- Преподавателю
- ИЗО, МХК
- РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Искусство» 8-9 классы
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Искусство» 8-9 классы
Раздел | Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК) |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Комисаренко Е.Б. |
Дата | 25.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №6 г. Югорска»
Утверждена
Приказом директор
от____ 2013г № ______
Проверена.
Зам. УВР
___________
«____» _________ 2013г
Рассмотрено:
на заседании МО
Протокол №____
«____» _________ 2013г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету «Искусство»
на 2013-2014 учебный год
8 - 9 классы
Разработана : учителем искусства
Высшей квалификационной категории
Комисаренко Евгенией Борисовной
г. Югорск
2013г.
Содержание программы:
1.Пояснительная записка……………………………………………………………………………………………3
2. Учебно - тематический план ……………………………………………………………………………………..5
3.Требования к уровню подготовки учащихся……………………………………………………………………..7
4.Критерии и нормы оценки знаний, умений, навыков обучающихся…………………………………………..9
5.Перечень учебно - методического обеспечения………………………………………………………………….10
6.Список литературы…………………………………………………………………………………………………..11
1.Пояснительная записка
Рабочая учебная программа разработана на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного образования по искусству. Примерной учебной программы основного образования, утверждённой Министерством образования РФ, в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования и рассчитана на 2 года обучения. Разработана на основе авторской программы «Искусство 8-9 классы», авторы программы Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская. Сборник: «Программы для общеобразовательных учреждений: «Музыка 1-7 классы. Искусство 8-9 классы» Москва, Просвещение, 2010 год.
Данная программа разработана в соответствии учебным планом образовательного учреждения в рамках интегрированного учебного предмета «Искусство для 8-9 классов». Данная программа разработана на основе федеральных государственных стандартов общего образования, предназначена для основной школы общеобразовательных учреждений и рассчитана на два года обучения - в 8 и 9 классах. В соответствии учебным планом в 8-9 классах на учебный предмет «Искусство» отводится 70 часов (из расчета 1 час в неделю).
Создание этой программы вызвано актуальностью интеграции школьного образования в современную культуру и обусловлено необходимостью введения подростка в современное информационное, социокультурное пространство. Содержание программы обеспечит понимание школьниками значения искусства в жизни человека и общества, воздействие на его духовный мир, формирование ценностно-нравственных ориентации.
Программа состоит из девяти разделов, последовательно раскрывающих эти взаимосвязи. Методологической основой программы являются современные концепции в области эстетики (Ю. Б. Борев, Н. И. Киященко, Л. Н. Столович, Б. А. Эренгросс и др.), культурологии (Л.А. Рапацкая, Н.И. Киященко А И. Арнольдов, М. М. Бахтин, В. С. Библер, Ю. М. Лотман, А. Ф. Лосев и др.), психологии художественного творчества (Л. С. Выготский, Д. К. Кирнарская, А. А. Мелик-Пашаев, В. Г. Ражников, С. Л. Рубинштейн и др.), развивающего обучения (В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин и др.), художественного образования (Д. Б. Кабалевский, Б. М. Неменский, Л. М. Предтеченская, Б. П. Юсов и др.).
Содержание программы дает возможность реализовать основные
цели художественного образования и эстетического воспитания в основной школе:
- развитие эмоционально-эстетического восприятия действительности, художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, вкуса, художественных потребностей;
- воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна, литературы, музыки, кино, театра; освоение образного языка этих искусств на основе творческого опыта школьников;
- формирование устойчивого интереса к искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности;
- приобретение знаний об искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира и его преобразования; о выразительных средствах и социальных функциях музыки, литературы, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры, кино, театра;
- овладение умениями и навыками разнообразной художественной деятельности; предоставление возможности для творческого самовыражения и самоутверждения, а также психологической разгрузки и релаксации средствами искусства.
Цель программы - развитие опыта эмоционально-ценностного отношения к искусству как социокультурной форме освоения мира, воздействующей на человека и общество.
Задачи реализации данного курса:
- актуализация имеющегося у учащихся опыта общения с искусством;
- культурная адаптация школьников в современном информационном пространстве, наполненном разнообразными явлениями массовой культуры;
- формирование целостного представления о роли искусства в культурно-историческом процессе развития человечества;
- углубление художественно-познавательных интересов и развитие интеллектуальных и творческих способностей подростков;
- воспитание художественного вкуса;
- приобретение культурно-познавательной, коммуникативной и социально-эстетической компетентности;
- формирование умений и навыков художественного самообразования.
Особое значение в организации урочных и внеурочных форм работы с учащимися должны приобрести информационные и компьютерные технологии, аудио- и видеоматериалы.
При изучении отдельных тем программы большое значение имеет установление межпредметных связей с уроками литературы, истории, биологии, математики, физики, технологии, информатики. Знания учащихся об основных видах и о жанрах музыки, пространственных (пластических), экранных искусств, об их роли в культурном становлении человечества и о значении для жизни отдельного человека помогут ориентироваться в основных явлениях отечественного и зарубежного искусства, узнавать наиболее значимые произведения; эстетически оценивать явления окружающего мира, произведения искусства и высказывать суждения о них; анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров искусства; применять художественно-выразительные средства разных искусств в своем творчестве.
Примерный художественный материал, рекомендованный программой, предполагает его вариативное использование в учебно-воспитательном процессе, дает возможность актуализировать знания, умения и навыки, способы творческой деятельности, приобретенные учащимися на предыдущих этапах обучения по предметам художественно-эстетического цикла.
На конкретных художественных произведениях (музыкальных, изобразительного искусства, литературы, театра, кино) в программе раскрывается роль искусства в жизни общества и отдельного человека, общность выразительных средств и специфика каждого из них.
Задачи
Название изучаемых тем
Кол-во часов
Понятийный аппарат
Планируемый результат
Ключевые компетенции
Система диагностики
Совершенствовать знания об основных видах искусства, периодах искусства
Искусство в жизни современного человека. Искусство вокруг нас. Наука и искусство. Виды искусств. Литература. Архитектура. Изобразительное искусство. Музыка. Киноискусство. Синтетические виды искусства.
6
Искусство, культура, виды искусства
Применять знания при классификации видов искусств
Владение умениями сравнивать, давать характеристику видам искусств. Знание временных рамок основных периодов развития искусства.
Учебно-познавательные
Общекультурные
Контрольный тест
Электронный учебник
Сообщения, рефераты, презентации
Совершенствовать представление о культуре и искусстве Древнего Египта
Искусство открывает новые грани мира.
Древний Египет - тайны жизни и смерти. Храмовые комплексы Древнего Египта. Пирамиды.
3
Жанры ИЗО.
Характеризовать основные этапы развития культуры Древнего Египта, давать характеристику различным видам древнеегипетского искусства, умение определять центр искусств данного периода.
Учебно-познавательные
Информационные
Общекультурные
Контрольный тест
Проверочные работы
Электронный учебник
Сообщения
Совершенствовать представление о культуре и искусстве Древней Греции и Древнего Рима.
Искусство как универсальный способ общения.
Мир в зеркале искусства. Роль искусства в сближении народов. Искусство художественного перевода - искусство общения. Как происходит передача сообщений в искусстве? Древняя Греция и Древний Рим. Олимпийские боги. Крито-микенская культура. Театр. Античная классика. Гомер. Архаика. Эллинизм . Скульптура.
Римская архитектура. Римские портреты. Музыка. Античная классика. Театр. Древняя Греция и Древний Рим.
8
Искусство общения, античность, ордер.
Характеризовать основные этапы развития культуры Древнего Египта, давать характеристику различным видам древнегреческого и древнеримского искусства; давать сравнительный анализ двух периодов античности.
умение определять центр искусств данного периода; знать мастеров и шедевры античности.
Учебно-познавательные
Общекультурные
Контрольный тест
Проверочные работы
Электронный учебник
Сообщения, рефераты, презентации
Совершенствовать представление о культуре и искусстве эпохи Средневековья.
Красота в искусстве и жизни. Что есть красота.
Откровенье вечной красоты. Застывшая музыка.
Есть ли у красоты свои законы. Всегда ли люди одинаково понимали красоту. Великий дар творчества: радость и красота созидания. Как соотноситься красота и польза. Как человек реагирует на явления в жизни и искусстве. Средневековье и Возрождение. Новое искусство. Развитие средневековой культуры. Храмы. Замки. Возрождение. Раннее Возрождение. Высокое Возрождение. Венеция. Северное Возрождение.
11
Средневековье, христианство, возрождение.
Характеризовать основные этапы развития культуры Средневековья, давать характеристику различным видам искусства; давать сравнительный анализ эпохи Возрождения; умение определять центр искусств данного периода. Знать мастеров и шедевры.
Учебно-познавательные
Общекультурные
Информационные
Контрольный тест
Проверочные работы
Электронный учебник
Сообщения
2. Учебно-тематическое планирование курса «Искусство» 8 класс (35 часов)
Задачи
Название изучаемых тем
Кол-во часов
Понятийный аппарат
Планируемый результат
Ключевые компетенции
Система диагностики
Совершенствовать представление о культуре и искусстве Северного и Южного Возрождения, культуре европейских стран 17 века.
Преобразующая сила искусства.
Европа XVII-XVIII веков: путь к Просвещению. Возрождение в Англии. Возрождение в Испании.
Фламандское искусство живописи.
Голландская живопись 17 века.
Италия XVII века. Франция XVII века. Германия XVII века. Обобщение изученного.
ИТОГО:
7
35
Южное и Северное Возрождение
Умение давать характеристику Южному и северному Возрождению. Знать авторов и шедевры каждого из направления. основные этапы развития культуры этого периода ; умение определять центр искусств, знать выдающихся мастеров и шедевры Европы 17 века.
Учебно-познавательные
Общекультурные
Контрольный тест
Электронный учебник
Сообщения, рефераты, презентации
2. Учебно-тематическое планирование курса «Искусство» 9 класс (35 часов)
Задачи
Название изучаемых тем
Кол-во часов
Понятийный аппарат
Планируемый результат
Ключевые компетенции
Система диагностики
Характеризовать основные этапы развития культуры Древней Руси, раскрывать взаимосвязь русских культурных традиций с Византией , давать характеристику различным видам древнерусского искусства, умение определять центр искусств данного периода. знать выдающихся мастеров и шедевры периода
Воздействующая сила искусства. Византия и Русь.
Искусство и власть. Расцвет византийского искусства. Храмовый синтез искусств. Древнерусское искусство. Период феодальной раздробленности. Художественная культура Новгорода, Пскова, Владимиро-Суздальского княжества. Культура Московской Руси. Московский Кремль.
9
Искусство, власть, храмовое искусство, канон.
Выражение общественных идей в художественных образах. Искусство как способ идеологического воздействия на людей. Взаимосвязь русских и зарубежных культурных традиций.
Учебно-познавательные
Общекультурные
Контрольный тест
Электронный учебник
Сообщения, рефераты, презентации
Совершенствовать представление о культуре и искусстве России XVII века
Искусство предвосхищает будущее.
Дар предвосхищения. XVII век: «Бунташная эпоха»
Какие знания дает искусство? Предсказание в искусстве.
Художественное мышление в авангарде науки.
Художник и ученый. Россия XVII века :
рождение русского искусства
Русское барокко. Музыка.
Литература. Архитектура. Живопись.
Реформы Петра Великого.
8
Барокко,
предвосхиение, европейскость
Порождающая энергия искусства - пробуждение чувств и сознания, способного к пророчеству. Характеризовать особенности развития культуры России XVII века, давать характеристику различным видам искусства, умение определять центр искусств данного периода. знать выдающихся мастеров и шедевры периода.
Учебно-познавательные
Информационные
Общекультурные
Контрольный тест
Проверочные работы
Электронный учебник
Сообщения
Совершенствовать представление о культуре и искусстве России XVIII века
Дар созидания. Практическая функция искусства. Эстетическое формирование искусством окружающей среды.
Архитектура исторического города.
Архитектура современного города.
Специфика изображений в полиграфии.
Россия. XVIII век ЭПОХА Просвещения. Классицизм. Литература. Архитектура. ИЗО. Музыка.
11
Эстетика, эпоха Просвещения, городской пейзаж
Эстетическое формирование искусством окружающей среды. Архитектура: планировка и строительство городов. Характеризовать особенности развития культуры России XVIII века, давать характеристику различным видам искусства, умение определять центр искусств данного периода знать выдающихся мастеров и шедевры периода.
Учебно-познавательные
Общекультурные
Контрольный тест
Проверочные работы
Электронный учебник
Сообщения, рефераты, презентации
Совершенствовать представление о культуре и искусстве России XIХ века
Искусство и открытие мира для себя. Вопрос себе как первый шаг к творчеству.
Литературные страницы. Россия первой половины XIХ века: русский ампир. Россия второй половины XIХ века.
7
русский ампир, классицизм
Характеризовать особенности развития культуры России XIХ века, давать характеристику различным видам искусства, умение определять центр искусств данного периода в соответствии с историческими событиями. Знать выдающихся мастеров и шедевры периода
Учебно-познавательные
Общекультурные
Информационные
Контрольный тест
Проверочные работы
Электронный учебник
Сообщения
ИТОГО
35
3. Требования к уровню подготовки учащихся:
Выпускники научатся:
• ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, различать истинные и ложные ценности;
• организовывать свою творческую деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать и применять на практике способы их достижения;
• мыслить образами, проводить сравнения и обобщения, выделять отдельные свойства и качества целостного явления;
• воспринимать эстетические ценности, высказывать мнение о достоинствах произведений высокого и массового искусства, видеть ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой и исполнительской деятельности.
Личностными результатами изучения искусства являются:
-
развитое эстетическое чувство, проявляющее себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству и жизни;
-
реализация творческого потенциала в процессе коллективной (или индивидуальной) художественно-эстетической деятельности при воплощении (создании) художественных образов;
-
оценка и самооценка художественно-творческих возможностей; умение вести диалог, аргументировать свою позицию.
Выпускники научатся:
• аккумулировать, создавать и транслировать ценности искусства и культуры (обогащая свой личный опыт эмоциями и переживаниями, связанными с восприятием, исполнением произведений искусства); чувствовать и понимать свою сопричастность окружающему миру;
• использовать коммуникативные качества искусства; действовать самостоятельно при индивидуальном выполнении учебных и творческих задач и работать в проектном режиме, взаимодействуя с другими людьми в достижении общих целей; проявлять толерантность в совместной деятельности;
• участвовать в художественной жизни класса, школы, города и др.; анализировать и оценивать процесс и результаты собственной деятельности и соотносить их с поставленной задачей.
Результаты освоения программы «Искусство»
Изучение искусства и организация учебной, художественно-творческой деятельности в процессе обучения обеспечивает личностное, социальное, познавательное, коммуникативное развитие учащихся. У школьников обогащается эмоционально-духовная сфера, формируются ценностные ориентации, умение решать учебные, художественно-творческие задачи; воспитывается художественный вкус, развиваются воображение, образное и ассоциативное мышление, стремление принимать участие в социально значимой деятельности, в художественных проектах школы, культурных событиях региона и др.
В результате освоения содержания курса происходит гармонизация интеллектуального и эмоционального развития личности обучающегося, формируется целостное представление о мире, развивается образное восприятие и через эстетическое переживание и освоение способов творческого самовыражения осуществляется познание и самопознание.
Предметными результатами занятий по программе «Искусство» являются:
-
освоение/присвоение художественных произведений как духовного опыта поколений; понимание значимости искусства, его места и роли в жизни человека; уважение культуры другого народа;
-
знание основных закономерностей искусства; усвоение специфики художественного образа, особенностей средств художественной выразительности, языка разных видов искусства;
-
устойчивый интерес к различным видам учебно-творческой деятельности, художественным традициям своего народа и достижениям мировой культуры.
Выпускники основной школы научатся:
• воспринимать явления художественной культуры разных народов мира, осознавать в ней место отечественного искусства;
• понимать и интерпретировать художественные образы, ориентироваться в системе нравственных ценностей, представленных в произведениях искусства, делать выводы и умозаключения;
• описывать явления музыкальной, художественной культуры, используя для этого соответствующую терминологию;
• структурировать изученный материал и информацию, полученную из других источников; применять умения и навыки в каком-либо виде художественной деятельности; решать творческие проблемы.
Метапредметными результатами изучения искусства являются освоенные способы деятельности, применимые при решении проблем в реальных жизненных ситуациях:
-
сравнение, анализ, обобщение, установление связей и отношений между явлениями культуры;
-
работа с разными источниками информации, стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию;
-
культурно-познавательная, коммуникативная и социально-эстетическая компетентности.
Отличительные особенности программы
Содержание программы основано на обширном материале, охватывающем различные виды искусств, который дает возможность учащимся осваивать духовный опыт поколений, нравственно-эстетические ценности мировой художественной культуры. Культура предстает перед школьниками как история развития человеческой памяти, величайшее нравственное значение которой, по словам академика Д.С.Лихачева, «в преодолении времени». В программу включены элементы содержания программы по курсу «Мировая художественная культура» под редакцией Л.А. Рапацкой, Н.И. Киященко, рекомендованной Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования РФ ( Москва, 2001 г.). Содержание представлено на основе электронного учебного издания по курсу «Мировая художественная культура» под редакцией профессора Л.А. Рапацкой. Издание выпускается в рамках проекта «Оснащение электронными средствами учебного назначения учреждений общего и профессионального образования» федеральной целевой программы «Развитие единой образовательной среды (2001-2005 годы).
Отношение к памятникам любого из искусств - показатель культуры всего общества в целом и каждого человека в отдельности. Сохранение культурной среды, творческая жизнь в этой среде обеспечат привязанность к родным местам, нравственную дисциплину и социализацию личности учащихся.
Межпредметные связи.
В программе рассматриваются разнообразные явления музыкального искусства и их взаимодействие с художественными образами других искусств: литературы - прозы и поэзии, изобразительного искусства - живописи и скульптуры, архитектуры и графики, книжных иллюстраций и др., театра - оперы и балета, оперетты и мюзикла, рок - оперы, а так же кино.
4. Критерии и нормы оценки знаний, умений, навыков обучающихся. Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.
Учебная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Освоение содержания основного общего образования по предмету «Искусство» способствует:
- формированию у учащихся представлений о художественной картине мира;
- овладению ими методами наблюдения, сравнения, сопоставления, художественного анализа;
- обобщению получаемых впечатлений об изучаемых явлениях, событиях художественной жизни страны;
- расширению и обогащению опыта выполнения учебно-творческих задач и нахождению при этом оригинальных решений, адекватного восприятия устной речи, ее интонационно-образной выразительности, интуитивного и осознанного отклика на образно-эмоциональное содержание произведений искусства;
- совершенствованию умения формулировать свое отношение к изучаемому художественному явлению в вербальной и невербальной формах, вступать (в прямой или в косвенной форме) в диалог с произведением искусства, его автором, с учащимися, с учителем;
- формулированию собственной точки зрения по отношению к изучаемым произведениям искусства, к событиям в художественной жизни страны и мира, подтверждая ее конкретными примерами;
- приобретению умения и навыков работы с различными источниками информации.
Опыт творческой деятельности, приобретаемый на занятиях, способствует:
- овладению учащимися умениями и навыками контроля и оценки своей деятельности;
- определению сферы своих личностных предпочтений, интересов и потребностей, склонностей к конкретным видам деятельности;
- совершенствованию умений координировать свою деятельность с деятельностью учащихся и учителя, оценивать свои возможности в решении творческих задач.
Виды организации учебной деятельности:
- самостоятельная работа - творческая работа - конкурс - викторина
Основные виды контроля при организации контроля работы:
- вводный - текущий - итоговый - индивидуальный - письменный - контроль учителя
Формы контроля:
- наблюдение - самостоятельная работа - тест
5. Перечень учебно - методического обеспечения.
Учебно-методический комплект «Искусство 8-9 класс»
-
Программа «Музыка 1-7 классы. Искусство 8-9 классы», М., Просвещение, 2010г.
-
Учебник «Искусство 8-9 класс» М., Просвещение, 2009 г., (электронная версия)
-
Методическое пособие для учителя «Музыка 5-6 - 7 классы», М., Просвещение, 2005г.
-
«Хрестоматия музыкального материала»
-
Программы общеобразовательных учреждений Литература: 5-11 классы (Базовый уровень) / Под ред В Я. Коровиной - М., 2005;
-
Сергеева Г П. Музыка 5-9 классы / Г П. Сергеева, Е. Д. Критская. - М., 2006,
-
Изобразительное искусство и художественный труд: 1-9 классы / Под рук. Б. М. Неменского. - М., 2005.
MULTIMEDIA - поддержка предмета
1. Учимся понимать музыку. Практический курс. Школа развития личности Кирилла и Мефодия. М.: ООО «Кирилл и Мефодий», 2007.(CD ROM)
2. Мультимедийная программа «Соната» Лев Залесский и компания (ЗАО) «Три сестры» при издательской поддержке ЗАО «ИстраСофт» и содействии Национального Фонда подготовки кадров (НФПК)
3. Музыкальный класс. 000 «Нью Медиа Дженерейшн».
4. Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства «Кирилл и Мефодий»
5. Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки» «Коминфо»
6. Электронный образовательный ресурс (ЭОР) нового поколения (НП), издательство РГПУ им. А.И.Герцена
7. Мультимедийная программа «Музыка. Ключи»
8.Мультимедийная программа "Музыка в цифровом пространстве"
9. Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2009г.»
10.Мультимедийная программа «История музыкальных инструментов»
11.Единая коллекция - collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164
12.Российский общеобразовательный портал - music.edu.ru/
13.Детские электронные книги и презентации - viki.rdf.ru/
14. Электронное учебное издание по курсу «Мировая художественная культура» под редакцией профессора Л.А. Рапацкой.
6. Список научно-методической литературы.
-
«Музыка. Изо. МХК. Содержание образования» (сборник нормативно - правовых документов и методических материалов)., М.,ИЦ «Вентана - Граф»,2008 г.
-
«Сборник нормативных документов. Искусство», М., Дрофа, 2005г.
-
«Музыкальное образование в школе», под ред., Л.В.Школяр, М., Академия, 2001г.
-
Алиев Ю.Б. «Настольная книга школьного учителя-музыканта», М., Владос, 2002г.
-
«Музыка в 4-7 классах,/ методическое пособие/ под ред.Э.Б.Абдуллина, М.,Просвещение,1988г.
-
Осеннева М.Е., Безбородова Л.А. «Методика музыкального воспитания младших школьников», М.,Академия, 2001г.
-
Челышева Т.С. «Спутник учителя музыки», М., Просвещение, 1993г.
-
Васина-Гроссман В. «Книга о музыке и великих музыкантах», М., Современник, 1999г.
-
Григорович В.Б. «Великие музыканты Западной Европы», М., Просвещение, 1982г.
-
«Как научить любить Родину», М., Аркти, 2003г.
-
Дмитриева Л.Г. Н.М.Черноиваненко «Методика музыкального воспитания в школе», М., Академия, 2000г.
Учебно-методическое обеспечение курса Мировой художественной культуры:
Основная литература:
1. Рапацкая Л.А.Мировая художественная культура: Общечеловеческие ценности мировой культуры: взгляд из России: учебник для общеобразовательных учреждений.-М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2006.
Дополнительная литература:
1. Зарецкая Д.М. Хрестоматия по мировой художественной культуре. Уч. пособие. - Москва, ТОО «Издательский и книготорговый центр АЗ», 1997.
2. Дмитриева Н. Краткая история искусств. -М.:1991.
3. Ильина Т. Искусство в истории человека. М.: Высшая школа. 1993.
4. Гнедич П.П. Всемирная история искусств. - М.: «Современник». 1996.
Материально-техническое обеспечение курса МХК:
1. Электронное учебное издание «Мировая художественная культура: от наскальных рисунков до киноискусства»: ЗАО «Новый диск», 2003.