РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Искусство» 8-9 классы

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №6 г. Югорска»



Утверждена

Приказом директор

от____ 2013г № ______

Проверена.

Зам. УВР

___________

«____» _________ 2013г


Рассмотрено:

на заседании МО

Протокол №____

«____» _________ 2013г




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному предмету «Искусство»

на 2013-2014 учебный год

8 - 9 классы


Разработана : учителем искусства

Высшей квалификационной категории

Комисаренко Евгенией Борисовной


г. Югорск

2013г.


Содержание программы:

1.Пояснительная записка……………………………………………………………………………………………3

2. Учебно - тематический план ……………………………………………………………………………………..5

3.Требования к уровню подготовки учащихся……………………………………………………………………..7

4.Критерии и нормы оценки знаний, умений, навыков обучающихся…………………………………………..9

5.Перечень учебно - методического обеспечения………………………………………………………………….10

6.Список литературы…………………………………………………………………………………………………..11








1.Пояснительная записка

Рабочая учебная программа разработана на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного образования по искусству. Примерной учебной программы основного образования, утверждённой Министерством образования РФ, в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования и рассчитана на 2 года обучения. Разработана на основе авторской программы «Искусство 8-9 классы», авторы программы Г. П. Серге­ева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская. Сборник: «Программы для общеобразовательных учреждений: «Музыка 1-7 классы. Искусство 8-9 классы» Москва, Просвещение, 2010 год.

Данная программа разработана в соответствии учебным планом образовательного учреждения в рамках интегрированного учебного предмета «Искусство для 8-9 классов». Данная программа разработана на основе федеральных государ­ственных стандартов общего образования, предназначена для основной школы общеобразовательных учреждений и рассчитана на два года обучения - в 8 и 9 классах. В соответствии учебным планом в 8-9 классах на учебный предмет «Искусство» отводится 70 часов (из расчета 1 час в неделю).

Создание этой программы вызвано актуальностью инте­грации школьного образования в современную культуру и обусловлено необходимостью введения подростка в современ­ное информационное, социокультурное пространство. Содер­жание программы обеспечит понимание школьниками значе­ния искусства в жизни человека и общества, воздействие на его духовный мир, формирование ценностно-нравственных ориентации.

Программа состоит из девяти разделов, последова­тельно раскрывающих эти взаимосвязи. Методологической основой программы являются современ­ные концепции в области эстетики (Ю. Б. Борев, Н. И. Киященко, Л. Н. Столович, Б. А. Эренгросс и др.), культуроло­гии (Л.А. Рапацкая, Н.И. Киященко А И. Арнольдов, М. М. Бахтин, В. С. Библер, Ю. М. Лотман, А. Ф. Лосев и др.), психологии художественного творчества (Л. С. Выготский, Д. К. Кирнарская, А. А. Мелик-Пашаев, В. Г. Ражников, С. Л. Рубинштейн и др.), раз­вивающего обучения (В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин и др.), художественного образования (Д. Б. Кабалевский, Б. М. Неменский, Л. М. Предтеченская, Б. П. Юсов и др.).

Содержание программы дает возможность реализовать ос­новные

цели художественного образования и эстетическо­го воспитания в основной школе:

- развитие эмоционально-эстетического восприятия дейст­вительности, художественно-творческих способностей учащих­ся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зритель­но-образной памяти, вкуса, художественных потребностей;

- воспитание культуры восприятия произведений изобра­зительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна, литературы, музыки, кино, театра; освоение образного языка этих искусств на основе творческого опыта школьников;

- формирование устойчивого интереса к искусству, спо­собности воспринимать его исторические и национальные особенности;

- приобретение знаний об искусстве как способе эмо­ционально-практического освоения окружающего мира и его преобразования; о выразительных средствах и социальных функциях музыки, литературы, живописи, графики, декора­тивно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитек­туры, кино, театра;

- овладение умениями и навыками разнообразной худо­жественной деятельности; предоставление возможности для творческого самовыражения и самоутверждения, а также пси­хологической разгрузки и релаксации средствами искусства.

Цель программы - развитие опыта эмоционально-цен­ностного отношения к искусству как социокультурной форме освоения мира, воздействующей на человека и общество.

Задачи реализации данного курса:

- актуализация имеющегося у учащихся опыта общения с искусством;

- культурная адаптация школьников в современном ин­формационном пространстве, наполненном разнообразными явлениями массовой культуры;

- формирование целостного представления о роли искусства в культурно-историческом процессе развития человечества;

- углубление художественно-познавательных интересов и развитие интеллектуальных и творческих способностей под­ростков;

- воспитание художественного вкуса;

- приобретение культурно-познавательной, коммуника­тивной и социально-эстетической компетентности;

- формирование умений и навыков художественного са­мообразования.

Особое значение в организации урочных и внеурочных форм работы с учащимися должны приобрести информацион­ные и компьютерные технологии, аудио- и видеоматериалы.

При изучении отдельных тем программы большое значе­ние имеет установление межпредметных связей с уроками литературы, истории, биологии, математики, физики, техно­логии, информатики. Знания учащихся об основных видах и о жанрах музыки, пространственных (пластических), экранных искусств, об их роли в культурном становлении человечества и о значении для жизни отдельного человека помогут ориентироваться в основных явлениях отечественного и зарубежного искусства, узнавать наиболее значимые произведения; эстетически оце­нивать явления окружающего мира, произведения искусства и высказывать суждения о них; анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров искус­ства; применять художественно-выразительные средства раз­ных искусств в своем творчестве.

Примерный художественный материал, рекомендован­ный программой, предполагает его вариативное использова­ние в учебно-воспитательном процессе, дает возможность ак­туализировать знания, умения и навыки, способы творческой деятельности, приобретенные учащимися на предыдущих эта­пах обучения по предметам художественно-эстетического цикла.

На конкретных художественных произведениях (музыкаль­ных, изобразительного искусства, литературы, театра, кино) в программе раскрывается роль искусства в жизни общества и отдельного человека, общность выразительных средств и спе­цифика каждого из них.


Задачи

Название изучаемых тем

Кол-во часов

Понятийный аппарат

Планируемый результат

Ключевые компетенции

Система диагностики

Совершенствовать знания об основных видах искусства, периодах искусства

Искусство в жизни современного человека. Искусство вокруг нас. Наука и искусство. Виды искусств. Литература. Архитектура. Изобразительное искусство. Музыка. Киноискусство. Синтетические виды искусства.

6

Искусство, культура, виды искусства

Применять знания при классификации видов искусств

Владение умениями сравнивать, давать характеристику видам искусств. Знание временных рамок основных периодов развития искусства.

Учебно-познавательные

Общекультурные

Контрольный тест

Электронный учебник

Сообщения, рефераты, презентации

Совершенствовать представление о культуре и искусстве Древнего Египта

Искусство открывает новые грани мира.

Древний Египет - тайны жизни и смерти. Храмовые комплексы Древнего Египта. Пирамиды.

3

Жанры ИЗО.

Характеризовать основные этапы развития культуры Древнего Египта, давать характеристику различным видам древнеегипетского искусства, умение определять центр искусств данного периода.

Учебно-познавательные

Информационные

Общекультурные

Контрольный тест

Проверочные работы

Электронный учебник

Сообщения

Совершенствовать представление о культуре и искусстве Древней Греции и Древнего Рима.

Искусство как универсальный способ общения.

Мир в зеркале искусства. Роль искусства в сближении народов. Искусство художественного перевода - искусство общения. Как происходит передача сообщений в искусстве? Древняя Греция и Древний Рим. Олимпийские боги. Крито-микенская культура. Театр. Античная классика. Гомер. Архаика. Эллинизм . Скульптура.

Римская архитектура. Римские портреты. Музыка. Античная классика. Театр. Древняя Греция и Древний Рим.

8

Искусство общения, античность, ордер.

Характеризовать основные этапы развития культуры Древнего Египта, давать характеристику различным видам древнегреческого и древнеримского искусства; давать сравнительный анализ двух периодов античности.

умение определять центр искусств данного периода; знать мастеров и шедевры античности.

Учебно-познавательные

Общекультурные

Контрольный тест

Проверочные работы

Электронный учебник

Сообщения, рефераты, презентации

Совершенствовать представление о культуре и искусстве эпохи Средневековья.

Красота в искусстве и жизни. Что есть красота.

Откровенье вечной красоты. Застывшая музыка.

Есть ли у красоты свои законы. Всегда ли люди одинаково понимали красоту. Великий дар творчества: радость и красота созидания. Как соотноситься красота и польза. Как человек реагирует на явления в жизни и искусстве. Средневековье и Возрождение. Новое искусство. Развитие средневековой культуры. Храмы. Замки. Возрождение. Раннее Возрождение. Высокое Возрождение. Венеция. Северное Возрождение.

11

Средневековье, христианство, возрождение.

Характеризовать основные этапы развития культуры Средневековья, давать характеристику различным видам искусства; давать сравнительный анализ эпохи Возрождения; умение определять центр искусств данного периода. Знать мастеров и шедевры.

Учебно-познавательные

Общекультурные

Информационные

Контрольный тест

Проверочные работы

Электронный учебник

Сообщения





2. Учебно-тематическое планирование курса «Искусство» 8 класс (35 часов)

Задачи

Название изучаемых тем

Кол-во часов

Понятийный аппарат

Планируемый результат

Ключевые компетенции

Система диагностики

Совершенствовать представление о культуре и искусстве Северного и Южного Возрождения, культуре европейских стран 17 века.

Преобразующая сила искусства.

Европа XVII-XVIII веков: путь к Просвещению. Возрождение в Англии. Возрождение в Испании.

Фламандское искусство живописи.

Голландская живопись 17 века.

Италия XVII века. Франция XVII века. Германия XVII века. Обобщение изученного.

ИТОГО:

7








35

Южное и Северное Возрождение

Умение давать характеристику Южному и северному Возрождению. Знать авторов и шедевры каждого из направления. основные этапы развития культуры этого периода ; умение определять центр искусств, знать выдающихся мастеров и шедевры Европы 17 века.

Учебно-познавательные

Общекультурные

Контрольный тест

Электронный учебник

Сообщения, рефераты, презентации



















2. Учебно-тематическое планирование курса «Искусство» 9 класс (35 часов)

Задачи

Название изучаемых тем

Кол-во часов

Понятийный аппарат

Планируемый результат

Ключевые компетенции

Система диагностики

Характеризовать основные этапы развития культуры Древней Руси, раскрывать взаимосвязь русских культурных традиций с Византией , давать характеристику различным видам древнерусского искусства, умение определять центр искусств данного периода. знать выдающихся мастеров и шедевры периода

Воздействующая сила искусства. Византия и Русь.

Искусство и власть. Расцвет византийского искусства. Храмовый синтез искусств. Древнерусское искусство. Период феодальной раздробленности. Художественная культура Новгорода, Пскова, Владимиро-Суздальского княжества. Культура Московской Руси. Московский Кремль.

9

Искусство, власть, храмовое искусство, канон.

Выражение общественных идей в художественных образах. Искусство как способ идеологического воздействия на людей. Взаимосвязь русских и зарубежных культурных традиций.

Учебно-познавательные

Общекультурные

Контрольный тест

Электронный учебник

Сообщения, рефераты, презентации

Совершенствовать представление о культуре и искусстве России XVII века

Искусство предвосхищает будущее.

Дар предвосхищения. XVII век: «Бунташная эпоха»

Какие знания дает искусство? Предсказание в искусстве.

Художественное мышление в авангарде науки.

Художник и ученый. Россия XVII века :

рождение русского искусства

Русское барокко. Музыка.

Литература. Архитектура. Живопись.

Реформы Петра Великого.

8

Барокко,

предвосхиение, европейскость

Порождающая энергия искусства - пробуждение чувств и сознания, способного к пророчеству. Характеризовать особенности развития культуры России XVII века, давать характеристику различным видам искусства, умение определять центр искусств данного периода. знать выдающихся мастеров и шедевры периода.

Учебно-познавательные

Информационные

Общекультурные

Контрольный тест

Проверочные работы

Электронный учебник

Сообщения

Совершенствовать представление о культуре и искусстве России XVIII века

Дар созидания. Практическая функция искусства. Эстетическое формирование искусством окружающей среды.

Архитектура исторического города.

Архитектура современного города.

Специфика изображений в полиграфии.

Россия. XVIII век ЭПОХА Просвещения. Классицизм. Литература. Архитектура. ИЗО. Музыка.

11

Эстетика, эпоха Просвещения, городской пейзаж

Эстетическое формирование искусством окружающей среды. Архитектура: планировка и строительство городов. Характеризовать особенности развития культуры России XVIII века, давать характеристику различным видам искусства, умение определять центр искусств данного периода знать выдающихся мастеров и шедевры периода.

Учебно-познавательные

Общекультурные

Контрольный тест

Проверочные работы

Электронный учебник

Сообщения, рефераты, презентации

Совершенствовать представление о культуре и искусстве России XIХ века

Искусство и открытие мира для себя. Вопрос себе как первый шаг к творчеству.

Литературные страницы. Россия первой половины XIХ века: русский ампир. Россия второй половины XIХ века.

7

русский ампир, классицизм

Характеризовать особенности развития культуры России XIХ века, давать характеристику различным видам искусства, умение определять центр искусств данного периода в соответствии с историческими событиями. Знать выдающихся мастеров и шедевры периода

Учебно-познавательные

Общекультурные

Информационные

Контрольный тест

Проверочные работы

Электронный учебник

Сообщения


ИТОГО

35



3. Требования к уровню подготовки учащихся:

Выпускники научатся:

• ориентироваться в культурном многообразии окружаю­щей действительности, наблюдать за разнообразными явлени­ями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельнос­ти, различать истинные и ложные ценности;

• организовывать свою творческую деятельность, опреде­лять ее цели и задачи, выбирать и применять на практике способы их достижения;

• мыслить образами, проводить сравнения и обобщения, выделять отдельные свойства и качества целостного явления;

• воспринимать эстетические ценности, высказывать мне­ние о достоинствах произведений высокого и массового ис­кусства, видеть ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой и исполнительской деятельности.

Личностными результатами изучения искусства являются:

  • развитое эстетическое чувство, проявляющее себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству и жизни;

  • реализация творческого потенциала в процессе коллек­тивной (или индивидуальной) художественно-эстетической деятельности при воплощении (создании) художественных об­разов;

  • оценка и самооценка художественно-творческих воз­можностей; умение вести диалог, аргументировать свою по­зицию.

Выпускники научатся:

• аккумулировать, создавать и транслировать ценности ис­кусства и культуры (обогащая свой личный опыт эмоциями и переживаниями, связанными с восприятием, исполнением произведений искусства); чувствовать и понимать свою со­причастность окружающему миру;

• использовать коммуникативные качества искусства; действовать самостоятельно при индивидуальном выполнении учебных и творческих задач и работать в проектном режиме, взаимодействуя с другими людьми в достижении общих це­лей; проявлять толерантность в совместной деятельности;

• участвовать в художественной жизни класса, школы, го­рода и др.; анализировать и оценивать процесс и результаты собственной деятельности и соотносить их с поставленной за­дачей.

Результаты освоения программы «Искусство»

Изучение искусства и организация учебной, художествен­но-творческой деятельности в процессе обучения обеспечива­ет личностное, социальное, познавательное, коммуникативное развитие учащихся. У школьников обогащается эмоциональ­но-духовная сфера, формируются ценностные ориентации, умение решать учебные, художественно-творческие задачи; воспитывается художественный вкус, развиваются воображе­ние, образное и ассоциативное мышление, стремление прини­мать участие в социально значимой деятельности, в художест­венных проектах школы, культурных событиях региона и др.

В результате освоения содержания курса происходит гар­монизация интеллектуального и эмоционального развития личности обучающегося, формируется целостное представле­ние о мире, развивается образное восприятие и через эстети­ческое переживание и освоение способов творческого само­выражения осуществляется познание и самопознание.

Предметными результатами занятий по программе «Ис­кусство» являются:

  • освоение/присвоение художественных произведений как духовного опыта поколений; понимание значимости ис­кусства, его места и роли в жизни человека; уважение куль­туры другого народа;

  • знание основных закономерностей искусства; усвоение специфики художественного образа, особенностей средств ху­дожественной выразительности, языка разных видов искусства;

  • устойчивый интерес к различным видам учебно-твор­ческой деятельности, художественным традициям своего на­рода и достижениям мировой культуры.

Выпускники основной школы научатся:

• воспринимать явления художественной культуры разных народов мира, осознавать в ней место отечественного искус­ства;

• понимать и интерпретировать художественные образы, ориентироваться в системе нравственных ценностей, пред­ставленных в произведениях искусства, делать выводы и умо­заключения;

• описывать явления музыкальной, художественной куль­туры, используя для этого соответствующую терминологию;

• структурировать изученный материал и информацию, полученную из других источников; применять умения и на­выки в каком-либо виде художественной деятельности; ре­шать творческие проблемы.

Метапредметными результатами изучения искусства яв­ляются освоенные способы деятельности, применимые при решении проблем в реальных жизненных ситуациях:

  • сравнение, анализ, обобщение, установление связей и отношений между явлениями культуры;

  • работа с разными источниками информации, стремле­ние к самостоятельному общению с искусством и художест­венному самообразованию;

  • культурно-познавательная, коммуникативная и соци­ально-эстетическая компетентности.

Отличительные особенности программы

Содержание программы основано на обширном материале, охватывающем различные виды искусств, который дает возможность учащимся осваивать духовный опыт поколений, нравственно-эстетические ценности мировой художественной культуры. Культура предстает перед школьниками как история развития человеческой памяти, величайшее нравственное значение которой, по словам академика Д.С.Лихачева, «в преодолении времени». В программу включены элементы содержания программы по курсу «Мировая художественная культура» под редакцией Л.А. Рапацкой, Н.И. Киященко, рекомендованной Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования РФ ( Москва, 2001 г.). Содержание представлено на основе электронного учебного издания по курсу «Мировая художественная культура» под редакцией профессора Л.А. Рапацкой. Издание выпускается в рамках проекта «Оснащение электронными средствами учебного назначения учреждений общего и профессионального образования» федеральной целевой программы «Развитие единой образовательной среды (2001-2005 годы).

Отношение к памятникам любого из искусств - показатель культуры всего общества в целом и каждого человека в отдельности. Сохранение культурной среды, творческая жизнь в этой среде обеспечат привязанность к родным местам, нравственную дисциплину и социализацию личности учащихся.

Межпредметные связи.

В программе рассматриваются разнообразные явления музыкального искусства и их взаимодействие с художественными образами других искусств: литературы - прозы и поэзии, изобразительного искусства - живописи и скульптуры, архитектуры и графики, книжных иллюстраций и др., театра - оперы и балета, оперетты и мюзикла, рок - оперы, а так же кино.

4. Критерии и нормы оценки знаний, умений, навыков обучающихся. Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.

Учебная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Освоение содержания основного общего образования по предмету «Искусство» способствует:

- формированию у учащихся представлений о художественной картине мира;

- овладению ими методами наблюдения, сравнения, сопоставления, художественного анализа;

- обобщению получаемых впечатлений об изучаемых явлениях, событиях художественной жизни страны;

- расширению и обогащению опыта выполнения учебно-творческих задач и нахождению при этом оригинальных решений, адекватного восприятия устной речи, ее интонационно-образной выразительности, интуитивного и осознанного отклика на образно-эмоциональное содержание произведений искусства;

- совершенствованию умения формулировать свое отношение к изучаемому художественному явлению в вербальной и невербальной формах, вступать (в прямой или в косвенной форме) в диалог с произведением искусства, его автором, с учащимися, с учителем;

- формулированию собственной точки зрения по отношению к изучаемым произведениям искусства, к событиям в художественной жизни страны и мира, подтверждая ее конкретными примерами;

- приобретению умения и навыков работы с различными источниками информации.

Опыт творческой деятельности, приобретаемый на занятиях, способствует:

- овладению учащимися умениями и навыками контроля и оценки своей деятельности;

- определению сферы своих личностных предпочтений, интересов и потребностей, склонностей к конкретным видам деятельности;

- совершенствованию умений координировать свою деятельность с деятельностью учащихся и учителя, оценивать свои возможности в решении творческих задач.

Виды организации учебной деятельности:

- самостоятельная работа - творческая работа - конкурс - викторина

Основные виды контроля при организации контроля работы:

- вводный - текущий - итоговый - индивидуальный - письменный - контроль учителя

Формы контроля:

- наблюдение - самостоятельная работа - тест

5. Перечень учебно - методического обеспечения.

Учебно-методический комплект «Искусство 8-9 класс»

  • Программа «Музыка 1-7 классы. Искусство 8-9 классы», М., Просвещение, 2010г.

  • Учебник «Искусство 8-9 класс» М., Просвещение, 2009 г., (электронная версия)

  • Методическое пособие для учителя «Музыка 5-6 - 7 классы», М., Просвещение, 2005г.

  • «Хрестоматия музыкального материала»

  • Программы общеобразовательных учреждений Литература: 5-11 классы (Базовый уровень) / Под ред В Я. Коровиной - М., 2005;

  • Сергеева Г П. Музыка 5-9 классы / Г П. Сергеева, Е. Д. Критская. - М., 2006,

  • Изобразительное искусство и художественный труд: 1-9 классы / Под рук. Б. М. Неменского. - М., 2005.

MULTIMEDIA - поддержка предмета


1. Учимся понимать музыку. Практический курс. Школа развития личности Кирилла и Мефодия. М.: ООО «Кирилл и Мефодий», 2007.(CD ROM)

2. Мультимедийная программа «Соната» Лев Залесский и компания (ЗАО) «Три сестры» при издательской поддержке ЗАО «ИстраСофт» и содействии Национального Фонда подготовки кадров (НФПК)

3. Музыкальный класс. 000 «Нью Медиа Дженерейшн».

4. Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства «Кирилл и Мефодий»

5. Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки» «Коминфо»

6. Электронный образовательный ресурс (ЭОР) нового поколения (НП), издательство РГПУ им. А.И.Герцена

7. Мультимедийная программа «Музыка. Ключи»

8.Мультимедийная программа "Музыка в цифровом пространстве"

9. Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2009г.»

10.Мультимедийная программа «История музыкальных инструментов»

11.Единая коллекция - collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164

12.Российский общеобразовательный портал - music.edu.ru/

13.Детские электронные книги и презентации - viki.rdf.ru/

14. Электронное учебное издание по курсу «Мировая художественная культура» под редакцией профессора Л.А. Рапацкой.








6. Список научно-методической литературы.


  1. «Музыка. Изо. МХК. Содержание образования» (сборник нормативно - правовых документов и методических материалов)., М.,ИЦ «Вентана - Граф»,2008 г.

  2. «Сборник нормативных документов. Искусство», М., Дрофа, 2005г.

  3. «Музыкальное образование в школе», под ред., Л.В.Школяр, М., Академия, 2001г.

  4. Алиев Ю.Б. «Настольная книга школьного учителя-музыканта», М., Владос, 2002г.

  5. «Музыка в 4-7 классах,/ методическое пособие/ под ред.Э.Б.Абдуллина, М.,Просвещение,1988г.

  6. Осеннева М.Е., Безбородова Л.А. «Методика музыкального воспитания младших школьников», М.,Академия, 2001г.

  7. Челышева Т.С. «Спутник учителя музыки», М., Просвещение, 1993г.

  8. Васина-Гроссман В. «Книга о музыке и великих музыкантах», М., Современник, 1999г.

  9. Григорович В.Б. «Великие музыканты Западной Европы», М., Просвещение, 1982г.

  10. «Как научить любить Родину», М., Аркти, 2003г.

  11. Дмитриева Л.Г. Н.М.Черноиваненко «Методика музыкального воспитания в школе», М., Академия, 2000г.






































Учебно-методическое обеспечение курса Мировой художественной культуры:


Основная литература:

1. Рапацкая Л.А.Мировая художественная культура: Общечеловеческие ценности мировой культуры: взгляд из России: учебник для общеобразовательных учреждений.-М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2006.

Дополнительная литература:

1. Зарецкая Д.М. Хрестоматия по мировой художественной культуре. Уч. пособие. - Москва, ТОО «Издательский и книготорговый центр АЗ», 1997.

2. Дмитриева Н. Краткая история искусств. -М.:1991.

3. Ильина Т. Искусство в истории человека. М.: Высшая школа. 1993.

4. Гнедич П.П. Всемирная история искусств. - М.: «Современник». 1996.


Материально-техническое обеспечение курса МХК:

1. Электронное учебное издание «Мировая художественная культура: от наскальных рисунков до киноискусства»: ЗАО «Новый диск», 2003.


© 2010-2022