- Преподавателю
- ИЗО, МХК
- Рабочая программа по изо 7 класс (ФГОС)
Рабочая программа по изо 7 класс (ФГОС)
Раздел | Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК) |
Класс | 7 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Рахимова Р.Г. |
Дата | 13.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по изобразительному искусству для 7-го класса составлена на основе:
1. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом Министерства образования РФ.
2. Примерная программа основного общего образования по ИЗО.
3. Авторской программы по изобразительному искусству для общеобразовательных школ. 1-9 классы под руководством Б. М. Неменского М.:Просвещение,2014
Цель:
-
Изучение народного творчества и традиций преемственности духовной культуры России.
Задачи:
-
развивать художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;
-
воспитывать культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;
-
освоить знаниями об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры; знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта;
-
овладеть умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);
-
формировать устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Темы, изучаемые в 7 классе, являются прямым продолжением учебного материала 6 класса и посвящены основам изобразительного искусства. Здесь сохраняется тот же принцип содержательного единства восприятия произведений искусства и практической творческой работы учащихся, а также принцип постепенного нарастания сложности задач и поступенчатого, последовательного приобретения навыков и умений.
Основное внимание уделяется развитию жанров тематической картины в истории искусства и соответственно углублению композиционного мышления учащихся: здесь формируются основы грамотности художественного изображения (рисунок, живопись), понимание основ изобразительного языка. Изучая язык искусства, мы сталкиваемся с его бесконечной изменчивостью в истории искусства. В свою очередь, изучая изменения языка искусства, изменения как будто бы внешние, мы на самом деле проникаем в сложные духовные процессы, происходящие в обществе и его культуре.
Искусство обостряет способность чувствовать, сопереживать, входить в чужие миры, учит живому ощущению жизни, даёт возможность проникнуть в иной человеческий опыт и этим преображает жизнь собственную. Понимание искусства - это большая работа, требующая и знаний и умений. Поэтому роль собственно изобразительных искусств в жизни общества и человека можно сравнить с ролью фундаментальных наук по отношению к прикладным.
местО учебного предмета в учебном плане
Федеральный базисный учебный план отводит на изучение предмета «Изобразительное искусство» в неделю - 1 ч., количество часов в год - 35ч.
.
СТРУКТУРА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Рабочая программа рассматривает следующие разделы учебного материала: «Изображение фигуры человека и образ человека», «Поэзия повседневности», «Великие темы жизни», «Реальность жизни и художественный образ».
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п
Содержание
Кол-во часов
1
Изображение фигуры человека и образ человека
9
2
Поэзия повседневности
7
3
Великие темы жизни
10
4
Реальность жизни и художественный образ
9
Всего
35
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ
Обучающиеся должны знать:
- о жанровой системе в изобразительном искусстве и её значении для анализа развития искусства и понимания изменений видения мира, а следовательно, и способов его изображения;
- роли и истории тематической картины в изобразительном искусстве и её жанровых видах (бытовом, и историческом жанрах, мифологической и библейской темах в искусстве);
- процессе работы художника над картиной, смысле каждого этапа работы, композиции как целостности и образном строе произведения, роли формата, выразительном значении размера произведения, соотношении целого и детали, значении каждого фрагмента и его метафорическом смысле;
- поэтической красоте повседневности, раскрываемой в творчестве художников; роли искусства в утверждении значительности каждого момента жизни человека, понимании и ощущении человеком своего бытия и красоты мира;
- роли искусства в создании памятников в честь больших исторических событий; влиянии образа, созданного художником, на понимание событий истории;
- роли художественных образов изобразительного искусства в понимании вечных тем жизни, создании культурного контекста между поколениями, между людьми;
- роли художественной иллюстрации;
- поэтическом (метафорическом) претворении реальности во всех жанрах изобразительного искусства; разности сюжета и содержания в картине; роли конструктивного, изобразительного и декоративного начал в живописи, графики и скульптуре;
Обучающиеся должны иметь представление:
- об историческом художественном процессе, содержательных изменениях картины мира и способах её выражения, о существовании стилей и направлений в искусстве, о роли творческой индивидуальности художника;
- сложном, противоречивом и насыщенным художественными событиями пути российского и мирового изобразительного искусства в ХХ веке.
В процессе практической работы учащиеся должны:
- получить первичные навыки изображения пропорций и движений фигуры человека с натуры и по представлению;
- научиться владеть материалами живописи, графики и лепки на доступном возрасту уровне;
- развивать навыки наблюдательности, способность образного видения окружающей ежедневной жизни, формирующие чуткость и активность восприятия реальности;
- получить творческий опыт в построении тематических композиций, предполагающий сбор художественно-познавательного материала, формирования авторской позиции по выбранной теме и поиска способа её выражения;
- получить навыки соотнесения собственных переживаний с контекстами художественной культуры.
СОДЕРАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Изображение фигуры человека и образ человека (9 часов)
Изображение фигуры человека в истории искусства. Пропорции и строение фигуры человека. Красота фигуры человека в движении. «Великие скульпторы». Изображение фигуры человека с использованием таблицы. Набросок фигуры человека с натуры. Человек и его профессия. Выставка работ «Моя будущая профессии
Поэзия повседневности (10 часов).
Тематическая (сюжетная) картина. Жизнь каждого дня - большая тема в искусстве. Что знаю я о «Малых голландцах»?
Возникновение и развитие бытового жанра в русском искусстве. Родоначальники жанровой живописи в России: А. Венецианова, П. Федотова; Сюжет и содержание в картине. «Передвижники». Создание тематической картины «Жизнь моей семьи».
Великие темы жизни» (10часов)
Историческая тема в искусстве. Творчество В.И. Сурикова. Сложный мир исторической картины. Зрительские умения и их значения для современного человека. Великие темы жизни в творчестве русских художников К.Брюллова «Последний день Помпеи».
Сказочно-былинный жанр. Волшебный мир сказки. Библейская тема в изобразительном искусстве. Всепрощающая любовь (Рембрандт и его картина «Возвращение блудного сына»).Крупнейшие музей изобразительного искусства и их роль в культуре. Эрмитаж - сокровищница мировой культуры. Знакомые картины и художники.
Реальность жизни и художественный образ» (9 часов)
Плакат и его виды шрифты. Книга. Слово и изображение. Искусство иллюстрации. Зрительские умения и их значение для современного человека. История искусства и история человечества. Стиль и направление в изобразительном искусстве. Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре. Художественный музей моего города.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Представленная программа обеспечивает достижение личностных, межпредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических демократических ценностных ориентаций;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органическом единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
7) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
8) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
9) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Межпредметные результаты:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
6) активное использование речевых средств информации и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
7) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
8) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым при-
знакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
12) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные результаты:
1) сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;
2) сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности; потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
3) овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;
4) овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, декоративно-прикладной деятельности, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.).
КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ В 7 КЛАССЕ
№
п/п
Раздел. Тема урока
Кол.час.
Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности
Планируемые результаты усвоения материала
Дата провед.
Предв.
Факт
1
Изображение фигуры человека и образ человека (9часов)
Изображение фигуры человека в истории искусств.
1
-беседа по теме;
-работа с иллюстративными материалами.
-знать представления о красоте человека в истории искусства;
-знать о процессе работы художника над созданием станковых произведений.
05.09
2
Пропорции и строение фигуры человека. Выполнение аппликации.
1
-беседа о том, как происходил
поиск пропорций в изображении фигуры человека;
-работа в альбомах по заданию учителя.
-знать термины «пропорции», «канон»;
-уметь строить пропорции человека.
12.09
3
Красота фигуры человека в движении.
1
-беседа о месте станкового искусства в познании жизни;
- рассмотрение схемы движения человека;
Работа в альбомах.
-уметь схематично передавать движение человека.
19.09
4
Лепка фигуры человека (спортсмен).
1
-беседа о выдающихся произведениях современного искусства;
-знать особенности пластичного материала и способы работы с ним.
-уметь передавать в объёмной форме и в рисунке по наблюдению натуры пропорции фигуры человека, её движение и характер.
26.09
5
«Великие скульпторы».
. 1
-беседа о жизни и творчестве великих скульпторов мира;
-работа в альбоме по заданию учителя.
- развитие навыков поисковой работы, творческой и познавательной активности, а также навыки публичного выступления.
03.10
6
Изображение фигуры с использованием таблицы.
1
-изучит все пропорции фигуры человека, последовательность выполнения человека в движении;
-работа с иллюстрациями.
-уметь работать с таблицей;
-уметь изображать фигуру человека.
10.10
7
Набросок фигуры человека с натуры.
1
- развивать глазомер, ассоциативно-образное мышление, творческую и познавательную активность;
-работа в альбоме с натуры.
-знать термины «набросок» и техниках его выполнениях;
-уметь наблюдать за особенностями натуры;
- уметь делать набросок фигуры человека.
17.10
8
Человек и его профессия.
1
Беседа о профессии человека и видах профессий.
Обсуждение работ художников.
Уметь предавать профессиональную принадлежность человека с соблюдением всех пропорций фигуры.
24.10
9
Человек и его профессия Выставка работ «Моя будущая профессия».
1
Разработка композиции по данной теме.
Работа в альбоме.
Уметь предавать профессиональную принадлежность человека с соблюдением всех пропорций фигуры.
31.10
10
Поэзия повседневности (10 часов)
Тематическая (сюжетная) картина.
1
- подвести учащихся к пониманию особенностей жанра через повторение и обобщение.
-знать о тематической (сюжетной) картине, ее видах;
-знать о бытовом жанре, историческом жанре, графических сериях;
-уметь различать жанры изобразительного искусства.
07.11
11
Жизнь каждого дня - большая тема в искусстве. Что знаю я о «Малых голландцах»?
1
-беседа о голландской живописи;
-Голландии как родине бытового жанра, голландских художников и их картинах.
-уметь творчески подходить к выполнению задания;
-навыки публичного, индивидуального и коллективного выступления.
14.11
12
Возникновение и развитие бытового жанра в русском искусстве. Родоначальники жанровой живописи в России: А.Венецианова, П. Федотова;
1
-беседа о творчестве русских художников: А. Венецианова, П. Федотова;
-работа по иллюстрациям.
-знать о творчестве художников;
-уметь анализировать произведения искусства различных известных художников.
21.11
13
Сюжет и содержание в картине.
1
-беседа о творчестве художников Ян Вермер, А. Пластов З.Серебрякова;
- учиться распознавать и понимать сюжет и содержание картины.
Работа в альбоме.
-знать о понятиях сюжет, тема и содержания в произведениях изобразительного искусств;
-уметь связывать графическое и цветовое решение с основным замыслом изображения.
28.11
14
«Передвижники».
1
-беседа о творчестве художников, входящих в Товарищество передвижных художественных выставок
-уметь определять особенности художественного стиля произведений изобразительного искусства «Передвижников».
05.12
15
Создание тематической картины «Жизнь моей семьи».
1
Работа с иллюстрациями, разработка эскиза будущей работы по заданной теме.
-знать о сложном мире станковой картины;
-знать о роли сюжета в решении образа;
-уметь работать на заданную тему, применяя эскиз и зарисовки.
12.12
16
Создание тематической картины «Жизнь моей семьи» - продолжение
1
Работа в альбоме, завершение работы.
-знать о процессе работы художника над созданием станковых произведений;
-уметь работать с художественными материалами в технике живописи.
19.12
26.12
17
Великие темы жизни (10 часов)
Историческая тема в искусстве. Творчество В.И. Сурикова.
1
-беседа о жизни и творчестве великого русского художника В.И. Сурикова;
-развивать навыки публичного, индивидуального и коллективного выступления.
-знать об историческом жанре в живописи;
-уметь творчески подходить к выполнению задания.
14.01
18
Сложный мир исторической картины.
1
-беседа о сложном мире исторической картины;
-воспитать нравственно-эстетическое отношение к миру, интерес к истории, любовь к искусству.
- Работа в альбоме.
Уметь вести поисковую работу по подбору репродукций, книг, рассказов об искусстве.
Уметь работать над сюжетом исторической картиной.
21.01
19
Сложный мир исторической картины (продолжение)
28.01
20
Зрительские умения и их значения для современного человека.
1
-беседа об особом языке искусства и средствах его выразительности.
Работа с иллюстрациями.
-знать о разных уровнях восприятия произведения изобразительного искусства на разных уровнях;
04.02
21
Великие темы жизни в творчестве русских художников К.Брюллова «Последний день Помпеи».
1
-знать историю создания и художественный замысел великой картины К.Брюллова «Последний день Помпеи».
-уметь ассоциативно-образно, творчески мыслить;
-уметь вести дискуссии, публично выступать.
11.02
22
Сказочно-былинный жанр. Волшебный мир сказки.
1
-беседа о сказочно-былинном жанре в живописи на примере творчества И. Билибина и В.Васнецова;
-работа в альбоме по заданию учителя.
-уметь вести поисковую работу;
-уметь творчески подходить к выполнению задания.
18.02
23
Библейская тема в изобразительном искусстве. Всепрощающая любовь (Рембрандт и его картина «Возвращение блудного сына»).
1
- познакомить учащихся с великой картиной Рембрандта «Возвращение блудного сына»;
-знать о сложном мире сюжетной картины.
Уметь отстаивать своё мнение по поводу рассматриваемых произведений.
25.02
24
Крупнейшие музей изобразительного искусства и их роль в культуре.
1
-беседа о художественных музеях и их типах;
-знать о крупнейших музеями мира и России;
-работа с иллюстрациями.
Уметь отстаивать своё мнение по поводу рассматриваемых произведений.
04.03
25
Эрмитаж - сокровищница мировой культуры.
1
-беседа об Эрмитаже как сокровищнице мирового искусства;
-знать о произведениях выдающихся мастеров Древней Греции; эпохи итальянского Возрождения, голландского искусства 17 века; испанского искусства 17- начала 19 веков; французского искусства 17 - 20 веков; русского искусства.
-знать произведения изобразительного искусства из Эрмитажа;
-уметь анализировать произведения искусства;
-уметь отстаивать свое мнение.
11.03
26
Знакомые картины и художники.
1
- беседа о картинах и художниках нашего города, поселка, республики.
-знать о художниках и их произведениях своего город;
-уметь отстаивать своё мнение по поводу рассматриваемых произведений.
18.03
27
Реальность жизни и художественный образ (9 часов)
Плакат и его виды шрифты.
1
-знать о плакате, как особом виде графики, отметив специфику его образного языка;
-знать о произведениях агитационно-массового искусства.
-уметь работать с художественными материалами в технике графики по выполнению плакатов и аппликаций.
01.04
28
Плакат и его виды шрифты (продолжение)
1
- познакомить учащихся с ролью текста в плакате и его взаимосвязью с рисунком.
-уметь работать с художественными материалами в технике графики по выполнению плакатов и аппликаций.
08.04
29
Книга. Слово и изображение.
1
-рассмотреть основные элементы книги.
-уметь выполнять элементы оформления альбома или книги.
15.04
30
Искусство иллюстрации.
1
-знакомство с искусством иллюстрации.
-уметь выполнять иллюстрации к произведению искусства.
22.04
31
Зрительские умения и их значение для современного человека.
1
-изучение понятия художественный образ;
-рассмотрение разных уровней понимания изобразительного искусства.
Уметь проводить более глубокий и системный аналитический разбор произведения искусства.
29.04
32
История искусства и история человечества.
1
-беседа об историко-художественном процессе в искусстве.
-обзор развития искусства и направлений в разных стилях искусства;
-работа с иллюстрациями .
Знать основные этапы развития искусства.
06.05
33
Стиль и направление в изобразительном искусстве.
1
Беседа о последовательном историческом развитии искусства по разным стилям.
Знать основные стили в искусстве их историческое развитие.
Уметь различать стили и направления в искусстве.
13.05
34
Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре.
1
Беседа о Третьяковской галерее, Эрмитаже, Русском музее в СП. Прадо в Мадриде, Метрополитене в Нью-Йорке.
-знать историческое развитие музеев;
-знать о значении музея в национальной и мировой культуре.
20.05
35
Художественный музей моего города.
1
- познакомить учащихся с художественным музеем города, его историей, коллекцией работ.
-уметь отстаивать своё мнение по поводу рассматриваемых произведений;
-уметь проводить поисковую работу.
27.05
Тест по ИЗО, 7 класс
1. Старинные иконы писали
A.Масляными красками
B.Гуашью
C.Акварельными красками
D.Темперными красками
2. Материалы, испльзуемые в графике
-
B.Глина
-
C.Пластилин
-
D.Карандаш
-
E.Уголь
-
F. Фломастеры
-
G.Гуашь
3. Самая прочная краска
-
A.Гуашь
-
B.Темпера
-
C.Акварель
-
D.Художественная масляная краска
4. Что может быть одновременно мягким и твердым:
-
A.краски
-
B.карандаш
-
C.ластик
5. Как называется жанр изобразительного искусства, в котором изображают неодушевлённые предметы, организованные в группу?
-
A.Автопортрет
-
B.Пейзаж
-
C.Живопись
-
D.Портрет
-
E.Натюрморт
6. Художник, мастер русского народного крестьянского натюрморта
-
A.Кустодиев Б.М.
-
B.Шишкин И.Е.
-
C.Стожаров В.Ф.
-
D.Суриков В.
7. Колорит- это
-
A.Задуманное художником цветовое сочетание
-
B.Цвет краски
-
C.Яркость цвета
-
D.Сюжет картины
8. Жостово (Подмосковье) известно как центр
-
A.Художественного промысла лаковой росписи деревянной посуды
-
B.Художественного промысла росписи шкатулок
-
C.Художественного промысла лаковой росписи по металлу
9. Русская лаковая миниатюра (палех) представляет собой
-
A.Узоры в виде букетов, цветов на шкатулках, ларцах.
-
B.Сюжетные сцены, цветы на прялках, мебели.
-
C.Растительные узоры на посуде
-
D.Сюжетные изображения на шкатулках, ларцах.
10. Известные центры производства матрешек
-
A.Загорск, Полохов- Майдан, Семенов.
-
B.Москва, Нижний Новгород, Вятка
-
C.Жостово, Вологда, Оренбург
11.Старинный женский головной убор
-
A.Кафтан
-
B.Кичка
-
C.Кокошник
-
D.Епанечка
12. В «Сарафанный комплекс» входят
-
A.Сарафан, епанечка
-
B.Сарафан, понева
-
C.Сарафан, кушак
-
D.Сарафан, навершник
13.Старинная русская мужская рубаха
-
A.Черкеска
-
B.Косоворотка
-
C.Душегрея
-
D.Картуз
14. Гадание было главным девичьим развлечением во время праздника
-
A.Пасха
-
B.Троицын день
-
C.Рождество Христово со святками
-
D.Масленица
15. Художник, написавший картины «Балаганы», «Масленица», «Масленичное катание», «Пасхальный обряд»
-
A.Суриков В.И,
-
B.Шишкин И.Е.
-
C.Кустодиев Б.М
-
D.Репин И.Е.
13