Рабочая программа ИЗО, по В. С. Кузину. (6 класс)

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казенное учреждение

«Алыгджерская школа-интернат среднего (полного) общего образования»

Принято на заседании

Педагогического совета

Протокол № 1

От «26» августа 2015 г.



«Утверждено»

Директор МКУ «Алыгджерская

школа - интернат»

БолюхЛ.В

Рабочая программа

по изобразительному искусству

6 класс


Базовый уровень

2015-2016 учебный год

Всего часов в год 34

Всего часов в неделю - 1



Некрасова Л.Н.

учитель изо ,черчения, мхк, технологии

Педстаж: 30 лет

Квалификационная категория: 2




с.Алыгджер, 2015г.


Пояснительная записка

Рабочая программа по изобразительному искусству составлена на основание следующих нормативно-правовых документов: Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования утвержденного приказом Минобразования России 5.03.2004г.№ 1089 в соответствие с рабочей программой общеобразовательных учреждений по изобразительному искусству, под редакцией доктора педагогических наук В. С. Кузин- М.: Дрофа, 2010.

Программа рассчитана на 34 ч. в год (1 час в неделю). В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения изобразительного искусства на ступени среднего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по изобразительному искусству.

В современных условиях развития системы народного образования с особой остротой встает проблема формирования духовного мира, эстетической культуры, мировоззренческих позиций и нравственных качеств, художественных потребностей подрастающего поколения. В этом деле важнейшее значение имеет искусство и прежде всего изобразительное искусство, охватывающее целый комплекс художественно-эстетических отношений личности к окружающей действительности.

цель: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.

задачи:

-- развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения

изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к

--окружающему миру; формирование понимания красоты, гармонии цветового

богатства действительности;

--способствовать освоению школьниками знаний о мире пластических искусств:

изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их

бытования в повседневном окружении ребенка;

--способствовать овладению учащимися умениями, навыками, способами

художественной деятельности;

-- воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений

профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и

эстетических чувств; любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к

ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре;

--ознакомление с творчеством выдающихся художников прошлого и настоящего.

Основными направлениями в художественной деятельности являются:

Изобразительная деятельность (рисование с натуры , по представлению, по памяти

живопись, рисунок) - 14

Декоративно- прикладная деятельность (декоративная работа - орнаменты,

росписи, эскизы оформления изделий , дизайн, аппликации, изобразительные

техники) - 20 часов

Наблюдение за видимым миром (беседа о перспективе) - 1 час

Особенности организации художественной деятельности по направлениям по предмету изобразительное искусство Изобразительная деятельность (рисование с натуры, рисование на темы).

Рисование с натуры (рисунок и живопись) включает в себя изображение находящихся перед школьниками объектов действительности, а также рисование их по памяти и по представлению карандашом, акварельными и гуашевыми красками, пером и кистью. Рисование на темы - это рисование композиций на темы окружающей жизни, иллюстрирование сюжетов литературных произведений, которое ведется по памяти, на основе предварительных целенаправленных наблюдений, по воображению и сопровождается выполнением набросков и зарисовок с натуры. В процессе рисования на темы совершенствуются и закрепляются навыки грамотного изображения пропорций, конструктивного строения, объема, пространственного положения, освещенности, цвета предметов. Важное значение приобретает выработка у учащихся умения выразительно выполнять рисунки.

Декоративно-прикладная деятельность (декоративная работа и дизайн) осуществляется в процессе выполнения учащимися творческих декоративных композиций, составления эскизов оформительских работ (возможно выполнение упражнений на основе образца). Учащиеся знакомятся с произведениями народного декоративно-прикладного искусства. Работы выполняются на основе декоративной переработки формы и цвета реальных объектов - листьев, цветов, бабочек, жуков и т.д., дети начинают рисовать карандашом, а затем продолжают работу кистью, самостоятельно применяя простейшие приемы народной росписи. Во время практических работ важно использование школьниками самых разнообразных художественных материалов и техник: графических карандашей, акварели, гуаши, пастели, цветных мелков, цветной тонированной бумаги, ретуши, линогравюры и т.д.

В шестом классе дети знакомятся с различными доступными их возрасту видами изобразительного искусства. Используя лучшие образцы народного искусства и произведения мастеров, учитель воспитывает у них интерес и способность эстетически воспринимать картины, скульптуры, предметы народного художественного творчества, иллюстрации в книгах, формирует основы эстетического вкуса детей, умение самостоятельно оценивать произведения искусства.

К концу обучения в шестом классе у обучающихся формируются представления об основных жанрах и видах произведений изобразительного искусства; известных центрах народных художественных ремесел России. Формируются умения различать основные и составные, теплые и холодные цвета; узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов; сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства). В результате обучения дети научатся пользоваться художественными материалами и применять главные средства художественной выразительности живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства в собственной художественно- творческой деятельности. Полученные знания и умения учащиеся могут использовать в деятельности, обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства, практической деятельности и повседневной жизни для: самостоятельной творческой оценке произведений искусства при посещении выставок и художественных музеев искусства.

Учебно - тематическое планирование

№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

1

Язык изобразительного искусства и художественный образ

4

2

Жанры изобразительного искусства. Натюрморт. Декоративно-прикладное искусство. Истоки и современное развитие народных промыслов

2

3

Жанры изобразительного искусства .Пейзаж.

1

4

Особенности анималистического жанра изобразительного искусства. Его виды и жанры.

3

5

Изображение с натуры и по памяти человека, отдельных предметов.

5

6

Современная графика и её разновидности. Жанры изобразительного искусства.

2

7

Особенности натюрморта

2

8

Изобразительное искусство, его виды и жанры, дизайн и архитектура.

2

9

Художественный образ художественно-выразительные средства декоративно=прикладного искусства

3

10

Тема. Сюжет и содержание в изобразительном искусстве

1

11

Орнамент как основа декоративного искусства

1

12

Создание иллюстраций к литературным произведениям.

2

13

Художественный образ художественно-выразительные средства графики.

2

14

Символический язык в произведениях декоративно=прикладного искусства

1

15

Художественный образ художественно-выразительные средства графики.

1

16

Жанры изобразительного искусства. Особенности портрета.

2

итого

3 4

Содержание тем учебного курса

1

1 раздел

Что нужно знать для

грамотного рисования.

Летние впечатления.

Язык изобразительного искусства и художественный образ

Беседа, тематическое рисование; анкетирование, определяющее уровень знаний, навыков по предмету ИЗО; правилами работ/, инструментами

2

Полный цветовой круг

Учебное задание по живописи; основы цветоведения и изобразительной грамоты; система требований к работам; основные, смешанные, теплые, холодные, контрастные, сближенные цвета.

3

Живописные и

графические упражнения

Работа графическими и живописными материалами; цветовая растяжка, графические упражнения (линией, штрихом, пятном, силуэтом и др.)

4

Осенний лист, бабочка и

фрукты

Рисование с натуры, по памяти, по представлению, с таблиц; палитра осенних цветов; симметрия и ее роль в природе, в изображении; окраска в природе; декоративность, теплый и холодный колорит, сближенные цвета .

5-6

2 раздел


Рисование натюрморта:

комнатный цветок и

яблоко; корзина с

овощами

Жанры изобразительного искусства. Натюрморт.

Рисование с натуры; анализ натуры, ее конструкции, цвета, светотени; беседа «Натюрморт в живописи»;

1-й урок - карандаш, линейное изображение, конструкция; определение цветовых сочетаний (первая пропись); 2-1 урок - подбор цветов, близких натуре, использование палитры, живопись «по мокрому», «по сухому».

7

3 раздел

В осеннем лесу, парке

Жанры изобразительного искусства .Пейзаж

Тематическое рисование; элементы композиции, перспективы; фигура человека в пейзаже; выбор положения листа в зависимости от сюжета; жанр пейзажа, его виды, беседа «Пейзаж в живописи», работа «по сухому», «по мокрому».

8

4 раздел

Наброски домашних

животных (лошадь,

корова, коза, собака,

кошка)

Особенности анималистического жанра изобразительного искусства. Его виды и жанры.

Рисование с натуры, по памяти, с таблиц, иллюстраций, реальных объектов. Анималистка в ИЗО; беседа о художниках (Ватагин, Чарушин и др.); сравнительная анатомия, зависимость строения от среды обитания, движения; элементы композиции; графические материалы.

9

На дне морском

Тематическое рисование, рисование по памяти и с натуры живых объектов; работа с трафаретом (рыба); маскировка, мимикрия в природе у птиц, животных; композиция, сюжет; живопись «по мокрому» (фон, рыба - 1 слой), «по сухому» (прописывание деталей, рыба)

10

Невиданный зверь

Тематическое рисование; рисунок-фантазия; рисунок-тест; анализ и синтез в изображении художника; анималистка

11

5 раздел

Наброски с куклы-

игрушки

Изображение с натуры и по памяти человека, отдельных предметов

Рисование с натуры, живопись; анализ формы, светотени, цвета

12-13

Наброски с фигуры

человека, сидящего в

профиль (в легкой одежде,

не скрывающей

телосложение)

Рисование с натуры:

1-й урок - мальчик, графика;

2-й урок - девочка, живопись; беседа «Портрет в творчестве русских художников»; пропорции фигуры (1:6, 1:7), модель (позируют школьники); знакомство с пластической анатомией, скелетом, мускулатурой; общее и отличительное; рисование фигуры человека от схемы; последовательное ведение работы.

14

Фигура человека в

движении. Спорт.

Аппликация; декоративная работа на основе наблюдений за натурой - человеком; человек в движении с атрибутами спорта; составление фигуры человека из заготовок (элементов фигуры) на основе пропорции; поза, одежда, дополнения; анализ произведений искусства

15

Две контрастные фигуры

Рисование по памяти, с натуры реальных объектов; контраст в изобразительном искусстве, его разновидности, художественный образ; карикатура как контраст; фигуры во весь рост.

16

6 раздел

Новогодняя открытка,

приглашение на бал

Современная графика и её разновидности. Жанры изобразительного искусства. Особенности натюрморта

Графика, ее виды, прикладная графика; язык графики; элементы открытки, условность цвета, изображения, краткость текста, доходчивость, ясность; промграфика; шрифт; декоративное рисование и аппликация, на их основе - конструирование макета открытки

17

Зимние забавы

(развлечения, спорт).

Комиксы.

Тематическое рисование; разновидность современной книжной графики - комиксы; общие корни с книгой (литературная основа, текст, развитие сюжета) и кино («по кадровое» построение, «мультяшность»); просмотр мультфильма.


18-19

7 раздел

Мы рисуем инструменты

Особенности натюрморта Изображение с натуры и по представлению различных предметов

Наброски с натуры столярных, слесарных, строительных и др.инструментов; анализ формы, пропорций, конструкций; геометрическая основа формы; перспективные сокращения; техника работы графическими материалами.

20

8 раздел

Знаменитые

архитектурные ансамбли

Изобразительное искусство, его виды и жанры, дизайн и архитектура.

Беседа-видеоэкскурсия; просмотр зрительных материалов, сообщения учащихся; архитектура как вид ИЗО; архитектурные памятники Москвы и Санкт-Петербурга.

21

Наши новостройки

21 Тематическое рисование; рисование построек с натуры, по наблюдению, по памяти, с таблиц; призматические формы в окружающей жизни; перспектива с одной, двумя точками схода; работа от эскиза; анализ произведений искусства.


22-23

9 раздел

Красота народного

костюма

Художественный образ художественно-выразительные средства декоративно-прикладного искусства

Декоративное рисование, аппликация, использование шаблонов, трафарета; беседа о социально-историческом значении русского народного костюма, его символике; части одежды, виды, традиции разных областей; костюм - наследие культуры; 1-й урок - эскиз костюма на основе фигуры (куклы), цвет» 2-1 урок - деталирование, элементы из аппликации (узоры, фон, пейзаж, изба, трава, цветы.

24

Русский быт в прошлые

века. Иллюстрации к

литературному произведению

Беседа о творчестве русских художников Х1Х века; Репин, Суриков, передвижники; тематическое рисование - иллюстрация к литературному произведению, близкому по теме к анализируемым живописным произведениям (н.Некрасов, А.Кольцов, А.Майков и др.); работа от эскиза.

25

10 раздел

Материнство

(«Рождество» или

«Новорожденный»)

Тема. Сюжет и содержание в изобразительном искусстве

Тематическое рисование; тема женской красоты,

материнства в изобразительном искусстве;

взаимосвязь светской темы и библейских сюжетов,

общее и различное; анализ произведений живописи

26

11 раздел

Красота орнамента.

Гипсовый трилистник

Орнамент как основа декоративного искусства

Рисование с натуры гипсового орнамента. Возможные варианты:

1) карандаш, светотеневая разработка

2) работа акварелью в технике «гризайль»;

3) лепка.

Обобщение и стилизация, поэтапная работа от общего к частному; штрих по форме.

27-28

12 раздел

Иллюстрация к

литературному

произведению

Создание иллюстраций к литературным произведениям.

Беседа на тему красоты русского деревянного, каменного зодчества, искусства плотников и каменщиков, об интерьере крестьянской избы;школьной программе) на основе отечественной

истории, культуры.символике; о художественных замыслах; анализ произведений искусства; тематическое рисование - иллюстрации к произведениям Аксакова С. «Аленький цветочек», А.Пушкина «Сказка о мертвой царевне», «Руслан и Людмила», сбор материала по теме; композиция, перспектива

29-30

Космические дали

13 раздел

Художественный образ художественно-выразительные средства графики.

Тематическое рисование, декоративное конструирование - макет марки (аппликативное оформление рисунка); рисунок-фантазия. Космонавтика: новая разновидность пейзажа; обязательные элементы пейзажа. Филателия, как разновидность прикладной графики. Работа от эскиза (3 варианта) к большому формату. Элементы марки: год, страна, название и пр.

31

14 раздел

Разработка герба

Символический язык в произведениях декоративно-прикладного искусства

Геральдика, ее история; условность изображения, символика в композиции герба, роль линии, цвета; герб страны, родного города; разработка герба (личного, школы, класса, кабинета, города); декоративное рисование; принципы композицию.

32

15 раздел

Афиша цирка

Художественный образ художественно-выразительные средства графики.

Беседа о разновидности графики - плакате: плакат и его виды; средства художественной выразительности плаката; анализ произведений искусства; декоративное рисование.

33

16 раздел

Человек и профессия.

Поясной портрет

Рисование с натуры, по представлению, памяти, с таблиц; беседа о портрете как жанре живописи, о знаменитых портретистах (О.Кипренский, К.Брюллов, В.Тропинин, И.Репин, В.Серов, Рембрандт, Тициан, Ван Дейк, Рафаэль, П.Рубенс и др.); разновидности портрета; пластика и анатомия тела человека, головы, мимика; униформа, профессиональные предметы и орудия труда.

34-35

17 раздел

Портрет-шутка

Жанры изобразительного искусства. Особенности портрета.

Рисунок-фантазия; реальность и фантазия в творчестве; анализ и синтез; символика. Беседа о художнике ХУ1 века Д.Аргимбольдо,

гримерах в театре; создание портрета из овощей и фруктов, сохранив пропорции лица.



Требования к уровню подготовкиобучающихся


В результате изучения изобразительного искусства ученик 6 класса к концу учебного года должен знать/понимать

отдельные произведения выдающихся мастеров русского изобразительного искусства прошлого и настоящего;

особенности художественных средств различных видов и жанров изобразительного искусства;

национальные особенности в классическом изобразительном и народном декоративно-прикладном искусстве;

особенности ансамбля народного костюма, зависимость колорита народного костюма от национальных традиций искусства и быта;

центры народных художественных промыслов Российской Федерации (Хохлома, Гжель, Городец и др.);

виды современного декоративно-прикладного искусства, дизайна;

закономерности конструктивного строения изображаемых предметов, основные закономерности наблюдательной, линейной, воздушной перспективы, светотени, элементы цветоведения, композиции.;

искусство и памятники родного края;

взаимосвязь изобразительного искусства с другими областями культуры;

ведущие художественные музеи России и других стран;

различные приемы работы карандашом, акварелью, гуашью

уметь

Выбрать наиболее выразительный сюжет тематической композиции и проводить подготовительную работу (предварительные наблюдения, наброски и зарисовки, эскизы, поисковый материал, композиция), знать принципы работы художника над произведением, с помощью изобразительных средств выражать свое отношение к персонажам изображаемого сюжета;

Использовать средства художественной изобразительности (формат, свет и тень, объем, пропорции, цвет, колорит, тон, силуэт, контур, пятно, линия, штрих, фактура, ритм, симметрия, асимметрия, контраст, нюанс, движение, равновесие, гармония, композиция);

Видеть закономерности линейной и воздушной перспективы (линия горизонта, точка схода и т.д.); светотени (свет, тень, блик, полутень, рефлекс, падающая и собственная тени), основные средства композиции: высота, горизонт, точка зрения, контрасты света и тени, цветовые отношения, выделение главного центра, ритм, силуэт и т.д.

Рисовать с натуры и по памяти отдельные предметы и натюрморты, человека, животных, птиц, пейзаж, интерьер, архитектурные сооружения;

Передавать тоном и цветом объем и пространство в натюрморте;

Создать художественный образ в композициях;

Выполнять наброски, эскизы, длительные учебные, творческие работы с натуры, по памяти и воображению;

Изготовить изделия в стиле традиционных художественных промыслов (в доступных техниках)

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

самостоятельной творческой деятельности;

обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;

оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.;

овладения практическими навыками выразительного использования линии и штриха, пятна, цвета, формы, пространства в процессе создания композиции.



Критерии оценки знаний и умений по предмету

Оценка «5» выставляется за безошибочное и аккуратное выполнение рисунка или поделки при соблюдении правил безопасности работы с инструментами, красками, палитрой (учитывается умение точно передать через создание эскиза сюжет, раскрыть тему, пользоваться палитрой, изученными приёмами рисования, выбирать кисти нужного размера, размещать рисунок в заданной плоскости, а также соблюдение порядка на рабочем месте в течение всего урока).

Оценка «4» выставляется с учётом тех же требований, но допускается исправление без нарушения эскиза или сюжета рисунка (поделки).

Оценка «3» выставляется, если рисунок или поделка выполнены недостаточно аккуратно, но без нарушения эскиза или сюжета.

За проявленную самостоятельность и творчески выполненную работу оценку можно повысить на 1 балл или оценить это дополнительной отметкой.

Рисунок или поделка с нарушением эскиза или сюжета, не отвечающих их назначению, не оценивается, они подлежат исправлению, переделке.

За готовый рисунок, поделку во время проверочной работы оценка ставится всем учащимся.

Проверочные работы проводятся каждую четверть и в конце года. Они могут быть проверкой усвоения отдельных операций после определённого количества уроков или как итоговый урок по видам изобразительной деятельности.


Календарно - тематическое планирование по изобразительному искусству на 6 класс.

п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

Календарные сроки

Планир.

Фактич.

Тема урока


Язык изобразительного искусства и художественный образ

1

Что нужно знать для грамотного рисования. Летние впечатления.

1

8.09

2

Полный цветовой круг.

1

15.09

3

Живописные и графические упражнения.

1

22.09

4

Осенний лист, бабочка и фрукты.

1

29.09

Жанры изобразительного искусства. Натюрморт.



5

Рисование натюрморта: комнатный цветок и яблоко; корзина с овощами.

1

6.10

6

Рисование натюрморта: комнатный цветок и яблоко; корзина с овощами.

1

13.10

Жанры изобразительного искусства.Пейзаж


7

В осеннем лесу, парке

1

20.10

Особенности анималистического жанра изобразительного искусства. Его виды и жанры.


8

Наброски домашних животных (лошадь, корова, коза, собака, кошка).

1

27.10

9

На дне морском.

1

10.11

10

Невиданный зверь.

1

17.11

Изображение с натуры и по памяти человека, отдельных предметов.



11

Наброски с куклы- игрушки.

1

24.11

12

Наброски с фигуры человека, сидящего в профиль (в легкой одежде, не скрывающей

телосложение).

1

1.12

13

Наброски с фигуры человека, сидящего в профиль (в легкой одежде, не скрывающей

Телосложение).

1

8.12

14

Фигура человека в движении. Спорт.

1

15.12

15

Две контрастные фигуры.

1

22.12

Современная графика и её разновидности. Жанры изобразительного искусства.



16

Новогодняя открытка, приглашение на бал.

1

12.1

17

Зимние забавы (развлечения, спорт). Комиксы.

1

19.1

Особенности натюрморта.



18

Мы рисуем инструменты. (карандаш)

1

26.1

19

Мы рисуем инструменты.

1

2.2

Изобразительное искусство, его виды и жанры, дизайн и архитектура.



20

Знаменитые архитектурные ансамбли.

1

9.2

21

Наши новостройки.

1

16.2

Художественный образ художественно-выразительные средства декоративно-прикладного искусства



22

Красота народного костюма.

1

23.2

23

Красота народного костюма.

1

1.3

24

Русский быт в прошлые века. Иллюстрации к литературному произведению.

1

8.3

Изобразительное искусство, его виды и жанры, дизайн и архитектура.



25

Материнство («Рождество» или «Новорожденный»).

1

15.3

26

Красота орнамента. Гипсовый трилистник.

1

22.3

Художественный образ художественно-выразительные средства графики



27

Космические дали.

1

5.4

28

Космические дали.

1

12.4

Создание иллюстраций к литературным произведениям.



29

Иллюстрация к литературному произведению.

1

19.4

30

Иллюстрация к литературному произведению

1

26.4

Символический язык в произведениях декоративно=прикладного искусства



31

Разработка герба.

1

3.5

Художественный образ художественно-выразительные средства графики.



32

Афиша цирка.

1

10.5

Жанры изобразительного искусства. Особенности портрета.



33

Человек и профессия. Поясной портрет.

1

17.5

34

Портрет-шутка.

1

24.5

Итого:

34


Список литературы.

Кузин В.С. Программное -методические материалы. Изобразительное искусство в средней школе./В.С.Кузин ,В.И.Сиротин.-М.; Дрофа, 2010;

Кузин В.С. основы обучения изобразительному искусству в школе: пособие для учителей - Кузин В.С,-2-еизд., доп. и перераб- М.; Просвещение, 1999;.

Кузин В.С. Наброски и зарисовки./В.С. Кузин,-М.,1980;

Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство : учебник для учащихся 5-8 классов /Н.М. Сокольникова, - Обнинск: Титул, 1998.

Основы рисунка. - М.: АСТ, 2004.- 43 с.








© 2010-2022