточное количество наглядного и учебного материала (натюрмортный фонд, гипсовые фигуры, драпировки, изделия народных промыслов). А также в наличии должны быть осветительные приборы (софиты, светильники) для освещения натюрмортных постановок.

Для хранения фонда студии (лучших детских работ разных лет) желательно иметь специальные стеллажи. В учебном помещении необходимо иметь специальный методический фонд, библиотеку по искусству, а также современные технические средства обучения (телевизор, видеомагнитофон, компьютер, проектор, видеоплеер и др.).

Требования, предъявляемые к педагогу
Многолетняя практика работы с детьми, а также опыт общения с коллегами из других учреждений позволили автору сформулировать некоторые общие требования, которые должны предъявляться администрацией образовательных учреждений к педагогу, желающему работать в системе дополнительного образования по направлению «изобразительное творчество».
Помимо хорошей профессиональной подготовки, педагогу необходимо обладать определенными способностями к работе в сфере художественного творчества детей, умением создавать общую атмосферу доверия и заинтересованного общения.
Педагог должен быть не только художником, но и немного артистом, а также своеобразным режиссером проводимых им занятий.
Поэтому в нем важно все: и его внешний облик, и его жесты, и мимика, и манера разговора.
От педагога зависит настрой обучающихся, их желание работать. Педагог, умеющий перевоплощаться, создавать на занятиях определенное настроение, владеющий различными игровыми приемами, может превратить учебный процесс в творческую мастерскую, где каждый ребёнок, независимо от своих способностей, почувствует себя юным художником.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Литература для обучающихся
Белашов А. М. Как рисовать животных. - М.: Юный художник, 2002.

Брагинский В. Э. Пастель. - М.: Юный художник, 2002.

Дикинс Р., Маккафферти Я. Как научиться рисовать лица. - М.: РОСМЭН, 2002.

Иванов В. И. О тоне и цвете (в 2-х частях). - М.: Юный художник, 2001-2002.

Лахути М. Д. Как научиться рисовать. - М.: РОСМЭН, 2000.

Панов В. П. Искусство силуэта. - М.: Юный художник, 2005.

Сэвидж Хаббард К., Спейшер Р. Приключения в мире живописи. - М.: РОСМЭН, 2003.

Ткаченко Е. И. Мир цвета. - М.: Юный художник, 1999.

Уотт Ф. Я умею рисовать. - М.: РОСМЭН, 2003.

Чивиков Е. К. Городской пейзаж. - М.: Юный художник, 2006.

Шабаев М. Б. Цветные карандаши. - М.: Юный художник, 2002.


Литература для родителей
Алексеева В. В. Что такое искусство. - М.: Советский художник, 1991.

Берсенева Г. К. Ткань. Бумага. Тесто. Домашнее рукоделие. - М.: Астрель, 2001.

Дрезнина М. Г. Каждый ребенок - художник. - М.: ЮВЕНТА, 2002.

Лопатина А., Скребцова М. Краски рассказывают сказки. - М.: Амрита-Русь, 2005.

Мейстер А. Г. Бумажная пластика. Домашнее рукоделие. - М.: Астрель, 2001.

Нагибина М. И. Из простой бумаги мастерим как маги. - Ярославль: Академия холдинг, 2001.

Синицына Е. Умные занятия и игры. - М.: Лист Нью, Вече, 2002.


Литература для педагога

Базанова М. Д. Пленэр. - М.: Изобразительное искусство, 1994.

Гусакова М. А. Аппликация. - М.: Просвещение, 1987.

Дубровская Н. В. Приглашение к творчеству. - СПб.: Детство-Пресс, 2004.

Комарова Т. С., Размыслова А. В. Цвет в детском изобразительном творчестве. - М.: Педагогическое общество России, 2002.

Компанцева Л. В. Поэтический образ природы в детском рисунке. - М.: Просвещение, 1985.

Корнева Г. Бумага. - СПб.: Кристалл, 2001.

Луковенко Б. А. Рисунок пером. - М.: Изобразительное искусство, 2000.

Митителло К. Аппликация. Техника и искусство. - М.: Эксмо-Пресс, 2002.

Михайлов А. М. Искусство акварели. - М.: Изобразительное искусство, 1995.

Неменский Б. М. Образовательная область «искусство». - М.: ГОМЦ, Школьная книга, 2000.

Неменский Б. М. Изобразительное искусство и художественный труд. - М.: МИПКРО, 2003.

Полунина В. Н. Искусство и дети. - М.: Правда, 1982.

Полунина В. Н. Солнечный круг. У Лукоморья. - М.: Искусство и образование, 2001.

Полунина В. Н., Капитунова А. А. Гербарий. - М.: Астрель, 2001.

Смит С. Рисунок. Полный курс. - М.: Внешсигма, 1997.

1 Программа для средних общеобразовательных учебных заведений / Под рук. и ред. нар. художника России, акад. Б. М. Неменского // Программа начальной школы «Основы художественных представлений». - М.: МИПКРО, 2001.


2 Гросул Н. В. Студия изобразительного творчества // Программы дополнительного художественного образования детей. - М.: Просвещение, 2005.


3 См. напр., программу: Изобразительное искусство. 1-9 классы (коллектив авторов: Кузин В. С., Ростовцев Н. Н. и др.). - М.: Агар, 1996. Данная программа предлагает обучение от 1 до 2 часов в неделю и - соответственно - от 36 до 72 часов в год.


4 144 часа в каждый учебный год. См.: Гросул Н. В. Студия изобразительного творчества // Программы дополнительного художественного образования детей. - М.: Просвещение, 2005.

29


© 2010-2022