Рабочая программа по изобразительному искусству

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 2 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

РРабочая программа по изобразительному искусствуабочая программа учебного курса изобразительное искусство

Школа I ступени обучения

ФГОС нового поколения

Рассмотрено:

На заседании МС «___»___20___г.

Зам. директора по УР__________

Утверждаю:

Директор МБОУ «СШ №12»

____________И.В. Смирнова

приказ №________от «___»___20___г.


Рабочая программа по изобразительному искусству



Рабочая программа учебного курса

изобразительное искусство

на 2015-2016 учебный год




Класс: 2 В

Учитель: Михайлова А. И.

Количество часов: 34 часа, 1 час в неделю

Разработано на основе Программы начального общего образования к курсу «Изобразительное искусство», 1-4 кл. / Сост. Л.Г. Савенкова, Е.А.Ермолинская, издательство М.: Вентана-Граф, 2012г.

Учебник: Изобразительное искусство, 2 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Л.Г.Савенкова, Е.А.Ермолинская. - 2-е изд., доработано - М.: Вентана-Граф, 2012г.





Аннотация к рабочей программе по изобразительному искусству

Рабочая программа курса «Изобразительное искусство» разработана на основе аторской программы Л.Г. Савенкова, Е.А. Ермолинская, (Изобразительное искусство: интегрированная программа:1-4 классы/ Л.Г. Савенкова, Е.А. Ермолинская. 3-е изд., перер. - М.: Вентана - Граф, 2011. -112 с.). Программа соответствует Федеральным государственным образовательным стандартам начального общего образования по образовательной области «Искусство».

В программе выделены три содержательные линии, реализующие концентрический принцип предъявления содержания обучения, что дает возможность постепенно расширять и усложнять его с учетом конкретного этапа обучения: «Мир изобразительных (пластических) искусств»; «Художественный язык изобразительного искусства»; «Художественное творчество и его связь с окружающей жизнью».

Учебно-методический комплекс

- Изобразительное искусство:2 класс : учебник для общеобразовательных учреждений / Л.Г.Савенкова, Е.А.Ермолинская. - 2-е изд., дораб. - М.: Вентана-Граф, 2011г.

- Изобразительное искусство:2 класс : рабочая тетрадь для общеобразовательных учреждений / Л.Г.Савенкова, Е.А.Ермолинская. - 2-е изд., дораб. - М.: Вентана-Граф, 2011г.

№ п/п

Содержание программного материала

Количество часов

1

Рисование на тему

10

2

Декоративное рисование

9

3

Рисование с натуры

7

4

Аппликация

3

5

Лепка

1

6

Рисование по памяти и по представлению

4

Итого

34


  1. Пояснительная записка

Рабочая программа по изобразительному искусству разработана на осно­ве Концепции стандарта второго поколения с учетом межпред­метных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младшего школьника умения учиться.

Курс является частью системы развивающего обучения «Начальная школа XXI века», отражает характерные ее черты, сохраняя при этом свою специфику, следует идее, заложенной в основу программы - общее развитие обучающегося, под которым подразумевается развитие познавательных, эмоционально-волевых, нравственных и эстетических возможностей ученика.

Материал, который изучается во втором классе, построен с учетом межпредметной, внутрипредметной и надпредметной интеграции, что создает условия для организации учебно-исследовательской деятельности ребенка и способствует его личностному развитию.


  1. Цель и задачи учебного предмета.

Главная цель художественного образования - формирование духовной личности, приобщение к общечеловеческим ценностям, овладение культурным наследием.

Достижение этой цели возможно через решение следующих задач: - развитие личностных качеств, интеллекта, творческого и репродуктивного воображения, пространственного мышления, творческого мышления,способности к эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;

- освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка; формирование общих представлений о мире, созданном умом и руками человека, об истории деятельностного освоения мира, о взаимосвязи человека с природой - источником вдохновения, идей для реализации художественных замыслов и проектов;

- овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности; обобщенными технико-технологическими, организационно-экономическими знаниями;

-воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважение к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре, экологически разумного отношения к природе уважения к людям труда .

-развитие регулятивной структуры деятельности, включающей целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекцию и оценку;

коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности;

-_расширение и обогащение личного жизненно-практического опыта учащихся, ознакомление с миром профессий и их социальным значением;


1.2. Общая характеристика учебного предмета.

В 1 классе курс является опорным для формирования системы универсальных учебных действий в начальном звене. В этом курсе все элементы учебной деятельности (планирование, преобразование, оценка продукта, умение распознавать и ставить задачи, возникающие в контексте практической ситуации, предлагать практические способы решения, добиваться достижения результата) предстают в наглядном плане и становятся более понятными для детей.

Занятия детей на уроках ИЗО продуктивной деятельностью создают уникальную основу для самореализации личности. Они отвечают возрастным особенностям психического развития детей младшего школьного возраста.

Возможность создания и реализации моделей социального поведения при работе в малых группах обеспечивает благоприятные условия для коммуникативной практики учащихся и для социальной адаптации в целом.

Методическая основа курса - организация максимально продуктивной творческой деятельности детей, начиная с первого класса. Основные методы, реализующие развивающие идеи курса,- продуктивные (включают в себя наблюдения, размышления обсуждения и т.д.)

Рабочая программа определяет следующие типы уроков и их сочетания:

-информационно- теоретические уроки-беседы об изобразительном искусстве , красоте окружающего мира,

- урок-экскурсия,

-урок-практикум,

- урок-исследование.

Деятельность первоклассников первоначально носит главным образом индивидуальный характер с постепенным увеличением доли коллективных работ, особенно творческих, обобщающего характера - творческих проектов.

Оценка деятельности обучающихся осуществляется в конце каждого урока. Для оценки работ предусмотрены следующие критерии:

  1. качество выполнения изучаемых на уроке приемов, операций и работы в целом;

  2. степень самостоятельности;

  3. уровень творческой деятельности

Предпочтение следует отдавать качественной оценке деятельности каждого ребенка на уроке, его творческим находкам в процессе наблюдений, размышлений и самореализации.

1.3. Описание места учебного предмета в учебном плане.

В учебном плане школы на уроки ИЗО во 2 классе отво­дится 1 час в неделю, всего - 34 часа. Основное содержание в рабочей программе представлено крупными блоками.

1.4. Ценностные ориентиры содержания образования.

Программа второго года по ИЗО закладывает основы гуманизации технологического образования, которое должно обеспечить обучающимся широкий культурный кругозор, творческое мышление, максимальное развитие способностей, индивидуальности детей, формирование духовно-нравственных качеств личности в процессе знакомства с закономерностями преобразовательной, проектной деятельности человека и овладения элементарными знаниями, умениями и навыками.


2. Личностные, метапредметные

и предметные результаты освоения изобразительного искусства:

В ходе обучения ИЗО обеспечиваются условия для до­стижения обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов.

  1. 2.1. Личностными результатами обучающихся во 2-ом классе по ИЗО являются:

- готов­ность ученика целенаправленно использовать знания в учении и в повседневной жизни для исследования сущности предмета (явления, события, факта);

- способность ха­рактеризовать собственные знания по предмету, формулировать вопросы, устанавливать, какие из предложенных технологических задач могут быть им успешно решены;

- наличие познавательного ин­тереса к предмету;

- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других

народов;

- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

- принятие и освоение социальной роли обучающегося,

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе.

2.2. Метапредметными результатами по ИЗО во 2-ом классе является:

- умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

- способность анализировать учебную ситуацию

- устанавливать количественные и пространственные отношения объектов окружающего мира;

- строить алгоритм поиска необходимой информации;

- опреде­лять логику решения практической и учебной задачи;

- умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

- умение слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

2.3. Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего по технологии:

знать/понимать:

- основные жанры и виды произведений изобразительного искусства;

- известные центры народных художественных ремесел России;

- ведущие художественные музеи России;

уметь:

- различать основные и составные, теплые и холодные цвета;

- узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов;

- сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства);

- использовать художественные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель, бумага);

- применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и скульптуре (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных и конструктивных работах: иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

- для самостоятельной творческой деятельности;

- обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;

- оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.


3. Содержание учебного предмета.

Характерными особенностями содержания технологии являются: наличие заданий, обеспечивающих формирование универсальных учебных действий (УУД), навыков и способов деятельности; возможность осуществлять межпредметные связи с другими учебными предметами начальной школы. В программе определяется также необходимый минимум практических работ, которые выполняются по итогам изучения каждой темы.

Основное содержание в рабочей программе представлено разделами:

1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда.

- Трудовая деятельность и ее значение в жизни человека. Рукотворный мир как результат труда человека; разнообразие предметов рукотворного мира (архитектура, техника, предметы быта и декоративно - прикладного искусства и т. д.)

- Элементарные общие правила создания предметов рукотворного мира (удобство, эстетическая выразительность, прочность, гармония предметов и окружающей среды). Бережное отношение к природе как источнику сырьевых ресурсов.

- Мастера и их профессии.

- Анализ задания, организация рабочего места, планирование трудового процесса.

- Рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов, распределение рабочего времени.

- Работа в малых группах, осуществление сотрудничества, выполнение социальных ролей.

2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты.

- Общее понятие о материалах, многообразие материалов и их практическое применение в жизни, происхождение материалов и разнообразие их свойств.

- Подготовка материалов к работе.

Экономное расходование материалов. Выбор материалов по их декоративно-художественным и конструктивным свойствам, использование способов обработки материалов в зависимости от назначения изделия.

- Инструменты и приспособления для обработки материалов.

Знание и соблюдение правил безопасного использования.

- Общее представление о технологическом процессе: анализ устройства и назначения изделия, выстраивание последовательности практических действий и технологических операций, подбор материалов и инструментов, экономная разметка, обработка, сборка, отделка изделия, проверка, внесение необходимых изменений и дополнений.

- Называние и выполнение основных технологических операций ручной обработки материалов: разметка ( на глаз, по трафарету, по шаблону, копированием, с помощью линейки, циркуля), обработка материала ( отрывание, резание, сгибание, складывание), сборка и соединение деталей ( клеевое, ниточное, проволочное, винтовое), отделка изделия или его деталей( окрашивание, вышивка, аппликация).

- Использование измерений и построений для решения практических задач.

- Разметка деталей с опорой на чертеж, эскиз. Изготовление изделий по рисунку, чертежу, схеме


4. Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование

Рисование на тему - 10 часов

Декоративное рисование - 9 часов

Рисование с натуры - 7 часов

Аппликация - 3 часа

Лепка - 1 час

Рисование по памяти и по представлению - 4 часа

Итого - 34 часа


Формирование универсальных учебных действий

посредством предмета ИЗО во 2-ом классе

Личностные

УУД


Познавательные УУД


Коммуникативные УУД


Регулятивные

УУД


Формирование мотива деятельности.

Развитие готовности к сотрудничеству.

Умение осознанно строить высказывания.

Формировании умений сравнивать, анализировать, обобщать по разным основаниям, моделировать выбор способов деятельности, группировать.

Умение слушать, получать необходимые сведения.

Умение договориться, находить общее решение проблемы.

Волевая саморегуляция.

Простейшая корректировка выполненяемых заданий.

Моделировать различные ситуации при решении задач.

№ п\п дата план

Дата

факт

Тема урока


Элементы содержания


Требования к уровню
подготовки
обучающихся

Рисование на тему

1


Заколдованный лес

Представление о роли изобразительного искусства в жизни людей. Рисование на основе наблюдений

Иметь первоначальное представление о роли изобразительного искусства в жизни людей

Декоративное рисование

2


Хозяйство лесовичка

Формирование элементарных представлений о ритме в узоре

Знать название главных и составных цветов

3


На оленях по снегу.

Отношение к природе, человеку и обществу

Уметь высказать свое отношение к природе осени

4


Два кувшина.

Применение основных средств художественной выразительности

в декоративных работах

5


В комнате

Уметь воплотить замысел в своей творческой работе

Использование художественных материалов. Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России

6


Я иду в школу

Использование художественных материалов (акварель, гуашь). Различие основных и составных цветов

Знать элементарные правила смешивания цветов

Рисование с натуры

7



Мой город днём и ночью

Основные средства художественной выразительности в рисунке (с натуры)

Уметь передавать в рисунке характерные черты объекты-натуры, передавать их средствами художественной выразительности

8


Дом и природа вокруг…

Первое знакомство с природными особенностями пластилина, с правилами лепки

Знать форму листьев различных деревьев.

9


Игры на полу

Уметь в лепке передавать заданную форму листа дерева

10


Вот это мороз!

Основы изобразительного языка: рисунок, цвет, пропорции

Уметь передавать в рисунке простейшую форму, общее пространственное положение, основной цвет предметов

Рисование на тему

11


Интерьер сказочного героя. Мы дизайнеры.

Изображение с натуры, по памяти и воображению



Аппликация

12


Наша улица

Знакомство с материалами для выполнения аппликации, инструментами, порядком выполнения аппликации

Уметь использовать художественные материалы

Рисование с натуры

13


Наша улица. Кто обеспечивает порядок на улице.

Самостоятельное выполнение в полосе, круге растительных и геометрических узоров

Уметь применять основные средства художественной выразительности в рисунке

14


Композиция по мотивам сказки « Аленький цветочек.»

Самостоятельное выполнение в полосе, круге растительных и геометрических узоров

Уметь применять основные средства художественной выразительности в рисунке

Лепка

15


В зачарованном лесу.

Красота простых вещей. Лепка фруктов (яблоко, груша)



Рисование на тему

16


Волшебное зеркальце

Основы изобразительного языка: рисунок, цвет, композиция, пропорции. Взаимосвязь изобразительного искусства с литературой

Уметь передавать
в рисунке простейшую форму, общее пространственное положение, основной цвет предметов

17


Как петушок стал пряником

Передача настроения в творческой работе

Уметь выполнять простейшие узоры в полосе, круге из декоративных изображений

18


Для кого накрыт стол?

Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке

Знать элементарные правила смешивания цветов

Декоративное рисование

19


Былины и сказки сегодня.

Представление о богатстве и разнообразии художественной культуры России

Уметь применять приёмы рисования кистью элементов декоративных изображений

20


Иллюстрирование любимой сказки.

Рисование по памяти и по представлению

21


Отрытый мной мир.

Изображение по памяти и воображению

Уметь рисовать зимние деревья по памяти и по представлению, применять приемы рисовать в соответствии с замыслом рисунка

22


День рождения.

Восприятие, эмоциональная оценка шедевров русского искусства

Уметь выразить в своем рассказе-описании отношение к зимней русской природе

Декоративное рисование

23


Волшебный букет. Работа в цветочном магазине.

Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов России

Уметь изображать элементы цветочного узора в хохломской росписи

Рисование на тему

24


Сад в моей сказке.

Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке

Знать имена известных художников-иллюстраторов и их работы

25


Город мечты.

Связь изобразительного искусства с музыкой, литературой

Уметь выразить в иллюстрации свое отношение к сказке, действующим лицам

26


Кукольные мастера.

Восприятие, эмоциональная оценка шедевров русского искусства

Уметь использовать приобретённые знания для самостоятельной творческой деятельности

27


Заветные тропинки.

Узнавание отдельных произведений выдающихся отечественных художников



Лепка

28


Как краски и звуки жили.

Лепка животных. Правила лепки

Уметь выполнять простейшие узоры в полосе, круге из декоративных изображений

Декоративное рисование

29


Архитектура моего города. Архитектор.

Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке

Знать особенности дымковской игрушки, характерных элементах росписи

Рисование с натуры

30


Призвание-художник.

Основы изобразительного языка: рисунок, цвет, композиция, пропорции

Уметь узнавать изображённые на картине или иллюстрации предметы, явления, действия

Рисование на тему

31


Мир природы в искусстве.

Обогащение опыта восприятия произведений изобразительного искусства

Уметь правильно работать акварельными красками - разводить и смешивать краски, ровно покрывать ими нужную поверхность

Аппликация

32


Художник- иллюстратор.

Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке

Знать приемы работы и технологию аппликации. Уметь составлять сюжет заданий композиций

33


Весёлый изразец.

34


Связь и родство ИЗО с другими видами искусства.



5. Описание

материально-технического обеспечения образовательного процесса.

5.1. Учебно-методический комплект:

- Изобразительное искусство:2 класс : учебник для общеобразовательных учреждений / Л.Г.Савенкова, Е.А.Ермолинская. - 2-е изд., дораб. - М.: Вентана-Граф, 2011г.

- Изобразительное искусство:2 класс : рабочая тетрадь для общеобразовательных учреждений / Л.Г.Савенкова, Е.А.Ермолинская. - 2-е изд., дораб. - М.: Вентана-Граф, 2011г.

5.2. Библиотечный фонд:

- Примерная программа по ИЗО.

- Предметные журналы.

- Учебно-методические комплекты (программы, учебники, рабочие тетради).

- Методические пособия для учителя.

5.3. Печатные пособия:

- Таблицы в соответствии с основными разделами программы обучения.

-Репродукции картин художников.
-Тематические иллюстрации.

5.4. Информационно-коммуникативные средства:

- Мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения.

5.5. Экранно-звуковые пособия:

- Видеофильмы.

- Слайды по основным темам программы.

5.6. Технические средства обучения:

- Аудио- видео -магнитофоны, СД -ДВД -проигрыватели.

- Компьютер.

- Телевизор.

- Проектор, экран.

- Магнитная доска.

5.7. Учебно-практическое и лабораторное оборудование:

- Предметы для составления тематических композиций для рисования с натуры.

- Объемные модели геометрических фигур.
-Предметы ДПИ.
-Изделия, поделки и рисунки выполненные учащимися.

5.8. Оборудование учебного кабинета:

- Ученические столы с комплектом стульев.

- Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий, учебного оборудования.

- Демонстрационная подставка.

- Настенные доски (полки) для вывешивания демонстративного материала, рисунков и поделок учащихся.

о

1.


© 2010-2022