Урок «Искусство» «Роль искусства в сближении народов»

" Урок по теме «Роль искусства в сближении народов» проводится по программе Г.П.Сергеевой, И.Э. Кашековой, Е.Д.Критской в 8 классе. Тема раздела «Искусство как универсальный способ общения». " В процессе урока учащимся предлагается анализ нескольких музыкальный произведений с точки зрения образно-интонационного восприятия. Текстовой анализ, для выявления коммуникативных свойств искусства и обобщения нового материала. Используется учебная презентация." С методической точки зрения, особенностью ур...
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Ф.И.О. учителя - Нормантович Елена Михайловна

Урок Искусство

Класс 8 , четверть III

Тема урока: Роль искусства в сближении народов.

ХПИ урока: Искусство - способ духовной коммуникации

Цель урока: Цель урока: Создать условия для понимания сущности процесса художественной коммуникации через собственный эмоциональный опыт восприятия произведений мировой художественной культуры.

Задачи урока:

-раскрыть специфику искусства и его особенности как универсального способа общения;

-выявить роль искусства в сближении народов, стран, эпох;

-определить формы художественной коммуникации в современном мире.

-помочь учащимся, через собственный опыт осознать, что искусство не только сближает, но и эстетически обогащает людей.

Используемые художественные произведения:

  1. Бородин Половецкие пляски из оперы «Князь Игорь» - видеофрагмент (youtube.com)

  2. П.И.Чайковский - Концерт № 1 для фортепиано с оркестром в исполнении Дениса Мацуева -слушание (get-tune.net/?a=music&q)

Материалы и другие ресурсы.

  1. «Искусство 8-9 классы» - учебник Г.П.Сергеева, И.Э Кашенкова, Е.Д Критская «Просвещение» 2013г.

  2. Презентация к материалу урока

Линия УМК - Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская. Сборник: «Программы для общеобразовательных учреждений: «Музыка 1-7 классы. Искусство 8-9 классы» Москва, Просвещение, 2011 год.


Этапы урока

Цели, задачи этапа

Художественно-педагогическая деятельность учителя (ХПД)

Художественно-эстетическая деятельность ученика (ХЭД)

Результаты ХЭД учащихся на каждом этапе урока

Цели и задачи:

Эмоциональный настрой для восприятия произведений МХК

















Второй этап

Цель и задачи этапа:

1.Вывести детей на осознания необходимости взаимопроникновения культур для лучшего понимания друг друга и мирного сосуществования разных народов мира.

2. Рассмотреть формы общения, которые являются важными средствами коммуникации в сфере искусства (музеи, международные конкурсы, фестивали т.д.)

Здравствуйте, ребята. Начну наш урок со сказки. Где то далеко во вселенной, среди ярких звезд и неизвестных миров - есть маленькая планета. Она настолько мала, что на ней среди океана умещалось всего несколько островов, на которых жили не совсем обычные люди. На одном острове все жители общались только при помощи жестов, а точнее танца. На другом острове, при помощи рисунков, а на третьем все свои чувства передавали пением. Каждый народ достиг высшего совершенства и мастерства, но каждый в своей области искусства. Жители трех островов никогда не встречались и не общались между собой, потому что были уверены….

-В чем?

-Правильно, в том, что не смогут понять друг друга.

Так они и жили долгие века, оттачивая свое мастерство и, даже не пытаясьобщаться друг с другом. И вот однажды, случилась страшная буря. Острова стали уходить под воду. К счастью, всем жителям удалось спастись. Они погрузились на корабли, но все встретились на единственном, уцелевшем острове.

-Что же произошло дальше???

Конечно же, к общему удивлению они сразу поняли друг друга. Почему?

И как, по вашему дальше стали развиваться события?

Разделили остров на три части или стали понятней и ближе друг другу?

Я думаю, что каждый из этих народов открыл для себя новый вид искусства и вряд ли захотел с ним расстаться. Конечно, это всего лишь сказка, но она нас подводит к теме нашего урока «Роль искусства в сближении народов» Запишите тему урока (слайд1)

Тема достаточно актуальна, учитывая, что 2014 год объявлен в Российской Федерации Годом культуры. А культура и искусство неразрывно связаны друг с другом.

Вы уже знает о том, что язык искусства интернационален и понятен без перевода. И сегодня мы попытаемся осознать всю ценность этого явления.

Сейчас вы увидите видеофрагмент из оперы «Князь Игорь» и постарайтесь дать свою оценку ощущениям от увиденного и услышанного.

Видио ……………………..

Спасибо за ваши ответы. А если бы вы не знали содержание оперы, можно было бы рассчитывать на такой же эмоциональный отзыв?



Посмотрите на экран. Перед вами цитата из статьи известной французской газеты, которая освещала вопросы искусства и считалась одной популярнейших изданий в этой области* (слайд2)

Прочитайте внимательно и найдите те важные для нашего урока мысли, которые скрыты за текстом.

(слайд 3, 4,)

В подтверждении наших выводов, ещё несколько цитат ** (слайд 5,6)

Об уникальности и важности для мировой культуры Дягилевских сезонов мы будем говорить позже. Но не могу обойти стороной тот факт, что сезоны положили начало новым культурным взаимоотношениям между русской и европейской культурой. В наши дни существует множество форм такого культурного обмена.

- Какие вы знаете?

Если учащиеся затрудняются в ответах, можно предложить обратиться к тексту учебника - стр.48-50 и обсудить популярные формы международного общения в наши дни.

Вы сказали о международном конкурсе имени Петра Ильича Чайковского. Сейчас прослушайте своеобразную визитную карточку этого конкурса в исполнении Дениса Мазуева (слайд7) какие мысли, художественные ассоциации вызывает у вас эта музыка?

По условиям этого конкурса существуют обязательные произведения, которые должны исполнить конкурсанты. В чем смысл такого условия. Разве интересно слушать несколько раз одно и то же произведение?

-ребята, вы совершенно правы. Каждый исполнитель вкладывает в музыку, написанную Чайковским, частичку своей души, а каждый из нас, слушая, добавил и своё восприятие. Вы можете дома послушать этот фрагмент в исполнении других победителей конкурса в разные года и из разных стран. И с каждым из них П.И.Чайковский ведет свой диалог, которому не мешает ни время, ни смена поколений.

А это ещё одна ценность общения между людьми средствами настоящего, духовного искусства.

Учащиеся слушают сказку, пытаясь понять ситуацию, и отвечают на вопросы





Ответы учащихся




Уч-ся выдвигают свои версии, происходит обсуждение возможных вариантов

Стали ближе (желаемый ответ)







Учащиеся смотрят и делятся своими впечатлениями.

Ответы

(хотелось бы услышать от уч-ся)

-Да, потому что данный фрагмент несет огромную интонационную информацию через музыку, пение хора и танец, и в данном случае знание содержания оперы и русского языка не так важно.


Работа с текстом:

Выводы:

-Полное восхищение от увиденного балета;

-Появился новый взгляд на возможности балета как искусства в целом;

- восприятие русской культуры как части мировой культуры.





Ответы





Слушание фрагмента 1 части Концерта -№1 (9.32) чувственно-эмоциональный анализ



(Ожидаемый ответ)

Каждый конкурсант исполняет произведение по-разному

Учатся настраиваться на одну «эмоциональную волну» с учителем








Развивают воображение на предложенную тему. Опираясь на уже полученные знания









С «Половецкими плясками» учащиеся достаточно подробно работали на уроках музыки в 7 классе, поэтому основная задача уч-ся, вспомнив содержание, выйти на эмоциональное восприятие, как музыки, так и танца. Узнавание,

вспоминание по интонациям, настроениям, ассоциациям




Выражение своих мыслей,

нравс твенно-эстетическое оценивание.



Учащиеся анализируют и обобщают прочитанные фрагменты.




Анализ и обобщение прочитанного.


Учащиеся анализируют настроение, характер музыки. Учатся высказывать своё впечатление от прослушанного произведения

Третий этап

Цели и задачи

-обобщить тему урока, выявить степень усвоения материала и понять, произошел ли выход на цель и задачи урока.

И в заключение урока, немного фантазии. Представь те, что каждому из вас выпала честь составить программу межгалактического конкурса. Какие пять шедевров мирового искусства обязательно вошли бы в ваш список. Что это будет: картины, музыка, скульптура и т.д. будет зависеть от формы и направления этого конкурса или проекта. Выберите на свое усмотрения. Напишите на предложенных листочках и сдайте мне через 5 минут.

Учащиеся составляют список

Так как дается намеренно мало времени, происходит рефлексивный выбор наиболее значимых для каждого учащегося творений МХК.

Четвертый этап

Цели и задачи четвертого этапа

- создать ситуацию выбора, для более глубокого осознания

темы урока и самоанализа восприятии образцов МХК

Ребята, мы не будем сегодня анализировать полученные результаты. Я думаю, что многие из вас в данный момент даже сами не смогут объяснить свой выбор. У вас на это будет неделя. Вы ещё раз сделаете свой выбор, но уже вполне осознанно. Возможно, ваш выбор измениться и это нормально. Возможно, кто то откроет для нас что то новое, прекрасное, тот шедевр, который обязательно должен быть, а мы с ним ещё не знакомы.

Учащиеся выбирают сами, в какой форме представят домашнее задание. В любом случае объяснение своего выбора обязательно!

Дети формируют навык самоопределения, самоанализа своего эстетического восприятия образцов МХК.

*«Балет как искусство умер, - еще недавно говорили французы, - и никакой силой его не воскресить». И вдруг - откровение! Живая, трепещущая, колоритная картина народной жизни. Картина, полная огня, блеска, красок, движения, безумного воодушевления, какая-то фантасмагория танцев (Половецкие Пляски в «Игоре»)! И ни одного пируэта, ни одного фуэте, ни одного пуанта! А красиво и интересно так, что не оторвешь взора... («Figaro»)

**«Почитайте французские газеты всех лагерей и направлений за время «Русского Сезона», почитайте статьи о русской музыке, декоративной живописи и, в особенности, о балете, и вы убедитесь, какой глубочайший переворот в умах художественных критиков произвел «Русский Сезон». Парижская публика громко высказывала недовольство своим оперным хорам, своим роскошным, но устаревшим обстановкам, своему рутинному балету. Она требовала Санина режиссером, Фокина - балетмейстером, наших балетных артисток - балеринами...» В. Светлов

***«Оперные спектакли "Русских сезонов" преследовали цель открыть глаза Европе на неподражаемую самобытность и самоценность русской классической оперы, представить ее как неотъемлемую часть мировой музыкальной культуры, показать, что кроме "Тристана" Вагнера есть еще "Борис" и "Хованщина"». В. Нувель



© 2010-2022