- Преподавателю
- ИЗО, МХК
- Урок, «Чем знаменито Дымково?»
Урок, «Чем знаменито Дымково?»
Раздел | Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК) |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Бахмутская М.Н. |
Дата | 24.02.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Бахмутская М.Н.
Педагог дополнительного образования
МБОУ ДОД «ДЮЦ» Шебекинского района
и города Шебекино Белгородской области
Тема: «Чем знаменито Дымково?»
Форма занятия: занятие-путешествие
Возраст учащихся: 9-11 лет
Цель: Создать условия для развития творческих способностей учащихся и эстетически воспитывать детей с помощью народного искусства.
Задачи:
развивающие: развивать интерес к изучению народных промыслов, проводя работу по «вживанию в образ» народных мастеров, усиливая восприятие через народный фольклор.
образовательные: закрепить знания о дымковской игрушке и ее орнаменте.
воспитательные: воспитывать уважительное и бережное отношение к культуре и истории своей Родины.
Методы: словестный, наглядный, практический
Техническое обеспечение:
Для педагога:
• модели глиняных дымковских игрушек (работы обучающихся по мотивам дымковских мастеров)
• цветные иллюстрации с изображением дымковских игрушек
• таблицы с элементами узоров дымковской росписи
• образцы рисунков-упражнений
• мультимедийная презентация «Дымка вчера, сегодня, завтра?», «Дымковская игрушка»
Для обучающихся:
• таблицы с элементами узоров дымковской росписи
• раздаточный материал: готовые игрушки для росписи, шаблоны дымковской игрушки
• водоэмульсионная краска для грунтовки
• краски гуашевые
• палитры, стаканчики непроливайки, салфетки, кисточки
• печатки-тычки различного диаметра
Литературный ряд:
стихи о дымковской игрушке В.Фафонов;
Видео ряд: Фильм: Дымковский промысел вчера,сегодня,завтра..
Презентация «Дымковская игрушка», «Гимнастика для глаз»
Музыкальный ряд: народные песни
План занятия.
1.Организационный момент
2.Вводная беседа
3.Показ фильма
4.Игра «Данетка»
5.Практическая часть
6.Подведение итогов
7. Рефлексия деятельности
Ход занятия.
Организационный момент.
Звучит народная песня. Все входят в кабинет.
-Какой у нас на занятии люд молодой, удалой да гости заморские. Мы рады приветствовать вас на славной земле Таволжанской, в городе Мастеров. Вы, мастера дорогие, на нашем занятии должны себя показать, все рассказать, не чего не утаить.
1 учащийся:
Ой, вы гости дорогие, слушайте да глядите,
Да не говорите, что слыхом не слыхивали
и видом не видывали.
2 учащийся:
Собрались здесь дети мастеровые.
Показать талант свой, старание да умение.
Чем полки их богаты, да поделки славятся.
Вводная беседа.
-Р
Издавна славится наша родина своими мастерами, своими делами. Где бы мы ни были везде встретим чудо-мастеров, умеющих превращать природные материалы в удивительные творения.
-Ребята, а как называются места, где живут эти мастера? (центрами народных промыслов)
-Правильно, их очень много. Как вы думаете, чем знаменито Дымково и о чем пойдет речь сегодня на занятии? - (ответы детей).
-Предлагаю вам заочное путешествие в Дымковскую слободу, сейчас это город Киров.
Показ фильма.( Дымковская игрушка вчера, сегодня, завтра?)
3 учащийся:
Чем знаменито Дымково?
Игрушкою своей!
В ней нету цвету дымного,
Что серости серее
В ней что - то есть от радуги,
От капелек росы
В ней что-то есть от радости
Гремящей, как басы.
И злость, и хмурость
Без всякого следа
Пусть под улыбкой Дымкова
Растают навсегда!
Игра «Данетка»
- Речь шла в стихотворении о Москве? (нет)
- O Дымкове? (да)
- Там изготавливают ковры-самолеты? (нет)
- Может игрушки? (да)
- Игрушка серая, темная? (нет)
- В ней есть все цвета радуги? (да)
- Она вызывает грусть? (нет)
- Улыбку, радость? (да)
-Ласково и нежно называют в народе эту игрушку - дымка.
- Какая характерная отличительная особенность у Дымковской игрушки?
(Дымковская игрушка - белоснежная. Перед тем, как расписать Дымковскую игрушку, ее белили мелом, разведенным в молоке)
- Какие элементы геометрического орнамента использовали мастера?
(Круги, овалы, клетки, полоски, точки, линии)
- Какие цвета брали для росписи игрушек?
(Желтый, синий, красный, зеленый, белый (фон), черный.
- В современной игрушке яркие цвета дополняют голубым, розовым, оранжевым, коричневым, фиолетовым цветами.
Ещё раз внимательно рассмотрите дымковские узоры.
Работа по таблице «Образцы геометрического орнамента в дымковской игрушке» (на доске).
- Как в узорах расположены элементы относительно друг друга? (в ряд, в шахматном порядке, в клетке между линиями).
- Где располагаются точки? (между кольцами, на кольцах, по краю колец). - Каково цветовое сочетание элементов в узорах? (не более 3 - 4 цветов)
Предлагаю вам стать настоящими народными мастерами и украсить модели дымковской игрушки дымковскими узорами.
Практическая часть.
Самостоятельная работа учащихся.
1.Отбеливание изделия
2.Роспись изделия дымковскими узорами
Подведение итогов.
-Давайте сейчас устроим мини выставку работ и посмотрим, какие у вас интересные игрушки получились.
Мы оформим все работы, сделаем выставку и пригласим ваших родителей посмотреть на работы своих детей. Им будет очень приятно, что вы помните народные ремесла наших предков и продолжаете их искусство в современной жизни.
Рефлексия деятельности. «Солнышко»
Почему нас мастерами
Называют все кругом?
Потому что можем сами
Делать всё в кружке своём!
Мы, ребята, всё умеем-
Лепим, шьём, строгаем, клеим,
Молоточком стучим.
К нам друзья идите смело-
Здесь всегда найдётся дело для умелых рук.
Если ты работу начал,
Не доделав, не бросай!
Если трудная задача,
Сделай всё - потом гуляй.
-Вот и завершилось наше путешествие в слободу Дымково. Подошла пора проститься с вами. Только светлой будет в сердце грусть. Пусть всегда гордится мастерами. Щедрая и песенная Русь.
Литература:
1.Асташина, Е. История глиняной игрушки / Асташина, Е.// Народное творчество. - 2007. - №2. - С. 50 - 53.
2.Изготовление дымковской игрушки. © "Энциклопедия Технологий и Методик" Патлах В.В. 1993-2007 гг.
3.Рисунки из книги П.И. Уткина и Н.С. Королевой "Народные художественные промыслы"