• Преподавателю
  • ИЗО, МХК
  • Статья Художественно-эстетическая деятельность как средство творческой самореализации школьников

Статья Художественно-эстетическая деятельность как средство творческой самореализации школьников

В статье раскрывается значение творческой деятельности учащихся на уроках изобразительного искусства, музыки, МХК в формировании личностного отношения как к ок­ружающим явлениям, так и к искусству. Устанавливается зависимость эстетической активность учащихся от интереса к дисциплинам соответствующего профи­ля, от уровня раз­вития психики и способности определять личное отношение к произведению, оценивать его и интер­претировать, умения выражать свои впечатления и мысли, связанные с восприятием и...
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Художественно-эстетическая деятельность как средство

творческой самореализации школьников



Творческая деятельность учащихся на уроках изобразительного искусства, музыки, МХК является формой выражения личностного отношения как к окружающим явлениям, так и к искусству. Искусство позволяет школьнику осознать себя как духовно-значимую личность, развивать способность эстетической, нравственной оценки окружающего мира, осваивать вечные ценности культуры, перенимать духовный опыт поколений. Именно в искусстве школьник приобретает опыт творческой деятельности, формирует свою индивидуальность.

Эстетическая активность учащихся зависит от интереса к дисциплинам соответствующего профиля; определяется желанием читать книги, слушать классическую музыку, созерцать произведения живописи, графики, скульптуры и т.д. Она определяется уровнем развития психики и способностью определять личное отношение к произведению, оценивать его и интерпретировать, умением выражать свои впечатления и мысли, связанные с восприятием искусства.

Ученые выявили следующие уровни художественно-эстетической деятельности. Первый уровень: познавательные интересы аморфны; мотивы самообразования и творчества отсутствуют, или их проявление ситуативно и кратковременно. Второй уровень: учащиеся проявляют интерес к изучению искусства как школьного предмета, осознают важность развития своих познавательных и творческих интересов. Для третьего уровня характерно усиление сочетания познавательного и творческого интересов.

Активность учащихся формируется и проявляется, когда создаются условия для ее появления, и это осознается школьником. Важно, чтобы перед учениками в процессе проявления эстетической активности возникали трудности, посильные и вместе с тем требующие известного напряжения, а их преодоление вызывало бы чувство успеха и удовлетворения.

Активизация познавательной и творческой деятельности учащихся в условиях изучения культуры и искусства предполагает приобретение умений, навыков восприятия и оценки художественно-эстетических явлений; обогащение эмоциональных реакций и опыта общения с искусством; накопление знаний о художественно-эстетических явлениях; овладение ценностными ориентирами в сфере вкусовых предпочтений; развитие личностных мотивов.

Эстетическое воспитание и индивидуальное развитие ученика возможно только при наличии постоянного диалога с одноклассниками, учителем, культурным текстом. Критериями диалога является проблемность учебного материала, субъективно переживаемая ситуация поиска ценностного смысла в ходе интерпретации фактов искусства.

При выполнении учебных заданий совершенствуются навыки мыслеречевой деятельности. Например, учащимся предлагается сформулировать проблемные вопросы и адресовать их автору художественного произведения или привести примеры высказываний философов, известных деятелей искусства об искусстве, наиболее созвучные вашему представлению.

Примером реализации деятельностного подхода в преподавании искусства является технология творческого проектирования. Проекты могут быть реализованы как в урочное время, на занятиях в системе дополнительного образования, так и во внеурочное время. Каждый проект имеет последовательность этапов (проблематизация, разработка проектного задания, технологическая стадия, трансляционно-оформительский этап, рефлексия), что может быть осуществлено в любом учебном заведении. Тематика проектов определяется традициями школы, социокультурными особенностями и актуальными проблемами территории. В ходе разработки индивидуального проекта ученик приобретает опыт исследовательской и художественно-эстетической деятельности. Каждый учебно-исследовательский проект - попытка разработать модель своей деятельности в какой-то области культуры. Ученикам предлагается "исполнить роль" автора произведения одного из видов искусства, или выступить в роли зрителя, слушателя, художественного критика. Он может стать также "посредником", организующим встречу автора и зрителя (выступить в роли антрепренера, куратора выставки, продюсера и т.д.). Сроки реализации проекта зависят от целей, задач и содержания работы.

Художественно-эстетическая деятельность выступает как целенаправленный процесс реализации возможностей школьников в эстетическом освоении и преобразовании окружающего мира. Она позволяет на практике осуществлять целостный подход к развитию личности, так как эстетическое развитие ученика связано с развитием и совершенствованием интеллекта, эмоций, речи, поведения, общения по поводу искусства. Отмечается повышение уровня мотивации старшеклассников, развитие их эстетической культуры и творческого воображения.

Полноценная творческая самореализация начинается с самопознания. Школьник, познающий себя, способен к объективной самооценке. Это является мощным стимулом формирования осознанной потребности в саморазвитии. Учащиеся в процессе творческого моделирования осуществляют рефлексивный анализ, который учит конструктивно относиться к удачам и неудачам. Иначе говоря, данное действие аккумулирует творческую энергию и вырабатывает осознанную потребность созидать, несмотря на возможные трудности. Художественно-эстетическая деятельность развивает в ученике самокритичность, ответственность, открытость, стимулирует творчество и созидание, вырабатывает перспективность мышления.

Литература


  1. Останина С. А. Педагогические условия формирования творческого стиля художественно-эстетической деятельности школьников в образовательном пространстве гимназии [Текст] / С. А. Останина // Молодой ученый. - 2011. - №4. Т.2. - С. 110-112.

  2. Выготский Л. С. Психология искусства. - Ростов н/Д.: изд-во " Феникс", 1998. - 480 с.


© 2010-2022