Конспект к уроку по ИЗО на тему Рисуем эскиз узора пасхального яйца (5 класс)

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казённое образовательное учреждение

«Нижнечуманская средняя общеобразовательная школа

Баевского района Алтайского края»









Конкурс: « Лучший урок с использованием ИКТ»



План - конспект урока ИЗО 5 класс

Тема: Рисуем эскиз узора пасхального яйца













Автор: Сорокина Любовь Андреевна,

учитель технологии и ИЗО,

образование - высшее,

I квалификационная категория,

Общий педагогический стаж-31 год









с. Нижнечуманка - 2015


План-конспект урока в 5 классе



Тип урока

Комбинированный

Тема урока

Рисуем эскиз узора пасхального яйца.

Цели урока

познакомить с историей возникновения праздника, с историей росписи яйца, образцами росписи.

объяснить, что означают цвета при росписи;

познакомить с символикой росписи;

развивать интерес к творчеству, к культуре нашего народа, воспитывать эстетические чувства у учащихся.

Задачи урока

Учить рисовать традиционные элементы орнамента, создавать различные композиции, пользоваться цветом как средством художественной выразительности.

Принципы обучения

доступность, наглядность, системность

Методы обучения

словесные, наглядные, практические

Метод изучения

репродуктивный, практическая работа

Основные формы работы

фронтальная, индивидуальная

Материалы, инструменты, оборудование:

Таблицы с элементами росписи; силуэты яиц, вырезанные из белой бумаги (картона); кисти, краски гуашевые; банки с водой; салфетки; мультимедийное сопровождение (фотографии, иллюстрации) в Рower Point

Методическая часть

Элемент ИКТ

(например, № слайда)

Презентация, слайд №1,2,3

Презентация,

слайд №4-22

Презентация,

слайд №23-26

Как (приемы и методы) используется этот элемент в уроке (что с ним делать?)

визуально

Словесные и наглядные

Словесные и наглядные

Какие цели преследуются применением конкретно этого элемента на уроке

Знакомство с темой и целями занятия

Усвоение новых знаний

Применение усвоенных знаний на практической работе

Каким образом этот элемент усиливает эффективность достижения названных целей, могли ли они быть достигнуты без его применения

Создание целостности

При просмотре создаются условия для формирования личностных

познавательных УУД

Помощь при составлении композиции узора


Ход урока

1.Организационный момент





2.Сообщение нового материала

-проверка готовности к уроку

-установка дисциплины

Эмоциональный настрой.

Здравствуйте, ребята! Отгадайте загадку:

Может и разбиться,

Может и свариться.

Может в птицу

Даже превратиться (Яйцо)

Что вы знаете о традициях празднования Пасхи?

(дети рассказывают)

На пасху готовят специальную обрядовую еду. Она включает в себя пасху из творога, ароматные, сдобные куличи и, конечно, непременный атрибут пасхального стола крашеные яйца - главный символ праздника. Каждая хозяйка стремится наварить больше яиц и обязательно их окрасить.

Расскажите, пожалуйста, как и чем в вашей семье красят яйца?

( рассказы детей)

Сформулировать тему и цели урока.

Познакомить с планом урока. /Слайд 1-3/

/Слайд - 4/ Скоро наступает один из великих христианских праздников. Этот праздник на Руси называют по-разному: Пасха, Великий день, Светлый день, Христово Воскресенье. Когда-то он был едва ли не самым радостным и долгожданным праздником. Это был день веселых игр, первых хороводов, качание на качелях. Нередко его называли Зеленые Святки. На Пасху существовал обычай загадывать желание.

К Пасхе каждая семья собирала и окрашивала по 100-200 яиц. Их раздавали детям, гостям, и устраивали состязания между собой, чье яйцо крепче.

Первое признание уникального искусства росписи Писанки пришло от украинского антрополога в Киеве формулировать1874 году.

/Слайд 5/ Яйцо символизировало вселенную.

/Слайд 6/ Люди были не грамотны, писать не умели - вот и рисовали. Не было поздравительных открыток, бумагу приобрести было сложно. Куры были у всех яиц было много.

Очень давно люди стали украшать яйца. Сначала красили их в разные цвета и назывались они крашенками, а затем яйца стали расписывать яркими узорами - появились писанки. /слайд 7/

Писанка - главный символ Светлого Воскресения, чудесное пасхальное подношение. Это мастерство миниатюрной росписи на поверхности яйца - настоящего (куриного, утиного), деревянного, керамического или даже металлического.

/слайд 8/

До наших дней дошли такие разновидности яиц:

крапанки (слезки, точки, зернышки, капли);

драпанки (узор процарапывается);

бочарки (узор колечки);

малеванки (раскрашены кисточками, рисуют цветы, церкви)

восковые

Символика написания

В христианстве яйцо приобрело новые символические значения. Каждый рисунок пришедший к нам из глубины веков, имеет свою символику, или легенду. Желток похож на солнце - важную силу природы. На все случаи жизни была своя Писанка. Например, Новый год в начале 15 столетия отмечали 1 марта. А когда новый год стали отмечать с 31 декабря на 1 января то вместо раскрашенных яиц стали вещать на елку стеклянные шары.

Символы были разные. Звездочки рисовали на рождение девочек, как пожелание нравственной чистоты, а мальчикам расписывали дубовыми листочками - символ красоты, стойкости, жизненной силы. Сосновые веточки - пожелание здоровья и долголетия, бабочка - несла детям веселую, легкую и беззаботную жизнь, мельница - для получения большого урожая. Многодетной семье - виноградная лоза, а бездетной - птички. Если рисовали барашков - то желали «жить - поживать - добра наживать». Изображение петушиных гребешков защищало дом от всякого ненастья. / иллюстрации альбома «Чудесные писанки»/

Орнаменты узора символические и, если внимательно всмотреться в узор, можно многое прочитать.

Демонстрация таблицы с декоративными элементами узора.

Посмотрите на эти символы и зарисуйте их у себя в альбоме.

/слайд 9/ Цвет тоже означал разное:

КРАСНЫЙ - жизнь, любовь, здоровье, символ весны и возрождения, радость.

ЖЕЛТЫЙ - спелое зерно, достаток, урожай, цвет солнца, охраняет от злых сил, так же цвет богатства.

ГОЛУБОЙ - небо, воздух, воду, здоровье.

ЗЕЛЕНЫЙ - весна, воскресение природы, богатство растительного и животного мира, жизнь.

КОРИЧНЕВЫЙ - мать-земля, плодородие.

ЧЕРНЫЙ - цвет пробудившейся земли. Яркий растительный и животный узор на черном фоне предназначался для земледельцев- огородников.

Запомните эти цвета, они нам понадобятся в работе.

Рассказ о некоторых способах создания дарственных яиц:

  • яйца, обернутые тканью, вышитые нитью;

  • яйца наклейные моментами (конфетти);

  • ювелирные яйца - «Фаберже», «Картье»

/слайд 15-16/

На слайдах 17,18 музей Писанки в Коломне и в Канаде, в местечке Вегревилль, находится самое большое в мире пасхальное яйцо.

Физкультминутка

А еще издавна на Руси существовал очень красивый обычай, который назывался «отпущение птиц на волю». Пасхальным утром родители и дети покупали у ловцов птиц и тут же выпускали их на волю.

Об этом обычае есть замечательные строки у А.С. Пушкина:

В чужбине свято соблюдаю

Родной обычай старины:

На волю птичку выпускаю

При светлом празднике весны.

И чем больше вы отпустите на волю птиц, тем счастливее будет для вас год.

Предлагаю вам сделать то же самое, встали из-за парты, представьте себе, что у вас в руках маленькая птичка. Она трепещет в ваших руках, рвется на волю… Встаньте на цыпочки, поднимите соединенные ладоши, выпустите птичку и широко разведите руки. Повторите несколько раз! Посмотрите сколько птичек мы с вами выпустили на волю.


Практическая работа «Разработка эскиза росписи пасхального яйца»

Давайте и мы зарисует эти символы.

Перед началом работы учащиеся повторяют правила техники безопасности при работе с кистями и красками.

Ребята, давайте поучимся у мастериц искусству росписи и украшения пасхального яйца.

Вот перед вами силуэты яиц. Для каждого придумайте свой неповторимый узор.

На силуэт можно нанести сетку - линии простым карандашом и на их основе создать композицию. Линии наносятся сверху вниз, слева направо, с наклоном. /Слайд - 19/

Декоративные элементы размещайте внутри участков, по линиям или на их пересечении. Вы можете брать декоративные элементы из образцов росписи на /слайдах 20-22/

Дети работают самостоятельно, учитель оказывает индивидуальную помощь.

Анализ детских работ. Организация выставки

В конце занятия подводятся итоги. Проводится выставка детских рисунков и их обсуждение, учащиеся самостоятельно выделяют наиболее удавшиеся работы и обосновывают свой выбор.

Домашнее задание

Ребята, попробуйте дома по этому эскизу и расписать свою Писанку. Можно составить самостоятельно свой узор, применив таблицу символов и цветов. На следующий урок вы должны принести её.

Учитель благодарит детей за хорошую работу и прощается с классом.




© 2010-2022