Священные сооружения

Урок ОРКСЭ в 4-5 классеТема: Священные сооружения Цель:  Формирование понятия «Священное сооружение» через ознакомление с культовыми сооружениями мировых религий. Задачи: ·         Сформировать представление об основных священных сооружениях  мировых религий – церковь, синагога, ступа, пагода, мечеть. ·         Научить различать священные сооружения разных религий по их характерным архитектурным особенностям. ·         Формировать овладением навыков смыслового чтения текстов, умение вычленять из текста необходимую информацию. ·         Актуализировать личный опыт детей в области формирования нравственных ценностей ·         Способствовать развитию коммуникативных способностей обучающихся, умению аргументировано отстаивать свою точку зрения. Тип урока: урок формирования новых знаний ( урок-путешествие)
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

Модуль « Основы мировых религиозных культур»


Тема урока: Священные сооружения (урок №12)


ФИО (полностью)

Боярская Людмила Николаевна

Место работы

МОУ-СОШ с. Зоркино Марксовского района Саратовской области

Должность

Учитель МХК

Предмет

Основы мировых религиозных культур и светской этики

Класс

4 класс

Тема и номер урока в теме

урок №12: Священные сооружения


Базовый учебник

Беглов А. Л., Саплина Е. В., Токарева Е. С., Ярлыкапов А. А. Основы мировых религиозных культур. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений.

Цель: Формирование понятия «Священное сооружение» через ознакомление с культовыми сооружениями мировых религий.

Задачи:

  • Сформировать представление об основных священных сооружениях мировых религий - церковь, синагога, ступа, пагода, мечеть.

  • Научить различать священные сооружения разных религий по их характерным архитектурным особенностям.

  • Формировать овладением навыков смыслового чтения текстов, умение вычленять из текста необходимую информацию.

  • Актуализировать личный опыт детей в области формирования нравственных ценностей

  • Способствовать развитию коммуникативных способностей обучающихся, умению аргументировано отстаивать свою точку зрения.

Тип урока: урок формирования новых знаний ( урок-путешествие)

Формы работы учащихся: беседа, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, заполнение таблицы, работа в группах с источниками информации, игра, работа с текстом.

Необходимое техническое оборудование : ПК, мультимедиа проектор, раздаточный материал, выставка рисунков на классной доске.

Основные термины и понятия: Синагога, церковь, мечеть, минарет, ступа, пагода, алтарь, икона, фреска

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)


Ход урока

Деятельность ученика

время

Организационный момент

Перед началом урока дети делятся на 4 команды путём выбора карточки с названием религии и садятся группами за те столы, где стоит табличка, совпадающая с карточками у детей.

1-2

Актуализация знаний




Учитель:

- Ребята, сегодня у нас с вами интересный урок: мы отправимся в путешествие. А куда, вы догадаетесь сами.

- Что вы видите на данных фотографиях?

- А как на прошлом уроке мы называли эти сооружения?

- В каком священном сооружении мы побывали на прошлом уроке?

- К какой религии относятся данные священные сооружения?

- Назовите другие мировые религии.

- А есть ли священные сооружения в этих религиях?

-Храмы, церкви

-Священные

-В церкви, храме

-Христианство

-Ислам, иудаизм, буддизм

-Да

3

Определение темы

- Куда же мы сегодня отправимся в путешествие?

- Сформулируйте тему урока.

-В священные сооружения разных мировых религий

-Священные сооружения христиан, мусульман, буддистов, иудеев.

2

Изучение нового материала








Физкультминутка


Индивидуальное сообщение по теме с элементами театрализации.

- Совершенно верно. Наше путешествие будет в священные сооружения мира. Для этого мы разделились на группы, и каждая группа отправится в то священное сооружение, которое выбрала.

Ребята делятся на 4 группы путём выбора карточки с названием религии и получают задание:

пользуясь статьями учебника с. 30 - 33, подготовить выступление о священных сооружениях.

  • карточки с основными понятиями (глоссарий) расположить на доске в соответствии с алгоритмом выступления.

Христианство

Иудаизм

Ислам

Буддизм

Церковь

Колокольня

Алтарь

Иконостас

Фрески

Синагога

Менора

Тора

Шкаф

Плита с заповедями

Мечеть

Минарет

Коран

Михраб

Арабески

Пагода

Ступы

Алтарь

Ленты

Фонари

- Что нового вы узнали из статьи?

-Что было не понятно ?

  • Далее заслушиваются выступления групп, которые сопровождаются мультимедийной презентацией ( христианство, иудаизм, ислам)

Теперь нам осталось разобрать последний столбик таблицы.

К какой же культуре относятся остальные сооружения с такими странными названиями как пагода и ступа?

- Верно, а вот о том какие священные здания существуют в буддийских странах нам расскажет встречайте китайский мудрец КУН-ЦЗЫ

- Приветствуем тебя мудрейший Кун-цзы. Поведай нам о священных сооружениях на территории твоей родины.

Кун-цзы: - С превеликим удовольствием, но сначала предлагаю заняться укреплением своего здоровья и выполнить вместе со мной несколько упражнений.

(физкультминутка - Мудры под музыку)

На моей родине, Китае, можно увидеть большие, устремленные вверх многоярусные башни, высота которых достигает 50 метров и более. Называется такое сооружение ПАГОДА. (СЛАЙД) Такую башню видно издалека. В ней несколько этажей-ярусов. Каждый ярус-этаж отделяется от другого яруса своеобразной кровлей с заостренными и приподнятыми кверху краями.

Учитель: - Да, необычные сооружения. Но, что подтолкнуло людей создавать такие сооружения?

Кун-цзы: - Пагоды возводили в честь деяния знаменитых людей или какого-то важного и значимого события из жизни паломников, монахов или священнослужителей. Также в пагодах живут монахи-буддисты, которые изучают учение Будды и пытаются постичь истину.

Учитель: - Спасибо, мудрейший. Теперь мы с ребятами сможем из двух неизвестных ещё нам сооружений одно определить точно. Итак,

- под каким же номером находится пагода?

- А к какой культуре она относится?

Ну а теперь внимательно посмотрите на последнее пока неизвестное нам сооружение. (СЛАЙД ступы)

-Что оно вам напоминает? На что оно похоже? С чем можно сравнить?

- Совершенно верно, оно похоже на половину шара, на купол, полусферу,.. Так вот, именно такую форму должно было иметь погребальное сооружение Будды. По легенде, он сам объяснил своим ученикам, как должно выглядеть его погребальное сооружение. Он постелил на землю плащ и перевернул на него круглую чашу. Называется такое сооружение «ступа» - что значит «погребальный холм». Внутри ступы нет пространства, в неё нельзя войти. Наверху купола ступы установлена небольшая надстройка - «дворец богов» - для хранения реликвий буддийской религии. И еще одна отличительная особенность ступы - шпиль, устремленный в небо.


Работа с текстом учебника.

Алгоритм выступления:

  1. Название священного сооружения.

  2. Внешний вид священного сооружения.

  3. Внутреннее устройство священного сооружения.

  4. Правила поведения при посещении священного сооружения



- К буддизму






-ответ

-к буддийской

-варианты ответов

7-10








1-2

5-7

Первичное закрепление знаний


Учитель:

- Ну, вот мы и совершили экскурсию по священным сооружениям мировых религий. У нас с вами получилась таблица, которая отражает различия между ними. Назовите эти отличия.

- А теперь предлагаю найти в данном филворде понятия, изученные на уроке, и рассказать о них всё, что вы запомнили на уроке

У

И

М

Е

Ч

Е

Т

Ь

Ж

Е

Г

М

П

Ц

Е

Р

К

О

В

Ь

С

О

О

Д

Ф

Ц

Я

Ь

С

И

Н

А

Г

О

Г

А

П

А

Г

О

Д

А

З

У

Л

Т

Й

В

Ё

С

Ъ

М

Х

Б

А

Л

Т

А

Р

Ь

Р

Ю

М

Е

Н

О

Р

А

Э

Ж

Ч

И


-В Христианской религии священным сооружением является церковь. В церкви есть колокольня, а ней колокола. Колокола звонят во время праздников. Самое главное место храма это алтарь, место где расположены иконы называется иконостасом. Церкви часто украшают мозаикой и фресками.

5

Итог

- И всё-таки, давайте вернёмся к главному вопросу урока: почему люди различных конфессий с особой заботой относятся к священным сооружениям и соблюдают определённые правила при посещении?

-Потому что их объединяет одно общее - это то, что служат они одной цели: собрать вместе людей одной веры для их совместного участия в священных ритуальных действиях. И только в храмах совершаются священные Таинства

2

Рефлексия


- Какие священные сооружения религий мира мы знаем?

- Какие прилагательные мы можем подобрать для характеристики внешнего вида этих сооружений?

- Нужны ли человечеству такие архитектурные сооружения, почему?

- Как должны к ним относится люди?

- Зачем нам необходимо беречь подобные архитектурные сооружения?

- Правильно ребята, охрана и бережное отношение памятников культуры это долг каждого человека перед самим собой и перед потомками. А скажите, можем ли мы в одном городе увидеть священные сооружения разных мировых религий?

А почему так бывает?

-В странах, где мирно соседствуют разные религии, их храмы не мешают друг другу.

- Вот и закончилось наше знакомство со священными сооружениями религий мира. Какое впечатление у вас осталось от этого «знакомство»? Что ещё вы хотели бы узнать о подобных архитектурных сооружениях?

-мечеть, церковь, пагода, ступа --красивые, величавые, великолепные, необычные,…

-ответы детей

-беречь, охранять,…

-ответы детей


-конечно, можем

-ответы

5-6

Д/з по выбору

  1. Проведи для своих родителей заочную экскурсию по священным сооружениям, используя иллюстрации учебника или другой материал

  2. Составь кроссворд о священном сооружении одной из религий, используя таблицу с урока.

1


© 2010-2022