Тема урока: Народная игрушка

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Скульптура: виды и жанры. Народная игрушка.

Цель: - закрепить знания о видах и жанрах скульптуры, развивать пространственное воображение, ознакомить с произведениями народных игрушек;
- обучающие: познакомить с традиционными элементами народных игрушек и создание определенных образов в объемно-пластических формах;
- воспитывающие: прививать любовь и уважение к мастерам народного творчества, повышать интерес учащихся к изделиям народного искусства, воспитывать художественный вкус.

Оборудование :

  • Образцы игрушек (абашевская, филимоновская, дымковская).

  • Компьютерная презентация (слайды).

  • Шаблоны игрушек, репродукции.

  • Пластилин, стеки, доска.

Ход урока

I. Организация класса.

II. Актуализация опорных знаний.

-Какие существуют виды изобразительного искусства?

-Назовите виды скульптуры?

-Назовите материалы которые используются в скульптуре?

- Какие существуют жанры изобразительного искусства?

-Какие чаще всего жанры встречаются в скульптуре?

III. Мотивация учебной деятельности.

Не случайно выставлены в классе произведения народного творчества. На сегодняшнем занятии вы получите знания о народных игрушках и обобщим наши представления о народных традициях украшать свой быт и дарить радость другим людям.

IV. Объявление темы урока.

Сегодня на уроке мы будем создавать и углублять знания о народной игрушке.

V. Изучение нового материала.

Есть одна удивительная профессия, которой люди посвящают всю свою жизнь,- это игрушечных дел мастера, или просто игрушечники.

В глубокой древности глиняные игрушки создавались не ради забавы - они были участниками древних обрядов. Им приписывали особую силу оберегать людей от всякого зла. Яркий цвет и пронзительный свист играли магическую роль.

Очень давно! Ещё в первобытном обществе, о котором вы уже знаете из уроков истории, земледельцы делали из глины фигурку женщины, украшали её зёрнами пшеницы, рисовали на них узоры и бросали в огонь. Это был магический обряд, который должен был принести плодородие полям, а когда фигурки остывали, их отдавали детям для игры. Так появились первые игрушки. В древнем Египте, четыре тысячи лет назад, куклы вырезали из тоненьких дощечек и расписывали геометрическим узором. Своими игрушками из глины и дерева славились Греция и Рим. Фигурки из глины археологи находят на месте славянских поселений - там, где жили наши предки. В России игрушки делали повсеместно. Создавались они не забавы ради, им приписывали особую силу - охранять, оберегать людей от всякого зла. В каждой местности птицы, кони, барыни приобретали свой особый вид. Вот и появились такие игрушки - вроде бы одинаковые, а в то же время - разные.

Рассмотри игрушки разных промыслов и постарайся найти то, что отличает их друг от друга.

Обрати внимание, что все глиняные игрушки имеют обобщенную форму, очень пластичны, а расписаны традиционным орнаментом. Древни знаки орнамента, которым покрыты игрушки, можно встретить и в вышивке, и в росписи, и в других произведениях народного искусства.

Мы рассмотрим сегодня три центра производства и росписи глиняных игрушек.

Дымковская игрушка - Эту игрушку называют "дымковской" по месту происхождения. С берега реки Вятки, на котором стоит г. Киров видно заречную слободу. Зимой топили печи, а летом часто стояли туманы. Слобода была будто в дымке. Так и назвали ёе - Дымково.

Отсюда и название игрушки. Её и сейчас ласково называют «дымкой». В начале были игрушки - свистульки.

Собирались люди на гуляние, весну встречать, зиму провожать. Засвистят, запоют на улице.

Так весну закликали:
Уж ты пташечка,
Ты зеленая,
Ты слетай за сине море
Ты возьми ключи весенние
Замкни зиму -
Отомкни лето.

Вылепленную из глины игрушку обжигали в печи. Потом белили мелом, разведенном на молоке. А расписывали красками, растертыми на яичном желтке, таким узором: кружочки, прямые и волнистые линии, клеточки, пятна, точки. Краски яркие - яркие: желтый, синий, зеленый, красный, малиновый, черный.

Давайте на него посмотрим. (демонстрация слайда).

Что же этот узор означает?

Кружочки- солнышки - символ жизни. Точки, крестики - начало жизни - человека.

Квадратики с точками - засеянное поле. Квадратики - жилище Линии - покой, воду.

Много выдумки и фантазии у народных умельцев. Например, дымковский индюк, не индюк, а жар - птица.

Филимоновская игрушка - А теперь посмотрите вот на эту красоту. По местному преданию основателем деревни ( еще во времена Ивана Грозного) был гончар Филимон. Отсюда и Филимоново. Значит, название игрушки, какое?

Чем эти игрушки отличаются от дымковских? Конечно, росписью, она очень смелая. А еще чем? Верно, у них удлиненные пропорции. У всех животных сильно вытянуты шеи. Коровы похожи на жирафов, медведи похожи на змей-Горынычей. Все дело в глине. Филимоновцы называют ее синикой за маслянисто-черный цвет и жирность. При лепке глина подсыхает, и игрушки быстро покрываются трещинками. Приходится постоянно заглаживать трещинки влажной рукой, невольно сужая и вытягивая туловище. После обжига игрушка становится бело-розовой. Тут и начинается роспись. Да не кистью, а гусиным пером. С кисточки краска к чистой глине не пристает.

Каким узором украшены филимоновские игрушки? Да, в основном это полоски. Нет строгой геометрической росписи. Это сочетание цветных полосок, точек, кругов, овалов, звездочек, треугольников. Детали росписи можно расшифровать. Круг- это солнце, треугольник-это земля, елочки и ростки - это символ растительности и жизни. Все узоры напоминают нам о связях человека и природы.

Обратите внимание, все игрушки-свистульки. А где же свисток? Верно, в хвосте зверей и птиц.

Расписывают такие игрушки анилиновыми красками, растертыми на яичном желтке. Используются три главных цвета: красный, желтый, синий. Иногда применяют фиолетовый и зеленый.

АБАШЕВСКАЯ ИГРУШКА, русский художественный промысел, сформировавшийся в Спасском уезде, ныне Беднодемьяновском районе Пензенской области. Производство игрушки возникло в 19 веке на базе местного гончарного промысла. Вытеснение в начале 20 в. кустарных изделий заводской посудой обусловило постепенное угасание гончарства и выделение игрушки в самостоятельный промысел. В отличие от большинства игрушечных центров здесь работали преимущественно мужчины. Известность, которую приобретает промысел в конце 1920-го года, связана с именем Лариона Зоткина, талантливого мастера из села Абашево, автора многих интересных игрушек: сказочных львов, причудливых собак, забавных медведей. В это время складываются характерные для абашевских мастеров скульптурные приемы и особенности росписи. Абашевская игрушка - это свистульки, изображающие животных, нередко принимающих фантасмагорический сказочный облик. Фигурки имеют удлиненное туловище с короткими, широко расставленными ногами и длинной изящной шеей. На маленькой, тщательно вылепленной головке выделяются глубоко процарапанные глаза. Головы козлов, оленей, баранов увенчаны изогнутыми, иногда многоярусными рогами. Пышные челки, кудрявые бороды и гривы четко моделированы, их контуры, очерченные стекой, имеют строгий рисунок и высокий рельеф. Свистульки раскрашены яркими эмалевыми красками - синими, зелеными, красными, в самых неожиданных сочетаниях. Отдельные детали, например, рога, могут быть расписаны серебром или золотом. Порой части фигурок остаются незакрашенными и резко контрастируют с броскими пятнами эмали. Обычные домашние животные под руками мастера превращаются в сказочных существ. Современные мастера Ремесло абашевской игрушки продолжают современные мастера - Т. Н. Зоткин, И. Л. Зюзенков, А. И. Еськин. Некоторые художники стали покрывать свои свистульки бесцветной поливой, что делает фигурки более обтекаемыми и менее яркими.

VI. Практическая работа.

Как мы видим, народные мастера работали с разными материалами. Сначала мы просмотрим ролик «Как создать дымковскую игрушку», и повторим действия с ролика. После просмотра и создания куклы самостоятельно украсим одежду.

VII. Завершение урока.

Закрепление полученных знаний. Демонстрация завершеных работ. Оценивание.





© 2010-2022