Конспект занятия Матрёшка - традиции и современность

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: Матрёшка - традиции и современность.

Цели урока:

  1. Образовательная - формирование практических навыков создания творческой работы.

  2. Развивающая - содействовать развитию творческого мышления, познавательного интереса.

  3. Воспитательная - способствовать созданию условий для формирования интереса к народной культуре.

Тип урока: комбинированный

Форма проведения: традиционная

Оборудование:

- Мультимедийный проектор

Литература:

Алпатова И.А. Русское декоративное искусство. - М.: 1962

Василенко В.М. Народное искусство: Избранные труды о народном творчестве Х-ХХ вв.- М., 1974

Дайн Г.Л. Игрушечных дел мастера.- М., 1993

План:

1. Организационный момент(1-2 мин.)

2. Изучение нового материала (10-15 мин.)

3. Практическая работа (40-60 мин.)

4. Анализ работ

5. Подведение итогов.


Ход урока

1. Организационный момент.

Цель: определить готовность к совместной деятельности, настроить учащихся на урок, создать рабочую настроенность и положительную мотивацию; постановка цели и задачи урока.

Здравствуйте, сегодняшний урок, как и предшествующие в этом семестре, посвящен народному творчеству, за одним исключением - сегодня мы проведем параллель с таким предметом как дизайн.

Говоря о традиционных русских промыслах, о традиционных игрушках, нельзя не вспомнить и не рассмотреть матрёшку.

(На проекторе слайд с темой урока)

2. Изучение нового материала.

Цель: познакомить с матрёшкой, как видом народного творчества.

Появление матрёшки в России.

Рассказывают, что в конце XIX века в семью Мамонтовых - известных русских промышленников и меценатов - то ли из Парижа, то ли с острова Хонсю кто-то привез японскую точеную фигурку буддистского святого Фукуруджи (Фукурума), которая оказалась с "сюрпризом" - она разымалась на две части. Внутри нее спрятана другая, поменьше, которая так же состояла из двух половинок. Всего таких куколок насчитывалось пять.

(слайд с изображением Фукурумы).

Предполагалось, что именно эта фигурка и натолкнула русских на создание своего варианта разъемной игрушки, воплощенного в образе крестьянской девочки, вскоре окрещенной в народе распространенным именем Матрешка (Матрена).В наше время еще ссылаются на легенду о японском происхождении матрешки, но документального подтверждения она не имеет.

История развития игрушечного промысла в России позволяет предположить, что созданию русской матрешки способствовала традиция точения и росписи на Пасху деревянных яиц.

В одном из альбомов, посвященных творчеству русского художника С.В. Малютина можно увидеть необычайную иллюстрацию, оставшуюся без комментариев, - эскиз росписи выточенной из дерева куклы. Именно этот известный художник, впоследствии академик живописи и стал в свое время создателем первой русской матрешки. А токарная форма игрушки была предложена В.П. Звездочкиным, уроженцем Вороновской волости Подольского уезда Московской губернии, издавна знаменитой своими искусными токарями.

Местом же рождения новой оригинальной игрушки, быстро завоевавшей славу национального сувенира, стала мастерская - магазин "Детское воспитание" А.И. Мамонтова в Москве, где с 1898 года работал токарь В.П. Звездочкин.

Поэтому приблизительно с этого времени можно отсчитывать возраст матрешки, в дальнейшей судьбе которой были свои взлеты и падения, слава и забытье, странствия и метаморфозы.

Уже около века этой известнейшей в России игрушке, но и по сей день неизвестно, что было сначала - эскиз профессионального художника или удачное воплощение творческих поисков народного мастера, вовремя замеченное заинтересованным лицом.

Любопытно, что опубликованный в альбоме эскиз и матрёшка со штампом мастерской-магазина " Детское воспитание " из коллекции Художественно-педагогического музея игрушки в Сергиевом Посаде похожи как две родные сестры, но близнецами их назвать нельзя. Этот факт позволяет предположить, что С.В. Малютиным было сделано несколько вариантов росписи будущей игрушки.

Виды матрешек. Сергиевская матрешка.


Сергиевская матрешка - это круглолицая девушка в платке и сарафане с передником, роспись яркая с использованием 3-4 цветов (красный или оранжевый, желтый, зеленый и синий). Линии лица и одежды обведены черным контуром.

А из всего разнообразия тем и сюжетов росписи наибольшее развитие получили бытовое, так как они отражали праздники и будни каждого кустаря, поэтому были общедоступны и любимы как мастерами, так и покупателями. Это женихи и невесты с многочисленными родственниками и гостями, цыганки, старообрядцы, урядники, купцы с чадами и домочадцами, компании за самоваром и нескончаемый ряд девчонок и мальчишек, взрослых баб и мужиков с корзинками, узелками, посудой, живностью, инструментом или угощением в руках.

(Слайд с изображением Сергиевской матрёшки).

Загорский стиль.

В течение десяти с небольшим лет матрешечный промысел в Сергиевом Посаде развивался как один из видов оригинального авторского художественного творчества. В 1913 году большинство мастеров - матрешечников объединились в артель. Окончательно же "загорский" стиль росписи матрешки (как его стали называть после переименования Сергиева Посада в г. Загорск в 1930 году) сложился в 1920-е годы, когда на смену подчеркнуто живописной "земской" манере с ее обилием тщательно выписанных мелких деталей и позолоты пришел стиль более экономный и близкий к первоначальной идее С.В. Малютина.

При упоминании о "загорской" матрешке перед глазами встает изображение круглолицей девушки в платке и прикрытом передником сарафане, расписанных сочно и ярко несложными цветами, листочками и точками.

В росписи обычно используются три - четыре цвета - красный или оранжевый, желтый, зеленый и синий - с добавлением черного для обводки тонкими линиями лица и контуров одежды.

(Слайд с изображением Загурской матрёшки).

Семеновская матрёшка.



С давних времен жители лесного Заволжья занимались художественной обработкой дерева. В конце XX столетия сложились и игрушечные промыслы. Наибольшую известность приобрели игрушки из Городца и Федосеева. А село Мериново близ города Семенова было известно своими токарными изделиями. Точили в нем деревянную посуду, солонки, погремушки, шары и яблоки.

В 1922 году мериновский мастер А.Ф. Майоров купил на Нижегородской ярмарке сергиевскую игрушку. Игрушка понравилась всему семейству. Арсений Федорович выточил сам похожую форму и вместе с дочерьми расписал ее по-своему. Вскоре не только семья Майоровых, но и многие из односельчан перешли на матрешечный промысел. Это ремесло и по сей день остается основным для мериновских мастеров.

В течении почти двадцати лет именно мериновцы лидировали среди матрешечников Горьковской (Нижегородской ) области, хотя в 1931 году в близлежащем городе Семенове была организована специализированная артель по производству сувениров, включая матрешки.

Несмотря на незатейливое решение образа, изготовление матрешек в Меринове и Семенове по декоративному оформлению было более ярким и своеобразным, чем в Загорске. Эти матрешки расписываются стилизованными цветами контрастных тонов. В композиционном отношении роспись иногда напоминает пышный букет. Все это позволило матрешке с берегов Волги естественно и без болезненно влиться в круг характерных для тех мест изделий.

(Слайд с изображением Семеновской матрёшки).

Вятская матрёшка.

Вятская матрешка - наиболее северная из всех российских матрешек. Вятка издавна славилась изделиями из бересты и лыка - коробами, корзинами, туесами - в которых помимо искусной техники плетения, использовался и тисненый орнамент. Особое своеобразие вятская расписная деревянная кукла получила в 60-е годы, когда матрешку стали не только расписывать анилиновыми красками, но и инкрустировать соломкой, это стало своеобразным нововведением в оформлении матрешек. Для инкрустации использовали ржаную соломку, которую выращивали на специальных участках и аккуратно срезали серпами вручную.

(Слайд с изображением Вятской матрёшки).

Полхово-майданская матрешка.

Полхово-майданские матрешки можно сразу узнать по необычной форме головы, характерному цветку и традиционному для этой росписи малиновому цвету. Яркие и сочные краски звучат во всю силу. Рядом с малиновым ложится темно-зеленый, а синий - с желтым. Все объединяет черный контур. Мастера из Полхов-Майдана выработали свой, особый стиль декоративной цветочной росписи. Они стремятся так украсить свою матрешку, чтобы цветы, ягоды и листья сплошным ковром закрыли ее фигурку спереди. Лицо матрешки порой изображают одним черным цветом, окружают забавными кудряшками.

(Слайд с изображением Полхово-майданской матрёшки).

3. Практическая работа.

Цель: выполнение собственного творческого продукта, на основе традиционной формы.

Наряду с традиционными видами матрёшек, с традиционной сложившейся техникой росписи и оформления, существует и нетрадиционная, дизайнерская трактовка оформления матрёшек. Где дизайнер пытается совместить виды, стили, формы дизайнерского искусства, и привнести в облик матрешки свое собственное решение и оформление.

(Слайды с изображением дизайнерских матрешек)

Задание: На основе традиционной формы матрешки, выполнить свою собственную, творческую трактовку оформления матрёшки.

Для выполнения работы можно использовать:

  • Приёмы стилизации;

  • Технику коллажа;

  • Смешанную технику (например, акварель, гелевая ручка);

  • Применять знания о стилях дизайна, перенося их в творческую работу.

4. Анализ работ

Рассмотрение и анализ работ учащихся. Соответствие работы поставленной цели урока. Оригинальность авторского решения. Качество выполнения работы. Использование различных изобразительных техник.

5. Подведение итогов

Цель: подвести итог занятия.

Сегодня на уроки мы рассмотрели традиционные виды матрешек.

Вспомним, какие именно виды данного промысла существуют?

Какие отличия существуют у каждого из промыслов в отдельности?

Какие дизайнерские приемы, возможно использовать при создании собственной, авторской матрешки?

Какие техники и материалы оправданы в использовании?

Сегодня на уроке, нами били рассмотрены традиционные виды матрешек, а говоря о различном авторском решении, нельзя не задуматься о том, что мы можем отображать свое видение в росписи, в оформление, но нельзя забывать о традициях. Ведь соблюдение традиций, это путь к сохранению народного творчества.




© 2010-2022