Программа кружка Изобразительного искусства ГРАФИКА

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

Художественно-эстетической направленности

«ГРАФИКА»

Программа дополнительного образования детей 11 - 17 лет

Срок реализации - 1 год

Автор/разработчик:

Педагог дополнительного образования


Смирнова Светлана Владимиовна


г. Иваново

2015-16 г.г

























Пояснительная записка

Дополнительная общеразвивающая программа «Графика»

составлена на основе:

Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

Постановление Правительства Российской Федерации от 07.03.95№233, с изменениями и дополнениями, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.02.97

Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4. 1251-03 (зарегестрировано в Минюсте 27.05.03 г. №4594).

Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного образования детей, утвержденным №212.

Примерные программы внеурочной деятельности (начальное и основной образование) // под ред. В.А.Горского - М., Просвещение, 2010

7. Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор // пособие для учителя - М., Просвещение, 2010

Направленность программы

Дополнительная общеразвивающая программа «Графика» является программой художественно-творческой направленности, предполагает кружковой уровень освоения знаний и практических навыков, по функциональному предназначению - учебно-познавательной, по времени реализации - 1 год.

Программа расчитана на 144 часа внеурочного времени.

Программа разработана на основе типовых программ по изобразительному искусству. Является модифицированной.

Новизна программы

Новизна дополнительной общеразвивающей программы «Графика» состоит в том, что в процессе обучения воспитанники получают знания о графических видах искусства, простейших закономерностях строения формы, о линейной и воздушной перспективе, композиции, а также о наиболее выдающихся мастерах изобразительного искусства, красоте природы и человеческих чувств.

Актуальность программы

Актуальность дополнительной общеразвивающей программы «Графика» обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом.

В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности.

Занятия изобразительным искусством являются эффективным средством приобщения воспитанников к изучению классических традиций в изобразительном искусстве. Знания, умения, навыки воспитанники демонстрируют своим сверстникам, выставляя свои работы.

Педагогическая целесообразность

Педагогическая целесообразность дополнительной общеразвивающей программы «Графика» объясняется формированием высокого интеллекта духовности через мастерство. Целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служат для достижения этого. Программа направлена на то, чтобы через труд и искусство приобщить воспитанников к творчеству.

Основная цель программы:

Приобщение через изобразительное творчество к искусству, развитие эстетической отзывчивости, формирование творческой и созидающей личности, социальное и профессиональное самоопределение.

Поставленная цель раскрывается в триединстве следующих задач:

воспитательной - формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру через художественное творчество, восприятие духовного опыта человечества - как основу приобретения личностного опыта;

художественно-творческой - развития творческих способностей, фантазии и воображения, образного мышления, нестандартных приемов и решений в реализации творческих идей;

технической - освоения практических приемов и навыков изобразительного мастерства (рисунка и композиции).

В целом занятия в кружке способствуют разностороннему и гармоническому развитию личности воспитанника, раскрытию творческих способностей, решению задач трудового, нравственного и эстетического воспитания.

Возраст обучающихся

Возраст воспитанников, участвующих в реализации данной образовательной программы 11 - 16 лет. Воспитанники этого возраста способны на высоком уровне усваивать разнообразную информацию о видах изобразительного искусства.

Принцип построения программы

На занятиях предусматривается деятельность, создающая условия для творческого развития воспитанников и учитывается дифференцированный подход, зависящий от степени одаренности и возраста воспитанников.

Основные дидактические принципы программы: доступность и наглядность, последовательность и систематичность обучения и воспитания, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. Обучаясь по программе, воспитанников проходят путь от простого к сложному, с учётом возврата к пройденному материалу на новом, более сложном творческом уровне.

Отличительные особенности программы

Отличие данной образовательной программы от уже существующих в этой области заключается в том, что программа ориентирована на применение широкого комплекса различного дополнительного материала по изобразительному искусству.

Программой предусмотрено, чтобы каждое занятие было направлено на овладение основами изобразительного искусства, на приобщение воспитанников к активной познавательной и творческой работе. Процесс обучения изобразительному искусству строится на единстве активных и увлекательных методов и приемов творческой работы, при которой в процессе усвоения знаний, законов и правил изобразительного искусства у школьников развиваются творческие начала.

Образовательный процесс имеет ряд преимуществ:

занятия в свободное время;

занятия организованы на добровольных началах всех сторон (воспитанники, педагоги);

воспитанникам предоставляется возможность удовлетворения своих интересов и сочетания различных направлений и форм занятия;

Формы занятий

Одно из главных условий успеха обучения и развития творчества воспитанников - это индивидуальный подход к каждому ученику. Важен и принцип обучения и воспитания в коллективе. Он предполагает сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм организации на занятиях. Коллективные задания вводятся в программу с целью формирования опыта общения и чувства коллективизма. Результаты коллективного художественного труда воспитанники находят применение в оформлении выставок творческих работ. Общественное положение результатов художественной деятельности воспитанников имеет большое значение в воспитательном процессе.

Методы занятий

Для качественного развития творческой деятельности юных художников программой предусмотрено:

Предоставление воспитанникам свободы в выборе деятельности, в выборе способов работы, в выборе тем.

Система постоянно усложняющихся заданий с разными вариантами сложности позволяет овладевать приемами творческой работы всем воспитанникам.

В каждом задании предусматривается исполнительский и творческий компонент.

Создание увлекательной, но не развлекательной атмосферы занятий. Наряду с элементами творчества необходимы трудовые усилия.

Создание ситуации успеха, чувства удовлетворения от процесса деятельности.

Объекты творчества воспитанников имеют значимость для них самих и для общества.

Воспитанникам предоставляется возможность выбора художественной формы, художественных средств выразительности. Они приобретают опыт художественной деятельности в графике и композиции. Традиционно совмещаются правила рисования с элементами фантазии.

Теоретические знания по всем разделам программы даются на самых первых занятиях, а затем закрепляются в практической работе.

Практические занятия и развитие художественного восприятия представлены в программе в их содержательном единстве.

Применяются такие методы, как:

репродуктивный (воспроизводящий);

иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала);

проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения);

эвристический (проблема формулируется детьми, ими и предлагаются способы её

решения).

Среди методов такие, как:

беседа

объяснение

лекция

конкурсы

выставки

эксперименты

групповые практические занятия

комбинированные практические занятия.

Некоторые занятия проходят в форме самостоятельной работы (постановки натюрмортов, пленэры), где стимулируется самостоятельное творчество. В начале каждого занятия несколько минут отведено теоретической беседе, завершается занятие просмотром работ и их обсуждением.

В период обучения происходит постепенное усложнение материала. Широко применяются занятия по методике, мастер-классы, когда руководитель вместе с воспитанниками выполняет графическую работу, последовательно комментируя все стадии ее выполнения, задавая наводящие и контрольные вопросы по ходу выполнения работы, находя ошибки и подсказывая пути их исправления. Наглядность является самым прямым путём обучения в любой области, а особенно в изобразительном искусстве.

Режим занятий

Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа (144 часа)

Ожидаемые результаты освоения программы:

Главным результатом реализации программы является создание каждым воспитанником своего оригинального продукта, а главным критерием оценки воспитанника является не столько его талантливость, сколько его способность трудиться, способность упорно добиваться достижения нужного результата, ведь овладеть всеми секретами изобразительного искусства может каждый воспитанник.

Воспитанники, в процессе усвоения программных требований, получают допрофессиональную подготовку, наиболее одаренные - возможность обучения в специальных профессиональных учебных заведениях.

Формы подведения итогов

Формами подведения итогов программы «Графика» являются творческие выставки:

Прогнозируемые результаты обучения


Ученик научится:

  • Понимать значение терминов: графика, композиция, художник, линия, орнамент; симметрия, асимметрия, линия, силуэт, пятно

  • Знать изобразительные основы графического искусства

  • Знать материалы и технические приёмы графики

  • Знать названия инструментов, приспособлений.

  • Пользоваться графическими материалами.

  • Различать и передавать в рисунке ближние и дальние предметы;

  • Проявлять творчество в создании работ.

  • Использовать разнообразие возможных выразительных средств изображения;

  • Понимать значение терминов: портрет, пейзаж, натюрморт, линейная и воздушная перспективы;

  • Знать правила создания экспозиций, основы прикладной графики.

  • Передавать пространственные планы способом загораживания;

  • Передавать движение фигур человека и животных;

  • Сознательно выбирать средства выражения своего замысла;

  • Решать художественно творческие задачи, пользуясь эскизом, техническим рисунком.

Содержание дополнительной общеразвивающей программы


Ценностные ориентиры содержания учебного предмета:

Приоритетная цель художественного образования - духовно-нравственное развитие воспитанниками, т. е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.

Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Прежде всего воспитанник постигает искусство своей Родины, а потом знакомится с искусством других народов.

Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого воспитанника- главный смысловой стержень курса.

Программа построена так, чтобы дать воспитанникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения воспитанникам программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.

Одна из главных задач курса - развитие у юного художника интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.

Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т.е. пропущена через чувства воспитанника, а это возможно лишь в деятельной форме, в форме личного творческого опыта. Только тогда, знания и умения по искусству становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие личности воспитанникам, формируется его ценностное отношение к миру.

Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами. Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание - проживание художественного образа в форме художественных действий. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению - основа эстетической отзывчивости. В этом особая сила и своеобразие искусства: его содержание должно быть присвоено воспитанниками как собственный чувственный опыт. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни.

РАЗДЕЛЫ ПРОГРАММЫ

«ЮНЫЙ ХУДОЖНИК»

п/п

Темы

Кол-во часов

1.

«Мир графики»

36

2.

«Основы художественной грамоты»

34

3.

«Цветная графика»

40

4.

«Книжная графика»

34

Всего:

144



ТЕМАТИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЗАНЯТИЙ

«ГРАФИКА»

п.\п.


ТЕМА

Всего

часов

«Мир графики»

1-2

Вводное занятие. Условия безопасной работы с графическими материалами и приспособлениями. Знакомство с планом работы.

2

3-4

Карандаш и его изобразительные свойства. Понятие «тон».

2

5-6

7-8

«Натюрморт из трех предметов». Карандаш

4

9-10

Одноцветная акварель - «гризайль». Тоновая растяжка.

2

11-12

13-14

«Осенний пейзаж». Гризайль

4

15-16

Тушь и ее изобразительные свойства. Линия и пятно.

2

17-18

19-20

Орнаментальная композиция. Организация плоскости.

4

21-22

Организация пространственной среды. Карандаш.

2

23-24

25-26

«Пейзаж с перспективой». Карандаш. Тушь

4

27-28

Природная форма - лист. Тоновая растяжка. Карандаш.

2

29-30

31-32

Зарисовки растений с натуры.

«Осенние листья».

4

33-34

35-36

«Осеннее настроение». Творческая работа

4

«Основы художественной грамоты»

37-38

Выполнение линий разного характера: прямые, волнистые линии красоты, зигзаг.

2

39-40

41-42

43-44

45-46

«Дворец снежной королевы». Графическая работа. Тушь.

8

47-48

Ритм геометрических форм.

2

49-50

51-52

53-54

«Натюрморт из геометрических тел». Карандаш

6

55-56

Рисующий свет. Трансформация плоскости в объем.

2

57-58

59-60

61-62

«Ваза» Светотеневой рисунок

6

63-64

Линия, штрих, тон. Пластика линий.

2

65-66

Упражнения на выполнение линий разного характера: прямые, изогнутые, прерывистые, исчезающие.

4

67-68

69-70

Натюрморт - набросочный характер рисунков с разных положений, положение предметов в пространстве. свет и тень - падающая, собственная.

4

«Цветная графика»

71-72

Цветная графика. Разнообразие графических материалов.

2

73-74

75-76

«Стихия - вода». Рисование по методу ассоциаций. Цветные карандаши.

4

77-78

79-80

«Стихия - огонь». Рисование по методу ассоциаций. Цветные карандаши

4

81-82

Монотипия и ее выразительные возможности.

2

83-84

85-86

«Отражения в воде». Цветная монотипия

4

87-88

89-90

Интерпретация явлений природы: акварель, тушь черная, заостренные палочки.

4

91-92

93-94

Дома - линиями, штрихами. Люди - силуэты.

95-96

97-98

99-100

«Город» Творческая работа.

6

101-102

Гравюра на картоне. Техника исполнения.

2

103-104

105-106

107-108

109-110

«Натюрморт с фруктами» Гравюра на картоне.

6

«Книжная графика»

111-112

Книжная графика как вид искусства.

2

113-114

115-116

117-118

«Иллюстрация к литературному произведению»

6

119-120

Шрифт. Титул. Буквица.

2

121-122

123-124

125-126

Различные виды шрифтов. Рукописные шрифты. Стилизация шрифтов.

6

127-128

Орнамент. Растительный и геометрический орнамент

129-130

131-132

«Эскиз орнамента»

133-134

135-136

137-138

139-140

«Макет книги» Иллюстрация. Шрифт. Орнамент

8

141-142

143-144

«Мой любимый литературный герой». Творческая работа

4

144


Список литературы

Герчук Ю.Я. Что такое орнамент? - М.,1998г.

Компанцева Л.В. Поэтический образ природы в детском рисунке. - М.,1985г.

Маслов Н.Я. Пленэр. - М.,1989г.

Неменский Б.М. Мудрость красоты: о проблемах эстетического воспитания. - М.,1987г.

Нестеренко О.И. Краткая энциклопедия дизайна. - М.,1994г.

Одноралов Н.В. «Материалы, инструменты и оборудование в изобразительном искусстве. - М.,1983г.

Основы декоративного искусства в школе. Под ред. Б.В. Нешумова, Е.Д.Щедрина.- М., 1981г.

Программно - методические материалы. Изобразительное искусство.Сост. В.С.Кузин.

Сокольникова Н. М. Основы живописи. Обнинск. 1996г.

Сокольникова Н. М. Основы композиции. Обнинск, 1996г.

Сокольникова Н. М. Основы рисунка. Обнинск, 1996 г.

Стасевич В.Н. Пейзаж: картина и действительность. - М., 1978г.

Энциклопедический словарь юного художника. - М.,1983г.

Материально-техническое обеспечение:

В таблице введены символические обозначения:

Д - демонстрационный экземпляр ( один экземпляр, кроме специально оговоренных случаев), в том числе используемые для постоянной экспозиции;

К - полный комплект (исходя из реальной наполняемости класса);

Ф - комплект для фронтальной работы (примерно в два раза меньше, чем полный комплект, т.е. не менее 1 экз. на двух учащихся);

П - комплект, необходимый для практической работы в группах, насчитывающих по несколько учащихся (6-7 экз.), или для использования несколькими учащимися поочередно.

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Необх.

кол-во

Примечания

В

наличии

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

2.

Примерные программы внеурочной деятельности (начальное и основной образование) // под ред. В.А.Горского - М., Просвещение, 2010

Д

3

Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор // пособие для учителя - М., Просвещение, 2010

Д

4

Авторская программа Б.М.Неменского «Изобразительное искусство», М., «Просвещение», 2012г.

Д

+

6.

Методические пособия (рекомендации к проведения уроков изобразительного искусства)

Д

Изобразительное искусство. Методическое пособие. 5-9 классы./ Под ред. Б.М.Неменского.

7.

Учебно-наглядные пособия

Ф

Д

Наглядные пособия в виде таблиц и плакатов - Д, формата А4 - Ф

8.

Портреты русских и зарубежных художников

Д

Комплекты портретов по основным разделам курса. Могут содержаться в настенном варианте, полиграфических изданиях (альбомы по искусству) и на электронных носителях

часть

9.

Схемы по правилам

рисования предметов,

растений, деревьев, животных, птиц, человека

Д


часть

10.

Мультимедийные обучающие художественные программы

Д

эти пособия должны предоставлять техническую возможность построения системы текущего и итогового контроля уровня подготовки учащихся (в т.ч. в форме тестового контроля).

часть

Технические средства обучения (ТСО)

11.

Компьютер

Д

+

12.

Видепроектор

Д

+

13.

Экран (на штативе или навесной)

Д

+

Экранно-звуковые пособия

14.

Презентации на CD /DVD дисках

Д

произведения пластических искусств в исторической ретроспективе, иллюстрации к литературным произведениям, выразительные объекты природы в разных ракурсах в соответствии с программой

+

Учебно-практическое оборудование

15.

Тушь черная

К

+

16.

Тушь цветная

К

+

17.

Фломастеры

К

+

18.

Восковые мелки

К

+

19.

Пастель

Ф

20.

Сангина

К

21.

Уголь

К

22.

Перья графические

К

+

23.

Палочки деревянные

К

+

24.

Емкости для воды

К

+

25.

Муляжи фруктов (комплект)

Д

+

26.

Муляжи овощей (комплект)

Д

+


Приложение

Календарно-тематический план

кружка «Графика»

п.\п.


ТЕМА

Всего

часов

Дата план


Дата факт


1-2

Вводное занятие. Условия безопасной работы с графическими материалами и приспособлениями. Знакомство с планом работы.

2

03.09.14

3-4

Карандаш и его изобразительные свойства. Понятие «тон».

2

05.09.14

5-6

7-8

«Натюрморт из трех предметов». Карандаш

4

10.09.14

12.09.14

9-10

Одноцветная акварель - «гризайль». Тоновая растяжка.

2

17.09.14

11-12

13-14

«Осенний пейзаж». Гризайль

4

19.09.14

24.09.14

15-16

Тушь и ее изобразительные свойства. Линия и пятно.

2

26.09.14

17-18

19-20

Орнаментальная композиция. Организация плоскости.

4

01.10.14

03.10.14

21-22

Организация пространственной среды. Карандаш.

2

08.10.14

23-24

25-26

«Пейзаж с перспективой». Карандаш. Тушь

4

10.10.14

15.10.14

27-28

Природная форма - лист. Тоновая растяжка. Карандаш.

2

17.10.14

29-30

31-32

Зарисовки растений с натуры.

«Осенние листья».

4

22.10.14

24.10.14

33-34

35-36

«Осеннее настроение». Творческая работа

4

29.10.14

31.10.14

37-38

Выполнение линий разного характера: прямые, волнистые линии красоты, зигзаг.

2

05.11.14

39-40

41-42

43-44

45-46

«Дворец снежной королевы». Графическая работа. Тушь.

8

07.11.14

12.11.14

14.11.14

19.11.14

47-48

Ритм геометрических форм.

2

21.11.14

49-50

51-52

53-54

«Натюрморт из геометрических тел». Карандаш

6

26.11.14

28.11.14

03.12.14

55-56

Рисующий свет. Трансформация плоскости в объем.

2

05.12.14

57-58

59-60

61-62

«Ваза» Светотеневой рисунок

6

10.12.14

12.12.14

17.12.14

63-64

Линия, штрих, тон. Пластика линий.

2

19.12.14

65-66

Упражнения на выполнение линий разного характера: прямые, изогнутые, прерывистые, исчезающие.

2

24.12.14

67-68

69-70

Натюрморт - набросочный характер рисунков с разных положений, положение предметов в пространстве. свет и тень - падающая, собственная.

4

26.12.14

31.12.14

71-72

Цветная графика. Разнообразие графических материалов.

2

14.01.15

73-74

75-76

«Стихия - вода». Рисование по методу ассоциаций. Цветные карандаши.

4

16.01.15

21.01.15

77-78

79-80

«Стихия - огонь». Рисование по методу ассоциаций. Цветные карандаши

4

23.01.15

28.01.15

81-82

Монотипия и ее выразительные возможности.

2

30.01.15

83-84

85-86

«Отражения в воде». Цветная монотипия

4

04.02.15

06.02.15

87-88

89-90

Интерпретация явлений природы: акварель, тушь черная, заостренные палочки.

4

11.02.15

13.02.15

91-92

93-94

Дома - линиями, штрихами. Люди - силуэты.

4

18.02.15

20.02.15

95-96

97-98

99-100

«Город» Творческая работа.

6

25.02.15

27.02.15

101-102

Гравюра на картоне. Техника исполнения.

2

04.03.15

06.03.15

103-104

105-106

107-108

109-110

«Натюрморт с фруктами» Гравюра на картоне.

8

11.03.15

13.03.15

18.03.15

20.03.15

111-112

Книжная графика как вид искусства.

2

25.03.15

27.03.15

113-114

115-116

117-118

«Иллюстрация к литературному произведению»

6

01.04.15

03.04.15

08.04.15

119-120

Шрифт. Титул. Буквица.

2

10.04.15

121-122

123-124

125-126

Различные виды шрифтов. Рукописные шрифты. Стилизация шрифтов.

6

15.04.15

17.04.15

22.04.15

127-128

Орнамент. Растительный и геометрический орнамент

2

24.04.15

129-130

131-132

«Эскиз орнамента»

4

29.04.15

01.05.15

133-134

135-136

137-138

139-140

«Макет книги» Иллюстрация. Шрифт. Орнамент

8

06.05.15

08.05.15

13.05.15

15.05.15

141-142

143-144

«Мой любимый литературный герой». Творческая работа

4

20.05.15

22.05.15





© 2010-2022