• Преподавателю
  • ИЗО, МХК
  • Методическая рекомендация «Обобщение передового педагогического опыта». Перминова М. Р

Методическая рекомендация «Обобщение передового педагогического опыта». Перминова М. Р

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методическая рекомендация по теме

«Обобщение передового педагогического опыта»

Передовой педагогический опыт - это эффективный опыт, позволяющий достигать хороших результатов в учебно-воспитательной работе при сравнительно невысоких затратах сил, средств и времени.

Обобщение и распространение передового педагогического опыта - составная часть деятельности методического объединения педагогов. Данная форма методической работы служит для передачи этого опыта, его освоения другими педагогами.

Направления работы:

- Изучение достижений педагогов;

- Вооружение педагогов методами педагогических исследований;

- Изучение и внедрение передового педагогического опыта;

- Практическое овладение приемами и методами обучения и воспитания.

Большая работа ложится на плечи руководителей образовательного учреждения. Чтобы рекомендуемые формы, приемы и методы работы стали орудием каждого педагога, нужна большая индивидуальная помощь при планировании и разработке занятий, необходимо посетить эти занятия и тщательно проанализировать их. При анализе очень важно видеть не только упущения и промахи, но и рост мастерства педагога, пусть самую маленькую, но удачу. Во время такой работы накапливается очень большой фактический материал, появляется возможность сделать обоснованные выводы по использованию данного опыта, т. е. обобщить его. Выводы и обобщения должны показать прогрессивность опыта, подчеркнуть в нем то, что способствует улучшению качества учебно-воспитательного процесса.

На первом этапе обобщения педагогу можно рекомендовать составить описание работы по такому плану:

- избранная тема и ее значение для совершенствования учебно-воспитательного процесса;

- задачи, которые ставил педагог, работая по теме;

- условия, в которых формировался опыт;

- описание проделанной работы (какие велись наблюдения,
исследования, что проверялось, удачи, трудности);

- обнаруженные факты и их анализ, результаты;

- выводы по работе;

- использованная литература.

Работа с ППО - одно из основных направлений деятельности методического объединения, обеспечивающее создание целенаправленной, эффективной системы повышения квалификации педагогических кадров и направленное на интенсивное развитие и высокое качество образования. Цель этой деятельности заключается в повышении качества образования.

Предполагаемый результат - совершенствование уровня профессиональной компетентности педагогических работников, внедрение инновационных технологий в образовательный процесс. Работа с ППО ведется на различных уровнях:

  1. На уровне педагога. Она связана с самообразованием, самоанализом, самооценкой педагогом своего опыта работы. Деятельность по самообразованию предполагает постоянное ознакомление с современными научными исследованиями ученых в области педагогики, методики преподавания. Изучение прогрессивного опыта коллег по организации различных форм занятий, Ознакомление с новыми образовательными программами и концепциями обучения, их оценка и др. Таким образом, самообразование направлено на углубление профессионально-методических знаний и умений, совершенствование уровня подготовки педагогов.

2. На уровне городского методического объединения. Изучение и оценка педагогической деятельности педагога способствуют поддержке и дальнейшему развитию его творчества, распространению его профессионального опыта среди членов педагогического коллектива, повышению качества образования. Результаты этой работы отражаются в описании опыта работы педагога, в основе которого, в первую очередь, лежит описание технологии данного опыта.

Ознакомление с опытом работы педагогов осуществляется в ходе методических совещаний, семинаров-практикумов.

Внедрение, распространение, отслеживание результатов внедрения ППО прослеживается также в организации и проведении работы по участию педагогических работников в различных творческих конкурсах, педагогических чтениях, конференциях и других мероприятиях.

Можно выделить три основных подхода к трактовке передового педагогического опыта:

1. Образец хорошей работы.

2. Деятельность, в которую воплощены выводы научных исследований или успешное применение другого опыта технологии.

3. Новаторство, свои педагогические находки, открытие нового
педагогического знания.

Чаще всего встречается первый и второй вид ППО. Он больше похож на методическую копилку, или картотеку педагогических находок, или статью о своем опыте работы. Это опыт субъективный, потому что при использовании его другим человеком можно не получить такого результата. Интересный, эффективный передовой педагогический опыт существует, поэтому его обязательно нужно изучать, обобщать и распространять. Внедрение же зависит от проблем, которые возникают у педагогов в ходе учебно-воспитательного процесса. Передовой педагогический опыт должен быть источником решения педагогической проблемы. Если есть затруднение, педагог его разрешает, создает опыт, получает результат. Положительный результат фиксируется, о нем можно рассказать другим.

Передовой педагогический опыт изучают, обобщают, распространяют. Можно выделить следующие критерии обобщения педагогического опыта:

- высокая результативность в формировании знаний, умений, навыков, уровня воспитанности, в развитии кружковцев;

- творческая новизна опыта, новаторские начинания педагога;

- длительность функционирования опыта (развивая и совершенствуя систему работы, педагог добивается стабильных высоких результатов);

- актуальность темы опыта, перспективность;

научная обоснованность, научные закономерности, принципы, лежащие в основе опыта;

- рациональный расход времени на достижение высоких результатов с помощью оригинальных методик.

Изучается опыт с помощью следующих методов:

- анкетирование, опрос, наблюдение, собеседование;

- посещениеуроков, воспитательных мероприятий, их анализ;

- изучение УМК педагога;

- изучение рабочей документации (планов);

- проведение контрольных работ, творческих работ, подтверждающих эффективность опыта.

Обобщение:

- статья о своем опыте работы (сборник статей);

- подготовка открытого занятия с подробным самоанализом;

- подготовка творческого отчета: открытое занятие или фрагмент, сообщение о своем опыте, методическая выставка педагога, проведение мастер-класса;

- проблемный «круглый стол» по теме опыта или пресс-конференция;

Распространение опыта:

- педагогический совет;

- заседание методического объединения;

- творческий отчет;

- различные конкурсы педагогического мастерства (педагог года, конкурсы методических разработок и др.);

- научно-практические конференции;

- наставничество;

- публикации в методических журналах;

- мастер-классы;

- семинары.

Что может быть опытом?

- алгоритмы учебных действий по предмету;

- технология урока или элементы технологии;

- авторская программа (учебного курса, воспитательная);

- система методических приемов (например, набор упражнений);

- эффективные средства обучения (пособия, карточки, тренажеры);

- реализация принципов обучения ;

- эффективная система оценки знаний и др.

Рекомендации по обобщению опыта

1. Внимательно следите за научно-методической литературой, ведите библиографию литературы по интересующему вас вопросу.

2. Сохраняйте и накапливайте материалы, отражающие опыт вашей работы: планы, конспекты, дидактические пособия, свои наблюдения за духовным развитием школьников. Отмечайте при этом ваши сомнения, неудачи.

3. Избирая тему для обобщения опыта, постарайтесь учесть успехи и недостатки в вашей работе и в работе ваших коллег. Целесообразно взять тему, которую вы считаете наиболее важной и нужной, и постарайтесь ее оформить как можно точнее, конкретнее.

4. Определите форму обобщения. Это может быть доклад, статья, а также систематизация методических материалов (планы, карточки, схемы), их краткое разъяснение.

5. Краткий план темы (3-4 основных вопроса), составление тезисов. Вспомните и поместите в планы факты, которые будут использованы как основание для ваших выводов. Уточните план; определите основную идею и логику изложения темы.

6. Написание доклада. Создание черновика.

7. Оцените свой практический опыт. Определите недостатки, трудности, ошибки.

8. Материал старайтесь излагать кратко, просто, логично, стройно, избегая повторений.

9. Подберите и надлежащим образом оформите приложения (схемы, карты, таблицы и диаграммы, работы воспитанников, грамоты и дипломы, списки литературы и т. д.).

Целостное описание передового опыта

1. Тема опыта.

2. Сведения об авторе: Ф. И.О., образование, педстаж (общий и в данном учреждении).

3. Сущность опыта:

- проблема массовой практики, решаемая автором;

- основная идея опыта и средства ее реализации;

- опора на современные педагогические теории;

- заимствование новаторских систем или их элементов;

- творческие находки автора;

- параметрические характеристики опыта.

4. Продуктивность (реальный вклад педагога в дело обучения, воспитания личности), т. е. какими становятся воспитанники, чем они отличаются.

5. Условия функционирования опыта.

(Тип учебного заведения, нагрузка педагога, кружковая работа, особенности учащихся, материальная база, профессиональный уровень педагога и т. д.)

6. Доступность (возможность воспроизведения в других условиях и трудности в освоении опыты).

7. Педагогическая технология: система работы педагога, последовательность действий при осуществлении учебного процесса, используемые формы учебных и внеклассных занятий, преобладающие виды учебной деятельности, приемы стимулирования, организации, контроля; алгоритмы решения конкретных педагогических ситуаций, фрагменты педагогической практики, подтверждающие все вышесказанное.

8.Перспективы применения опыта в массовой практике.





© 2010-2022