- Преподавателю
- ИЗО, МХК
- Рабочая программа по изо 9 класс
Рабочая программа по изо 9 класс
Раздел | Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК) |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Галкина Е.В. |
Дата | 14.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Пояснительная записка
Рабочая программа по изобразительному искусству для 9 класса общеобразовательной школы составлена на основе:
-
Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации;
-
Закон Российской Федерации "Об образовании" (в ред. Федерального закона от 01.12.2007 №309-ФЗ).
-
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1897 (Зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 1 февраля 2011 г. регистрационный N 19644 ).
-
Примерной основной образовательной программы основного общего образования (изобразительное искусство), Министерство образования и науки РФ, 2010 год;
-
Авторской программы ИСКУССТВО Изобразительное искусство: 5-9 класс: учебник / С.П.Ломов, С.Е. Игнатьев, В.М. Карамзина М.: Дрофа, 2012
-
Федерального перечня учебников, утвержденногоприказом Министерства образования и науки РФ от 19.12.2012 г. № 1067;
-
Учебного плана МБОУ СОШ п. Нивенское на 2015/2016 учебный год;
-
Годового календарного графика МБОУСОШ п. Нивенское на 2015/2016 учебный год;.
-
Основной образовательной программа МБОУ СОШ п. Нивенское на 2015/2016 учебный год;.
Данная программа разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей обучающихся в 9 классе. Все виды художественной деятельности тесно взаимосвязаны и дополняют друг друга в решении поставленных программой задач. Изобразительное искусство как учебный предмет опирается на такие учебные предметы средней школы как: литература, русский язык, музыка, технология, природоведение, история, биология, что позволяет почувствовать практическую направленность уроков изобразительного искусства, их связь с жизнью.Программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, с Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Концепция настоящей программы, ее содержание, структура и принципы отбора художественного материала нацелены на единую образовательную структуру практическую художественно-творческую деятельность, художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности. Изобразительное искусство как школьная дисциплина имеет интегративный характер, она включает в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств - живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративно-прикладного искусства. Содержание курса учитывает возрастные роли визуального образа как средства познания коммуникации и профессиональной деятельности в условиях современности.
Материал построен так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Разнообразие видов практической деятельности подводит учащихся к пониманию явлений художественной культуры, изучение произведений искусства и художественной жизни общества подкрепляется практической работой школьников. На уроках школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно - прикладного искусства, изучают народное и классическое искусство разных стран и эпох. Изучаются разнообразные виды и жанры искусства в контексте их исторического развития, поэтому усиливаются межпредметные связи с уроками истории.
Художественное творчество учащихся можно использовать в оформлении школьных выставок, как подарки для родных, обязательно участие в школьных и районных конкурсах рисунков.
Основные межпредметные связи осуществляются с уроками музыки и литературы для создания более яркой эмоциональной атмосферы на уроке, с биологией (строение растений, животных, пластическая анатомия человека, связи в природе), историей (образ эпохи и стиль в искусстве, выдающиеся события в истории - исторический жанр а искусстве), математикой (геометрические формы).
Рабочая программа основного общего образования по изобразительному искусству в 9 классе реализуется в течение одного учебного года.
Цель учебного курса: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.
Изучение изобразительного искусства на ступени среднего общего образования направлено на достижение следующих задач:
-
развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру; формирование понимания красоты, гармонии цветового богатства действительности;
-
способствовать освоению школьниками знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;
-
способствовать овладению учащимися умениями, навыками, способами художественной деятельности;
-
воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств; любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре;
-
ознакомление с творчеством выдающихся художников прошлого и настоящего.
Основными направлениями в художественной деятельности являются:
Изобразительная деятельность (рисование с натуры , по представлению, по памяти - живопись, рисунок)
Наблюдение за видимым миром (беседа)
Эти виды художественной деятельности тесно взаимосвязаны и дополняют друг друга в решении поставленных программой задач.
Изобразительное искусство как учебный предмет опирается на такие учебные предметы средней школы как: литература, русский язык, музыка, технология, история, биология, что позволяет почувствовать практическую направленность уроков изобразительного искусства, их связь с жизнью.
Задачи учебного курса:
∙ Формирование опыта смыслового и эмоционально- ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства;
∙ Обеспечение условий понимания эмоционального смысла визуально-пространственной формы;
∙ Освоение художественной культуры как формы материального выражения духовных ценностей в пространственных формах;
∙ Развитие творческого опыта, определяющего способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности;
∙ Формирование активного отношения к традициям культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности;
∙ Воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, в ее изобразительном искусстве, архитектуре, в национальных образах предметно- материальной и пространственной среды;
∙ Развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры;
∙ Овладение средствами художественного изображения;
∙ Овладение основами практической творческой работы различными художественными материалами и инструментами.
специфика и уровень подготовки классов изобразительная деятельность (рисование с натуры, рисование на темы). Рисование с натуры (рисунок и живопись) включает в себя изображение находящихся перед школьниками объектов действительности, а также рисование их по памяти и по представлению карандашом, акварельными и гуашевыми красками, пером и кистью.
Рисование на темы - это рисование композиций на темы окружающей жизни, иллюстрирование сюжетов литературных произведений, которое ведется по памяти, на основе предварительных целенаправленных наблюдений, по воображению и сопровождается выполнением набросков и зарисовок с натуры. В процессе рисования на темы совершенствуются и закрепляются навыки грамотного изображения пропорций, конструктивного строения, объема, пространственного положения, освещенности, цвета предметов. Важное значение приобретает выработка у учащихся умения выразительно выполнять рисунки.
Перемена видов деятельности
Подготовка учащихся к перемене вида деятельности.
Предоставление дополнительного времени для завершения задания.
Упрощенные задания на дом
Предоставление дополнительного времени для сдачи домашнего задания
Использование карточек с упражнениями, которые требуют минимального заполнения.
Использование упрощенных упражнений
Дизайн, в отличие от других видов художественного творчества органично соединяет эстетическое и трудовое воспитание, так как это процесс создания вещи (от замысла до изготовления в материале).
Дизайн вещей занимает в жизни детей важнейшее место, особенно в наше время, когда мир детей перенасыщен промышленной продукцией.
Детское дизайнерское творчество способствует появлению вещей, придуманных и изготовленных самими детьми, которые особо ценятся ими, становятся любимыми. В этом процессе учащиеся познают радость созидания и приобретенного опыта, получают удовольствие от использования собственных изделий. Также этот процесс стимулирует художественные и творческие таланты.
В содержание предмета входит эстетическое восприятие действительности и искусства (ученик - зритель), практическая художественно-творческая деятельность учащихся (ученик - художник). Это дает возможность показать единство и взаимодействие двух сторон жизни человека в искусстве, раскрыть характер диалога между художником и зрителем, избежать преимущественно информационного подхода к изложению материала. При этом учитывается собственный эмоциональный опыт общения ребенка с произведениями искусства, что позволяет вывести на передний план деятельностное освоение изобразительного искусства.
В основе программы лежит тематический принцип планирования учебного материала, что отвечает задачам нравственного, трудового, эстетического и патриотического воспитания школьников, учитывает интересы детей, их возрастные особенности.
Блоки объединяют конкретные темы уроков, учебных заданий независимо от вида занятий (рисование с натуры, на тему, беседа по картинам художников и т.д.), что позволяет более полно отразить в изобразительной деятельности времена года, более обстоятельно построить межпредметные связи с другими уроками, учесть возрастные особенности детей, их познавательные и эстетические интересы.
В процессе учебной работы дети должны получить сведения о наиболее выдающихся произведениях отечественных и зарубежных художников, познакомиться с отличительными особенностями видов и жанров изобразительного искусства, сформировать представление о художественно-выразительных средствах изобразительного искусства (композиция, рисунок, цвет, колорит, светотень и т.п.), получить теоретические основы изобразительной грамоты.
В 9 классе дети знакомятся с различными доступными их возрасту видами изобразительного искусства. Используя лучшие образцы народного искусства и произведения мастеров, учитель воспитывает у них интерес и способность эстетически воспринимать картины, скульптуры, предметы народного художественного творчества, иллюстрации в книгах, формирует основы эстетического вкуса детей, умение самостоятельно оценивать произведения искусства.
требования к знаниям и умениям ученика
Результаты обучения представлены в данном разделе и содержат три компонента: знать/понимать - перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь - владение конкретными умениями и навыками; выделена также группа умений, которыми ученик может пользоваться во внеучебной деятельности - использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
К концу обучения в шестом классе у обучающихся формируются представления об основных жанрах и видах произведений изобразительного искусства; известных центрах народных художественных ремесел России. Формируются умения различать основные и составные, теплые и холодные цвета; узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов; сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства). В результате обучения дети научатся пользоваться художественными материалами и применять главные средства художественной выразительности живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства в собственной художественно- творческой деятельности. Полученные знания и умения учащиеся могут использовать в практической деятельности и повседневной жизни для: самостоятельной творческой деятельности, обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства, оценке произведений искусства при посещении выставок и художественных музеев искусства.
В результате изучения изобразительного искусства к концу учебного года должен
знать/понимать
- отдельные произведения выдающихся мастеров русского изобразительного искусства прошлого и настоящего;
- особенности художественных средств различных видов и жанров изобразительного искусства;
- национальные особенности в классическом изобразительном и народном декоративно-прикладном искусстве;
- особенности ансамбля народного костюма, зависимость колорита народного костюма от национальных традиций искусства и быта;
- виды современного декоративно-прикладного искусства, дизайна;
-закономерности конструктивного строения изображаемых предметов, основные закономерности наблюдательной, линейной, воздушной перспективы, светотени, элементы цветоведения, композиции.;
- искусств и памятники родного края;
- взаимосвязь изобразительного искусства с другими областями культуры;
- ведущие художественные музеи России и других стран;
- различные приемы работы карандашом, акварелью, гуашь
уметь
-
Выбрать наиболее выразительный сюжет тематической композиции и проводить подготовительную работу (предварительные наблюдения, наброски и зарисовки, эскизы, поисковый материал, композиция), знать принципы работы художника над произведением, с помощью изобразительных средств выражать свое отношение к персонажам изображаемого сюжета;
-
Использовать средства художественной изобразительности (формат, свет и тень, объем, пропорции, цвет, колорит, тон, силуэт, контур, пятно, линия, штрих, фактура, ритм, симметрия, асимметрия, контраст, нюанс, движение, равновесие, гармония, композиция);
-
Видеть закономерности линейной и воздушной перспективы (линия горизонта, точка схода и т.д.); светотени (свет, тень, блик, полутень, рефлекс, падающая и собственная тени), основные средства композиции: высота, горизонт, точка зрения, контрасты света и тени, цветовые отношения, выделение главного центра, ритм, силуэт и т.д.
-
Рисовать с натуры и по памяти отдельные предметы и натюрморты, человека, животных, птиц, пейзаж, интерьер, архитектурные сооружения;
-
Передавать тоном и цветом объем и пространство в натюрморте;
-
Создать художественный образ в композициях;
-
Выполнять наброски, эскизы, длительные учебные, творческие работы с натуры, по памяти и воображению;
-
Изготовить изделия в стиле традиционных художественных промыслов (в доступных техниках)
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизнидля:
-
самостоятельной творческой деятельности;
-
обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;
-
оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.;
-
овладения практическими навыками выразительного использования линии и штриха, пятна, цвета, формы, пространства в процессе создания композиций.
-
Требования к уровню подготовки учащихся 9 классов
-
Формирование художественных знаний, умений и навыков предполагает, что учащиеся должны знать:
-
уметь анализировать произведения архитектуры;
-
знать основные этапы развития и истории архитектуры;
-
уметь конструировать объёмно-пространственные композиции;
-
работать с натуры, по памяти и воображению над зарисовкой и проектированием конкретных зданий;
-
конструировать основные объёмно-пространственные объекты, реализуя при этом фронтальную, объёмную и глубинно-пространственную композицию;
-
реализовать в макетных и графических композициях ритм линий, цвета, объёмов, статику и динамику тектоники и фактур.
-
При решении художественно-творческих задач на уроках формируются следующие навыки:
-
создание с натуры и по воображению архитектурного образа графическими материалами и др.;
-
работа над эскизом монументального произведения : витража, мозаика, роспись, монументальная скульптура;
-
использование выразительного языка при моделировании архитектурного ансамбля;
-
использование разнообразных материалов
Характеристика класса
Урок ИЗО продемонстрировал возможности развития творческого мышления учащихся.
При проведении уроков в классе своей целью я ставила знакомство различными методами работы. Поэтому старалась показать как можно больше уроков в различных техниках. Была представлены практическая работа по темам разного направления "Живопись.графика" Во время уроков ребята имели возможность работать индивидуально и в командах Поэтому на уроках нужно практически с каждым ребенком работать по индивидуальному поурочному плану.
Метапредметными результатами изучения курса «Изобразительное искусство» является формирование перечисленных ниже универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД
• Определять последовательность действий на уроке.
• Учиться работать по предложенному учителем плану.
• Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
• Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений.
Познавательные УУД
• Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного.
• Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
• Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
• Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).
• Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания.
Коммуникативные УУД
• Уметь пользоваться языком изобразительного искусства:
а) донести свою позицию до собеседника;
б) оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).
• Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.
• Уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста.
• Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изои следовать им.
• Учиться согласованно работать в группе:
а) учиться планировать работу в группе;
б) учиться распределять работу между участниками проекта;
в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;
г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Тематическое планирование 9 класс
№
п/п
Тема урока.раздел
Кол-во часов
Тип урока , формы и виды работ
Формы и методы контроля
сроки
примечание
Синтез искусств
1
2
Роль изобразительного искусства в синтетических видах творчества.
Входная контрольная работа
1
1
Учебное задание по живописи
Общность жизненных истоков, художественных идей, образного строя произведений различных видов искусств.
Учебное задание по живописи
Беседа Практическая работа
2,9/9
Синтез искусств в архитектуре
3
4
Виды архитектуры.
Архитектура - композиционная организация пространства.
2
Перспективное изображение
выбор положения листа в зависимости от сюжета
Архитектура - композиционная организация пространства.
Беседа. Виды архитектуры.
16,23/9
Коллективная работа Выполнение проектов оформление
5
6
Конструкция здания: часть и целое.
Понятие модуля.
2
Перспективное изображение
Рисование с натуры, по памяти, по представлению
симметрия и ее роль Здание как различных объемных форм
Беседа Практическая работа
30/09
07/10
7
8
Стили и направления в архитектуре. Античная архитектура
2
Тематическое рисование
выбор положения листа в зависимости от сюжета
Зарисовки элементов архитектуры.
Выполнение эскизов архитектурных композиций.
14,21/10
9
10
Романский стиль. Готика.
2
Тематическое рисование
Зарисовки элементов архитектуры.
Монументальность, суровость и лаконичность форм.
Выполнение эскизов архитектурных композиций.
28/10
11/11
11
12
Стили в архитектуре ренессанса и нового времени В.В.Растрелли.
2
Тематическое рисование
Зарисовки элементов архитектуры.
Ренессанс. Барокко, рококо, классицизм, ампир. Основные черты.
Выполнение эскизов архитектурных композиций.
18,25/11
13
14
Стили в архитектуре конца 19 - 20 века. ЛеКорбюзье. Ле Корбюзье.
1
Беседа-видеоэкскурсия
просмотр зрительных материалов, сообщения учащихся;
анализ произведений искусства
Умение анализировать
2/12
15
16
Связь архитектуры и дизайна
Входная контрольная работа
1
1
Декоративное рисование
Создание художественно-декоративных проектов, объединенных единой стилистикой
последовательное ведение работы
Учебное задание по живописи
Умение конструировать
9,16/12
Изображение в полиграфии и других направлениях дизайна
17
18
Художники книги. Иллюстрирование
2
Проектная работа
Иллюстрирование литературных и музыкальных произведений.
анализ произведений искусства
Умение иллюстрировать литературное произведение
23/12
Коллективная работа Выполнение проектов оформление
19
20
Образ - символ - знак.
2
Проектная работа
Проектирование экслибриса, открытки.
Стилевое единство изображения и текста.
Тематическое рисование
Искусство шрифта
Синтез искусств в театре
21
22
Пространственно-временные искусства.
Театр.
2
Коллективный характер творчества в синтетических искусствах.
Тематическое рисование
23
24
Художник в театре. Сценография.
2
Проектная работа
Создание эскиза оформления сцены.
последовательное ведение работы
Умение конструировать
Изображение в фотографии
25
26
Знаменитые фотохудожники.
2
беседа
сбор материала по теме
Создание художественной фотографии.
27
28
Художественная фотография и ее особенности.
2
Проектная работа
Создание фотоколлажа.
Изображение в фотографии и изобразительном искусстве
Тематическое рисование
Синтетическая природа экранных искусств
29
Выдающиеся мастера кино.
1
сбор материала по теме
Беседа
Изображение на компьютере
30
Компьютерная графика и ее использование.
1
Компьютерная графика
Выполнение эскизов оформления страниц сайта. .
Компьютерная графика и ее использование в полиграфии, дизайне, архитектурных проектах
Умение работать на компьютере
31.
Натюрморт в стиле
кубизма
1
Зарисовка натюрморта со стеклянной посудой, искажение формы, утрирование конструкции
Беседа, практическая
работа. Презентация
32.
Русский авангард: агитационный фарфор
1
Проектирование и конструирование стакана под карандаши по мотивам суперматизма. Творчество Кандинского (разные материалы)
Беседа,
практическая
работа
Презентация
33.
Абстрактная композиция в живописи.
1
Использование цвета и ритма пятен в беспредметной композиции
Беседа, практическая работа. Презентация
34
35
Итоговая Контрольная работа
«Экспрессия образа в
современной пластике»
1
1
Анкетирование, определяющее уровень знаний, навыков по предмету ИЗО
Пропорции человека. Изображение человека в разном эмоциональном состоянии. Утрирование формы человеческого тела
Беседа,
практическая
работа.
Презентация
Перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения
Оснащение:
-
Изделия декоративно-прикладного искусства
-
Экранные пособия (комплект с фильмами и презентациями по предмету).
-
Образцы работ (выполненные учителем и учащимися) по темам уроков.
Оборудование кабинета:
-
Доска металлическая трехстворчатая, экран.
-
Парты ученические.
-
Шкафы для хранения наглядных и дидактических пособий.
-
Технические средства обучения (мультимедийный проектор)
Список литературы
1. Сборник нормативных документов. Искусство: Федеральный компонент государственного стандарта. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы. - М.: Дрофа, 2008.
2. Изобразительное искусство. Программа для общеобразовательных учреждений. 5-9 классы./Игнатьев С.Е. Коваленко П.Ю. Кузин В.С. Ломов С.П. Шорохов Е.В.- М.: Дрофа, 2010г.
3. Абрамова М. А. Беседы и дидактические игры на уроках по изобразительному искусству: 1-4 кл. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - 128 с.
4. Дроздова С. Б. Изобразительное искусство. 5-9 класс: Поурочные планы по учебнику В. С. Кузина./ - Волгоград: Учитель - АСТ, 2005. - 128 с.
5. Стасевич В. Н. Пейзаж. Картина и действительность. Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1978. - 136 с.
6. Сокольникова Н.М.Изобразительное искусство. Основы живописи. Учебник для учащихся 5-8 классов - Обнинск: издательство «Титул» 1996.-80с.
7. Сокольникова Н.М.Изобразительное искусство. Основы рисунка. Учебник для учащихся 5-8 классов - Обнинск: издательство «Титул» 1996.-80с.
8. Сокольникова Н.М.Изобразительное искусство. Основы композиции. Учебник для учащихся 5-9 классов - Обнинск: издательство «Титул» 1996.-80с.
9. ИСКУССТВО Изобразительное искусство: 5-9 класс: учебник часть 1/ С.П.Ломов, С.Е. Игнатьев, В.М. Карамзина М.: Дрофа, 2012
10.ИСКУССТВО Изобразительное искусство: 5-9 класс: учебник часть 2 / С.П.Ломов, С.Е. Игнатьев, В.М. Карамзина М.: Дрофа, 2012
11.Электронное приложение к учебнику www,drofa.ru
12.ИСКУССТВО Изобразительное искусство. 5-9 класс: книга для учителя - М.: Дрофа, 2012.